Картотека просодических игр и игровых упражнений.
картотека на тему

Шик Наталья Сергеевна

В картотеке представлены игры и игровые упражнения направленные на формирование просодических компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Картотека просодических игр и игровых упражнений.                

  Игры для развития голоса.

«Поезда»

Цель: развивать силу голоса и речевой слух.

Оборудование: картинка с изображением поездов разных размеров (большого, среднего и маленького).

Ход. Логопед говорит: «Посмотри, перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Угадай и покажи, кокой поезд гудит вот так: ТУ – ТУ – ТУ (логопед гудит очень громко). Покажи, какой поезд гудит вот так: ту – ту – ту (логопед гудит голосом средней силы). А какой поезд гудит так: ту – ту – ту (очень тихо).

Теперь ты погуди как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится очень далеко от нас».

Методические рекомендации:

игра проводится индивидуально (в подгруппах 2 – 3 человека). Исправляя ошибки и неточности детей, давать четкий, правильный образец.

Дозировка: повторить 3 – 4 раза.

«Эхо»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц, губ и нижней челюсти.

Ход: Дети медленно, спокойно ходят по залу (гуляют по лесу) – изображая, что собирают грибы и ягоды. Затем делятся на две группы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая, в противоположный. Первая группа детей громко кричит « АУ – АУ – АУ», а вторая отвечает ей тихо «ау – ау – ау», но тихо. Перекликаясь, обе группы детей встречаются и подходят друг к другу (выходят из леса).

Методические рекомендации:

Можно использовать музыкальное сопровождение игры (спокойную и более тревожную музыку).

Дозировка: повторить 2-4 раза.

«Вьюга»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Оборудование: сюжетная картинка  «Вьюга».

Ход: Логопед показывает детям картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, длительно произносят звук [ в ], изображая вьюгу, воющую в зимний ненастный вечер.

Логопед говорит: «Вьюга начинается» и , дирижируя рукой показывает, вьюга как  усиливается (плавно поднимать руку вверх) или затихает (плавно опускает руку вниз). Завершается движение рукой словами «Вьюга кончилась».

Методические рекомендации:

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох 2-3 раза.

Дозировка: повторить 2-3 раза.

«Передай соседу»

Цель: развитие силы голоса, обучение детей говорить шепотом и громко.

Оборудование: игрушки или предметы ближайшего окружения.

Ход: Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый (логопед) шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот же шепотом передает следующему и т. д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет названную игрушку (картинку) и громко произносит ее название.

Методические рекомендации.

Подбирать предметы по той теме, которую дети изучают в данное время.

Проводить в небольших подгруппах, чтобы все подошли к столу и громко назвать.

Дозировка: 1 – 2 раза.

«Ветер и ветерок»

Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

Ход: Логопед показывает детям, как дует сильный ветер – длительно и громко пропевает звук [ У ], а потом как веет легкий ветерок – тихо и долго пропевает звук [ у ]. Затем предлагает детям поиграть в игру «ветер и ветерок». Для этого дети встают в круг, изображая деревья, и поднимают вверх руки – ветви. Когда логопед скажет: «Ветер дует, задувает – листья с дерева срывает», дети начинают сильно раскачивать руками – ветвями и громко произносить звук [ У ]. После слов «подул легкий ветерок» дети лишь слегка покачивают руками, тихо напевая звук [ у ].

Методические рекомендации:

В дальнейшем слова можно заменить на соответствующую музыку.

Дозировка: 3 – 4 раза.

«Тишина»

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Ход. Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение.

Была (произнося голосом обычной силы)

 тишина (3 раза) (тихим голосом).

 Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она (громко).

И вот уже дождик (произнося голосом обычной силы)

тихонько (произнося очень тихо).

 Ты слышишь? (произнося тихим голосом)

Закапал, закапал, (произнося голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

Методические рекомендации:

Можно читать стихотворение, сопряжено и отраженно (индивидуально), сопровождая тестами.

Дозировка: 1 – 2 раза.

«Листья»

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Ход:

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение

Что там (произнося голосом обычной силы)

Шепчут (тихим голосом)

Листья? (обычной силы)

Подойдем и спросим (обычной силы)

Листья отвечают: «Осень» (громким голосом)

Осень (обычной силы)

Осень (тихим голосом)

Методические рекомендации. Стихотворение можно читать под музыку (Осень. Ц. Кюк).

Дозировка: 1 – 2 раза.

«Лягушки и Кукушки»

Цель : изменение силу голоса, автоматизация звука [к].

Ход:

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяет силу голоса.

Ква - ква (тихим голосом)

Урчат лягушки

Ку - ку (громким голосом)

Кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква - ква (тихим голосом)

Ку - ку (громким голосом)

Ква - ква(тихим голосом)

Ку - ку (громким голосом).

Методические рекомендации. Можно показывать повышение и понижение силы голоса местами, но на этапе разучивания стихотворения.

Дозировка: 3-4 раза.

«На цыпочках»

Цель: развитие силы голоса и восприятия умеренного темпа речи, выработка умения говорить в такт шагам.

Ход. Дети ходят на цыпочках по кругу и говорят в полголоса:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

Методические рекомендации. Можно отбивать такт в ладоши. Следить, чтобы речь не была скандированной.

Дозировка: 2 – 3 раза.

«Громче – тише»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход: а) Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. Легкий удар кулаками на уровне талии: па (тихим голосом). Сильно встряхнуть кулаками рук наверху (над головой): ПА (сказать громко).

Дозировка: повторить 2 – 3 раза: па, ПА.

         б) Руки развести в стороны и поднять вверх. Проговаривать слог па, начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук. Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию:            

па – а – а – а – а.

Методические рекомендации. Контролировать изменение силы голоса.

Дозировка: 2 – 3 раза.

«Бьют часы»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход. Дети стоят по кругу, руки опущены, произносят:

Бьют часы: (два раза) – делать легкие взмахи руками вправо – влево – (обычной силы)

Динь – подтянуть руки до уровня лба, сказать на распев громким голосом

Дан – опустить руки до уровня подбородка, сказав на распев голосом средней громкости

Дон – опустить руки до уровня груди, сказать на распев тихим голосом.

Методические рекомендации. Дети не должны выкрикивать и шептать фразы.

Дозировка: 4 раза.

«Так же»

Цель: развитие силы голоса, слухового внимания, развитие координации движения с речью, моторики.

Ход. Дети стоят по кругу. Руки на поясе.

Говорить громко: Ногами топ, ногами топ,

                                Громко топнем: топ – топ – топ!

Говорить тихо:      Ногами топ, ногами топ,

                                Тихо топнем: топ – топ – топ.

Говорить громко: Руками хлоп, руками хлоп,

                                Громко хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп!

Говорить тихо:      Руками хлоп, руками хлоп,

                                Тихо хлопнем: хлоп – хлоп – хлоп.

Методические рекомендации. Проговаривая слова, дети переступают ногами на месте (шаг – слово). Громкому произнесению слов соответствуют сильные удары ног, тихому – слабые. При отхлопывании также: громкому и тихому проговариванию соответствуют громкие и тихие хлопки (хлоп – слово).

Дозировка: 3 – 4 раза.

             Игры для развития высоты и тембра голоса.

«Три медведя»

Цель: развитие высоты голоса.

Оборудование: иллюстрация сказки «Три медведя».

Ход: Логопед говорит: «Вспомни, из какой сказки эти медведи (показывает иллюстрацию). Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка? Угадай, кто так рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Логопед рычит голосом разной высоты. Самый низкий-папа, самый высокий - Мишутка, средний-мама). А теперь угадай, кто это говорит:

-кто сидел на моем стуле? (низким голосом).

-кто сидел на моем стуле? (средним голосом).

-кто сидел на моем стуле? (высоким голосом).

Попробуй и ты показать разными голосами (изобразить), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама».

Методические рекомендации:

Предварительное чтение сказки «Три медведя». Если у ребенка поставлен звук [р], то можно его попросить изобразить, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь. Для более точной передачи голосов использовать мимику, жесты.

Дозировка: повторить 3-4 раза.

«Колобок»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Оборудование: иллюстрации сказки «Колобок».

Ход: Логопед говорит: «Помнишь ли ты, как называется эта сказка? (показывает иллюстрации). Посмотри на картинки и назови сказочных героев. Угадай, кто это говорит? (Логопед говорит за зайца, медведя и лису разными голосами). А теперь ты сам превратись в зайца (медведя, лису) и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами».

Методические рекомендации:

Предварительное чтение сказки «Колобок»  и хорошее знание слов «Колобок, колобок, я тебя съем!» Можно использовать фигурки настольного театра «Колобок».

Дозировка: 2раза.

«Кто кричит?»

Цель: развитие высоты голоса и речевого слуха.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей (коза, корова, лошадь, свинья, баран).

Ход. Логопед говорит: « На поляне играют животные – мамы со своими детенышами: коза и козленок; корова и теленок; лошадь и жеребенок.

Мама – коза кричит вот так: «Ме – ме – ме» (логопед – произносит низким голосом), а маленький козленок кричит так: «Ме – ме – ме (логопед произносит высоким голосом). Так логопед изображает всех зверей. Угадай, кто кричит – мама или детеныш? (логопед изображает то детенвшей, то их мам, а ребенок называет или показывает картинку). Теперь ты загадывай мне, как кричат животные и их детеныши, а я буду отгадывать».

Методические рекомендации. Ребенок должен знать звуковой комплекс, соответствующий каждому животному.

Дозировка: 3 – 4 раза.

«Лягушиная семейка»

Цель: развитие высоты голоса и речевого слуха.

Оборудование: картинка с изображением 3-х лягушек.

Ход: Логопед, показывая картинку, говорит: «На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама, маленький лягушонок. Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква (низким голосом). Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква (средним голосом). А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква, ква-ква (высоким голосом). Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Логопед изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку-папу). А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, лягушка-мама и как лягушонок».

Методические рекомендации. Контролировать изменение высоты голоса.

Дозировка: 3-4 раза.

«Повтори за мной»

Цель: развитие высоты голоса и речевого слуха.

Оборудование: картинки с изображением животных (собака, корова, жук, комар, баран и др.) и предметов (часы, самолет).

Ход: Логопед предлагает повторить за ним, следующий звукокомплекс (показывая картинки).

                                  «Собачка»

                        ав             ав            ав      

               ав              ав             ав             ав

«Корова»                                                        «Часы»

          му          му                          так                  так

 му             му          му                             тик                   тик

         «Жук»                                                Самолет

         ж        ж                                                   у                                

  ж          ж          ж                                     у          у

                                                            у                        у

 «Теремок»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Оборудование: иллюстрация сказки «Теремок».

Ход: Логопед говорит: «Посмотри на картинку (показывает иллюстрацию). Ты конечно, узнал, какая это сказка? Все герои говорят разными голосами (логопед изображает мышку, лягушку, ёжика, лису, волка, медведя). Угадай, кто это говорит? (логопед изображает по очереди всех животных, а ребенок угадывает). Теперь ты загадывай мне, а я буду отгадывать (ребенок по очереди изображает всех героев).

Методические рекомендации.

Перед проведением игры необходимо предварительное чтение сказки «Теремок» , и хорошее знание ребенком слов: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

Дозировка: 1-2 раза.

«Раз, два, три, за мною повтори»  

Цель: развитие высоты голоса, речевого слуха.

Оборудование: картинки с изображением девочки, певца, волка, медведя, мышки.

Ход: Логопед говорит: «Посмотри на рисунки (показ картинок), Девочка поет: « А – а – а» (средним голосом), волк воет «У – у – у» (высоким голосом), медведь ревет  «Ы – ы – ы» (низким голосом), мышка пищит « И – и – и» (низким голосом), певец поет «О – о – о» (низким голосом). Угадай, кто это? (Логопед произносит эти звуки, ребенок угадывает). Изобрази всех, кто нарисован на картинке. Угадай, кто пел свою песню сначала, а кто потом (логопед произносит по два вида звуков. Например «А – а – а – а – о – о – о – о»).

Методические рекомендации. Вариантом усложнения может быть уменьшение действующих лиц, но пропевание ими песен разной высоты, на одном звуке (например: «А – а – а»).

Дозировка: 2 – 3 раза.

«Успокой куклу»

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

Ход. Дети сидят на стульях и держат в руках кукол. Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню. Логопед сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук     [ а ] мотив колыбельной песни.

Методические рекомендации. Дети повторяют за логопедом молив, так же, можно укачивать кукол под музыку и тихо петь.

«Лесенка»

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звуков в слогах.

Ход. Вариант 1.

Логопед показывает детям, как можно изменять высоту голоса, произнося один и тот же слог, например: «ма» или «па» (в период автоматизации звука в слогах можно предложить ребенку произносить его в сочетании с гласным А).

Вариант 2.

 Аналогично с изменением силы голоса произносить по слогам фразу «Вот и – ду я вверх» (голос повышается), «вот и – ду я вниз» (голос понижается). Вся фраза укладывается в схему: 5 ступенек вверх и 5 ступенек вниз.

Вариант 3.

Установив руку на уровне лба, ребенок опускает ее вниз: сначала до уровня груди, а потом на уровень талии, одновременно произнося слоги «МА – МО – МУ» или «НА – НО – НУ». С каждым слогом голос понижается. (Для детей, нарушающих слоговую структуру слов, будет полезно аналогичное упражнение с проговариванием слогов, имеющих стечение согласных, например: «МНА – МНО – МНУ», «ПТА – ПТО – ПТУ», «СТА – СТО – СТУ»).

Методические рекомендации. При произнесении слогов, правую руку поднять до уровня груди, а затем небольшими рывками поднимать ее вверх, изображая ступеньки. Ступенек может быть три или пять. Упражнения можно выполнять с музыкальным сопровождением.

«Чисто говори»

Цель: развитие умения изменять высоту голоса, чередовать низкую и высокую тесситуры.

Ход. Логопед предлагает детям положить левую руку на область грудины (для контроля). Правую руку согнуть на уровне груди. При произнесении слогов в низкой тесситуре делать небольшие взмахи кистью правой руки вниз перед собой (показывая понижение голоса).

При произнесении слога в высокой тесситуре, сделать правой рукой небольшой взмах вверх (показывая повышение голоса).

ма↓ ма↓ ма↓ - ма↑

мо↓ мо↓ мо↓ – мо↑

м у↓ му↓ му↓ – му↑

ми↓ ми↓ ми↓ – ми↑

дозировка: повторить 2 раза.

«Бубенчики»

Цель: развитие умения изменять высоту голоса (во втором куплете текста).

Ход: Логопед предлагает детям делать легкие взмахи руками перед собой и покачиваться вправо – влево при произнесении слов:

Бубенчики висят,

Качаются, звенят:

динь -

           дон -

                    дон -                     поднять до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем – до уровня груди, с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

Методические рекомендации. Вариант усложнения – при проговаривании нараспев слогов в разной тесситуре на одном движении говорить два слога.

Дозировка: 3-4 раза.

«Где родители?»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Ход: Дети произносят считалку голосом разной тесситуры и в разном тембре.

                           Вариант 1          Вариант

Папа тут,               низко                    высоко

Мама там.             высоко                  низко

Папа, мама            низко                    высоко

Тут и там.              высоко                  низко

Дозировка: повторить 3-4 раза.

«Где ты был?»

Цель: развитие высоты голоса и умение передавать вопросительную и повествовательную интонации.

Ход: Дети произносят стихотворение:

Где ты был?             низкая тесситура

Где ты был?

Я ходил на речку      высокая

А зачем ты ходил?    низкая

Рыбу там ловил.         высокая

   Затем порядок меняется.

Методические рекомендации. На слова где  - движение, обозначающие вопрос, ты – указать на кого – нибудь, был – руки слегка развести в стороны, я – движение на звук Я, ходил на речку – правой рукой показать вперед, говоря все слова на одном движении, а зачем ты ходил – правой рукой указать вперед, рыбу там ловил – правой указывать вперед.

Дозировка: повторить 2 – 3 раза.

«Тик – так»

Цель: развитие высоты голоса.

Ход. Дети произносят стихотворение, изменяя высоту голоса.

Тик↑ - так↓,                 проговаривание слов в высокой и низкой тесситуре

Тик↑ - так↓,  

Тикают часики.

 Тик↑ – так↓,

Тик↑ – так↓,

Ровно стучат.

Методические рекомендации. Тик↑ – так↓ – сопровождается дирижированием пальцем вверх – вниз. Тикают часики – естественный жест (покачивание маятника). Ровно – правой рукой провести в воздухе перед собой горизонтальную черту. Стучат – легкий взмах указательным пальцем правой руки.

Дозировка: повторить 3 раза.    

Кто такой?

Цель: развитие высоты голоса и умение передавать вопросительную и повествовательную интонацию.

Ход. Кто такой?                   высоко

         Кто такой?                   низко

         По дороге скачет?       высоко

         Это наш озорной         низко

         Непоседа – мячик        высоко

Методические рекомендации. Стихотворение можно проговаривать с движениями: 1 – 2-ая строки – движение, обозначающее вопрос. 3-я – стоя на месте, ритмично перескакивать с правой ноги на левую. 4-я (это наш) указательное движение вперед, затем показать рукой на себя. 4-я (озорной) – небольшой взмах правой рукой вверх (говорить весело). 5-я – имитация игры в мяч (как бы ударяя по мячу правой рукой).

При повторении упражнения задание меняется. Те строчки, которые произносились в высокой тесситуре сказать низко, а те, которые произносились в низкой тесситуре, сказать высоко.

Дозировка: повторить 2 раза.

«Кто как кричит»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Оборудование: картинки (игрушки) большая собака, щенок, корова, цыпленок, мышонок, котенок, теленок, утенок, козленок, гусенок, поросенок, волчонок.

Ход. Вариант 1. Логопед предлагает детям сесть. Берет игрушку (картинку) – цыпленка, мышонка, большую собаку, щенка, корову. И спрашивает:

Как пищит цыпленок (мышонок)? – выполнить движение, обозначающее вопрос.

- Пи – пи - пи↑- Дети отвечают синхронно с учителем (логопедом) разным по высоте голосом.

Как лает большая собака? – АВ!↓  АВ↓

Как лает маленькая собачка? - ав↑  ав↑

Как мычит корова? М_У_М_У↓

Вариант 2. Логопед разделяет детей на 2 группы. Каждая группа, пользуясь разным по высоте голосом выполняет задания логопеда.

Картинки (игрушки)

Большая собака                     - АВ!↓ АВ!↓           (I группа)

Щенок                                    - ав↑ ав↑                  (II группа)

Корова                                    - М_У!↓                   (I группа)

Цыпленок                               - пи – пи - пи↑          (II группа)

Большая собака                     - АВ!↓ АВ!↓           (I группа)

Мышонок                               - пи – пи - пи↑          (II группа)

Затем задания меняются.

Вариант 3. Детям предлагается отвечать звукоподражанием на вопрос учителя – логопеда.

- Как пищат цыплята? – показать картинку. Движение, обозначающее вопрос.

- пи – пи – пи!↑ - сказать высоким голосом.

- Как мычит корова?

- м_у↓ - сказать низким голосом.

- Как пищит котоенок?

- мяу – мяу! ↑

- Как лает собака?

- гав – гав!↓

Разделить детей на 2 группы и повторить упражнение, как игру (по ролям).

Вариант 4.

Произносить текст, изменяя голос по высоте:

- Му_ – му_ !↓                                     -Хрю-хрю!↓

Кто кричит?                                         Кто кричит?

- Маленький теленок.→                     Маленький поросенок.→

- Кря – кря!                          - Мяу_ – мяу_!↑

Кто кричит?                        Кто кричит?

- Маленький утенок.→                             - Маленький котенок.→

- Ме_ - ме_ !↑                      - Пи_ – пи_!↑

Кто кричит?                        Кто кричит?

- Маленький козленок.→                          - Маленький цыпленок.→

- Га – га!↓        - Р        !↓

Кто кричит?                           Кто кричит?

- Маленький гусенок.→                          - Маленький волчонок.→

Методические рекомендации. Стрелки показывают, что звукоподражания произносятся разным по высоте голосом: низким, высоким, средним (нормальным).

Произнесение слогов сопровождать движениями руки: 2 взмаха руки около головы, 2 взмаха на уровне груди низким голосом. Вопросительные предложения сопровождать движением, обозначающим вопрос. При назывании животного показывать игрушку (картинку).

Дозировка: повторить 2 – 3 раза.

           Игры для развития темпа речи.

«Кап, кап, кап»

Цель: развитие у детей внимания и подражательности, умения координировать речь с движением, менять их темп.

Ход. Логопед, а вслед за ним дети, изображают, как капает дождик. Для этого надо указательными пальцами стучать по столу или по коленям, произнося звукоподражание: «кап – кап – кап…» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «Кап – кап – кап и кон – чил – ся». После этого руки разводятся в стороны.

Методические рекомендации. При последующих повторениях игры слова логопеда можно заменить игрой на музыкальном инструменте (металлофон, пианино) с меняющимся темпом.

Дозировка: 3 -4 раза.

«Большие ноги шли по дороге»

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Ход. Под слова логопеда: «Большие ноги шли по дороге…» Дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги и медленно говорят: «ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ – топ – топ – топ».

Методические рекомендации. В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Дозировка: 3 – 4 раза.

«Кто прошел?»

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движениями, выполняемыми в быстром и медленном темпах. Формирование умения менять темп произнесения звукоподражаний, не подкрепляя их движениями, развитие внимания.

Ход. Дети изображают, как ходит старичок: ТОП – ТОП – ТОП (произнося медленно) и как бежит мальчик: топ – топ – топ (быстро). Движения можно показать, как общее – ходить; так и мелкие, изображая идущего по столу человечка средним и указательным пальцами правой руки. Затем один из подгруппы детей произносит звукоподражания «топ – топ – топ» в быстром или медленном темпе, а остальные дети, угадывают, кто шел: старичок или мальчик.

Методические рекомендации. Игра проводится до тех пор, пока каждый ребенок не загадает другим звуковую загадку.

Дозировка: все дети показывают по 1 – 2 раза.

«Чайник и чашки»

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движениями, выполняемыми в быстром и медленном темпе. Формирование умения менять темп произнесения звукоподражаний, не подкрепляя их движениями, развитие внимания. Автоматизация изолированного звука [с].

Ход: Дети, исполняющие роль чашек , стоят по кругу, а в центре круга находится ребенок, изображающий чайник. Положение рук ребенка, исполняющего роль чайника: левая рука на поясе – это ручка чайника, правая дугообразно поднята вверх -  носик чайника. Логопед говорит: «Начинает чайник закипать: буль - буль , буль – буль, буль-буль» (произнося в медленном темпе). Дети повторяют звукоподражание в том же темпе. «Кипит наш чайник: буль-буль-буль» (в быстром темпе). Дети повторяют. «Вскипел и загудел-У-У-У». (Произнося высоким голосом). Дети повторяют звукоподражание высоким голосом. « А теперь вот так: У-У-У» (низким голосом). Дети повторяют. «Наливаем в чашки чай». Каждый ребенок, изображающий чашку, соединяет руки в виде кольца и протягивает их в центр круга. Ребенок, исполняющий роль чайника подходит к каждой «чашке» и, нагибая свой носик, наливает в чашку чай. Одновременно дети пропевают песенку водички: «с – с – с…».

Методические рекомендации.

 Когда чай будет налит в каждую чашку, дети – чашки идут вокруг чайника и поют: «Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля», а чайник не спеша кружится на месте в центре круга.

Дозировка: 2 – 3 раза.

«Поезда»

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движениями, выполняемыми в различном темпе.

Оборудование: картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.

Ход. Логопед показывает детям картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда едет тяжелый товарный поезд, его колеса стучат так «ТУК – ТУК – ТУК» (в медленном темпе). Пассажирский поезд едет быстрее – он везет пассажиров, и колеса его стучат так: «тук – тук – тук» (в умеренном темпе). Скорый поезд едет быстро, и его колеса стучат так «тук – тук – тук» (в быстром темпе).

Методические рекомендации. Дети тоже произносят звукоподражания в разном темпе. Затем, дети изображают один из поездов, а остальные отгадывают (какой поезд прошел). Затем двигаются, как поезд в темпе, соответствующем типу поезда.

«Карусели»

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Ход. Дети вместе с логопедом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели (говорить в медленном темпе)

                             А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)

                             Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе)

                             Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется)

                             Карусель остановите (говорить в медленном темпе)

                             Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить)

                             Вот и кончилась игра.

Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.

Дозировка: 2 – 3 раза.

«Дождик»

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно ускоряя их темп.

Ход. Дети медленно идут друг за другом по кругу и медленно произносят слова:

            Капля раз, капля два,

            Капли падают едва.

Затем темп движения и речи нарастает:

             А потом, потом, потом-

             Все бегом, бегом, бегом.(дети бегут по кругу).

С окончанием слов дети останавливаются.

             Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны и соединить их полукругом  над головой.)

              От дождя себя укрыли.

Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.

Дозировка: 3-4 раза.

«Ступеньки»

Цель: развитие у ребенка умения менять темп речи.

Ход: Дети произносят первую половину фразы медленно, а вторую половину быстро.

                 Вверх по ступеням я иду

                 Потом обратно вниз бегу.

Методические рекомендации. Желательно сначала слова произносить под музыку, а затем без музыкального сопровождения.

«Топ – топ! Веселей!»

Цель: развитие у детей умение менять темп речи, координировать речь с движением.

Ход. Дети проговаривают текст с движениями, постепенно убыстряя темп.

Топ – топ! – размеренные удары, то правой, то левой, ногами.

Веселей! – взмахнуть вверх правой рукой.

Топаем ногами! – 4 размеренных удара ногами.

Хлоп – хлоп! – размеренные хлопки перед собой.

Хлопаем руками! – 4 размеренных хлопка.

Хлоп раз! Еще раз! – 4 хлопка.

Мы похлопаем сейчас! – 2 хлопка.

А теперь – Указательный палец правой руки поднять вверх.

Быстрей, быстрей – 2 раза взмахнуть правой рукой перед собой.

Хлопай, хлопай веселей! – быстрые хлопки перед собой.

Топ раз, еще раз – Топнуть правой ногой, затем – левой.

Мы топаем сейчас! Хлоп раз! Еще раз! Мы хлопаем сейчас!

А теперь быстрей, быстрей! Топай, топай веселей.

Методические рекомендации. Далее по тексту дети, стоя на месте, быстро топают ногами в такт проговариванию.

Дозировка: 3 – 4 раза.

«Скороговорки»

Цель: развитие у детей умения разговаривать в разном темпе, в зависимости от ситуации общения.

Ход. Логопед просит ребенка четко произносить следующие скороговорки, проговаривая каждую из них:

   а) в медленном темпе

   б) в среднем темпе

   в) в быстром темпе.

     1) Дом у дуба, дуб у дома.

     2) От топота копыт пыль по полю летит.

     3) Зоиного зайца зовут Зазнайка.

     4) Увидел волк козу, забыл и про грозу.

     5) Две курицы бегают по улице.

     6) Шапка да шубка – вот наш Мишутка.

     7) Слишком много ножек у сороконожек.

Методические рекомендации. При каждом проведении игры использовать 2 – 3 скороговорки, с учетом структуры речевого (звукового) нарушения.

Дозировка: повторять по 2 -3 раза каждую скороговорку (всего 2 – 3 скороговорки).

«Побежали»

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Ход. Логопед один, а затем логопед и дети отхлопывают ритм всей считалки, а затем проговаривают слова считалки, меняя темп проговаривания.

Побежали, побежали                            убыстренный темп

Шагом, шагом.                               медленно

Побежали, побежали        быстро

Шагом, шагом.        медленно

Побежали – стоп!                         быстро – пауза - быстро

Дозировка: повторить 2 – 3 раза.

«1, 2, 3 повтори»

Цель: развитие у детей умения изменять темп речи.

Ход. Дети поворачиваются по кругу друг за другом. Идут по кругу, указывая пальцем, вправо – влево, сначала медленно, а затем быстро в такт проговариванию числительных:

1 – 2 – 3, 1, 2, 3 – первые 3 цифры сказать медленно, остальные – быстро.

1 – 2 – 3 – 4, 1, 2, 3, 4 – чередовать медленное и быстрое произношение.

1 - 2 – 3 – 4 – 5, 1, 2, 3, 4, 5.

Дозировка: повторить 2 раза.

     Игры для развития восприятия и воспроизведения различных ритмов.

«Барабанщик»

Цель: развивать умение воспроизводить различные ритмы.

Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов ( пианино, баян, дудочка, барабан, скрипка, гитара) и схемы ритмов.

Ход. Логопед говорит: «Сейчас мы будем учиться играть на барабане. Сначала ты внимательно слушай, а потом точно повторяй за мной. (Логопед стучит, затем ребенок повторяет ритм. Стучать можно пальцем, ладонью, карандашом. Большой круг обозначает сильный удар, маленький кружок – более слабый). Посмотри, сколько здесь музыкальных инструментов (показывает картинки). Знаешь ли ты их названия? (Логопед называет инструменты и изображает, как на них можно играть). А теперь изобрази сам, как ты будешь играть на пианино, баяне, дудочке, барабане, скрипке, гитаре.

Методические рекомендации. Можно взять реальные музыкальные инструменты или запись игры на них.

Дозировка: 3 -4 раза.

«Повтори за мной»

Цель: развитие умения воспроизводить несложные ритмы.

Ход. Дети стоят по кругу, поочередно громко топая то правой, то левой ногой. Затем каждый удар ногой сопровождается громким хлопком: вправо влево. Затем каждый удар ногой сопровождается хлопком и проговариванием слога «ТА» громким голосом.

Методические рекомендации. При повторении упражнения дети не стоят, а идут по кругу.

Дозировка: повторить 2 раза.

«Что где?»

Цель: учить воспроизводить ритм, опираясь на движения и слова.

Ход. Дети произносят слова в определенном, заданном логопедом ритме.

Там – резкий указательный жест в сторону

Сам – указать на себя (плавно)

Пол – указать на пол

Нос – указать на нос.

Методические рекомендации. При повторении подбираются еще слова с этим ритмом (рот, кот, дом, стол, глаз, зуб и т. д.).

Дозировка: повторить 2 раза.

«Топ – хлоп»

Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить ритм.

Ход. Дети, стоя на месте, громко топают то правой, то левой ногой: Та, Та затем Топ, Топ. Затем громко хлопают вправо – влево: ХЛОП-ХЛОП и передавать громкие притопывания и хлопки:

ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

Дети идут по кругу, чередуя громкие притопывания с хлопками: ТОП-ХЛОП, ТОП-ХЛОП-ХЛОП-ТОП, ТОП-ТОП-ХЛОП-ХЛОП, ТОП-ТОП-ТОП-ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП (и другие варианты).

Дозировка: повторить 2 раза.

«Осень»

Цель: развитие умения сочетать ритмы в коротком тексте.

Ход: Логопед говорит: «будем проговаривать рассказ «Осень» с движениями.

                                 Осень.

Дует ветер. Сильный веер. Листья. Там, там, там. Много листьев. Дождь, дождь. Мелкий дождь. Сильный дождь. Лужа. Грязь. Грязь.

Дети стоят по кругу, руки на поясе. Повторение двусложного ритма, переход от ритма к речевому материалу.

Дети начинают двигаться по кругу, на ударный слог делают взмах рукой вверх в сторону, на безударный – опускают руку вниз: тата.  

Затем на ударный слог дети делают прыжок вперед, на безударный – стоят на месте: тата.

Дети, стоя по кругу, синхронно топают (громко и тихо), хлопают и воспроизводят устно ритм: тата.

Осень – руки опущены, взмах вверх – выделяется ударный слог, затем слегка давящим движением опустить руки вниз.

Дует – руками сделать волнообразное движение перед собой справа налево.

Ветер – руки согнуть на уровне груди, кисти рук поднести ко рту. Небольшим сильным движением выдвинуть их ото рта вперед и развести в стороны.

Сильный – согнутые руки поднять на уровень груди, локти развести в стороны. Резким движением поднять руки вверх (около головы).

Листья – взмахнуть руками вверх в стороны и опустить их вниз (как на «осень»).

Там, там, там – произнесение каждого слова сопровождается указательным движением руки вперед.

Много – руки поднять к носу. Плавным движением развести руки от носа вперед в стороны, описывая маленький полукруг.

Листьев – см. «листья».

Дождь – руки поднять на уровень груди, опускать руки вниз по очереди, перебирая пальцами (имитируются струи дождя).

Мелкий – руки поднести ко рту, маленьким движением развести руки от носа вперед в стороны, описывая маленький полукруг.

Лужа – руки согнуть на груди. Сделать большое круговое движение от себя.

Грязь – согнутые руки поднять на уровень груди. Делать вращательные движения руками перед собой («мотор»). На лице гримаса отвращения.

Методические рекомендации. Дети проговаривают повторно текст без движений, убрав руки за спину. Во всех случаях ударный слог выделяется более громким и протяжным произношением.

Дозировка: повторить 1 раз.

«Буква М»

Цель: развитие умения воспроизводить сочетание ритма в коротком тексте.

Ход. Логопед говорит: «Будем проговаривать стихотворение с движениями.

Буква «М»,

Дай руку «А»,

Будет «МА»,

«МА» и «МА!»,

А вместе – «МАМА».

Это я пишу сама.

Методические рекомендации. Дети проговаривают вначале текст с движениями, затем убрав руки.

«Буква М» - давящим движение и движением вытянуть руки вперед.

Дай руку «А» - естественный жест на слове «дай» переходит в легкое движение руки вперед, а затем развести руки вверх в стороны.

Будет «МА» - давящим движением вытянуть руки вперед и закончить нежным поглаживанием руки.

«МА» и «МА» - погладить левую руку, остановиться на союзе «и», указательным пальцем правой руки выполнить жест «внимание», а затем, левой рукой погладить правую руку.

А вместе «МАМА» - собирательное движение рук через стороны к себе и на слове «МАМА» выполнить поднимание рук вверх в стороны с произнесением слова с интонацией радости.

Это я – указательный жест вперед переходит в движение на звук [я]: взмахом правой руки указать на себя;

Пишу сама – слегка вытянуть руки вперед, а затем выполнить движение на звук [с], поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением.

Дозировка: повторить 2 раза.

«Слоги»

Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы.

Ход. Руки на талии. Два маленьких прыжка на правой ноге: па, па. Два прыжка на левой ноге: па, па. Стоя на месте, поднять правую руку до уровня груди, указательным пальцем сделать три небольших взмаха (взмах – слог) перед собой сверху вниз: папопу.

Руки на талии – прыжок на правой ноге: папа.

Прыжок на левой ноге: папа. Стоя на месте сделать три небольших взмаха пальцем перед собой: папопу.

Чередовать прыжки и проговаривание слогов:

Па - па        папа - папа

Па - па        папа - папа

Папопу        папопу

Папопу                                                                папопу

Дозировка: 3 раза.

«Будем прыгать»

Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить разные ритмы.

Ход: Логопед читает стихотворение.

Опа - Опа

Па па па

Прыгнем, скажем

Са со су.

Руки на талии. Два прыжка вперед в круг на двух ногах, на каждом прыжке говорить: Опа - Опа.

Три прыжка назад на двух ногах: па па па.

Те же движения со словами: прыгнем, скажем, са со су.

Дозировка: 3 раза.

«Моя семья»

Цель: учить отхлопывать ритм текста.

Ход: Логопед читает текст и его ритм.

Мама,                                Та та

Папа                                  Та та

Ты и я,                                 Та та та

Вместе - семья.                  Та та та та.  

Логопед и дети (синхронно) отхлопывают ритм и проговаривают слоги, выделяя ударные более громким хлопком и голосом, чем безударные. Затем проговаривают текст в сопровождении движений.

Методические рекомендации. Движения плавно переходят одно в другое.

Мама - руки согнуты на уровне груди, пальцы рук поднести к носу: плавным движением развести руки от носа вперед в стороны.

Папа - руки согнуть на уровне груди, пальцы рук сжать в кулаки. Резким движением развести руки в стороны (как бы ударяя кулаками), правую - вправо, левую - влево.

Ты и я – пальцем правой руки резко указать вниз, а затем на себя.

Вместе – руки согнуть на уровне груди, пальцы рук поднять ко рту; плавным движением отвести руки вперед ото рта и развести их в стороны.

Семья – слегка давящим движением опустить руки вниз.

Дозировка: 3 раза.

«Слова»

Цель: учить отхлопывать трехсложный ритм, и произносить слова на этот ритм.

Ход. Тихий удар правой ногой, тихий удар левой ногой, громкий удар правой ногой с одновременным однотипным, отхлопыванием и проговариванием слогов: та та та. Затем прохлопывать и говорить слова на этот ритм:

     Карандаш        апельсин

Аппарат        воробей

Голова        теплоход

молоко        человек

В центре круга дети соответственно тихо и громко топают, хлопают и одновременно проговаривают: та та та.

Дозировка: 2 раза.

«Жаба» цель: учить отхлопывать и воспроизводить ритм текста.

Ход. Логопед читает текст, а затем слоги ритма:

Жаба – тут,        Та та ту

Жаба – там,        Та та там

Дети! Дети!        Тата тата

По домам!        Та та там.

Жаба прыг!        Та та прыг

Жаба скок!        Та та скок

Дети! Дети!        Тата тата

На утек!        Та та ток.

Методические рекомендации. Можно отрабатывать ритм в движении.

Дозировка: 2 раза.

«Это я»

Цель: учить отхлопывать и проговаривать слоги ритма и текста.

Ход. Дети сидят по кругу.

Это – мама,        ТА та ТА та

Это я,         ТА то ТА

Это – улица моя.        ТА та ТА то та то ТА.

Логопед отхлопывает ритм и проговаривает слоги ритма. Логопед и дети прохлопывают и проговаривают ритм. Логопед и дети прохлопывают ритм и проговаривают слова текста.

Методические рекомендации. Можно проговаривать слова текста с движениями.

«Части тела»

Цель: учить правильно воспроизводить ритм слов.

Ход: Дети по кругу задают друг другу вопросы и отвечают на них. Где у тебя нога? Вот у меня нога. Затем дети задают «обманные» вопросы (это рука?, показывая на нос) и правильно отвечают на них. Логопед отхлопывает и проговаривает ритм слова, а дети подбирают к нему слова:

Та – рот, нос, глаз, зуб.

ТА та – шея, уши, руки, ноги, палец.

та ТА – глаза, рука, спина, живот;

та та ТА – голова.

Методические рекомендации. При подборе слов к ритму использовать вопросы.

Дозировка: 3 раза.

           Игры для развития интонационной выразительности речи.

«Аты – баты»

Цель: учить детей передавать вопросительную и повествовательную интонации.

Ход. Дети встают в две шеренги одна напротив другой и маршируют на месте (под музыку), произнося слова народной потешки – считалки:

Аты – баты, шли солдаты,

Аты – баты, на базар.

Затем дети из первой шеренги начинают диалог, задавая вопрос ребятам из второй шеренги: «Аты – баты, что купили?» и получают ответ: «Аты – баты, три рубля».

Методические рекомендации. Перед игрой разучить текст, и детименяются ролями.

Дозировка: повторить 2 раза.

«Считалка»

Цель: научить детей передавать вопросительную, повествовательную и восклицательную интонации.

Оборудование: шапочка – маска зайца.

Ход. Логопед разучивает вместе с детьми русскую народную считалку:

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Кто украл?

- Родион.

- Родион?

- Выйди вон!

Методические рекомендации. Когда дети хорошо запомнят текст считалки, она выразительно читается по ролям. На роль зайца выбирается один ребенок, который надевает маску зайца. Все остальные дети по сигналу логопеда хором задают зайцу вопросы, в соответствии с текстом считалки, а ребенок – заяц на них отвечает. Затем на роль зайца выбирается другой ребенок и т. д.

Дозировка: 3 – 4-х кратное повторение игры с чтением считалки.

«Цапля и утка»

Цель: научить детей передавать вопросительную, повествовательную интонацию; развивать фразовую речь.

Ход. Предварительно, взрослый вместе с детьми разучивает диалог цапли и утки. Когда дети хорошо запомнят текст, он инсценируется. Для этого один ребенок выбирается на роль цапли, а другой на роль утки. Ребенок – цапля сначала медленно вышагивает, высоко поднимая ноги, а затем останавливается и замирает на месте. Ребенок, исполняющий роль утки вперевалочку подходит к цапле, и начинает диалог:

- Цапля, почему тебя цаплей прозвали?

- А мне, что под клюв попадает, я все цапаю.

- Цапля, ну почему ты так долго стоишь?

- Не мешай, а то я без обеда останусь.

Дозировка: повторить 2 – 3 раза.

«Узнай по интонации»

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Ход. Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометья и изображает какого – либо человека:

Удивленного – Ах! Ах! Ах!        Недовольного – Ай! Ай! Ай!

Больного – Ох! Ох! Ох!        Испуганного – Ой! Ой! Ой!

Веселого – Эх! Эх! Эх!        Сердитого – Ай – я – яй!

Методические рекомендации. Остальные дети должны отгадывать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

Дозировка: повторить 3 – 4 раза.

«Братцы – пальчики»

Цель: воспитание интонационной выразительности речи (эмоциональной окраски голоса), развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход. Дети произносят потешку и на левой руке отгибают из кулака пальчики, начиная с мизинца.

Мизинец решил на прогулку идти,

Но безымянный не разрешил. (произнося строго)

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел. (произнося гневно)

И печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно». (произнося печально)

Дозировка: повторить 3 – 4 раза.

«Выдели слово»

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

Ход. Вариант 1.

Оборудование: большой мяч.

Логопед объясняет детям, что одну и ту же фразу «Дай мне мяч», можно сказать по – разному , и демонстрирует сам, как можно поставить в ней логическое ударение.

Сказав, «дай мне мяч», выделяя голосом слово дай, показывая в момент его произнесения, соответствующий жест руками. Дети вслед за логопедом повторяют фразу, копируя интонацию и жест.

Во второй раз, говоря ту же фразу, логопед делает ударение на слове «мне». Дай МНЕ мяч» и прижимает к груди правую руку. Дети вновь повторяют слова, интонацию и жест.

При произнесении фразы: «дай мне МЯЧ» интонационно выделяется последнее слово «мяч» и руками в воздухе рисуется шар. Дети становятся по кругу и по очереди выделяя определенное слово фразы обращаются друг к другу.

       Вариант 2.

Оборудование: четыре карточки с цифрами: «1, 2, 3, 4», «1,2,3,4», «1,2, 3, 4», «1, 2, 3, 4» (с выделенными цифрами).

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по – разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1» (1,2,3,4), то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто - то другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра – «2», то голосом подчеркивается второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: «Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

Если на карточке ярко написана цифра – «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво».Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Методические рекомендации. В другой раз для выработки интонационной выразительности речи можно предложить детям фразы из хорошо знакомых стихов, например: « Зайку бросила хозяйка», Не мешайте мне трудиться», «Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку».

               Игры на развитие правильной паузации речи.

«Семья»

Цель: развитие правильной паузации речи и мелкой моторики рук, ритмизации речи.

Ход. Вариант 1. И. п. Сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

          Этот пальчик – дедушка,

          Этот пальчик – бабушка,

          Этот пальчик – папочка,

          Этот пальчик – мамочка.

          Этот пальчик – это Я.

          Вот и вся моя семья.

(на слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы).

Вариант 2.

Пальцы выпрямлены. Поочередно прижимать к ладошке, начиная с большого.

Методические рекомендации. Выдерживать паузы и четко соотносить движения с речью.

Дозировка: 2 – 3 раза для каждой руки.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возмож...

Картотека подвижных игр, игровых упражнений и заданий

картотека игр для младших школьников...

Картотека игр и игровых упражнений "Здоровые ножки"

Игры по профилактике плоскостопия...

Картотека игровых упражнений с применением конструктора ТИКО "Логопедический сундучок" "Звуки" и "Буквы"

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста...

Картотека логоритмических игр и игровых упражнений

Логоритмические упражнения — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия....