Развитие речи малыша в норме
статья по теме

Нырцова Людмила Егоровна

 

В вашей семье живёт или только собирается появиться на свет самый замечательный ребёнок на свете. Какое будущее ожидает его? Я думаю, что в ближайшие пять лет его ждёт поистине великое и прекрасное будущее: ему предстоит овладеть речью и конкретно- образным мышлением именно к пяти годам.

Как же это будущее осуществиться? Да всем известным способом: посредством воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу говорил, что воспитывать ребёнка необходимо начинать с  самого первого дня его жизни. А великий английский педагог и психолог Джон Локк утверждал, что сознание ребёнка, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста. Душу ребёнка он сравнивал с чистой классной доской: что на ней будет написано до исполнения ребёнку пяти лет, то проявится в юноше или девушке в зрелом возрасте.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_malysha_v_norme.docx207.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи малыша в норме  

В вашей семье живёт или только собирается появиться на свет самый замечательный ребёнок на свете. Какое будущее ожидает его? Я думаю, что в ближайшие пять лет его ждёт поистине великое и прекрасное будущее: ему предстоит овладеть речью и конкретно- образным мышлением именно к пяти годам.

 Как же это будущее осуществиться? Да всем известным способом: посредством воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу говорил, что воспитывать ребёнка необходимо начинать с  самого первого дня его жизни. А великий английский педагог и психолог Джон Локк утверждал, что сознание ребёнка, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста. Душу ребёнка он сравнивал с чистой классной доской: что на ней будет написано до исполнения ребёнку пяти лет, то проявится в юноше или девушке в зрелом возрасте.

 Итак, воспитание надо начинать с первого дня жизни ребёнка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а уж там… Что посеешь, то и пожнёшь.

 Возможно, читатель возражает мне. Да какое же воспитание с первого дня жизни? Он же ещё ничего не видит и не слышит! А вот и нет! Физиологами раннего детства выяснено, что уже на третьей неделе от роду ребёнок начинает реагировать не только на тактильное (кожное) восприятие материнских рук, на яркий свет, но и на звуки. И неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются от бабушек мамам колыбельные песни, которые  успокаивают, убаюкивают ребёнка. Вначале это песни на каком - то одном слоге, затем они оречевляются, обрастают значимыми для ребёнка словами. Очень рано ребёнок начинает реагировать на  тембр голоса матери и других людей, но главное - на интонации. И только ласковая интонация, ласковые слова успокоят малыша.

 Ребенок, прежде всего начинает различать интонации любящих его взрослых. Мама должна  начать говорить со своим малышом буквально на третьей неделе его жизни или    даже с первого дня. Голос матери всегда будет действовать на ребёнка положительно. Все действия, которые мама совершает с ребёнком (пеленание, кормление, купание и т. д.) она должна сопровождать  подобием беседы с малышом. Мамочка должна говорить не спеша, ласково, напевно. Так закладывается в слухоречевой памяти младенца та канва, на которой в будущем будет вырисовываться речевой опыт ребёнка, появится его первый лепет.

 К середине первого года жизни заканчивается период  дословесной коммуникации. Ребёнок проходит стадию случайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врождённый характер.

 В 6 - 8 месяцев слышащий ребёнок начинает на слух подражать речи окружающих. Первыми звуками детей оказываются гласные и некоторые согласные ( м, п, б, н, т, д). Одновременно ребёнок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога (ма, на, ди, ту, да). На этапе лепета происходит подготовка речевого аппарата к появлению речи.

 В 8- 9 месяцев ребёнок начинает воспринимать на слух звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом. Причём малыш несказанно радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, куклами, ложкой, чашкой. Слов ещё нет, но интонации - восклицания уже варьируются. Вокалируются чувства радости и недовольства в сопровождении уже характерных звуков: а- а- а; у- у-у и т. д. На смену гулению пришёл лепет. Ребёнок уже пытается ходить, играет в ладушки, машет ручкой на слово «до свидания», качает головой на слово «нет». Все эти движения - результат обучения.

 К 12 месяцам у малыша уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребёнком, тем богаче словосочетания, из которых в ближайшие месяцы будут рождаться его первые слова.

 Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Понимание закладывает пассивный словарь ребёнка. Как только малыш научится произносить и начнёт использовать знакомые слова в собственной речи, пассивный словарь начнёт потихоньку переходить в активный. Чтобы процесс развития понимания речи не снижал своего темпа, родителям следует  помнить, что часто недостаточно просто показать предмет и назвать его. Для того чтобы звучание слова полностью совпало с его образом, необходимо дать возможность ребёнку ощутить форму, размер, цвет, вкус и т. д. . Другими словами, дайте юному созданию попробовать слово на вкус, пощупать его руками, полизать языком, пихнуть ногой, услышать ухом и т. д. Только когда в формировании образа будут участвовать все органы чувств, это слово закрепится в сознании ребёнка и будет правильно использоваться им.

 Нередко пауза между  тем, когда ребёнок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и тем моментом, когда он произнесёт слово, обозначающее этот предмет, составляет 5- 8 месяцев. А пока малыш ещё лопочет «тя- тя- тя» или «па- па- па», с трудом повторяя эти слоги. И если взрослый может научить ребёнка в 8-9 месяцев по заданию делать те или иные движения, то артикулировать по заданию малыш ещё не может. Это связано с тем, что объём артикуляционных  движений, необходимых для произносительной стороны речи, в этом возрасте ещё недостаточен.

 Примерно к началу второго года жизни у ребёнка в процессе общения со взрослым появляется понимание того, что предметы имеют названия. В возрасте года и двух месяцев появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый интонацией требования: «назови». Указательный жест малыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой, иногда возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не насытится познанием того, что разные предметы имеют различные названия. Этот момент активного указательного жеста является большим скачком в развитии детского конкретно - образного мышления и становления речи. Ребёнок познаёт мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, а стакан стеклянный и потому разбился. Ребёнок начинает фантазировать и придумывать небылицы.

 Очень важно, чтобы ребёнок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или других мелодичных, протяжных песен.

 Развитие речи у детей может протекать различно. У одних довольно медленно формируется « высказывание» из 2-3 слов. Но эти малыши быстро, обычно к году и восьми месяцам, а то и раньше овладевают произношением звуков онтогенеза, и лишь затем «фразы» возрастают, но понимает их только мать, так как эти дети ещё не владеют большинством звуков и они оперируют появившимися у них несколькими слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, это обусловлено, вероятно, более пластичной нервной системой девочек.

 К двум годам здоровый, нормально развивающийся малыш, с которым много говорили не только отец и мать, но и все члены семьи, который уже «танцует», (ритмично двигается под музыку), с которым много пели песен для детей и взрослых (и обязательно протяжные, умные русские народные песни), который слышал много сказок, потешек, добрых стишков для детей, который любит рассматривать картинки в книгах и, подражая взрослым, рано тянется к карандашу,- такой малыш начинает  свободно говорить «на своём языке». А к трём годам  грамматический строй родного языка в основном оказывается усвоенным.