Конспект развивающего занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе по теме: «Такая разная осень».
план-конспект урока по теме

Морозова Валентина Александровна

Цели: коррекционно-образовательная

            -закреплять знания детей о временах года,

            -знакомить с сезонными изменениями в природе,

            -расширять активный словарь детей по теме.

            коррекционно-развивающая

           -активизировать речевую деятельность детей,

           -совершенствовать диалогическую речь,

          -развивать речевой слух и зрительное восприятие.

           коррекционно-воспитательная

           -формировать положительные установки на участие в занятии,

           -воспитывать эмоциональную адекватность (учить выражать радость),

           -приучать работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие про осень24.83 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект                  

         развивающего  занятия

               по развитию речи

в старшей коррекционной группе

    по теме: «Такая разная осень».

        Учитель-дефектолог:   В.А.Морозова  

            Тема: « Время года – Осень. Признаки осени».

Цели: коррекционно-образовательная

            -закреплять знания детей о временах года,

            -знакомить с сезонными изменениями в природе,

            -расширять активный словарь детей по теме.

            коррекционно-развивающая

           -активизировать речевую деятельность детей,

           -совершенствовать диалогическую речь,

          -развивать речевой слух и зрительное восприятие.

           коррекционно-воспитательная

           -формировать положительные установки на участие в занятии,

           -воспитывать эмоциональную адекватность (учить выражать радость),

           -приучать работать в коллективе.

Оборудование:  сюжетные картинки «Осень», опорные картинки по теме, магнитофон, презентация к занятию.

Ход  занятия:

  1. Орг.момент:

В кабинете тихо звучит музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Дети располагаются за столами и слушают (5 мин.) Дефектолог здоровается с детьми и объявляет тему занятия.

  • Дидактическая игра «Какое время года?»

 На доске выставлены сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Лето», «Весна»

Задание: рассмотрите картинки и скажите, о каком времени года я говорю:

-Самое холодное время года?

-В какое время года появляются зелёные листочки?

-Какое время года самое жаркое?

-На какой картинке изображено лето? Почему?

-А на этой картинке  какое время года.

Молодцы! А теперь отгадайте загадки:

  • Висят на ветке золотые монетки?        (осенние листья)

  • Утром мы во двор идём – листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят.         (листопад)

 

  • Пушистая вата плывёт куда-то.

             Чем вата ниже, тем дождик ближе.           ( туча)

  • Нашумела, погремела, всё промыла и ушла.

             И сады и огороды всей округе полила.              (гроза)

  • Стоит Антошка на одной ножке?               (гриб)

  • Прошла по лугам, по лесам, по полям,

            Припасы она заготовила нам,

            Упрятала их в погреба, в закрома,

            Сказала: «За мною нагрянет зима».              (осень)

  1. Основная  часть.

              Доска оформлена в виде осеннего леса.

  • Игра –путешествие- описание «Такая разная осень».

Давайте, ребята, закроем глаза и представим…(звучит тихая музыка),  что сегодня мы с вами отправимся в лес. Посмотрим, как там красиво. Подышим лесным воздухом. Послушаем пение птиц. Полюбуемся разноцветьем красок.

                                    Праздник  осени  в  лесу,

                                    И  светло,  и  весело.

                                    Золотые    украшенья

                                    Осень  там  развесила!

  • Слайды из презентации:

Мы прибыли в осенний лес. Закончилось весёлое, тёплое лето, на смену ему приходит первый месяц осени – сентябрь. Погода по-прежнему ясная и тёплая. Чистое синее небо, по нему плывут лёгкие белые облака. А посмотрите на деревья: ещё много зелёных листьев, уже есть и жёлтые, красные, оранжевые. Вон под кустом пробежал ёжик, на полянке видны ягоды, птицы щебечут со своим потомством. Осень только началась – её называют  ранней.

  • А теперь задание:

По опорным картинкам назовите признаки ранней осени и поместите их на картину «Сентябрь». (солнышко с длинными, но тонкими лучами, листья разного цвета, грибы, рябина с ягодами, уборка хлеба, овощей)

- Как называется первый месяц осени?      (сентябрь)

-Как ещё называют эту часть осени?          (золотая осень)

Наше путешествие продолжается (звучит музыка со свистом ветра).

                        Вот листики осенние на веточках сидели.

                                     Ветер дунул, полетели.

                        Ветер снова набежал и листочки все поднял.

                        Повертел их, закрутил и на землю опустил.

  • Слайды  презентации:

Осень продолжается, приходит октябрь. Уже в воздухе пахнет холодом. Чаще дует ветер. В лесу с деревьев он сорвал все листья. Они жёлтым хороводом летят и засыпают тропинки. Птицы улетают в тёплые края. На полях, огородах становится пусто и уныло. Люди собрали урожай , перекопали грядки. По утрам всё чаще стоят густые туманы.

  • Дидактическое задание :

По опорным картинкам рассказать о признаках средней осени, помещая их на картину «Октябрь». (голые деревья, солнце с короткими лучами, корзинка с овощами, грабли, лопата, серые тучи, сапоги, куртки)

        -Как называется второй месяц осени?     (октябрь)

        -Когда падают листья – это    (листопад)

                          Звучит грозная музыка ветра и дождя.

                          Капля раз, капля два очень медленно сперва.

                         А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

                         Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.

  • Продолжение  презентации:  

Вот и пришла поздняя осень – ноябрь. Идут холодные дожди, иногда со снегом. По ночам бывают заморозки. День становится короче, ночь длиннее. Солнца совсем мало и оно уже не греет как прежде. Домашние животные не пасутся на лугах, а дикие спрятались в своих жилищах. Всем холодно.

         -Чем питаются звери в лесу поздней осенью?

         -По утрам на земле появляется – иней.

  • Дидактическое  задание:

По опорным картинкам рассказать о признаках поздней осени, помещая их на картине «Ноябрь». (дождь, сапоги, ледок в лужах, сено, топится печь)

          -Сколько осенних месяцев вы знаете?

           -Назовите их.

Молодцы! Хорошо работали. И, конечно, заслужили отдых…

  1. Физкультминутка:

      На листочек я смотрю,

      Влево глазки я веду,

      Вправо глазки я веду,

      Вверх смотрю и вниз смотрю.

      Сильно глазки закрываю

      И тихонько открываю,

      Вдаль я на листок смотрю:

     «Здравствуй, Осень» - говорю!

  1. Закрепление:

Ребята, мы всё ещё в осеннем лесу. Давайте поделимся впечатлениями о путешествии в осень.

  • Работа по сюжетным картинкам.

Дефектолог раздаёт каждому ребёнку сюжетную картинку про осень и просит составить несколько предложений по теме. (например – Осенью деревья стоят голые. Листья опали и лежат на земле. Это поздняя осень).

  • Игра на внимание «Что напутал художник?».

На наборном полотне, плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину». В ней художник умышленно допустил некоторые ошибки. Посмотрите внимательно на картине тоже Осень. Только всё ли он сделал правильно?

-Дети называют ошибки и убирают их из картины (осенью нет снега, дети не ходят в лёгкой одежде, птицы не высиживают яйца…)

Правильно, ребята. Теперь на нашей картине настоящая осень.

  • Давайте мы с вами сделаем зарисовки того; что увидели, что понравилось в лесу осенью.

Выполнение детьми творческих работ по интересам: аппликация, рисование, разукрашивание.

  1. Итог  занятия:

Вот и подошло наше путешествие по Осени к концу. Все вы большие молодцы: много знаете о времени года – Осень: учились составлять предложения, показывали  осенние превращения. Мне очень понравилось, что вы сразу увидели ошибки художника и исправили их. Сделали прекрасные зарисовки, аппликации.

 Вы очень хорошо  выполняли мои задания. На этом наше занятие закончено.

                       

                         

                                 Использованная  литература:

1.Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей с отклонениями в развитии. Метод. пособие. М., 2007.

2.Илларионова Ю.Г. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.

3.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

           

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...