Рекомендации по изучению личности ребенка при организации индивидуального сопрвождения
материал по теме

Щитова Елена Владимировна

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

«Рекомендации по изучению личности ребенка при организации индивидуального сопровождения»

Педагог-психолог Щитова Е.В.

Чтобы эффективно управлять процессом социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, своевременно вносить те или иные изменения в развивающие и коррекционные программы, нужна объективная информация о качественных изменениях, происходящих в ходе его развития.

Что мы и пытаемся представить в картах индивидуального сопровождения развития ребенка.

«Каждый человек имеет право на образование», — так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека.

Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Следует отметить, что в прежние годы дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями помещались в дома для инвалидов системы социального обеспечения.


Возможности этих детей крайне ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута.
Включение в образовательный процесс специальных коррекционных школ VIII вида детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.

Знание психолого-педагогических особенностей детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности позволит учителям выбрать не только рациональные приемы работы, но и дифференцировать содержание учебного материала, не исключая ребенка из коллектива сверстников.
Первичный контакт, становясь началом взаимодействия ребенка и взрослого, во многом определяется пониманием ребенком обращений взрослого (инструкции к заданиям, просьбы, поручения, замечания, похвала и т.д.).

Одним детям достаточно устной инструкции (закрой дверь, подойди ко мне и т.д.). Они понимают речевые просьбы, похвалу и прочее. Другим детям при обращении к ним требуется наглядное, мимическое и жестовое подкрепление. С некоторыми детьми взаимодействие устанавливается только при условии наглядно-действенного сопровождения. Чем выше умственные способности ребенка, тем доступней понимание обращенной речи.

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей. Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях учащихся, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др.), жеста (указ пальцем, покачивание головой и т.д.), интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т.д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Участие ребенка в процессе учебной деятельности предполагает также наличие самоконтроля собственных действий и способность оценить результатысвоей работы. Практическая работа с этими детьми показывает, что формирование у них навыка самоконтроля является одной из труднейших задач. Без указания взрослых дети не могут найти ошибку, не умеют сами проверить свои действия.

Следует отметить, что каждый ребенок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно-педагогической работы выстраиваются с учетом «личной ситуации» отдельно взятого ученика.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Понятно, что помощь должна начинаться как можно раньше, а это связано с ранней диагностикой как медицинской, так и психолого-педагогической. Причем важно не просто констатировать наличие у ребенка интеллектуального недоразвития, но и установить степень, характер и структуру дефекта. Задачи медицинского обследования решают врачи. Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «маршрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении.
При поступлении ребенка в школу важно знать не только глубину и структуру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адекватный охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.). Важным показателем готовности к школьному обучению является сформированность двигательной сферы (общая координация движений и умение управлять своим телом; тонкая моторика рук). Необходимо также установить бытовой и социальный опыт ребенка (навыки самообслуживания; элементарные представления о себе, окружающих; умение вступать в общение со сверстниками, взрослыми; понимание ситуаций и адекватность поведения и т.д.). В ходе наблюдения за игровой и предметно-практической деятельностью следует проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности детей (внимание, восприятие, представления). Особое внимание при этом нужно уделить состоянию 
речи (понимание обращенной речи; пассивный и активный словарный запас; звукопроизношение; наличие фразовой речи).

Чтобы получить все эти сведения о ребенке, целесообразно пользоваться следующими методами изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент (включение заданий диагностического характера в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их совокупность. Форма изучения может быть индивидуальной и групповой.

В помощь учителям и воспитателям программа психолого-педагогического изучения детей.


Содержание изучения:


Методы изучения:


I. 
Общие сведения о ребенке: 

Фамилия, имя, дата рождения. 

Год поступления в данное учреждение, был ли до этого в детских учреждениях и каких. 

Если прибыл из школы, то в каких классах и сколько лет обучался.


Изучение документации.


П. 
История развития: 

Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды, вовремя ли родился.

Особенности раннего развития ребенка. 

Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.


Беседа врача с родителями. Изучение документации.


Ш. 
Семья ребенка: 

Состав семьи; взаимоотношения между членами семьи. 

Материальные условия жизни; занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.


Беседа с родителями.


IV. 
Физическое состояние ребенка: 

Изменения в физическом развитии (рост, упитанность, особенности в осанке и т.д.). 

Нарушение движений, паралич, парезы; стереотипные и навязчивые движения в жестах, мимике. 

Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания);


Наблюдение во время занятий, во время игр и т.д. 

Обследование врачом.

Изучение медицинской документации. 

Специальные исследования.


V. 
Особенности познавательной деятельности ребенка:

1) Особенности речи: 

Понимание устной речи (обращенных вопросов, указаний, объяснений).

Наличие связной речи. 

Дефекты произношения. 

Запас слов, грамматический строй речи. 

Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи. 

Эмоциональная окраска речи.

Понимание письменной речи (текстов книг, таблиц и т.д.)


Наблюдения за речью ребенка.

Беседы с ребенком.


Изучение письменных работ.


2) Особенности внимания. 

Концентрация взгляда на объекте, объем внимания, устойчивость. 

Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой.


Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. 

Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.


3) Особенности восприятия. 

Активность восприятия, объем восприятия. 

Восприятие величины, формы, цвета, положения в пространстве, восприятие времени. 

Наличие иллюзий, галлюцинаций.


Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. 

Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.


4) Особенности мышления. 

Понимание окружающей обстановки, нет ли помраченности сознания. 

Знание названий и назначения простейших предметов. 

Соотношение реальных предметов с их изображением на картине.

Понимание содержания картин. 

Умение самостоятельно понять содержание текста. 

Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий. 

Умение классифицировать предметы и делать простые обобщения. 

Понимание причинно-следственных зависимостей. 

Характер процессов анализа, синтеза, обобщения.


Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. 

Беседы с ребенком. 

Психолого-педагогическое обследование специальными методиками.


5) Особенности памяти. 

Преобладающий тип памяти (эмоциональная, образная, словесно-логическая), способность к произвольному запоминанию. 

Быстрота запоминания. 

Прочность запоминания. 

Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. 

Характер припоминания. 

Преобладает механическая или словесно-логическая, опосредствованная память.


Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх.


Обследование с помощью экспериментально-психологических методик.


6) Познавательные интересы. 

Отсутствуют, слабо выражены; чем интересуется (интересы к труду, к пению, к рисованию, к спорту, к танцам). 

Отношение к отдельным учебным занятиям.


Индивидуальные беседы с детьми. 

Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. 

Изучение творческих работ детей.


VI. 
Эмоционально-волевая деятельность. 

Преобладающие настроения ребенка (веселое, грустное). 

Реакция на происходящее вокруг. 

Свойственно ли чувство страха, восторга, удивления, сострадания. 

Адекватность эмоционального реагирования. 

Способность к волевому усилию в занятиях, в игре и т.д. Умение сдерживать себя от недозволенных действий и т.д.


Наблюдения за ребенком на занятиях, вне занятий, в играх и т.д.


VII. 
Особенности личности.

Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам и пр. 

Наличие чувства долга и ответственности. 

Соблюдение правил поведения. 

Как проявляет себя ребенок в учебной, трудовой и игровой деятельности. 

Взаимоотношения с коллективом. 

Самооценка и уровень притязаний. 

Разрушительные наклонности, склонность к бродяжничеству, онанизм и т.д.


Наблюдения за ребенком в различных ситуациях.

В отечественной психологии выделяют много методов (по Б. Г. Ананьеву), которые позволяют получать необходимую информацию о развитии личности ребенка с теми или иными жизненными ограничениями.

Сравнительный метод. При определении объекта исследования сопоставляются различные группы детей по возрасту, по состоянию здоровья, специфике заболеваний, первичных и вторичных нарушений и т. д. В социально-реабилитационной практике, как и в детской и возрастной психологии, сравнительный метод выступает в виде метода возрастных или поперечных срезов. Данный метод применяется с целью выявления динамики психического или личностного развития ребенка, путем сопоставления полученных в одно и то же время результатов в группах детей разных возрастов.

Лонгитюдный метод. Его суть состоит в многократном изучении одних и тех же детей на протяжении длительного периода.

Более эффективный метод
Комплексный метод. При организации изучения одного и того же ребенка могут быть подключены специалисты разных профилей: врачи, социальные работники, психологи, дефектологи и другие. Исследования такого рода позволяют установить более полную картину психического, соматического и личностного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....

Методики для изучения личности ребенка, родителей и педагогов

Предлагаю классным руководителям различные методики для  изучения личности учащихся, родителей и педагогов...

Статья "Роль психолога и классного руководителя в изучении и становлении личности ребенка"

Найти подход к каждому ребенку – это непростая задача для каждого классного руководителя. В этом деле большую помощь могут оказать школьные психологи.  В нашей школе накоплен достаточный опыт по ...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...