Дуэль: защитить честь или сохранить жизнь (на примере произведений А.С. Пушкина).
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

 Семенова Леся Васильевна

Урок литературы.

Широко известно, что дуэль пришла в Россию с Запада, но в нашей стране претерпела изменения, приобрела русский колорит. В произведениях А.С.Пушкина широко представлена галерея поединков, в них можно проследить так называемый феномен русской дуэли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duel.doc161 КБ
Файл duel1.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………. ……2

Основная часть

   Глава первая. О происхождении поединков. Дуэль………………………….4

  1. История русской дуэли…………………………………………………….. 4
  2. Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль………….. .5
  3. Неписаный порядок дуэли………………………………………………… 7

                  Глава вторая.  Поединки в произведениях А.С.Пушкина………………….. 10

  1. Вариант дуэли  в повести «Выстрел»……………………………………….10
  2. Дуэль Онегина и Ленского в романе «Евгений Онегин»………………….12

1.3  Изображение поединка в повести «Капитанская дочка»……….. ………13

Глава третья. Дуэль как примета времени в произведениях А.С.Пушкина…16

1.1. Причины дуэлей в пушкинских произведениях………………………….16

1.2. Психологическое состояние героев перед дуэлью как отражение жизненных принципов  дворян…………………………………………………19

  1. Особенности русской дуэли в произведениях А.С.Пушкина……………..21

Глава 4. Роковая дуэль А.С.Пушкина………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………….28

Введение

  Пушкин умер в полном развитии

             своих сил  и бесспорно   унес с собою в гроб

                                                          некоторую великую тайну. И вот мы  без

                                                                него эту тайну разгадываем.

Ф.М. Достоевский                                      

                Блистательный  XIX век  будет интриговать и интересовать последующие поколения всегда, поскольку в нем слилось все: красота, шик, балы и рауты, расцвет дворянства.

    Говоря о XIX веке, нельзя не затронуть такой элемент дворянской культуры, как дуэль. Под дуэлью (поединком) мы понимаем способ защиты личной чести, вооруженную борьбу двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.(6)

   Широко известно, что дуэль пришла в Россию с Запада, но в нашей стране претерпела изменения, приобрела русский колорит. В произведениях А.С.Пушкина широко представлена галерея поединков, в них можно проследить так называемый феномен русской дуэли.

Цель исследования: выявить особенности дворянских поединков в России на основе литературного творчества А.С.Пушкина.

Задачи:

1.изучить литературу по данной теме;

2. исследовать историю русской дуэли, её правила;

3. понять причины дуэлей, их особенности на примере выбранных произведений;

4. проследить психологическое состояние героев;

5. попытаться раскрыть причины роковой дуэли А.С.Пушкина.

Гипотеза:  несмотря на то, что жизнь является величайшей ценностью для человека, в  XIX веке честь ценилась гораздо  выше, чем жизнь.

Актуальность: защита чести и достоинства, восстановление справедливости для человека важны  во все времена.

Новизна:  в связи с тем, что в наше время приняты другие способы решения конфликтов, данная тема вызывает неподдельный интерес у автора.

Объекты  исследования: повесть «Выстрел», повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».

Предмет: литература XIX века

Метод исследования: анализ литературы по данной теме и обобщение информации

Этапы исследования:

1. Изучение литературы, касающейся заявленной темы.

2. Отбор, изучение, систематизация отобранного материала.

3. Анализ языкового материала.

 4. Подведение итогов, конкретизация выводов.

       Для написания работы был проведен подбор и анализ соответствующей  литературы.  Это   исследование Щеголева П.Е. «Дуэль и смерть Пушкина», детально рассказывающее о причинах дуэли поэта.  Также книга Лотмана Ю.М. «Александр Сергеевич Пушкин», в которой автор исследует этапы жизни и творчества поэта. Большую помощь в исследовании оказала также книга Кулешова В.И. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».

Работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.

Глава 1. О происхождении поединков. Дуэль

  1. История русской дуэли

            История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам, цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П.А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».   [9]    

      Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада.  В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем.

     Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых.

      Во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, но после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

         Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести революцией были выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.

   Проследив историю русской дуэли, приходим к выводу: в России такого рода поединок был формой убийства.

1.2 Правила русской дуэли. Дуэль в России – больше чем дуэль

      Дуэль – одно из самых загадочных

                                        явлений русской жизни. Подобно французскому

                                       балету и польской водке она относится к таким

                                    заимствованиям, которые очень быстро стали

                                             национальными особенностями.

                                                                                                              Вл. Хандорин

         Много раз были попытки развернутого исторического и культурного исследования феномена русской дуэли. Сложность в том, что параллельно с законами классической дуэли существовали и неписаные, похожие больше на убийство, негласные жесточайшие правила.

Рассмотрим основные признаки классической дуэли:

1. Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

2. Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);

3. Средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);

4. Наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Яркая иллюстрация – условия дуэли между Ж.Геккерном и А.Пушкиным.

«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным.

I. Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5(для каждого) шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

II. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.

III. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.

IV. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

V. Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.

VI. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий».

Вывод:  правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает. [10]

   

1.3 Неписаный порядок дуэли

     Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты.

      При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести.

      Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-два-три» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

     Общепринятым было условное деление достаточных для дуэли оскорблений на три категории:

1) легкие — если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности — внешность, манеры, привычки и т. д.; в таком случае оскорбленный мог выбрать только род оружия;

2) средней тяжести — если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);

3) тяжелые — если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал род оружия, род дуэли и назначал расстояние.

     Оскорбленный терял право выбора оружия и т. д., если его противник извинился, а он не принял извинений. Не допускалась замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если только первый был в состоянии драться. Секунданты могли отклонить холодное оружие, если их клиент был одноногим или без правой руки, и также могли отвести пистолеты, если он был одноглазый и при этом нанес легкое оскорбление. Кстати говоря, при выборе холодного оружия секундантам было труднее всего регулировать ход поединка в силу его подвижности и возбуждающего воздействия на противников; кроме того, в поединках на холодном оружии всегда сильнее сказывалось неравенство дерущихся в таком сложном искусстве, как фехтование. Поэтому дуэли на холодном оружии не были широко распространены. Обязательным условием дуэли являлось одинаковое оружие у противников — по длине, отточенности шпаги или сабли, силе боя и марке пистолета. Секунданты обязаны были перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия; при этом при поединке на пистолетах марка пистолета не должна была быть заранее известна противникам. Огнестрельным дуэльным оружием считался пистолет (по установившейся традиции — гладкоствольный), холодным — шпага, сабля, шашка, палаш, эспадрон. Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. [10]    

             Вывод:     Неписаные правила дуэли  были достаточно жёсткими для обеих сторон (например, во Франции барьеры ставили на расстоянии 30-35 метров).  Хотя цель дуэли была не столько убить обидчика, сколько заставить его постоять перед дулом заряженного пистолета и заглянуть в лицо смерти.    

Глава II. Поединки в произведениях А.С.Пушкина

  1. Вариант дуэли  в повести «Выстрел»

        Негативные варианты дуэли изображены у Пушкина в повести «Выстрел», в романе «Евгений Онегин».

      Герой «Выстрела» ищет предлог для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Его противник - богатый граф, «любимец счастья» - демонстрирует наигранное презрение к смерти: ест черешни под дулом пистолета. Как люди, действующие в угоду своему самолюбию, они стоят друг друга.

     Сюжет повести - поединок, история одной необыкновенной дуэли.  Как и в поединке, в повести по существу двое участников: Сильвио и граф. Дуэль между Сильвио и графом необычна. Выстрелы противников не следуют один за другим, как это было положено, но, поскольку Сильвио отказался стрелять в момент дуэли, а граф оставил за ним право сделать ответный выстрел в любое время, отделены друг от друга целыми шестью годами.

      Тем самым дуэль распадается на две части. Соответственно на две части распадается и повесть. При этом рассказчик ни разу не видит обоих противников вместе. В первой части повести он встречается только с одним из противников - Сильвио; другого противника, графа, здесь нет; но Сильвио рассказывает ему про первую половину дуэли. Наоборот, во второй части рассказчик встречается только с графом; Сильвио нет; но граф рассказывает ему о второй половине дуэли.

     Само описание двух встреч совпадает почти во всех подробностях: брошенный жребий, выпавшее графу право стрелять первому, его выстрел, его промах. Эти совпадения подчеркиваются несколькими почти дословными фразеологическими повторами: «Секунданты отмерили нам двенадцать шагов» - «Я отмерил двенадцать шагов»; «противник мой не соглашался» - «Кажется, я не соглашался»; «первый нумер достался ему» - «я вынул опять первый нумер».

              Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью изза того, что не завершена предыдущая дуэль.

    В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.
Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.
 [2]    

Вывод:  автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом.
Во всех своих произведениях, и в повести «Выстрел», в частности, А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.

1.2  Дуэль Онегина и Ленского в романе «Евгений Онегин»

     Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», но не хладнокровный убийца. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем романа как драма личного порядка, да и искреннее сожаление автора о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу романа. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чём причина столь странного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, почему герой романа, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли? Зарецкий  сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком,  он опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует. Вместо этого он «встал без объяснений... Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется появившимся.   Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный, малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого. Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание. Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела.       Таким образом,  знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый — потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй — чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том, что автор хотел его сделать убийцей поневоле.

      И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции. Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. [4]    

Вывод: Таким образом,  поведение Онегина определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит.

  1. Изображение поединка в повести «Капитанская дочка»

 В «Капитанской дочке» поединок изображен иронически. Ирония начинается с княжнинского эпиграфа к главе:

- Ин изволь, и стань же в позитуру.  Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич! - сказал он, увидя меня. - Добро пожаловать! Как это вас Бог принес? По какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? Смею спросить». – «Точно так». – «Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте…  и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?»».

И эта сцена «переговоров с секундантом», и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут жизненного дворянского стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. А с позиции бытового здравого смысла дуэль, не имеющая оттенка судебного поединка, а призванная только потешить самолюбие дуэлянтов, несомненно, абсурдна.

Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.

Именно такой поворот дела и показывает отношение Пушкина к стихии «незаконных», неканонических дуэлей, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной терминологией.

Возможности такие возникали часто. Особенно в армейском захолустье, среди изнывающих от скуки и безделья офицеров.  [2]                  

Вывод: Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда».  Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.

До самого конца XVIII века в России еще не стрелялись, но рубились и кололись. Дуэль на шпагах или саблях куда меньше угрожала жизни противников, чем обмен пистолетными выстрелами. («Паршивая дуэль на саблях», - писал Пушкин.)

Глава 3. Дуэль как примета времени в произведениях А.С.Пушкина

        В каждом из исследуемых произведений дуэль прослеживается как неотъемлемый элемент дворянской культуры XIX века. Докажем это, сопоставив причины дуэлей,  условий их проведения, а также коснёмся вопроса душевного состояния героев перечисленных произведений перед поединком.

1.1. Причины дуэлей в пушкинских произведениях

Сравним причины дуэлей

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен. Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя. Итак, переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину.                                                   – Как ты это находишь? – спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся над этой угрозою.                                                – А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?                                                    – Ого! Самолюбивый  стихотворец и скромный любовник! Хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег, – продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня.                           Кровь моя закипела. «А почему ты о ней такого мнения?»                                          – А потому, что знаю по опыту ее нрав и обычай.                                                           – Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бесстыдным образом.                        Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет, – сказал он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите  сатисфакцию».                                  – Изволь; когда хочешь! – отвечал я обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его.  [7]                                       

Однообразный и безумный,

 Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный;                                 Чета мелькает за четой.

 К минуте мщенья приближаясь,  Онегин, в тайне усмехаясь,  Подходит к Ольге.

 Быстро с   ней                                   Вертится около гостей,

Потом на стул ее сажает,

Заводит речь о том о сем;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

 Все в изумленье.

Ленский сам

Не верит собственным глазам

Онегин с Ольгою пошел;              Ведет ее скользя небрежно,

И наклоняясь ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмет – и запылал            

В его лице самолюбивом           Румянец ярче.

Ленский мой      

Все видел: вспыхнул, сам не свой;                                             В негодовании ревнивом            Поэт конца мазурки ждет          

И в котильон ее зовет . [7]    

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала Онегину.

О боже, боже!

Что слышит он? Она могла…

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Не в силах Ленский снесть удара;

Проказы женские кляня

Выходит, требует коня

И скачет. Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его.

Вручил записку от  поэта.  [7]    

 То был приятный, благородный,                    Короткий вызов, иль картель:                                Учтиво, с ясностью холодной                            Звал друга Ленский на дуэль. [7]    

Онегин с первого движенья,    

 К послу такого порученья         Оборотясь, без лишних слов      Сказал, что он всегда готов. [7]    

Разговор между нами   часто касался поединков; Сильвио никогда в него не вмешивался. На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он  сухо, что случалось, но  в подробности он не входил, и видно было, что таковые вопросы ему неприятны. Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и,   в бешенстве схватив со   стола медный шандал, пустил его в Сильвио, который едва успел уклониться от удара.  Мы смутились. Сильвио встал, побледнев от   злости, и со  сверкающими глазами сказал: «Милостивый государь, извольте выйти,  и благодарите бога, что это случилось  у меня в доме». Мы не сомневались  в последствиях и  полагали нового товарища уже убитым. Офицер вышел   вон, сказав, что за обиду готов отвечать, как будет угодно господину банкомету. [7]    

Сильвио не дрался. Это чрезвычайно повредило ему во мнении молодежи. Недостаток смелости не менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков.

Однажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения. Пробегая  письмо, глаза его сверкали. Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола.

  «...Шесть лет  тому назад я получил пощечину, и  враг мой еще жив.  [7]                                     Я стал искать с ним ссоры; на эпиграммы мои отвечал он эпиграммами, которые всегда

 казались мне неожиданнее и острее  моих и которые, конечно, не в пример были веселее: он шутил, а я злобствовал.  Наконец однажды на бале  у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки, бывшей со мною в связи, я  сказал на ухо ему какую-то плоскую грубость.  Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились   к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться. [7]    

   Вывод:   Подробно изучив отрывки из художественных произведений А.Пушкина, мы                                                                                                                        выяснили причины дуэлей.

     В повести «Капитанская дочка» причиной дуэли послужила личная обида, сопряженная с оскорблением чести юной дамы.

    В романе «Евгений Онегин» ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью к ветреной женщине.

       В повести  «Выстрел» конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия.

    Заметим, что все указанные причины могли встретиться в реальной жизни 19 века, это придает произведениям достоверность.

1.2. Психологическое состояние героев перед дуэлью как отражение жизненных принципов  дворян

Ночь перед дуэлью.

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

Он вас побранил, а вы его  выругаете; он вас в рыло, а вы его  в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть  своего ближнего, смею спросить? Рассуждения благоразумного поручика Игнатия Игнатьича не поколебали меня. Вечер провел я,   по обыкновению своему, у коменданта. Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов; но признаюсь, я не имел такого хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые  находились в моем положении. В этот вечер я расположен был к нежности и к умилению. [7]    

Весь вечер Ленский был рассеян,

То молчалив, то весел вновь;                              Но тот, кто музою взлелеян,                   Всегда таков: нахмуря бровь,                              Садился он за клавикорды                      

  И брал на них одни аккорды,                                То, к Ольге взоры устремив,                            Шептал: не правда ль?

Но поздно; время ехать. Сжалось                          

В нем сердце, полное тоской;                          Прощаясь с девой молодой,                              Оно как будто разрывалось.                       Она глядит ему в лицо.

«Что с вами?» - Так. –

И на крыльцо.              

Домой приехав, пистолеты                       Он осмотрел, потом вложил                       Опять их в ящик и, раздетый,                       При свечке, Шиллера открыл;                           Но мысль одна его объемлет;                          В нем сердце грустное не  дремлет:                            

С неизъяснимою красой  

Он видит Ольгу пред собой.                              Владимир книгу закрывает,                      Берет перо; его стихи,    

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются.

Их читает                              

Он вслух, в лирическом жару,                                      Как Дельвинг пьяный на пиру. [7]    

И будит Ленского воззваньем:                «Пора вставать: седьмой уж час.                        

Онегин верно ждет уж нас».                                 Но ошибался он: Евгений:                       Спал в это время мертвым сном.                    

Уже редеют ночи тени    

 И встречен Веспер петухом;                     Онегин спит себе глубоко.                          Уж солнце катится высоко,                                 И перелетная метель      

Блестит и вьется; но постель                                Еще Евгений не покинул,  

Еще над ним летает сон.

Вот наконец проснулся он                                       И полы завеса раздвинул;  

Глядит – и видит, что пора                                    Давно уж ехать со двора. [7]    

      Вывод:  Исследование текста  позволило выявить следующую закономерность: хотя дуэлянтами овладевали разные чувства (страх, беспокойство, тоска, или, напротив, бесстрастие и душевный покой), никто из них не смел отказаться от поединка, т.к. это считалось малодушием и позором.

1.3. Особенности русской дуэли в произведениях А.С.Пушкина

Условия поединков. Дуэль.

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

«Зачем нам секунданты, –  сказал он мне сухо, –  без них обойдемся». Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника. Вскоре он явился. «Нас могут застать, –  сказал он мне, –  надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. «Наше дело этим кончится не может», –    сказал я ему. «Конечно, –  отвечал Швабрин, –  вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость».Я понял упорное злоречие… Слова, подавшие   повод  к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету. «Зачем откладывать? – сказал мне Швабрин, –  за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у  самой реки и обнажили шпаги... Долго не могли мы сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся. В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств [7]    .

Теперь сомненья решены: Они на мельницу  должны                           Приехать завтра до рассвета,                           Взвести друг на друга курок                                           И мелить в ляжку иль в висок [7]     

Опершись на плотину, Ленский                          

Давно нетерпеливо ждал... Идет Онегин с извиненьем.                          «Но где же, –  молвил с изумлением                 Зарецкий, –  где ваш секундант?»                              В дуэлях классик и педант,                             Любил методу он из чувства,                                      И человека растянуть                Он позволял – не как-нибудь,                                         Но в строгих правилах искусства,                                    По всем преданьям старины…                                Враги!

Давно ли друг от друга                                               Но дико светская вражда      Боится ложного стыда.                Вот пистолеты уж блеснули,                           Гремит о шомпол молоток.                                     В граненый ствол уходят пули…

«Теперь сходитесь».          Хладнокровно,                  

Еще не целя, два врага       Походкой твердой, тихо, ровно                                  Четыре перешли шага,                Четыре смертные ступени.                              Свой пистолет тогда Евгений,                           Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.                       Вот пять шагов еще ступили,                                  И Ленский, жмуря левый глаз,                                         Стал также целить – но как раз  Онегин выстрелил…

Пробили            

Часы урочные: поэт          Роняет молча пистолет.     Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его…напрасно:                    Его уж нет. Младой  певец Нашел безвременный конец! [7]     

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому, но волнение злобы было во мне столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть уступал ему первый выстрел: противник мой не соглашался. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя бы одну тень беспокойства… Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие меня взбесило. Что пользы мне, подумал  я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? «Вам кажется теперь не до смерти!» –  сказал  я ему и опустил пистолет. [7]    

Вывод: Произведения А.Пушкина ярко иллюстрируют особенности именно русской дуэли. К ним, к примеру, можно отнести как наличие (в «Выстреле», «Евгении Онегине»), так и отсутствие (в «Капитанской дочке») секундантов. В пушкинских текстах описан ход поединков вплоть до мельчайших подробностей, что дает читателю возможность больше узнать о дуэлях XIX века.

Глава 4. Роковая дуэль Александра Пушкина

                                                        …надо было пресечь подлость, отстоять свою честь – честь русского человека.

                                                                                                            В.Кулешов

    До сегодняшних дней нас не перестаёт волновать история гибели поэта, все детали трагических событий. Исследователи до сей поры стремятся восстановить  причины поединка, подробности самой дуэли, ранения Пушкина и его лечения. Мы также сочли необходимым обращение к данной теме.

    Новейшие исследования истории гибели Пушкина позволяют с полной уверенностью определить ее как историю в основе политическую. Конечно, ближайший повод дуэли – наглое поведение Дантеса и анонимные пасквили. Графиня Д.Фикельмон  в своем дневнике отмечала: «Он [Дантес] забывал всякую деликатность благоразумного человека, нарушая все светские приличия, обнаруживал на глазах всего общества признаки восхищения, совершенно недопустимые по отношению к замужней женщине, - она [Н.Н.Пушкина] бледнела и трепетала под его взглядами, было очевидно, что она совершенно потеряла возможность обуздать этого человека,  и он решил довести ее до крайности». Но стоит заметить: Дантес не вел бы себя так, если бы не был осведомлен, что Пушкина ненавидят в империи от светских кругов до царя. Помимо этого, стало известно об осведомленности Зимнего дворца о нарастании конфликта и о предстоящем поединке.    [3]                                        

   Причиной дуэли последней дуэли А.Пушкина стала его ревность. Но что такое ревность А.Пушкина? Он безгранично верил в чистоту своей жены, и не ошибался. Он только боялся ложных шагов, ошибок, неопытности с ее стороны. Кроме того, Пушкин больше всего боялся мнения света, страшился молвы, боялся выглядеть смешным. Все обстоятельства, связанные с именем Дантеса, терзали поэта, лишали его сна, держали в напряженном состоянии. Ряд анонимных писем заставили Пушкина решиться на дуэль, поскольку он никогда ни в чем не мог и не хотел склонить «гордой головы».

   Пушкин стрелялся 27 января 1837 года около пяти часов вечера на Черной речке, возле Комендантской дачи. Со стороны Пушкина секундантом был его лицейский приятель К.К.Данзас, которого он упросил на эту роль буквально в последний момент. Они поехали во французское посольство, где Пушкин свел его с д Аршиаком – секундантом Дантеса. Стоит учесть, что врач на месте поединка отсутствовал. Это можно объяснить не только поспешностью приготовлений, но и нежеланием увеличивать число лиц, вовлеченных в противозаконные действия.

Приведем отрывок из книги Б.М.Шубина «Дополнение к портретам. Скорбный лист, или история болезни Александра Пушкина», где оговариваются все подробности поединка. [9]    

«Отсутствие врача на месте поединка можно объяснить не только поспешностью, с которой шло приготовление дуэли, но и нежеланием увеличивать число лиц, вовлеченных в противопоказанные действия.                                  По дороге на Черную речку у К.К. Данзаса блеснула надежда, что дуэль расстроится: на Дворцовой набережной встретили экипаж жены А.С. Пушкина. Но Александр Сергеевич смотрел в другую сторону, а Наталья Николаевна была близорука и не заметила мужа.                                                                        Знакомые раскланивались с ними, удивлялись столь поздней поездке за город, но никто не догадывается, зачем они туда ехали.                                                                                Александр Сергеевич спокойно сидел в санях. Завидев Петропавловку, пошутил: «Не в крепость ли ты везешь меня?» - «Нет, - ответил Данзас, - через крепость на Черную речку самая близкая дорога».                                                             К комендантской даче подъехали одновременно с Дантесом и его секундантом.        Чтобы укрыться от посторонних глаз  и пронзительного ветра, площадку для дуэли выбрали в небольшой рощице, которая частично сохранилась до наших дней. В столетнюю годовщину здесь был установлен скромный гранитный обелиск. Но пожалуй, больше, чем этот памятник, о трагических событиях того дня напоминает расположенная поблизости станция метро «Черная речка», украшенная необычной скульптурой А.С. Пушкина. М.К. Аникунин изобразил поэта в полный рост; из-под накинутой на плечи крылатки видны опущенные в иконописном перекрестье руки. За внешней отрешенностью угадывается сложнейшая гамма переживаний: и гнев, и боль, и решимость, и готовность, и готовность к неотвратимому.                                                                    Зима в 1837 году была многоснежная. Секундантам пришлось проторить тропинку в глубоком, по колено, снегу. Большой снег не позволил отмерить широкие, размашистые шаги, и это усугубило условия поединка.                                                         Шинелями обозначили барьеры.                                                                                                               Александр Сергеевич, закутанный в медвежью шубу, сидел на сугробе и спокойно взирал на приготовления. Шли последние светлые минуты короткого зимнего дня.                                                                                                                          Противники заняли исходные позиции и по сигналу Данзаса начали сближаться.                                                                                                                         Пушкин стремительно подошел к барьеру и стал наводить пистолет. Дантес опередил его: он выстрелил, не доходя до барьера.                                                   Пушкин упал лицом в снег.                                                                                                    Но еще не успело умолкнуть многоголосовое эхо выстрела, как раненный, чуть-чуть, приподнявшись, остановил сошедшего позиции противника, требуя своего права на выстрел.                                                                                                        У Пушкина хватило сил твердой руки навести пистолет и спустить курок. Увидав падающего навзничь Дантеса, он воскликнул: «Bravo!» - и потерял сознание, не зная, что ранил противника в руку, которой тот прикрывал грудь.

Когда обморок прошел, Дантес был уже на ногах.                                                          Между тем, как пишет П.Е. Щеголев, кровь из раны Пушкина «лилась изобильно». Она пропитала шинель под ним и окрасила снег. Секунданты пытались на руках донести Пушкина до саней. Но это оказалось им не по силам. Тогда вместе с извозчиками разобрали забор из тонких жердей, который мешал проехать к тому месту, где оставили раненого.                                                       Уложив Пушкина в сани, шагом поплелись по тряской дороге. У комендантской дачи встретили карету, которую на всякий случай прислал Геккерн-старший. Пушкина пересадили в карету, скрыв от него ее принадлежность противнику.                                                                                               По дороге Александр Сергеевич сильно страдал, но не жаловался и только периодически терял сознание…»   [9]    

     Вывод: Таким образом, мы видим, что пушкинская дуэль не была исключительным происшествием. Поэт – один из благороднейших представителей дворянского общества, который не мог не отреагировать на оскорбительное поведение обидчика.

Заключение

В ходе исследования мы изучили историю возникновения дуэли как общественного явления, рассмотрели особенности его развития в России XIX века. Выяснили, что дуэлянтами, как правило, становились представители самого богатого, образованного и привилегированного сословия - дворяне.

        Проследив историю русской дуэли, пришли к выводу: в России такого рода поединок был формой убийства. Например, во Франции барьеры ставили на расстоянии 30-35 метров. Цель дуэли была не столько убить обидчика, сколько заставить его постоять перед дулом заряженного пистолета и заглянуть в лицо смерти. В России же обычно стрелялись с 12, 10, 8, 6 и даже 3-х шагов.

        Основываясь на произведениях А.С.Пушкина: «Выстрел», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», рассмотрели особенности русской дуэли, ее жесткие условия.

Подробно изучив художественные произведения А.С. Пушкина, мы                                                                                                                                               выяснили причины дуэлей.

В повести «Капитанская дочка» причиной дуэли послужила личная обида,  сопряженная с оскорблением чести юной дамы.

В романе «Евгений Онегин» ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью к ветреной женщине.

        В повести  «Выстрел» конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия.

       Среди причин сатисфакции главенствующее место занимало оскорбление чести, чувства собственного достоинства.

       Заметим, что все указанные причины могли встретиться в реальной жизни XIX века, что придает произведениям реалистичность.

       Исследование текста  позволило выявить и психологическое состояние героев перед дуэлью: хотя дуэлянтами овладевали разные чувства (страх, беспокойство, тоска, или, напротив, бесстрастие и душевный покой), никто из них не смел отказаться от поединка, т.к. это считалось малодушием и позором.

        Произведения А.Пушкина ярко иллюстрируют особенности именно русской дуэли. К ним, к примеру, можно отнести как наличие (в «Выстреле», «Евгении Онегине»), так и отсутствие (в «Капитанской дочке») секундантов. В пушкинских текстах описан ход поединков вплоть до мельчайших подробностей, что дает читателю возможность больше узнать о дуэлях XIX века.

        Как и пушкинские герои, сам поэт не избежал печальной участи. Он никогда ни в чем не мог и не хотел склонить «гордой головы». Он всю жизнь подтверждал свои принципы самыми рискованными средствами и соображения чести для него были превыше всего. «Он в лице Дантеса искал или смерти, или расправы со всем светским обществом», -  писал в воспоминаниях В.А.Соллогуб 407).

Справедливо полагать, что обращение к поединкам у А.Пушкина не было предчувствием собственной трагедии, это, скорее, примета времени, без нее и не мыслится блистательный XIX век. И А.С.Пушкина можно назвать эхом внутренних и внешних событий прошлого.

        Таким образом,  цель работы реализована,  поставленные задачи решены.     И хотя сегодня, в XXI веке, приняты иные способы выяснения отношений, защиты чести и достоинства, гипотеза о том, что в  XIX веке честь ценилась гораздо  выше, чем жизнь, доказана.

Литература

1. Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение.

М.: Молодая гвардия, 1989

2. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. М.: Художественная литература, 1987

3.  Кунина В.В. Последние год жизни Пушкина. М.: Правда, 1990

 4. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся.  Л.: Просвещение, 1981

5. Мейлах Б.С. Талисман. Книга о Пушкине. М.: Современник, 1975

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических сочетаний/ РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополн. М.: Азбуковник, 1997

7. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах.  М.: Художественная литература, 1987

 8. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин».  М.: Высшая школа, 1981

9. Шубин Б.М. Дополнение к портретам: (Скорбный лист, или история болезни Александра Пушкина. Изд. 3-е).  М.: Знание, 1989

10. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы.

 М.: Книга, 1987

Приложение № 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Дуэль: защитить честь или сохранить жизнь ? (на примере произведений А.С.Пушкина )

Слайд 2

Честь - жизнь моя, они срослись в одно, И честь утратить для меня равно, Утрате жизни . У. Шекспир 2

Слайд 3

Дуэль Дуэль — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. 3

Слайд 4

Анкетирование нахимовцев роты 1. Каким может быть исход дуэли? 2. Какие виды оружия могли использоваться на дуэли? 3. Что могло послужить причиной дуэли? 4. Что важнее: сохранить честь или жизнь? 5. Назовите известные дуэли и дуэлянтов. 6. Назовите литературные произведения, в которых описывается дуэль. 4

Слайд 5

Источники 5

Слайд 6

Этапы исследования: выбор темы исследования и определение целей и задач исследования; собственное исследование (работа с литературоведческими источниками, посещение литературных мест связанных с именем А.С.Пушкина); составление вопросов анкеты и проведение анкетирования; оформление работы и подготовка к докладу. 6

Слайд 7

Цель исследования : выявить особенности дворянских поединков в России на основе литературного творчества А.С.Пушкина . Гипотеза : несмотря на то, что жизнь является величайшей ценностью для человека, в XIX веке честь ценилась гораздо выше, чем жизнь. 7

Слайд 8

«Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Выстрел» Особенности поединков Ироническое изображение поединка. Гринёв ранен. Дуэль на шпагах. Трагический финал дуэли – Ленский убит. Герои оказываются под влиянием света. Дуэль распадается на две части. Противники остаются живы. 8

Слайд 9

«Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Выстрел» Причины дуэлей личная обида, сопряженная с оскорблением чести юной дамы. ссора между Ленским и Онегиным спровоцирована скукой, ревностью. конфликт разгорелся из чувства соперничества и оскорбленного самолюбия. Психологическое состояние героев перед дуэлью Уверенность, показная радость, напускное равнодушие страх, беспокойство, тоска (Ленский), бесстрастие и душевный покой (Онегин) Волнение злобы, нет верности в руке (рассказчик). Равнодушие - ест черешни (граф не относится к жизни серьёзно) – первая дуэль. Удивлён, торопит события, чтобы избавить от излишних страданий жену. 9

Слайд 10

«Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Выстрел» Нарушение норм дуэльного кодекса Дуэль происходит без секундантов. 2. Савельич вмешивается в ход поединка. 1. Социальное неравенство секундантов. 2. Онегин опаздывает на два часа. 3. Зарецкий не предлагает примирения. Граф ест черешни, стоя у барьера. 2. Сильвио не стреляет сразу, а оставляет выстрел за собой. Противники Гринев - Швабрин Онегин - Ленский Сильвио - граф Б. 10

Слайд 11

Дуэль А.С.Пушкина 11

Слайд 12

Результаты анкетирования нахимовцев и воспитателей роты

Слайд 13

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Литературная дуэль «За честь и достоинство книги. PRO и Contra» В 8 классах по произведениям писателей 19 века.

Литературная дуэль«За честь и достоинство книги. PRO и Contra»В 8 классах по произведениям писателей 19 века....

Быт и нравы русского дворянства на примере произведений А.С. Пушкина «Дубровский», «Повестей Белкина"

Произведения А. С. Пушкина «Дубровский» , «Повести Белкина» можно в полной мере назвать историческими, потому что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, кол...

"Изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка", материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в период с 1941 - 2020 годы.

Цели урока:1. образовательные: изучение воинских званий на примере произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», материалов исследовательской работы о героизме воинов - разъезженцев в пери...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....

Тема занятия «Формирование духовно-нравственных понятий на примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Направление деятельности: духовно-нравственное.Вид деятельности: познавательная.Возраст обучающихся: 5 класс.Тип занятия: повторение пройденного материала, анализ и закрепление знаний.Технология занят...


 

Комментарии

Нина Николаевна большое спасибо за разработку. Прочитали вместе с нахимовцами. Нам историкам очень важно сотрудничать с географами. Так как без знаний географии мы легко потеряемся и не определим на какой территории происходили исторические события. Мы надеемся, что Вы еще не раз побалуете нас хорошими материалами.