Конспект деловой игры по теме: "Игровое занятие "Круг".
план-конспект занятия по теме

Меркулова Елена Дмитриевна

Игра-занятие для детей с разными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug.odt20.33 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНО-ДУБРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЖУРАВУШКА»

КОНСПЕКТ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

воспитателя

Меркуловой Елены Дмитриевны

по теме:

«Игровое занятие «Круг»»

Методическое объединение воспитателей

февраль 2014г.

«Круг» - это ритмическое игра-занятие, которое может использоваться в групповых занятиях для детей с разными нарушениями развития. Дети и педагоги собираются вместе и садятся в круг, чтобы поздороваться и поиграть. Можно сидеть на стульчиках, на колясках, на полу. Все зависит от состояния детей, с которыми вы собираетесь заниматься. Почему для этого выбрано пространство круга? Потому что круг — идеальная форма расположения участников; она объединяет их. Все равны, и каждый — часть целого. Ограниченное пространство помогает ребенку сконцентрировать внимание. Для чувствительного к контакту  ребенка важно, что нет прямо к нему направленного общения.

Для занятия подбираются игры , содержащие разнообразные сенсорные воздействия (в том числе тактильные). Эмоциональная насыщенность -  необходимое условие проведения Круга. Взрослые «заряжают» детей своими эмоциями, стремятся все время находиться в контакте с ними, поддерживать в них удовольствие от общения.

В момент активного участия ребенка в в общей игре у него возникает переживание единства со всеми остальными участниками Круга. Это переживание очень важно для ребенка, оно является мощным стимулом для его дальнейшего развития. Когда ребенок принимает на себя роль водящего в игре, он должен совершить действие перед остальными участниками игры, а в следующий момент наблюдает, как другой ребенок справляется с этой задачей. Это помогает ему осознать себя, почувствовать свою индивидуальность.

Для расторможенных детей, детей с полевым поведением Круг становится опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии.

Круг способствует:

  • активизации зрительного и слухового внимания;
  • стимуляции сенсорного развития;
  • стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими;
  • развитию подражания;
  • развитию способности к переключению внимания и др.

Структура занятия во всех отношениях опирается на ритм:

  • В Кругу используется много ритмических игр и упражнений.
  • Многие стихотворения повторяются несколько раз с небольшими изменениями.
  • Игры повторяются несколько раз, чтобы водящим мог стать каждый ребенок.
  • Занятие состоит из нескольких блоков, которые ритмично сменяют друг друга. Чередуются активные общие игры и более спокойные, в которых дети участвуют по очереди.
  • Порядок и содержание игр повторяются из раза в раз. Это позволяет детям легче принять новую ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

Содержание Круга, его ход и основная направленность игр всегда связаны с уровнем развития детей. Набор предлагаемых стихотворений и игр зависит от возможностей понимания детей и преобладающих в данной группе проблем. Все игровые блоки должны быть связаны между собой по смыслу, чтобы все занятие выглядело единым целым.

А теперь мы попробуем поиграть, и в ходе игры я буду рассказывать об основных составляющих Круга и об их различных вариантах.

1)     Начало и конец Круга всегда четко обозначаются. Чтобы сконцентрировать внимание детей, можно позвонить в колокольчик. В ЦЛП предлагают зажечь свечку,    т.. к. огонь очень привлекает внимание детей.

Начинаем с приветствия. Все берутся за руки и говорят: «Добрый день!». Затем приветствуют каждого, повторяют его имя хором:

-А где наша Ира?

-Здесь, здесь, здесь! (Ира показывает на себя)

-А где наша Ира?

-Там, там, там! (все показывают на Иру)

Можно здороваться с помощью какого-то игрушечного героя, надетого на руку (игрушка в виде рукавички).

-Раз, два, три! (говорят все вместе, держась за руки) Посмотри! Это — Я! (каждый показывает на себя) Это — Ты! (каждый показывает друг на друга)

2)     Дальше может следовать ритмическая игра — основа Круга. Основная цель — эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивание, наклоны, хлопки и т. д.) и вовлекая детей в эти движения.

«Шалтай-Болтай». Рассказывают стихотворение, взявшись за руки и раскачиваясь из стороны в сторону, со словами «свалился во сне...» наклоняются вперед, а со словом «собрать» - сначала поднимают руки вверх, потом снова наклоняются.

Шалтай-Болтай сидел на стене, (раскачиваемся из стороны в сторону)

Шалтай-Болтай свалился во сне, (наклоняемся вперед)

И вся королевская конница (медленно поднимаемся)

Вся королевская рать

Не могут Шалтая, не могут Болтая,

Шалтая-Болтая, Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая — собрать! (подняли руки вверх и снова наклонились вперед) Повторяем 2-3 раза.

Можно использовать любые ритмические стишки, которые можно сопровождать определенными действиями: хлопками, топаньем, раскачиванием, общим громким криком. Например:

Федя-бредя съел медведя,

Упал в яму, крикнул: «Мама!»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на кроватке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

Еду, еду к бабе к деду,

На лошадке, в красной шапке

В лапоточках,

По кочкам, по кочкам

В ямку — бух!

Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение — он делает это сам, увлекаемый ритмом и эмоциями.

Ритмические игры используются не только в начале, их можно чередовать с более сложными. Они помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную паузу.

3)     Игра «Ты, веревочка, крутись». Все держатся за веревочку, к которой привязан мешочек с игрушкой. Перебирают руками веревочку со словами: «Ты, веревочка, крутись. Мешочек, ты остановись, мне в ладошку попадись.» Поймавший мешочек достает игрушку и играет с ней. Игра повторяется.

Также, используя веревочку, можно играть в «волшебный мешочек». Это когда в мешочек кладут несколько разных мелких предметов и просят достать один из них на ощупь.

4)     Ритмическая игра «Солнышко».

Заканчивается последний месяц зимы. Все теплее греет солнышко.

Солнышко, солнышко (беремся за руки, тянемся вверх)

Золотое донышко (опускаем руки вниз)

Гори, гори ясно (поднимаем руки вверх, раскачиваемся)

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей (руками показываем волны)

Прилетели сто грачей (соединяем руки и машем ими, как крылышками)

А сугробы тают, тают (каждый медленно тянется до пола)

А цветочки подрастают (каждый медленно поднимает руки).

«Делаем солнышко». Дети по очереди прикрепляют лучики-прищепки к желтому картонному кругу. Хвалим красивое солнышко, которое получилось.

5)     Игра на подражание «Дождик».

Но вдруг набежали тучки и пошел дождь...

Дождь идет (хлопаем руками по коленкам),

А мы бежим ( быстро топаем ногами),

В домик спрятаться спешим (соединяем руки над головой).

Будет дождь стучать в окно (стучим пальцем по коленке),

Мы не пустим все равно (мотаем головой из стороны в сторону).

6)     «У Авдотьи, у старушки». А в домике, в котором мы спрятались, жила старушка Авдотья.

У Авдотьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Пять сыновей и пять дочерей (показываем 5 пальцев на одной руке, затем на другой)

Все без бровей. (проводим руками по своим бровям)

Вот с такими ушами, (держимся за уши)

Вот с такими носами, (держимся за нос)

Вот с такими боками, (руки на бока)

Вот с такими животами. (хлопаем по животу)

Не пили они, не ели, друг на дружечку глядели. (глядим друг на друга)

7)     «Свинка Ненила». А еще у старушки была свинка Ненила.

Свинка Ненила сыночка хвалила: (гладим соседа)

«Ты мой хорошенький, ты мой пригоженький,

Ходит бочком (руки в бока)

Ушки торчком (руки на голове)

Хвостик крючком (согнутый указательный пальчик выставлен)

Нос пяточком (кулачок у носа)».

8)     «Дует ветер». Солнышко светило, дождик капал, а теперь подул ветер.

Все держатся за большой платок, поднимают его руками, надувают его, как парус, и говорят следующие слова:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ветер по морю гуляет,

Ветер парус надувает,

Парус (имя ребенка) накрывает.

Воспитатель накрывает голову названного ребенка легким маленьким платочком и просит: «Покажи, (имя ребенка), как дует ветер.»

9)     Можно предложить ребятам игру по определенным правилам, где каждый может побыть в роли ведущего.

Игра «Правая рука». В круг ставят один лишний стул. Сидящий слева от него выбирает кого-нибудь из детей и зовет его к себе, стуча правой рукой по стулу со словами: «Тук, тук, правая рука. Таня, сядь справа от меня». Таня приходит и садится. Теперь роль водящего выполняет сидящий слева от пустого стула.

10)     Заключение: «Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами сегодня поиграли. На этом наше занятие окончено.»  Звонит колокольчик.

Чем хорош Круг? В него можно играть с разным количеством детей. Можно объединиться нескольким воспитателям и взять детей из разных групп. В Круг можно играть с детьми разного уровня развития, ставить разные задачи, отрабатывать и развивать определенные навыки и умения. Круг можно составлять и компоновать теми заданиями и упражнениями, которые необходимо отработать педагогу на данный момент. Считаю, что Круг может являться очень полезным подспорьем в работе наших воспитателей.

План проведения игрового занятия «Круг».

  1. Что такое «Круг», зачем он нужен и какие задачи на нем решаются.
  2. Конспект занятия с дополнительными комментариями.
  3. Литература.
  • Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми /

 Сост. М.С. Дименштейн — 3-е изд. - М.: Теревинф, 2013. - 240 с.

  • Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. 3-е изд. / Т.А. Бондарь [и др.]. - М.: Теревинф, 2013. - 280 с.
  • Ньюмен, Сара. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. С англ. Н.Л. Холмогоровой. - Изд. 7-е. - М.: Теревинф, 2013. -236 с.- (Особый ребенок).
  • Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. - Изд. 9-е. - М.: Теревинф, 2013. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект деловой игры Тема: Дифференциация звуков С-Ш

Конспект деловой игры Тема: Дифференциация звуков С-ШОпубликовано 14.03.2016 - 22:53 - Шевченко Елена ПетровнаГБОУ ЛНР Дошкольное учебное учреждение«Ладушки»      Ко...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

урок-конспект деловая игра "Процессы стекольного производства" 9 класс

Тип урока:  нетрадиционный(моделирование производственного совещания). Деловая игра.Цель урока: На основе моделирования производственного совещания, дать учащимся представление о Натальинском сте...

Конспект деловой игры «Связная речь и познание мира»

Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.Задачи: 1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников...

Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено).

Конспект деловой игры «Закон и совесть» для коррекционной школы (среднее, старшее звено)....

Конспект деловой игры -аукциона "Выбираю безопасность"

Материал для проведения игры -аукциона  в рамках недели безопасного интернета для обучающихся 9 класса...