Мы - будущие первоклассники
консультация на тему

Плахова Елена Ивановна

 

ГБДОУ д./с.№ 33 Приморского района Санкт-Петербурга

 
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
 
Плахова Е.И.
 
Мы — будущие первоклассники
 
Рекомендации учителя-дефектолога родителям
 
 
Уважаемые родители!
 
Наступивший год является последним годом пребывания детей в дошкольном учреждении, впереди школа, новые волнения и заботы.
Давайте постараемся, чтобы наши дети вышли из стен детского сада как можно лучше подготовленными к дальнейшему обучению. Время для совместной работы ещё есть.
 
Определим задачи: подготовка к обучению грамоте;
подготовка руки к письму;
развитие связной речи;
формирование элементарных
математических представлений;
 
Рекомендуемые мной упражнения для занятий дома способствуют
мобилизации внимания, развивают усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, формируют грамотную фразовую речь.
 
 
Подготовка к обучению грамоте.
 
Детям нужно уметь:
 

1. Составлять предложения из двух и более слов по действиям с игрушками и сюжетным картинкам. Уметь распространять и сокращать предложения.

     
    Пример: Маша рисует.
    Маша рисует дом.
    Маша рисует высокий дом.
    Маша рисует карандашом высокий дом.
     

    2. Определять количество слов в предложении и место каждого из них. При назывании слов можно зажимать палец на руке или класть счётную палочку на стол. Это облегчает задание.

     

      Пример: Маша рисует высокий дом.
      - - - -
       
      Работу можно выполнить в противоположном варианте: со словом -дом -
      составить предложение, в котором количество слов равно количеству палочек или вспомнить изначальное предложение.
       
      1. Делить слова на слоги (части), определять количество их в слове.
       
      Пример: Ма-ша ри-су-ет вы-со-кий дом.
       
      Рекомендую произнесение каждого слога сопровождать
      хлопком в ладоши или каким-либо действием, способствуя
      тем самым согласованию речи с движением.
       
      1. Определять первый звук в словах и слогах, называть слова на

        заданный звук.

      2. Соотносить звуки с буквой.

         

       

      Говоря о периоде подготовки ребёнка к грамотной красивой речи, нужно иметь ввиду тренировку не только артикуляционного аппарата, но и тренировку мышц пальцев рук. Пока пальчики не «станут ловкими», речевые возможности останутся не полностью раскрытыми, так как «Речь — это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга» (физиолог Павлов И. П.) Итак, развиваем мелкую моторику.

       

         
        Подготовка руки к письму.
         
        Учим ребёнка:
         

        1.Застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии. Владеть навыками

        шнуровки.

        2.Выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию.

        Соотносить свои движения с речевым сопровождением.

         

        Пример:

        «Пирог»

        Падал снег на порог.

        (дети медленно опускаю ладони на стол)

        Кот слепил себе пирог.

        (прижимая ладонь к ладони, показывают,

        как лепят пирог.)

        А пока лепил и пёк,

          Ручейком пирог утёк.
          (бегут пальчиками обеих рук по столу.)
          Пирожки себе пеки
          Не из снега — из муки.
          (опять показывают, как пекут пирог.)
           
          1. Проводить пальцами и карандашом плавные непрерывные линии

            на плоскости слева направо и сверху вниз от и до определённой точки, а также извилистые и ломаные линии разной сложности, не

            отрывая карандаш от бумаги.

          1. Штриховать изображения простых предметов в разных направлениях.
          2. Ориентироваться на листе бумаги. Уметь определять правые и левые верхние и нижние углы, середину листа. Правильно располагать рисунок на плоскости.
          3. Ориентироваться в тетради в клетку: обводить клетки, считать их, продолжать геометрический рисунок, проводить горизонтальные и вертикальные линии.
          4. Раскрашивать сюжетный рисунок карандашами, не выходя за контур, вырезать фигуры ножницами по прямым и кривым линиям;

          Пластилиновая чашка, пластилиновое блюдце.

          Хорошо играть мне с ними, ведь они не разобьются.

          складывать лист бумаги пополам, вчетверо с точным

          совмещением уголков и фиксацией пальцами линии сгиба.
           
          Пластилин даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка. Во время работы можно слушать сказки.
           
          Кусочки пластилина катает наша Зина:
          Шарики, колбаски, и оживают сказки.
          Пальчики стараются, лепят, развиваются.
           
          Из пластилина овощи, из пластилина фрукты.
          Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
           
           
           
          Развитие речи
           
          Ребёнок, поступающий в школу, должен:
           
          1. различать и называть предложения, слова, слоги;
          2. делить слова на слоги;
          3. уметь согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;
          4. подбирать синонимы и антонимы;
          5. пересказывать знакомые сказки и рассказы;
          6. составлять рассказы и сказки по картинке, серии картинок.
           
           
           
          Формирование элементарных
          математических представлений
           
          Геометрические фигуры
           
          Дети должны уметь:
           
          1. различать геометрические фигуры и форму предметов: круглую, треугольную, овальную, четырёхугольную;
          2. делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части;

             

          Величина

           
          Дети должны уметь:
           
          1. сравнивать предметы равные и разные по величине

            (длине, ширине, высоте);

          2. выражать словами, какой предмет больше, меньше, длиннее,

            короче, выше, ниже, шире, уже;

          3. сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
          4. измерять длину предметов с помощью условной мерки;
           
           
          Время
           
          Нужно уметь:
           
          1. различать и называть части суток, их последовательность;
          2. понимать значения понятий — вчера, сегодня, завтра;
          3. знать дни недели и их последовательность;
          4. последовательно называть времена года, месяцы;
           
           
          Количество и счёт
           
          Дети должны знать:
           
          1. состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
          2. состав чисел из двух меньших;
           
          Дети должны уметь:
          1. называть числа первого десятка в прямом и обратном порядке;
          2. соотносить цифру и количество предметов;
          3. сравнивать числа в пределах 10;
          4. уравнивать неравное количество предметов двумя способами

            (добавить, убрать);

          5. уметь пользоваться знаками действий плюс (+), минус (-), равно(=);
           
           
          Удачи в работе!

          По теме: методические разработки, презентации и конспекты

          Опыт работы группы "Будущий первоклассник" на базе общеобразовательной шкоы.

          В целях  обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, обеспечения при поступлении в школу равных стартовых возможностей детям из разных слоев общ...

          Родительское собрание будущих первоклассников

          http://ru.calameo.com/read/000498519cc5a4043762a?editLinks=1...

          Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

          Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

          Родителям будущих первоклассников

          Родители могут познакомиться с речевыми умениями и навыками детей 7-ого года жизни....

          "Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

          "Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

          Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

          Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

          Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

          Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...