Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации
статья по теме

Пиляк Надежда Гарибальдиевна

   В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать - для этого детям после КИ  необходима длительная реабилитация.                                                  

          В последние 3-4 года увеличилось количество глухих детей после КИ, поступающих в дошкольное отделение нашей школы. Или же родители глухих детей после  года обучения решают  сделать операцию по КИ своим детям. Поэтому в прошлом учебном году были организованы две группы для детей после кохлеарной имплантации: 1-я – для детей 2-3лет, 2-я – для детей 4-6 лет.                                              

         Обучение детей после КИ ведётся по программам: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (1991), «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» (2003). Для развития слуха  имплантированных детей используем «Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей после КИ» Зонтовой О.В. под редакцией Инны Вас. Королёвой, Санкт-Петебургский НИИ уха, горла, носа и речи.

В комплект пособия входят рекомендации для педагогов и четыре иллюстрированные рабочие тетради «Занимаемся с Ушариком» по развитию слухового восприятия детей в соответствии с этапами развития слуха (1-й этап-обнаружение и различение неречевых и речевых звуков; 2-й этап-различение часто используемых слов и простых фраз; 3-й этап-развитие фонематического слуха; 4-й этап-распознавание устной речи).  

        1-й слайд (метод.  пособия)

    Коррекционная работа строится с учетом  уровня слухоречевого развития и индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения  устанавливается уровень речевого и слухового развития ребенка с КИ, разрабатывается планирование коррекционной работы по развитию слухового восприятия, составляется  карта произношения на каждого ребенка.

   Для слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации использую слуховой метод обучения речи, разработанный в НИИ уха, горла, носа и речи  Санкт-Петербурга. Он успешно применяется при развитии речи и у детей со слуховыми аппаратами. Цель «слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения. Девиз этого метода: «Слушай, думай и говори, слушая весь день». Он предполагает развитие у глухого ребенка с КИ или СА  фонематического слуха - умения различать все звуки речи. Фонематический слух является основой для естественного спонтанного развития речи.

           Я работаю с детьми с КИ 2-й год. Если в прошлом учебном году в группе обучались только дети после КИ, то в этом учебном году  в группу пришли дети с 3-4 степенью тугоухости. На данный момент в группе обучаются трое детей после КИ и  четверо слабо- слышащих детей.

   Обучение детей после КИ в группе с слабослышащими способствует активизации речи имплантированных детей, у них появляется возможность речевого общения со сверстниками.

А также их совместное обучение реализует два основных условия слухоречевой реабилитации детей после КИ: ребенок должен постоянно находиться среди говорящих детей и взрослых и получать систематическую коррекционную помощь специалистов. 

      Темпы развития понимания речи и устной речи у каждого ребенка различны и зависят  от многих причин.  Наиболее важными являются 1) возраст ребенка,

2)уровень развития остаточного слуха  со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации,                                                           

3) интенсивность занятий с сурдопедагогом и родителями после имплантации,                                  

4)наличие у ребенка дополнительных нарушений.

         Прошло более двух лет после имплантации  и уже можно говорить об уровнях  речевого и слухового развития  детей с КИ.

 На данный момент после двух лет обучения у детей с КИ разные уровни развития слуха и речи (или коммуникативной компетенции).

 Дима О. - в самостоятельной речи использует фразы, состоящие из 2-3 слов, быстро читает, на слух  хорошо воспринимает речевой материал, состоящий из нескольких фраз (небольшие тексты, стишки, инструкции из 3-4 последовательных заданий), у ребенка устойчивое внимание, хорошая память, интерес к изучаемому материалу.

 Эльдар Б. (сопутствующее заболевание-энцефалопатия) - в самостоятельной речи использует фразы, состоящие из 2-3 слов, читает медленно, на слух  хорошо воспринимает речевой материал , состоящий из 2-3 фраз, инструкции из 2-3 последовательных заданий, внимание неустойчивое, быстрая утомляемость.

 Дима Г.(перенёс  пневмококковый менингоэнцефалит в  2007г., гидроцефальный синдром) - в самостоятельной речи отдельные слова, читает по слогам, на слух воспринимает словосочетания и фразы, состоящие из 2 слов, простые инструкции воспринимает не сразу, только после дву-, трехкратного повторения, внимание неустойчивое, плохая память, быстрая утомляемость. См.таблицу.

   Практический опыт обучения таких детей показывает, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей учащихся.

    Целенаправленное обучение языку имплантированных дошкольников осуществляется через деятельность,  практику речевого общения на основе обязательного развития слухового восприятия, всех психических функций.

 

  Коррекционную помощь детям с нарушенным слухом оказывают опытные педагоги: учителя – дефектологи, воспитатели, музыкаль -ные руководители, психологи, а также учитель музыки,  который был приглашен администрацией школы в этом году. На своих занятиях Виктория Николаевна обучает детей нотной грамоте, правильной посадке за инструментом (фортепиано), постановке рук на основе различных упражнений, исполняемых на инструменте (фортепиано), разучивает различные небольшие пьесы  с  учениками, исполняемые сольно, и в ансамбле с педагогом. Дети учатся исполнять пьесы на металлофоне и различных шумовых инструментах. Слушают, угадывают различные жанры музыки - марш, песня, танец. Также развивает чувство ритма, играя в ансамбле с детьми (видео).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Работа с детьми после кохлеарной имплантации. Технология различения часто используемых слов и простых фраз.

В статье представлено содержание педагогической работы  с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, раскрыт этап по различению часто используемых слов и простых фраз. Это один из ...

Приемы работы по формированию речи и слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта после кохлеарной имплантации.

В статье описывается система работы по формированию предметного словаря у  детей со сложной структурой дефекта в состоянии после кохлеарной имплантации. Материал может быть интересен  сурдоп...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната.

Что подразумевается под "кохлеарной имплантацией"(КИ)? Как работает кохлеарный имплант? И о необходимых условиях для развития устной речи детей после кохлеарной имплантации вы сможите узнать...

Презентация к статье "Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната"

Презентация к статье "Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в всловиях школы - интерната"...

Выступление по теме: Особенности развития дошкольников после кохлеарной имплантации

Особенности развития дошкольников после кохлеарной имплантации...

Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"

Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...