Выступление на тему: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
консультация по теме

Осипова Елена Фоминична

 Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

 Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

   В современном образовании педагогу коррекционной школы отводится особая роль в воспитании, становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности.

   Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в его голове: как научить детей жить дружно, учиться лучше, любить Родину и беречь природу, как оградить их от вредных привычек, как вырастить их физически здоровыми и т.д. и т.п.

   По моему мнению, главный из этих вопросов – как научить детей жить по-человечески? Если мы найдем убедительные способы, действенные методы воздействия на учащихся, многие проблемы решатся сами собой. Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т.е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм и стяжательство, тунеядство и несправедливость.

      Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, стойкость, мужество, честность, благородство и т.д.

Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе, верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, обернется большой бедой в будущем.

Отмечается рост числа детей детей-инвалидов во всех регионах Российской Федерации. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

    И всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с нарушением интеллекта, как на личность, который неизбежно попадёт в среду общества. Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут  в школе,  им придётся применять на практике.

   Часто у детей такой категории наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и их условий жизни, в котором воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима. Поэтому систематичность и последовательность в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Основная задача школы  – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.

    Как же вызвать стремление к духовному развитию, стремление к истине, добру и красоте? Из каких источников можно черпать материал для выстраивания продуктивных отношений со своими воспитанниками?

Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

    Перед воспитателем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого воспитанника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.

   Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Одним из средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.

Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.

   Говоря  о морали, я подразумеваю поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.

Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой.

   Формы и методы воспитания могут быть различны:

1 Тематические беседы по нравственной тематике.

2 Дискуссии по нравственной тематике.

3 Практикумы, игры по этикету.

4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.

5 Шефская работа малышам, ветеранам труда, нуждающимся людям.

6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест..

7 Конкурсы.

8 Родительские собрания.

   Важно работать как со всей группой, так и с отдельными воспитанниками. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией педагога является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

 Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением, социального педагога, психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

    Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.