Стёртая форма дизартрии у дошкольников
статья по теме

Ламтёва Юлия Викторовна

Описание структуры дефекта при стёртой форме дизартрии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стёртая  форма дизартрии  у  дошкольников

             Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, которые обусловлены недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного). Таким образом, при дизартрии нарушается именно двигательный механизм речи, за счет органического поражения или изменения центральной нервной системы (например, гипоксия, врожденные пороки развития головного мозга).  Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др.  

             Термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют. Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Нарушение тонкой моторики, наряду с артикуляционной моторикой определяется  как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии.  При обследовании   ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

Нарушения могут  проявлятся в:

-  сужении объема движений нижней челюсти,

 - отмечается неточность, ограниченность движений,

- в виде  синкинезий губ и языка,

- сглаженности, асимметричности носогубных складок,  

- недостаточном  объеме мимических движений, движений губ,

-  невозможности удержания статической позы,

- треморе кончика языка,

- трудностях поднятия вверх языка,

-  гипер-или гипотонусе мышц.

-  в недостаточном поднятии мягкого неба (назализованном оттенке речи)

- гиперсаливации

- ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

- трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии.   Наиболее распространенные искажения — боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые — мягкими.

Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены голосовые  расстройства. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый,  или, наоборот, — тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

У детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые - мягкие, звонкие - глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Часть исследователей фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Другие   считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

У детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Одной из причин недостаточной сформированности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

Некоторыми исследователями (О.А.Красовской, А.В.Семенович и др.) выделены как типичные симптомы стертой формы дизартрии дефекты избирательности зрительной памяти, восприятия, пространственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, невозможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, размеров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов);  А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного восприятия (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее некоторые из них (Р.И.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии.  По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфические ошибки.

              Таким образом, структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...

Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...

Этапы и направления логопедической работы при стёртой форме дизартрии.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слогов...

Этапы и направления логопедической работы при стёртой форме дизартрии

Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического...

Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...