О необходимости оказания комплексной помощи детям с ЗПР в коррекционных классах 7 вида.
статья по теме

Оказание комплексной помощи детям с ЗПР в коррекционных классах 7 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

О необходимости оказания комплексной помощи детям с ЗПР в коррекционных классах VII вида.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема стойкой неуспеваемости учащихся.

При анализе причин школьной неуспеваемости учащихся выявляется группа детей с первично сохранным интеллектом, но не справляющихся с программой. Понятия «школьная неуспеваемость» и «трудности в обучении» тесно связаны с понятием «задержка психического развития» (ЗПР). Из 1971 ребенка, обследованного за период с 2008 по 2011 учебный год на психолого-медико-педагогической комиссии, 818 детям (41,3%) поставлен диагноз ЗПР различного происхождения. Задержка психического развития является сложным полиморфным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Независимо от причин возникновения дети с ЗПР характеризуются низкой познавательной активностью и, следовательно, недостаточно развитой мотивацией, быстрой истощаемостью при интеллектуальной деятельности, резким колебанием работоспособности, слабой волевой регуляцией поведения, незрелостью эмоций.

         Данная категория детей нуждается в психолого – педагогическом и медицинском сопровождении, которое подразумевает помощь и поддержку ребенка в процессе его интеграции в  образовательную среду. Адекватные их особенностям условия обучения и воспитания, позволяющие предупредить затруднения, возникающие у школьников в освоении общеобразовательных программ, и в целом дезадаптацию в  условиях образовательного учреждения, призвана обеспечить организация специальных коррекционных классов VII вида.

Индивидуальное развитие ученика значимо на всех ступенях обучения, но особенно велика его роль в начальных классах, когда закладывается фундамент усвоения знаний и формирования навыков. Но, несмотря на то, что наблюдается тенденция по увеличению количества детей с ЗПР, некоторые руководители образовательных учреждений придерживаются точки зрения, что открытие коррекционных классов нецелесообразно. В Кунгуре на начальной ступени обучения открыты всего 9 классов (1класс – 2, 2класс -3, 3 класс – 3, 4 класс – 1) с общим количеством 105 человек, т.е. только 5,3% детей получают систематическую целенаправленную психолого – педагогическую помощь. Остальные же дети остаются один на один со своими трудностями, без помощи взрослых ребенку с ЗПР трудно справиться с помехами, тормозящими успешное освоение знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности. Мы считаем, что необходимо открывать данные классы на I ступени и, при необходимости, на II ступени обучения для того, чтобы все дети с ЗПР смогли получать комплексную помощь специалистов (учителя, логопеда, психолога, врача).

Приоритетные направления  коррекционно- развивающей помощи детям с ЗПР.

На фоне сегодняшней социокультурной ситуации проблема коррекции в  развитии детей является предметом повышенного внимания. Все возрастающая общественная тревога за судьбы  «детей группы риска» заставляет нас, учителей МАОУ «Центр диагностики и консультирования», фокусировать свое внимание не только на проведении диагностического обследования с целью выявления знаний ребенком программного материала за время обучения, но и на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой, на оказание помощи данной категории детей через проведение индивидуальных коррекционных занятий. Дети, которые не получают помощь в образовательных учреждениях, обращаются к нам в центр. За последние 3 учебных года 62 детям была оказана индивидуальная коррекционно-развивающая помощь. Из них 59 (95.2%) детей имеют ЗПР. Как показывает педагогическая диагностика, дети в большей степени испытывают сложности при обучении чтению и письму.

  Можно выделить приоритетные направления работы с данной категорией детей.

1.Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Совершенствование пространственно- временных ориентировок .

В пособии  Ундзенковой А.В.,  Колтыгиной Л.С. «Графемика»  [   ]  представлены упражнения для развития графомоторных навыков: взаимоконтроля глаза и руки, укрепление мелких мышц пальцев, соблюдение последовательности направлений при выполнении элементов букв, переноса  контуров предметов на разные расстояния,  на  развитие  скорости мыслительной трансформации – речевая игра «Звукослов», упражнения на графофонематическую трансформацию.

 Пособие  Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»  [   ] является сборником упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

2.Развитие орфографической зоркости, самоконтроля.

В пособии  Агеевой И.Д. «Художник – грамотей»   [   ]   представлены графические задания с самоконтролем. В пособии реализован дифференцированный подход к обучению - предусмотрены задания пяти уровней сложности: для хорошо читающих, читающих, читающих по слогам, знающих буквы и не знающих букв детей.

Книга  Узоровой О.В.,  Нефедовой Е.А. «300 заданий и упражнений по русскому языку» [   ] в занимательной и доступной форме поможет учащимся разобраться в трудностях орфографии, восполнить пробелы и выработать навыки грамотного письма. .

3. Формирование связной речи. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

В практическом пособии  Кондраниной Т.И. «Русский язык» [   ]  дан разнообразный материал для выработки у учащихся навыков орфографии, развитие связной речи и совершенствование ее культуры.

3. Расширение «поля зрения» ребенка.  Развитие навыков техники чтения.

В книгу  Костроминой С.Н.,  Нагаевой  Л.Г.«Как преодолеть трудности в обучении чтению» [   ]  включены упражнения и задания для практической работы по выявлению и преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения чтению.

Книга Эдигей В.Б. «Увлечение чтением» [    ]– это уроки развития мышления и техники чтения. Она способствует решению важной проблемы: повышение скорости мышления в процессе чтения.

Благодаря целенаправленной коррекционно-развивающей работе у 56 (94,9%)  детей наблюдается положительная динамика. Практика работы в МАОУ «ЦДК» и поиски новых методов и приемов  доказывают, что добиться успеха в коррекционной работе с детьми можно, если правильно установить причину возникших трудностей обучения, своевременно прийти на помощь, придерживаться личностно-ориентированного подхода к ребенку при организации ИКЗ.

Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Графемика.- Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2006.- 128с.

 Ткаченко А.Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 32с.

 Агеева И.Д. Художник-грамотей: Занимательные графические задания с самоконтролем по курсу русского языка начальной школы -М.: ТЦ Сфера, 2001.-64с.

Узорова О.В.,  Нефедова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. – М: ООО Издательство Астрель», 2001.- 272 с.:ил.

 Кондранина Т.И. Русский язык - М: ООО «ИЗДТ-ШКОЛА» ООО «РАЙЛ», 1998.-138с

 Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 1999.-240с.

Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления т техники чтения. 3.1. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. -112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако в современном обществе при более пристальном рассмотрении оказывается, что это д...

Оказание психологической помощи детям среднего и старшего школьного возраста, участникам конкурсов различной направленности

Участие ребенка в конкурсе  - очень ответственный и волнительный момент. Волнение, переживание, эмоциональное напряжение всегда имеет определенное объяснение. В статье представлены методы и прием...

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Особенности оказания первой помощи детям

Особенности оказания первой помощи детям...

Сертификат участника областной конференции «Партнерство социальных и муниципальных организаций для оказания комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами»

Сертификат участника областной конференции «Партнерство социальных и муниципальных организаций для оказания комплексной помощи семьям с детьми-инвалидами»...

Опрос для родителей "О необходимости оказания психологической помощи"

Опрос для родителей,  для изучения мнения о необходимости оказания психологической помощи в школе....

Организация работы по оказанию логопедической помощи детям с билингвизмом.

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом региона, в нашу общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Уровен...