Работа с картиной в школе III вида (выступление перед студентами ЧГУ)
статья по теме

Cтароверова Н.А. Работа с картиной в школе III вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pered_studentami.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Староверова Наталия Александровна, учитель I категории, дефектолог, зав. МО учителей гуманитарного цикла

                           

                             Работа с картиной

 Работа с картиной начинается с 1 класса и продолжается во всех последующих. Сначала дети составляют устные предложения, потом повествовательные рассказы по серии картинок, затем - по одной картине, где дается один момент сюжета, а остальное надо домыслить, и, наконец, с 3 класса - учатся описывать картину.

Велика роль картины для развития разных сторон речи учеников (связности, последовательности, точности, образности) и как средство развития мышления, воспитания эстетического вкуса. Но в школе слабовидящих особо следует подчеркнуть роль картины для формирования умения видеть, наблюдать, для воспитания «культуры зрения» у детей, так как при самостоятельном рассматривании дети не видят многого на картине, теряются в ее деталях, затрудняются устанавливать связи между ними.

Для того чтобы работа с картиной в школе слабовидящих была эффективной, необходимо создание оптимальных условий для восприятия картины с учетом зрительных возможностей (освещенность, масштаб картины, четкость изображаемого), целенаправленное руководство восприятием картины со стороны учителя; знакомство учащихся с элементарными понятиями изобразительной грамоты (построение картины, передний, средний, задний план, свет и тень, теплые и холодные цвета , насыщенность цвета, колорит и т.п.).

Картина вывешивается на уровне глаз детей, хорошо освещена, рассматривается небольшими группами (4-5 человек), близоруким и с узким полем зрения лучше рассматривать индивидуально на рабочем месте, выбирается удобное для школьника место при светобоязни. Детям, у которых близорукость сочетается с частичной атрофией зрительного нерва, катарактой, афакией, дегенерацией сетчатки, альбинизмом, необходимы увеличительные приборы (очки, линзы). Страдающим нистагмом и астигматизмом, с узким полем зрения время восприятия должно быть увеличено. На уроке на это уходит очень много времени, поэтому необходимо всегда вывешиваю картину накануне и оставляю ее после урока еще на некоторое время, чтобы дети могли неоднократно рассмотреть ее.

Роль учителя и степень помощи его в восприятии картины может быть различна. На первых порах он сам может полностью описать картину, но тогда она станет лишь источником знания, но не средством анализирующего восприятия, мышления и речи. Поэтому роль учителя важна в организации беседы по картине и выработке алгоритмических предписаний. Так, для рассмотрения сюжетной картины  используются следующий алгоритм:

  1. Внимательно рассмотри  картину  (начинать  с  центра,  влево
    вверх, вправо вверх, вправо вниз, влево вниз. В более старших
    классах: центр, передний план, задний план).
  2. Расскажи, где и когда происходит действие. Почему ты так думаешь?
  3. Назови действующих лиц. Расскажи о них: опиши их лица, жесты, как они одеты, чем заняты, какое у них настроение. Из
    чего это видно?
  4. Как расположены действующие лица, предметы по отношению друг
    к другу? Кто находится в центре нашего внимания?
  5. Какой цвет преобладает в картине? Почему?
  6. Понравилась ли тебе картина? Что особенно понравилось? Какое
    настроение она создает?

Восприятию пейзажной картины поможет следующее алгоритмическое предписание:

  1. Внимательно рассмотри репродукцию с картины художника.
  2. Какая местность изображена на картине?
  3. Какое время года изображено? По каким признакам ты узнал?
    Расскажи подробно.
  4. Расскажи, что ты видишь на первом плане, на втором?
  5. Какие краски использует художник?
  6. Что понравилось тебе в этой картине? Какое настроение она вызывает?

Овладение алгоритмом рассматривания картины детьми проводится в три этапа: сначала дети запоминают вопросы (задает учитель), затем пытаются самостоятельно перевести их в план умственной деятельности (учитель напоминает и корригирует). На последнем этапе ученики самостоятельно владеют алгоритмом и переносят на другой вид деятельности.

Структурно урок обучения сочинению по картине в школе слабовидящих строится так же, как и в массовой школе: подготовка учащихся к восприятию картины; рассматривание картины; беседа с целью анализа ее содержания; словарно-схематическая работа; составление плана; устный рассказ; запись текста. Но в отличие от массовой школы особое внимание уделяется второму и третьему этапу (рассматривание картины и системе вопросов учителя). Если перед детьми не ставится задача составить рассказ по картине устный или письменный, а картина демонстрируется с целью ознакомления с творчеством художника и получения эстетического удовольствия, алгоритм восприятия в принципе остается тот же.

                                                                         Староверова Н.А.

 

Алгоритм для рассмотрения сюжетной картины

  1.   Внимательно рассмотри  картину  (начинать  с  центра,  влево
    вверх, вправо вверх, вправо вниз, влево вниз. В более старших
    классах: центр, передний план, задний план).
  2.  Расскажи, где и когда происходит действие. Почему ты так думаешь?
  3.  Назови действующих лиц. Расскажи о них: опиши их лица, жесты, как они одеты, чем заняты, какое у них настроение. Из
    чего это видно?
  4.  Как расположены действующие лица, предметы по отношению друг
    к другу? Кто находится в центре нашего внимания?
  5.  Какой цвет преобладает в картине? Почему?
  6.   Понравилась ли тебе картина? Что особенно понравилось? Какое
    настроение она создает?

Алгоритм для рассмотрения пейзажной картины

1.Внимательно рассмотри репродукцию с картины художника.

2.Какая местность изображена на картине?

3.Какое время года изображено? По каким признакам ты узнал?
    Расскажи подробно.

  1. Расскажи, что ты видишь на первом плане, на втором?
  2. Какие краски использует художник?
  3. Что понравилось тебе в этой картине? Какое настроение она вызывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Практический материал по лексико-грамматической работе в 5 классе школы V вида.

Публикация содержит практический материал по лексико-грамматической работе по теме "Части речи" на логопедическом занятии с учащимися 5 класса в школе V вида. Возможно использование для индивидуальной...

Аттестационные контрольные работы (тесты) для коррекционных школ VI вида за I полугодие по английскому языку

Аттестационные контрольные работы (тесты) по английскому языку по всем классам предназначены для контроля знаний обучающихся за первое полугодие для коррекционных школ VI вида.6-12 класс УМК "Английск...

Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".

Он учит речевой коммуникации,  Грамматика и лексика - его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД....

Методическая разработка.Работа с родителями в школе VIII вида.

Цель: Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребен...

"Инновационные технологии при реализации ФГОС в коррекционной школе VIII вида". Выступление на методическом объединении.

В сообщении раскрывается содержание инновационных технологий при реализации ФГОС в корекционной школе VIII вида....