Советы родителям по обучению детей чтению.
методическая разработка по теме
В материале даны советы родителям как самим, без помощи педагога обучить детей правильному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_chteniyu.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей чтению.
Советы родителям.
Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам.
Совет первый: приступайте к обучение только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.
Совет второй: не изучайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
Совет третий: не называйте согласные звуки с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т.п.
Совет четвертый: прежде, чем предложить ребенку ту или иную страницу букваря, ознакомьтесь с нашими замечаниями, помещенными ниже.
Совет пятый: на первых порах обучения закрывайте от читающего ребенка белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.
Совет шестой: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
Совет седьмой: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном чтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- учите ребенка передвигать пальчик по горинзонтали (читать в строчку) и по вертикали (читать в столбик);
- обращайте внимание ребенка, как широко открывается рот при произношении звука - а-; или, как вытягиваются губы при произношении звука –у-; т.е., обращайте внимание на артикуляцию при произношении того или иного звука;
- подбирайте картинки на звук, который Вы изучаете; разложив их перед ребенком, спросите, на какой звук начинаются эти слова; играйте с ребенком в игру «Придумай слово» на тот же самый звук;
- если Ваш ребенок хорошо запоминает буквы и хорошо ориентируется в прочтении их в строчку и в столбике, нет необходимости задерживаться на упражнениях в чтении отдельных звуков;
- запомните: дошкольнику легче всего выделить начальный гласный под ударением, затем конечный согласный; труднее выделить начальный согласный и очень трудно конечный гласный;
- следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные звуки (коротко, без призвука Э);
- если ребенок плохо запоминает буквы, продолжайте их читать; предложите игру: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать , какая это буква;
- учите ребенка выделять в словах отдельный звук! Например: «подними руку, если в слове услышишь звук -с-«; наряду со словами, содержащими заданный звук, предлагаются слова и без этого звука;
- Учить слиянию букв в один слог надо так: показывая карандашом первую букву –а- и передвигая карандаш ко второй –у-, предложите ребенку соединить их дорожкой: «тяни первый звук до тех пор, пока ты не дойдешь до второго звука»; в итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных;
- учите детей анализировать прочитанные слоги; спросите: «сколько букв ты прочитал(а), какая буква первая, какая вторая?»; приучайте дошкольников определять на слух сколько звуков вы произнесли; какой звук был первый, какой второй?;
- следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам;
- чтение прямого слога (согласный+гласный) – самый ответственный момент начального обучения грамоте; не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например –м- и –а-, как будет вместе?; не допускайте прочтения слогов побуквенно; у некоторых детей этот навык закрепляется и они долго не могут овладеть слитным послоговым чтением;
- прочтение слогов из трех букв предлагать только тем детям, которые слитно и свободно читают из двух букв;
- многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке;
- после прочтения ребенком слова или слога, попросите его повторить прочитанное, а затем спросите, знает ли он такое слово или нет?
- если ребенок легко справляется с чтением из двух букв, нет необходимости задерживаться на этих упражнениях;
- чтение предложений из двух-трех слов может вызвать определенные трудности; после прочтения ребенком первого слова предложения попросите его прочесть снова первое слово, а затем здесь же прочитать второе слово предложения; после прочтения двух слов ребенок снова возвращается к началу предложения и читает подряд все три слова;
-если ребенок с трудом читает предложения, временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слов;
- хорошо, если ребенок научится свободно противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (са-ся, лу-лю и т.п.); это избавит его в школьном возрасте от многих ошибок на письме;
- учите детей грамотно составлять (устно) предложения; например: придумать предложение с каким-либо словом или соединить в предложении отдельные слова, например: вставать, я, утро, рано;
- постепенно переводите ребенка на чтение слов и текстов, не разбивая их на слоги;
- если ребенок не готов к чтению слитно написанных слов, верните его к хорошо знакомому пройденному материалу.
Консультация подготовлена по материалам