Логопедическое обследование готовности к школьному обучению.
методическая разработка по теме

 

         Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом. Очень важно на ранних этапах речевого развития выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и постараться их преодолеть до его обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование готовности к школьному обучению

        Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом. Очень важно на ранних этапах речевого развития выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и постараться их преодолеть до его обучения грамоте.

        Исследованию подлежат следующие стороны речевого развития:

  1. правильное звукопроизношение,
  2. звуковой анализ слов,
  3. состояние фонематического слуха,
  4. активный и пассивный словарный запас,
  5. сформированность грамматического строя речи,
  6. владение связной речью.

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Для обследования звукопроизношения ребёнку предлагается набор предметных картинок с изображением предметов, имеющих свистящие, шипящие, сонорные звуки в различных позициях: в начале слова, в середине, в конце.

Например:

С  - Сук, коСа, автобуС;

СЬ – Сетка, оСёл, гуСь;

З  - Зонт, коЗа;

ЗЬ- Земляника, обеЗьяна;

Ц  - Цапля, кольЦо, огуреЦ;

Ш  - Шуба, шиШка, дуШ.

Исследование  фонематического слуха

Для проверки правильного произношения парных звонких и глухих согласных звуков предлагается следующий набор картинок:

П – Б        ПОЧКА – БОЧКА

К - Г         КОРКА – ГОРКА

С  -З         САЙКА - ЗАЙКА

Т—Д        ТОЧКА – ДОЧКА

Ф  -В        ФАНЯ –   ВАНЯ

Ш  -Ж       САША  - САЖА

           Звуковой анализ слов.

Для письменного воспроизведения любого слова ребёнок должен не только различать все составляющие звуки слова, но и владеть их последовательным написанием, а значит владеть звуковым анализом слов.

1. Выделение звука на уровне слова.

Ребёнку предлагается определить, есть ли в предъявляемых ему на слух словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове роза?».

2. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце. Например: «Определить место звука Ш в слове шум,  мышка,  душ».

3. Выделение звука из начала и конца слова. Сначала предлагается выделить ударный гласный звук, для чего ребёнок должен ответить на такие вопросы: «Какой первый звук в слове астра?». А в словах: улица, утка, азбука, улей, осень, озеро.

Какой последний звук в словах: окно, метла, весна, кенгуру, луна, зима.

        Затем даётся задание на выделение согласного звука из начала и конца слова, например: «Какой последний звук в слове лук?» А в словах: мак, шар, слон, шкаф. «А какие первые звуки в этих же самых словах?» Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов.

        Словарный запас

        Для исследования словарного запаса применяются специальные приёмы, позволяющие выявить состояние активного и пассивного словаря.

- название предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

- обобщающие слова для группы однородных предметов;

- подбор признаков к определённому предмету;

- подбор возможных действий к предмету;

- подбор предметов к заданному действию;

- подбор синонимов (слов, близких по значению);

- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

       Исследование грамматического строя речи.

        Сформированность грамматического строя речи важна потому, что даже достаточно словарный запас не решает полноценности связной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения, связанные высказывания, поскольку только при этом условии можно достаточно выражать свои мысли. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

        Для исследования грамматического строя речи используются следующие задания:

- образование множественного числа имён существительных (стол - столы);

- образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (большой ключ, а маленький - ключик);

- согласование прилагательных существительными (трава какая? - зелёная);

- согласование существительных с числительными (три шара, а пять -шаров);

- употребление предлогов (где лежит книга? – книга лежит на столе);

- образование глаголов при помощи приставок (в дом входят, а из дома - выходят);

- образование относительных и притяжательных прилагательных (хвост у зайца – заячий, сумка из кожи - кожаная).

        Владение связной речью.

        Умение построить рассказ, последовательно изложить мысль, установить связи между событиями – всё это очень важно для ответов на уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Для исследования связной речи используются следующие виды заданий:

- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

- пересказ просмотренного мультфильма;

- рассказ о событиях прошедшего дня;

- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

- продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

- составление рассказа по данному его концу (что было до этого?) и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

Статья посвящена вопросу подготовки к школе дошкольников с ОНР....

Влияние готовности к школьному обучению на художественные способности первоклассников

Данная работа проводилась с целью изучения влияния особенностей готовности детей к школьному обучению на художественные способности первоклассников.  Рассматривались особенности художественн...

Презентация "Психологическая готовность к школьному обучению"

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации, в презентации схематически показан цикл полноценного возраст...

СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (Н. Семаго, М. Семаго)

СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ  ГОТОВНОСТИ  К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ(Н. Семаго, М. Семаго)...

Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста

Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста...

ОБМЕН ОПЫТОМ- СБОРНИК "Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста"

Карта психолого-логопедического обследования ребенка старшего школьного возраста, схемы...