Урок по социально-бытовой ориентировке: "Универсальные и специализированные промтоварные магазины"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Рощина Анастасия Ивановна

Урок по СБО в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

7 КЛАСС

ТЕМА:

«Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их назначение».

        

Учитель СБО:

Рощина А.И.

2011-2012

Цель: ознакомить обучающихся с особенностями универсальных и специализированных промтоварных магазинов.

Задачи:

образовательные:

  1. ознакомить обучающихся с особенностями универсальных и специализированных промтоварных магазинов, их назначением;
  2. научить обучающихся различать универсальные и специализированные магазины;

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции  мышления через анализ и сравнение разных видов магазинов.
  2. Способствовать коррекции и развитию памяти через многократное повторение нового материала.
  3. Способствовать коррекции произвольного внимания при выполнении творческой работы.
  4. Способствовать коррекции речи через использование словесных методов обучения.
  5. Способствовать обогащению словаря и введению новых слов в ответы обучающихся.

 воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
  2. Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища.
  3. Воспитывать культуру поведения, культуру речи.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядное пособие: карточки-задания «Отгадай ключевое слово», карточки с изображением товаров, цветная бумага, клей, презентация.

Методы обучения:

словесные (рассказ-беседа);

наглядные (презентация, сюжетные изображения)

практические (самостоятельная работа обучающихся

Ход урока

  1. Организация начала урока

Цель: психологический настрой обучающихся на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели? (да)

А теперь  вперед – за дело.

- Кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Молодцы!

2. Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить обучающимся новую тему, поставить перед ними цель урока.

   - Ребята, сегодня мы будем изучать тему: «Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их назначение».

   - На первый взгляд тема урока может показаться вам непростой, поскольку содержит в своем названии сложные слова: «универсальные», «специализированные», «промтоварные».

  - Но если мы с вами постараемся, как следует, в ней разобраться, то вы поймете, что эта тема гораздо проще, чем нам кажется на первый взгляд.

 - Сегодня на уроке:

Мы вспомним, что такое магазин, что такое товар.

Мы узнаем особенности универсальных и специализированных промтоварных магазинов.

3.Повторение пройденного материала

Цель: повторить материал, изученный в прошлом году.

- Прежде чем мы начнем изучать эту тему, давайте вспомним, о чем мы говорили в прошлом году, изучая раздел  «Торговля».

- Ребята, подумайте, что такое магазин?

(ответы обучающихся)

Магазин – это специально оборудованное здание (или часть здания), предназначенное для продажи товаров.

- Ребята,  а что такое товар?

(ответы обучающихся)

- Молодцы!

- Товар – это любой продукт, любая вещь, продаваемые в магазине.

На этом слайде вы видите изображения некоторых видов товаров: диваны, книги, обувь, продукты питания, цветы и т.д.

На самом деле существует огромнейшее разнообразие различных товаров. Но, несмотря на это, всё многообразие товаров объединяют в 2 группы.

- Какие группы товаров вы знаете?

(ответы обучающихся)

К первой группе относятся все продукты питания. Это продукты, которые мы употребляем в пищу или используем при приготовлении пищи. Их иначе называют продовольствием или продовольственными товарами.

- Приведите примеры продовольственных товаров.

          (ответы обучающихся)

- Как называют магазин, в котором продаются продовольственные товары?

С этим видом магазина мы знакомились с вами в прошлом году.

 - Вторую группу составляют промышленные товары. К ним относятся предметы, которые окружают нас повсюду.

- Приведите примеры промышленных товаров.

(ответы обучающихся)

- Как называют магазин, в котором продаются промышленные товары?

Промышленные товары продаются в промышленных магазинах, сокращенное название промтоварные магазины. Именно знакомству с промтоварными магазинами посвящен наш сегодняшний урок.

Обобщение: Ребята, вы молодцы. Вы знаете, что такое товары, где они продаются, умеете различать виды магазинов.

4. Физкультминутка        

Цель: ослабить умственное и нервное напряжение обучающихся.

 - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть  с пользой для своего организма. Проведем физкультминутку.

           Раз – подняться, потянуться,

           Два – согнуться, разогнуться.

           Три – в ладоши три хлопка,

           Головою три кивка.

           На четыре – руки шире,

           Пять – руками помахать,

           Шесть – за парту тихо сесть.

Молодцы, ребята!

5.Изложение нового материала

Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.

- А сейчас приступаем к изучению новой темы: «Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их назначение».

- Открывайте тетради. От предыдущей темы отступите 4 клетки и запишите сегодняшнее число 16 февраля 2012 год и тему урока: «Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их назначение».

  - Все записали?

- Давайте посмотрим, какие бывают промтоварные магазины.

- Промтоварные магазины бывают:

  1. универсальные
  2. специализированные

В универсальных промтоварных магазинах продаются товары разных групп, например, одежда, обувь, косметика, игрушки, канцтовары, постельные принадлежности.

В специализированных промтоварных магазинах продаются товары одной группы, например, только одежда, только обувь, только игрушки.

(запись в тетрадь)

- Посмотрите, пожалуйста, на это изображение и постарайтесь определить какой это магазин. Почему вы так считаете?

(ответы обучающихся)

- Правильно, ребята. Это изображение универсального магазина, поскольку мы видим, что в нем продаются товары разных групп: сантехника (унитазы, умывальники), бытовая химия (стиральные порошки, жидкости для мытья посуды, мыло), лакокрасочная продукция, строительные материалы (пенопласт, утеплители) и многое другое.

Если универсальный магазин очень крупный, то его называют универмагом.

Универмаг – это крупный магазин, расположенный в отдельно стоящих зданиях или торговых центрах.(запись определения в тетрадь)

Рассмотрим основные черты универмага

1. За счет широкого разнообразия товаров разных групп у покупателей есть возможность приобрести все необходимые товары в одном магазине.

   - Как вы считаете, является ли эта черта преимуществом (достоинством) универсального магазина? Положительная ли это черта?

       (ответы обучающихся)

   - Правильно. Приобретая все необходимые товары в одном магазине, мы упрощаем и ускоряем процесс покупки. Ведь нам не нужно оббегать кучу других магазинов в поисках нужных товаров.

2. Небольшой выбор товаров конкретной группы.

- Внимательно, посмотрите на этот слайд и скажите, какая проблема может возникнуть у покупателя при выборе товара конкретной группы?

       (ответы обучающихся)

- Правильно, ребята. В универсальном магазине мы не всегда сможем подобрать тот товар, который нам действительно нравится, который нас устраивает по стоимости, потому что выбор этого товара невелик.

3. В универсальном магазине получить профессиональную консультацию о товаре практически невозможно.

   - Как правило, руководство магазина мало внимания уделяет вопросам обучения продавцов. Поэтому, покупая товар в универсальном магазине, мы чаще всего надеемся на свою интуицию, на мнение наших друзей, нежели на профессиональный совет продавца.

  - Ребята, посмотрите, внимательно на это изображение. Здесь мы видим универсальный магазин. Только его сокращенное название не универмаг, а -  универсам. Как вы считаете, какой магазин называют универсамом.

Универсам – это универсальный магазин, в котором применяют самообслуживание и продажу товаров с их открытой выкладкой 

               (запись определения в тетрадь)

- Ребята, как вы считаете, что такое самообслуживание в магазине?

              (ответы обучающихся)

-  Покупатель самостоятельно выбирает, что ему нужно, а затем оплачивает на кассе при выходе из магазина.

Переходим к знакомству с особенностями специализированных магазинов.

Специализированные промтоварные магазины. Мы с вами выяснили, что в специализированных магазинах продаются товары одной группы. На этом слайде  изображено несколько примеров специализированных промтоварных магазинов.

Книжный магазин

- Ребята, как вы думаете, что продается в книжном магазине?

         (ответы обучающихся)

- Правильно. В книжном магазине продается большое количество разнообразных книг: учебники, словари, энциклопедии, сказки, стихи, детективы и т.д.

Спортивный магазин

- Что мы можем купить в спортивном магазине?

          (ответы обучающихся)

- Правильно, ребята. В спортивном магазине можно купить весь необходимый для занятий спортом инвентарь.

Мебельный магазин

- Как вы думаете, что можно купить в мебельном магазине?

      (ответы обучающихся)

- Правильно. В мебельном магазине большой выбор мебели для отдыха: кровати, диваны, кресла; для работы: столы, стулья; для хранения вещей: шкафы, стеллажи, тумбы; мебель для кухни: кухонные гарнитуры.

Мир одежды

- Что мы можем купить в магазине «Мир одежды»?

(ответы обучающихся)

- Верно. В магазине «Мир одежды» представлен большой выбор женской, мужской, детской одежды.

Детский мир

- Ребята, скажите, что продается в магазине «Детский мир»?

            (ответы обучающихся)

- Верно, ребята. В магазине «детский мир» можно купить самые разнообразные игрушки для детей разных возрастов.

Магазин «Авто»

- А что продается в магазине под названием «Авто»?

(ответы обучающихся)

- Правильно. В магазине «Авто» продаются запасные части, масла, жидкости, спреи и многое другое для автомобиля.

 - Ребята, скажите, пожалуйста, а что помогает нам так верно определить, какие группы товаров продаются в том или ином магазине?

 (ответы обучающихся)

-Название магазина помогает покупателю определить, какие товары в нем продаются.

- А сейчас давайте попробуем разобраться в основных чертах специализированного магазина, в его достоинствах и недостатках.

1. В специализированных магазинах представлен большой выбор конкретной группы товаров.

   - Рассмотрим пример поиска вазы в специализированном магазине. Мы видим, что в специализированном магазине действительно представлен широкий выбор ваз на любой вкус.

   - Едва ли мы сможем уйти из магазина, так и ничего для себя не подобрав. Поскольку в специализированном магазине по продаже ваз вазы отличаются  друг от друга по форме, цвету, материалу, из которого они изготовлены, стилю, в котором выполнены. Помимо этого  стоимость товара  тоже разная на любой достаток: от дешевых, средних до очень дорогих.

2. В специализированных магазинах существует индивидуальный подход к каждому покупателю.

Придя в такой магазин, мы знаем, что не останемся без внимания продавца, который при необходимости обязательно даст грамотную консультацию при выборе товара.

- Но, конечно же, не бывает и без недостатков.

1. Ограниченный круг покупателей.

     Несмотря на то, что в специализированных магазинах  представлен широкий выбор товаров конкретной группы, всё же круг покупателей ограничен.

- Как вы считаете, почему круг покупателей ограничен?

   (ответы обучающихся)

- Совершенно верно.

Круг покупателей в специализированных магазинах ограниченный. Поскольку товар, который представлен в магазине, нужен и интересен далеко не всем покупателям.

- Скажите, пожалуйста, кто из покупателей пойдет в магазин «Всё для рыбалки» и будет там совершать там покупки?

     (ответы обучающихся)

- Правильно, только те покупатели, которые увлекаются рыболовством.

- Кто из покупателей пойдет в магазин «Всё для спорта»?

     (ответы обучающихся)

- В магазин «Всё для сада» пойдут те покупатели, которые занимаются разведением сада или огорода.

    Ограниченный круг покупателей в специализированных магазинах и по другой причине.

- Посмотрите на эти картинки и скажите, кто будет совершать покупки в магазинах с такими названиями «Свадебный салон «Вера», магазин «Всё для ремонта»?

       (ответы обучающихся)

- В эти и другие похожие магазины мы ходим только тогда, когда товар, который они предлагают, оказывается нужным нам только в каких-то случаях. 

2. Количество специализированных магазинов ограничено, поэтому обычно посещение такого магазина – это специально запланированная поездка в город, где специализированных магазинов больше.

   - Конечно, это не всегда удобно, не всегда возможно. Ведь на поездку мы тратим время, деньги, используем свой автотранспорт или пользуемся услугами извозчиков.

6. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить в памяти обучающихся  полученные знания; добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.

   - Мы познакомились с основными особенностями универсальных и специализированных промтоварных магазинов.

   - А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Творческая работа в парах «Витрина магазина».

Для этого мы проведем творческую работу в парах под названием «Витрина магазина».

Каждая пара получает набор картинок с изображением различных товаров и альбомный лист с названием магазина.

Ваша задача: на альбомном листе из предложенного набора картинок  с помощью клея оформить витрину магазина. Обратите внимание на то, что некоторые картинки могут оказаться лишними.

После выполнения задания один человек от пары расскажет нам о своем магазине: название магазина, перечислить товары, которые продаются у вас.

(рассказ обучающихся о магазинах)

- Молодцы! Все витрины ваших магазинов получились яркими и привлекательными для покупателей. Такие витрины помогут покупателям быстро сориентироваться среди большого количества магазинов, поэтому они быстрее смогут купить необходимую вещь.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Лишний предмет»

Задание следующее: назовите товар, который нельзя купить в магазине под названием:

    Хозяйственный магазин (мыло, юбка, губка, таз, ведро)

   Магазин «Инструменты» (отвертка, дрель, вилка, лобзик, молоток)

   Книжный магазин (словари, буквари, стиральный порошок, открытки)

   Зоомагазин (аквариум, клей, ошейник, клетка, кормушка, карандаш)

   Магазин «Авто» (колесо, пила, глушитель, руль, фильтр)

  - Молодцы, ребята, справились с заданием.

Работа со слайдами

  1. Внимательно посмотрите на изображения и скажите, где лучше купить краску для стен? Почему?
  2. Где лучше купить велосипед? Почему?
  3. Предположите, как называется этот магазин? Почему?

Обобщение:

- Ребята, с какими видами магазинов мы сегодня познакомились?

- Какое назначение универсальных магазинов?

- Какое назначение специализированных магазинов?

Молодцы!

7. Подведение итогов урока

Цель: способствовать снижению функциональной активности организма обучающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»

В ходе  урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о  допустимых формах приветствия старших и сверстников....

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. 7 класс

Дать понятие учащимся об универсальных и специализированных промтоварных магазинах, познакомить с их отделами и назначением....

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке. Тема урока: Крупы. Приготовление каши.

продолжать знакомить учащихся с основами здорового питания...

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...