Мастерская "Арлекино"
методическая разработка по теме

Писарева Татьяна Сергеевна

Систематизирующим стержнем коррекционно-развивающей работы является театральная педагогика.Вовлечение учащихся в активное речевое общение, представляющее собой разнообразную гамму эмоциональных переживаний, целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка. 

   Ведение театральной деятельности является не только средством развлечения, оно стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения.

   С помощью театрализованных игр корригируются типичные для этой категории детей эмоциональные и личностные нарушения: страх, тревога, агрессия, неадыкватная самооценка, развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

   Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на активное речевое общение, эмоционально-волевую сферу

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      «Мастерская Арлекино»

             

       

                                                   Пояснительная записка

      Значительные трудности в овладении связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у учащихся с общем недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы  (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон.  

   Наличие у таких детей отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создают дополнительные трудности.

   На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Сказки, фольклор, мини-культурные формы российского богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей.

      Как правило, учащиеся данной группы, отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.    

        Систематизирующим стержнем коррекционно-развивающей работы является театральная педагогика-вовлечение учащихся в активное речевое общение, представляющее собой разнообразную гамму эмоциональных переживаний, целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.  

   Ведение театральной деятельности является не только средством развлечения, оно стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения.

   С помощью театрализованных игр корригируются типичные для этой категории детей эмоциональные и личностные нарушения: страх, тревога, агрессия, неадыкватная самооценка, развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

   Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на активное речевое общение, эмоционально-волевую сферу.  

   Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, темп речи.    

Актуальность- в качестве мотива на исправление речевых дефектов у учащихся была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной речи и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

Новизна- создание театрально-игровой студии в условиях специальной-коррекционной школы VIII вида г.Поронайска способствует коррекции речевых дефектов, укрепляет психическое здоровье, способствует улучшению социальной адаптации.

Цель-создание условий для коррекции речевых нарушений детей, развитие мотивации по их устранению.

Задачи

             - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

             - развитие мотивационных устремлений учащегося на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники, театрализованные спектакли(пальчиковый, настольный, драматический);

             - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи

            - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.          

             - развитие эстетических способностей.

                                      Содержание программы:

Программа имеет шесть направлений, работа рассчитана на 2 года:

2011-2012 уч.год; с учащимися (2 класса; 5 класса)СКОШИ.

2012-2013 уч.год; с учащимися (3 класс;6 класса)СКОШИ.

Частота занятий-1 раз в неделю. Оптимальное количество учащихся-10 человек.

1.«Театральная игра».

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

  1. «Культура и техника речи».

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

  1. «Ритмопластика».

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувство ритма.

  1. «Основы театральной культуры».

 Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

  1. «Работа над спектаклем».

        Знакомство с текстом, его содержанием, представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи( этюды, пьесы и т.д).

Контингент: учащиеся 2класса, 5 класса-I-год обучения; зачисленные в логопедическую

группу. работы:

                      учащиеся 3класса, 6 класса-II-год обучения.

Время проведения: 45 минут.

Форма работы:

групповые формы.

- театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания

-коллективные репетиции.

-спектакли учащихся.

индивидуальные формы.  

-артикуляционные и дыхательные упражнения.

-работа с детьми над ролью с целью вживания в роль(выразительность речи, движения, создания образа героя.

Предполагаемые умения  и навыки учащихся к концу учебного года.

1 год обучения.

-  называют основные средства коррекции речи(гимнастика для язычка и пальчиков);

-  показывают пять-восемь артикуляционных упражнений, пальчиковая гимнастика; эмоциональное состояние героя мимикой;

-  произносить одну и туже фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

-  выразительно читают стихотворный текст;

-  передают образ героя характерными движениями;

-  действуют на сцене в коллективе;

-  держаться уверенно перед аудиторией.

2 год обучения.

-  объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
-  называют основные средства коррекции речи(специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашнего задания);

-  хорошо владеют артикуляционной гимнастики;

-показывают эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;

-  сочинят этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

-  выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;

-  четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорках;

-  произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса;

-  «читают» и показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;

-  действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

-  двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

-  создают пластические импровизации под музыку различного характера;

-  умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия

                                       Методические рекомендации.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов.

- Систематичность и последовательность- материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.

- Доступность- характер и объем заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения.

-Комплексность- театрализованная деятельность включена в общую систему  воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит и от сотрудничества всех педагогов.

В проведении театрализованных занятий могут участвовать:  

-воспитатели.

-педагоги.                              

                           

                                        Описание ресурсной базы.

-би-ба-бо (куклы).

-настольная и напольная ширма.

-магнитофон.



Предварительный просмотр:

                                      «Мастерская Арлекино»

             

       

                                                   Пояснительная записка

      Значительные трудности в овладении связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у учащихся с общем недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы  (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон.  

   Наличие у таких детей отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создают дополнительные трудности.

   На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Сказки, фольклор, мини-культурные формы российского богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей.

      Как правило, учащиеся данной группы, отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.    

        Систематизирующим стержнем коррекционно-развивающей работы является театральная педагогика-вовлечение учащихся в активное речевое общение, представляющее собой разнообразную гамму эмоциональных переживаний, целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.  

   Ведение театральной деятельности является не только средством развлечения, оно стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения.

   С помощью театрализованных игр корригируются типичные для этой категории детей эмоциональные и личностные нарушения: страх, тревога, агрессия, неадыкватная самооценка, развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

   Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на активное речевое общение, эмоционально-волевую сферу.  

   Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, темп речи.    

Актуальность- в качестве мотива на исправление речевых дефектов у учащихся была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной речи и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

Новизна- создание театрально-игровой студии в условиях специальной-коррекционной школы VIII вида г.Поронайска способствует коррекции речевых дефектов, укрепляет психическое здоровье, способствует улучшению социальной адаптации.

Цель-создание условий для коррекции речевых нарушений детей, развитие мотивации по их устранению.

Задачи

             - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

             - развитие мотивационных устремлений учащегося на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники, театрализованные спектакли(пальчиковый, настольный, драматический);

             - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи

            - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.          

             - развитие эстетических способностей.

                                      Содержание программы:

Программа имеет шесть направлений, работа рассчитана на 2 года:

2011-2012 уч.год; с учащимися (2 класса; 5 класса)СКОШИ.

2012-2013 уч.год; с учащимися (3 класс;6 класса)СКОШИ.

Частота занятий-1 раз в неделю. Оптимальное количество учащихся-10 человек.

1.«Театральная игра».

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

  1. «Культура и техника речи».

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

  1. «Ритмопластика».

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувство ритма.

  1. «Основы театральной культуры».

 Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

  1. «Работа над спектаклем».

        Знакомство с текстом, его содержанием, представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи( этюды, пьесы и т.д).

Контингент: учащиеся 2класса, 5 класса-I-год обучения; зачисленные в логопедическую

группу. работы:

                      учащиеся 3класса, 6 класса-II-год обучения.

Время проведения: 45 минут.

Форма работы:

групповые формы.

- театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания

-коллективные репетиции.

-спектакли учащихся.

индивидуальные формы.  

-артикуляционные и дыхательные упражнения.

-работа с детьми над ролью с целью вживания в роль(выразительность речи, движения, создания образа героя.

Предполагаемые умения  и навыки учащихся к концу учебного года.

1 год обучения.

-  называют основные средства коррекции речи(гимнастика для язычка и пальчиков);

-  показывают пять-восемь артикуляционных упражнений, пальчиковая гимнастика; эмоциональное состояние героя мимикой;

-  произносить одну и туже фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

-  выразительно читают стихотворный текст;

-  передают образ героя характерными движениями;

-  действуют на сцене в коллективе;

-  держаться уверенно перед аудиторией.

2 год обучения.

-  объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
-  называют основные средства коррекции речи(специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашнего задания);

-  хорошо владеют артикуляционной гимнастики;

-показывают эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;

-  сочинят этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

-  выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;

-  четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорках;

-  произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса;

-  «читают» и показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;

-  действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

-  двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

-  создают пластические импровизации под музыку различного характера;

-  умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия

                                       Методические рекомендации.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов.

- Систематичность и последовательность- материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.

- Доступность- характер и объем заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения.

-Комплексность- театрализованная деятельность включена в общую систему  воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит и от сотрудничества всех педагогов.

В проведении театрализованных занятий могут участвовать:  

-воспитатели.

-педагоги.                              

                           

                                        Описание ресурсной базы.

-би-ба-бо (куклы).

-настольная и напольная ширма.

-магнитофон.



Предварительный просмотр:

                                      «Мастерская Арлекино»

             

       

                                                   Пояснительная записка

      Значительные трудности в овладении связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у учащихся с общем недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы  (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон.  

   Наличие у таких детей отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создают дополнительные трудности.

   На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Сказки, фольклор, мини-культурные формы российского богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей.

      Как правило, учащиеся данной группы, отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.    

        Систематизирующим стержнем коррекционно-развивающей работы является театральная педагогика-вовлечение учащихся в активное речевое общение, представляющее собой разнообразную гамму эмоциональных переживаний, целый мир, где раскрепощается интеллект ребенка.  

   Ведение театральной деятельности является не только средством развлечения, оно стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения.

   С помощью театрализованных игр корригируются типичные для этой категории детей эмоциональные и личностные нарушения: страх, тревога, агрессия, неадыкватная самооценка, развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

   Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на активное речевое общение, эмоционально-волевую сферу.  

   Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, темп речи.    

Актуальность- в качестве мотива на исправление речевых дефектов у учащихся была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной речи и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

Новизна- создание театрально-игровой студии в условиях специальной-коррекционной школы VIII вида г.Поронайска способствует коррекции речевых дефектов, укрепляет психическое здоровье, способствует улучшению социальной адаптации.

Цель-создание условий для коррекции речевых нарушений детей, развитие мотивации по их устранению.

Задачи

             - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

             - развитие мотивационных устремлений учащегося на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники, театрализованные спектакли(пальчиковый, настольный, драматический);

             - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи

            - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.          

             - развитие эстетических способностей.

                                      Содержание программы:

Программа имеет шесть направлений, работа рассчитана на 2 года:

2011-2012 уч.год; с учащимися (2 класса; 5 класса)СКОШИ.

2012-2013 уч.год; с учащимися (3 класс;6 класса)СКОШИ.

Частота занятий-1 раз в неделю. Оптимальное количество учащихся-10 человек.

1.«Театральная игра».

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

  1. «Культура и техника речи».

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

  1. «Ритмопластика».

Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувство ритма.

  1. «Основы театральной культуры».

 Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

  1. «Работа над спектаклем».

        Знакомство с текстом, его содержанием, представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи( этюды, пьесы и т.д).

Контингент: учащиеся 2класса, 5 класса-I-год обучения; зачисленные в логопедическую

группу. работы:

                      учащиеся 3класса, 6 класса-II-год обучения.

Время проведения: 45 минут.

Форма работы:

групповые формы.

- театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания

-коллективные репетиции.

-спектакли учащихся.

индивидуальные формы.  

-артикуляционные и дыхательные упражнения.

-работа с детьми над ролью с целью вживания в роль(выразительность речи, движения, создания образа героя.

Предполагаемые умения  и навыки учащихся к концу учебного года.

1 год обучения.

-  называют основные средства коррекции речи(гимнастика для язычка и пальчиков);

-  показывают пять-восемь артикуляционных упражнений, пальчиковая гимнастика; эмоциональное состояние героя мимикой;

-  произносить одну и туже фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

-  выразительно читают стихотворный текст;

-  передают образ героя характерными движениями;

-  действуют на сцене в коллективе;

-  держаться уверенно перед аудиторией.

2 год обучения.

-  объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
-  называют основные средства коррекции речи(специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашнего задания);

-  хорошо владеют артикуляционной гимнастики;

-показывают эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;

-  сочинят этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

-  выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;

-  четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорках;

-  произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса;

-  «читают» и показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;

-  действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

-  двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

-  создают пластические импровизации под музыку различного характера;

-  умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия

                                       Методические рекомендации.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов.

- Систематичность и последовательность- материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.

- Доступность- характер и объем заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения.

-Комплексность- театрализованная деятельность включена в общую систему  воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит и от сотрудничества всех педагогов.

В проведении театрализованных занятий могут участвовать:  

-воспитатели.

-педагоги.                              

                           

                                        Описание ресурсной базы.

-би-ба-бо (куклы).

-настольная и напольная ширма.

-магнитофон.