мастер-класс по чтению "Приемы работы по формированию беглости чтения"
методическая разработка по теме

Панфилова Наталья Владимировна

В работе рассказывается об упражнениях , направленных на расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки, гибкости чтения и коррекции произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Кабанская специальная (Коррекционная) общеобразовательная

Школа – интернат VIII вида.

Мастер-класс по чтению

Приемы работы по формированию беглости чтения.

Составила учитель Панфилова Н.В.

2011-2012 учебный год.

     Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.

  Беглость чтения –это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Процесс этот достаточно длительный и, без целенаправленной работы, многие школьники так и не достигают уровня взрослого чтения даже в старших классах.

  Я хотела бы показать приемы работы над формированием навыка беглого чтения, так как подготовка к овладению этим навыком начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном уже усвоят чтение целыми словами. У них уже увеличилось поле зрения, есть достаточный запас представлений, помогающий быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.

  Для обучения технике чтения я  выделила группы упражнений направленные на:

- расширение оперативного поля чтения, которое у детей с интеллектуальной недостаточностью ограниченное.Они обычно видят ту букву или слог на который в данный момент направлен взгляд.

- развитие смысловой догадки, образование которой замедленно, что обусловлено интеллектуальной недостаточностью.

- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;

- развитие оперативной памяти;

Упражнения

  1. «Кружки»

На доске таблица из разноцветных кружков , расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом.

Дети читают(называют цвета)

     - с убыстрением;

     - через один кружок;

     - через два кружка.

Упражнение развивает произвольное внимание, зрительное восприятие, умение следить глазами по строчке, не перепрыгивая на другую.

  1. «Кто быстрее»

 На столе рассыпаны статьи их больше чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение (написано на доске). По команде «начали!» каждый ученик берет статью и скользит по тексту в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки.

   Например , находим строчку «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.»перед чтением текста «Жадная сорока».

  1. «Фотоглаз»

Учитель быстро показывает слова и слоги на карточках дети смотрят «фотографируют» называют учителю. Аналогично проводится работа со словами которые встретятся в тексте( написаны на доске). Например: синицы, сороки, снегири, красногрудые.(дети читают, доска переворачивается)

- Названия, каких птиц вы запомнили?

- Какое слово здесь лишнее и почему?

- К какой птице подойдет это слово, почему?

Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

  1. «Угадай»

-антиципация слов, предложений, пословиц.

- чтение текста, перекрытого полосками.

   Это упражнение способствует развитию смысловой догадки, что способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.

  1. «Буксир»

   Учитель читает текст , варьируя скорость чтения. Дети читают тот же текст, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки, на каком либо слове. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами делает выборочную проверку.

   Упражнение развивает скорость и гибкость(умение менять скорость в зависимости от содержания).

  1. «Молния»

Повышает верхнюю границу индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.

  Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!».

  1. «Финиш»

Учитель указывает слово, предложение до которого дети должны дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку.

Развивает скорость чтения, внимание.

  1. Чтение с «ошибкой»

Учитель читает текст, допуская ошибки, дети хором исправляют.

  1. «Игра в прятки»

  Учитель начинает читать любое предложение. Дети находят его и заканчивают чтение.

Упражнение развивает скорость чтения, внимание к слову, расширяет оперативное поле зрения.

  1. «Сравни»

  Чтение домашнего и незнакомого текста в сравнении (проверка скорости чтения)

  Прежде всего, для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Важно организовать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы у школьника не пропадал к нему интерес на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Используются различные виды чтения:

- чтение по абзацам,

- по эстафете( ученики  сам называют того, кто будет читать дальше),

- по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно),

- выборочное чтение,

- сопряженное чтение ( текст начинает читать учитель вместе с детьми. Затем на время учитель замолкает, а дети продолжают читать хором),

 - комбинированное чтение  (в тексте выделяются строчки для чтения хором)

- контроль детей за чтение товарищей с последующим сообщением количества и характера ошибок.

- жужжащее чтение;

- чтение в парах.

В результате систематической работы над техникой чтения к концу четверти у детей заметно увеличилась скорость чтения.

 

Учись читать правильно.

1.Следи,чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимателен к каждому слову.

4.Старайся понять о чем читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Система упражнений, направленных на формирование навыков правильного, осознанного, беглого чтения....

Мастер-класс Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии...

Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"

Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

Мастер-класс на тему «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»

Мастер-класс на тему «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»...

Мастер – класс по теме: «Опыт работы по формированию основ финансовой грамотности школьников»

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уве...