Внеклассное мероприятие "Откуда хлеб пришел?
план-конспект занятия по теме

Елисеева Елена Анатольевна

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.

Задачи:

·                     Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;

·                     Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;

·                     Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;

·                     Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;

·                     Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделий;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_otkuda_khleb_prishel.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по СБО

Тема занятия: «Откуда хлеб на стол пришел?»

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.

Задачи:

  • Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
  • Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
  • Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
  • Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
  • Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделий;

Оборудование: Презентация, игра «Как хлеб на стол пришел?», таблички с названиями профессий, техники, колосья зерна пшеницы, ржи; ржаная и пшеничная мука, несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебных культур, хлебобулочных изделий, мяч, каравай на полотенце.

 Организационный момент:

 Проверка готовности к занятию. Приветствие.

Ход занятия.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в удивительное путешествие. А куда и зачем вы узнаете чуть позже.

 (Под русскую народную музыку ученица выносит на подносе хлеб на  рушнике)

Ученица: Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелым /Хлеб/

Слайд 1: Ребята, что такое хлеб? Хлеб - продукт питания.

Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете.

Совсем не похожи друг на друга растение, зерно, мука и то, что из муки сделано, а мы называем их одним словом – «Хлеб»

Слайд 2: История хлеба: Что же такое хлеб? Почему он занимает важное место в жизни? И  откуда хлеб пришел к нам на стол?

 Обо всем этом мы узнаем сегодня.

Слайд 3: Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет.

Жизнь наших предков была нелёгкой. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Те злаки являются предками нынешней пшеницы, ржи, овса, ячменя.

   Долгое время люди употребляли  зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.

Слайд 4: Хлеб в том виде, который мы привыкли видеть на столе, впервые был приготовлен в древнем Египте по недосмотру раба.  Приготовленное тесто подкисло и, чтобы избежать наказания, раб всё же рискнул испечь лепёшки. Они получились пышнее, румянее, вкуснее, чем прежде.

Слайд 5: Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название было похоже на наше слово «хлеб». В Греции пекли разный хлеб: для рабов – чёрный, для больных – добавляли оливковое масло. Был и специальный хлеб для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм.

В Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря – карали смертной казнью.

Актуализация знаний: Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд.

Что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?  (земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий)

   Слайд 6: А теперь давайте отправимся в поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.

Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать? (Вспахать землю.)

    Слайд 7: В давние времена люди это делали с помощью лошадей и сохи, а сейчас им в этом помогают машины.

   Слайд 8: Для вспашки земли трактористы выводят на поля трактора. К трактору  прицепляют плуг. Острые ножи режут  и переворачивают большие куски земли.

    Словарная работа: трактор, трактористы, плуг, соха.

Слайд 9: Землю пашут поздней осенью и ранней весной.

Осенью готовят землю к посеву озимых  хлебов, а яровые культуры сеют весной.

Словарная работа: Озимые, яровые

 Слайды 10, 11: Чтобы земля стала мягкой и без комков, ее разрыхляют большой железной расчёской – бороной. Раньше такую борону тащила лошадь.

А сейчас она крепится к трактору.  Вот трактор боронит землю перед посевом зерновых.

Словарная работа: Борона, боронить.

Слайд 12:  Земля готова. Что будем сеять? Из чего вырастит хлеб? (Зерно)

Слайд 13:  Посмотрите, какие бывают зерновые культуры.

(выставка зерновых культур на доске)

Словарная работа: Пшеница, рожь, овес, просо, кукуруза.

Слайд 14:  Исследовательская работа: У вас на столах лежат колоски пшеницы и ржи, посмотрите и сравните их.

Какой колос у ржи? (длинный, тонкий). У  него длинные усики.

А у пшеницы какой? (колосок короче и толще),

И усики у него короче.

Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.

Слайд 15:  Раньше люди сажали хлеб вручную, разбрасывая зерна из лотков.

Слайд 16:  А теперь хлеб сажают с помощью специальной техники.

На поля выходят сеялки. Зерно по желобкам сбегает в землю.

Словарная работа: Сеялка.

Ученик: По земле сырой и жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки,
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой
Зерна, сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.

Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

Люди работали допоздна, потому что растения нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.

Слайд 17:  Итак, зерно попало в почву. Скоро появятся первые дружные всходы,

И вот тут, нужно быть очень внимательным, чтобы сберечь хлеб.

Раньше, если были заморозки, все люди выходили на спасение урожая. Они разжигали костры вокруг полем. Дым расстилался над полем и согревал молодые всходы.

Слайд 18: Земля, солнце, вода и тепла помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен.

И снова хлеб подстерегает опасности. Задуют ветры – суховеи, высушат неокрепшее зерно, а заодно и землю высушат.  И снова люди приходят на помощь: они знают,  откуда приходит ветер, и ставят на его пути зеленую преграду  - сажают вдоль поля деревья.

Слайд 19: Прошло лето. Заколосилась в поле пшеница. Созревшие колоски, как будто золотом перелились на солнце.

Слайд 20: Есть у хлеба и живые враги: жуки, саранча, полевые мыши, которые любят полакомиться зерном. Одна мышь съедает за год до 8 килограммов зерна.

Но есть  звери и птицы, которые уничтожают вредителей.

                                                                                                                                     

Ученик: Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.

Слайд 21:  Вышли в поле комбайны. Началась жатва.

Комбайн удивительная машина: жнёт, молотит, веет.

Жнёт - значит, срезает колоски, молотит – выбивает из колосков зерно, веет- очищает от сора. Зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.

Словарная работа: Комбайн,  комбайнер, жнет, молотит, веет.

  Слайд 22:  Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, связывали их в снопы, а потом обмалывали колосья.

 

   

  Слайд 23:  А руководит всем процессом - агроном. Он должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он объясняет трактористу,  как боронить, сеять, пахать землю. А выращивают хлеб, ухаживают за ним хлеборобы.

Словарная работа: Агроном, хлеборобы.

 Слайд 24: Далее собранное зерно везут на элеватор. Здесь зерно сортируют, очищают, сушат, и хранят. Там зерно может храниться до будущего урожая.

Словарная работа: элеватор, амбар

Слайд 25:  В старину с поля зерно увозили в амбар - холодное сооружение для хранения зерна, Внутри амбара на полу установлены засеки (закрома) в виде ящиков особого устройства, удобных для засыпки зерна.

Слайд 26:  Раньше, чтобы зёрно превратить в муку, его везли на мельницу.

Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.

А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова.

Слайд 27:  Сейчас с элеватора зерно постепенно поступает на электрическую мельницу - мукомольный завод, где из него делают муку. Он может намолоть столько муки, сколько не смогли бы намолоть,  и тысяча водяных и ветряных мельниц.

Словарная работа: мельница, мукомольный завод

Слайд 28: Физминутка: Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.

Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой.)

А теперь вращаем жернова.

Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть)
Жернова быстрей вращай! (
ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока
, (поменять движения рук).
Получается мука!

Слайд 29:Исследовательская работа: (на тарелочках лежит  разная муки, кусочки хлеба)

Перед вами несколько видов муки. Чем они отличаются друг от друга? (цветом)

От цвета муки зависит цвет хлеба или выпечки. Сделайте вывод сами. Какой хлеб получается из ржаной муки? А из пшеничной?

Слайд 30: Дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

Дети встают в круг. Учитель по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.

Слайд 31: Что же дальше?

Опять на помощь людям приходят машины.

Богатырь – муковоз,
На завод муку привез.

Словарная работа: муковоз, хлебозавод.

Слайд 32: Теперь муку везут на хлебозавод.

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места.

 «Ох, пустите»- шепчет тесто.

 Ладно, пустим, в печь давай.

 Получился каравай.

Здесь из муки замесят тесто и выпекут хлеб.

Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Громадные чаши наполняются нужными продуктами, и замешивается тесто.

Слайд 33: Какие продукты нужны для теста? (мука, масло, молоко, вода, соль, сахар и др.)

Затем тесто раскладывают в специальные формы и выпекают в специальных печах.

Готовый продукт складывают в лотки, и отправляют в магазины.

Слайд 34: Игра: «От зернышка до калача»

Ну вот,  наше путешествие подходит к концу. А теперь попробуйте все вспомнить и выложить по порядку «Как хлеб к нам на стол пришёл».  Дети выполняют задание.

Вывод: Сегодня вы узнали,  как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться.

Недаром говорят:

Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб драгоценность,
Им не сори!

Слайд 35: Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените.

Ученик: Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слайд 36: Релаксация: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что…»

«Больше всего мне запомнилось…»