Упражнения для развития мышц лица
консультация по теме

Минеева Юлия Александровна

Упражнения в значительной степени способствуют активизации мышц лица и применяются в случаях, когда  традиционная артикуляционная гимнастика не приносит желаемого результата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                         Развитие круговой мышцы рта.

  1. Сомкнуть губы и надуть щёки, после чего прижать к щекам кулаки и медленно выдавливать воздух через  сжатые губы (2 варианта выдоха – через центр губ и через углы губ).
  2. При сомкнутых губах ребенок надувает либо правую, либо левую щеку и медленно выдувает воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
  3. Надувать воздух под верхнюю губу,  под нижнюю.
  4. Накусывать верхнюю губу,  нижнюю губу.
  5. Вытягивать  нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывать нижнюю. 
  6. Ребёнок вытягивает нижнюю губу, охватывает  ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производит сильный выдох в направлении носа.
  7. Ребенок верхней губой охватывает нижнюю и через щель между верхней и нижней губами производит сильный выдох в направлении подбородка.

Дети учаться свистеть при определенном укладе губ.

  1. Дуть на легко перемещавшийся предмет.
  2. Удерживать между губами полоски клеенки в течение 3-5 мин во время игры, выполнения домашних заданий т.п.
  3.  Набирать в рот воды и удерживать её, не проглатывая и не разжимая губ. 
  4.  Выливать воду с напряжением из ротовой полости через правый или через левый угол рта.
  5.   Закладывать согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивать их, сжимая  

       губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

  1.  Применяются ватные валики: небольшие ватные валики закладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребёнок смыкает губы и произносит ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], (Например, «Белые облака бегут по голубому небу»).
  2.  Используется силиконовая соска-пустышка: ребенок совершает всасывающее движение и пытается удержать соску губами, педагог за кольцо-держатель медленно вытягивает соску из ротовой полости ребенка.

Используется небольшая  овальная пластмассовая загубная часть соски-пустышки (сама соска при этом удалена). Загубная часть соски помещается в предверие ротовой полости ребенка и удерживается сомкнутыми губами. Педагог или сам ребенок за кольцо-держатель пытается вытянуть ее из ротовой полости.

  1.  Пипетка с водой: резиновая часть пипетки помещается между губами ребенка. Ребенок, сжимая губы, пытется удалить воду.

 Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.

  1. Выдвигать нижнюю челюсть вперёд  до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливаются впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается около 10 сек, затем медленно занимает исходное положение. То же упражнение ребёнок выполняет с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
  2. Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, –  прикусывание палочки. Палочка с надетой на нее резиновой трубкой прокладывается между боковыми зубами ребёнка и удерживается в таком положении. Ребёнок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.
  3. Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.

  1. Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти:

а) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;

б) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;          

в) координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога  в горизонтальной плоскости соответствовают смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяют открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.

  1. Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
  2. Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
  3. Специалист располагает большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производит

легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытается  преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

Упражнения на развитие мышц речевого аппарата.

В данном разделе опубликованы упражнения для развития мышц речевого аппарата....

Упражнения для развития мышц, рук, ног и туловища без предметов.

Упражнения для развития мышц, рук, ног и туловища без предметов....

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц. головы и шеи, мышц лица, губ и языка", " Самомассаж рук и ушных раковин"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....

Информационные буклеты для родителей ,Самомассаж мышц головы и шеи. мышц лица, губ и языка" , " Самомассаж рук и ушных раковин""

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным....

Упражнения для развития мышц языка

Упражнения для развития мышц языка...