Час общения "Конфликты"
классный час (8 класс) по теме

Иванова Лариса Владимировна

В работе рассматриваются способы решения конфликтных ситуаций внутри класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniyakonflikt.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Час  общения   «Конфликт»

Цели: Познакомить  воспитанников  с  понятием  конфликт  и  конфликтная  ситуация.

Задачи: 1)Формировать  представления  о  различных  вариантах  человеческого  общения.

                 2) Коррегировать   логическое  мышления  через  умение  делать  умозаключения,  выводы  и  обобщения.

         3)  Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Наглядность  и  оборудование:  записи ;

                                                 карточки  со  словами;

                                                 «подарки»  с  пожеланиями

                                   ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

I . Организационный  момент:

- отчёт  дежурного

- проверка   готовности  класса  к  мероприятию

-- Прозвенел звонок и наш  классный  час  начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне и гостям. А теперь – глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть зимнего утра и тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.

II . Сообщение  темы  и  целей  мероприятия.

      Ребята, прежде чем сообщить вам тему  сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам отрывок из детской сказки В. Сутеева «Яблоко».

     «Бежит заяц по лесу. Вдруг видит: на яблоне висит красивое яблоко. Заяц решил его сорвать. Прыгал, прыгал, а достать не может. Видит, сидит на соседнем дереве ворона. Он попросил ее сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала. Упало яблоко на землю. Заяц наклонился, чтобы его поднять, а яблоко вдруг бросилось от него наутек. Оказывается, оно упало ёжику на иголки. Заяц кричит: «Отдай яблоко! Оно моё! Я его увидел!» Ворона кричит: «Нет, оно моё! Я его сорвала!» А ёжик отвечает: «Нет, оно моё! Я его поймал!»…

       -Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?

          (Ответы ребят: спор, ссора, конфликт, скандал)

        Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

          Составьте  слово  из  «рассыпанных»  букв.

                    (На  слайде  дана  тема  классного  часа)  

      Тема нашего классного часа – конфликты.  Конфликт – это  неизбежное  явление  социальной  жизни.  Как  решить  проблему, возникающих  и  назревающих  конфликтов,  как  предотвратить  их,  как  управлять  им – вот  вопрос,  стоящий  перед  современным  человеком,  особенно  передо  мной, как  классным  руководителем. И  сегодня  мы  постараемся  найти  пути  мирного  разрешения  конфликта  и  восстановление дружеских   взаимоотношений.  

 III . Основная  часть.

       1.Вступительное  слово.

    Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но  всё  же  лучше,  если  вы  не  будете  участниками  конфликта.

      - Какое определение  вы могли бы дать понятию конфликт?

            (Учащиеся  высказывают своё мнение.)

      А вот какое определение дается в толковом словаре:  

        Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,  мнений и взглядов.

    Попробуйте назвать  некоторые ассоциации, воспоминания, связанные со словом «конфликт».

(Ученики  называют  свои  ассоциации : слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу)

      -Скажите, ребята, а в вашей жизни были конфликты? Можете привести примеры?

     - С какими людьми вы обычно конфликтуете? Почему?

    - Что чаще всего являлось для вас причиной конфликтов?

 2. Статистика

           Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. В  каждом  из  вас  бьёт  ключ  жизненных  противоречий.  Вам  свойственно  не  совсем  соглашаться,  не  всё  принимать,  быть  чем-то  неудовлетворёнными. В  нашем  классе  тоже  иногда происходят  конфликты. Среди  вас  я  провела  опрос  с  одним  вопросом: « Назовите причины   конфликта ,  возникающих  у  нас  в  классе»  с  вариантами  ответов : плохого  поведения  учащихся;

                                      низкой  успеваемости;

                                      внешнего  вида;

                                      опозданий  на  уроки;

                                   из-за  плохого  характера  некоторых  одноклассников.

64% - считают,  что  конфликт   происходит  из-за  плохого  поведения  учащихся.

27% - считают,  что  конфликт  происходит  из-за  плохого  характера  некоторых  одноклассников.

9% - считает,  что  конфликты  в  нашем  классе  происходят  из-за  опозданий  на  урок.

         - Скажите, а нужны ли конфликты?

    (Нет. Конфликты причиняют боль, приводят к ссорам, дракам)

       - В чём же вред  конфликтов?

       Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

       Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

       В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

- А  можно  ли  избежать  конфликт,  зная  его  причины?

    Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов.

Доброжелательность .Стремление  человека  быть  открытым  другим  людям. Это  свойство  сильного  и  благородного  человека.

Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

Тактичность. Деликатное внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Разговор по существу.

Поиск компромисса. Компромисс – это  взаимные  уступки  обеих  сторон. К Механизм действия этого способа: «прежде, чем что – либо получить, нужно чем – то поступиться». Умение идти на взаимные уступки – очень важное умение.

Способность признать свою ошибку.

Умение слушать и слышать друг друга

Быть  справедливым.

Улыбка.

IV. Закрепление материала.

  1.Работа в группах.

1. Обсуждение высказываний. (Методика «Верно – неверно – спорно»)

А теперь я предлагаю вам поработать в группах.

У меня есть несколько карточек, при помощи которых я предлагаю вам разбиться на группы. (Ребята тянут карточки.)

Теперь пересядьте по своим группам. Предлагаю вашему вниманию 3 определения:  ВЕРНО,  НЕВЕРНО,  СПОРНО. В течение 2-х минут вы должны обсудить это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.

1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми  

способами.

2. – Конфликт всегда можно предотвратить.

3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного воспитания человека.

4. – Нужно учиться  вовремя распознавать зарождающийся конфликт.

5. – В споре рождается истина.

6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.  

7. – Ничего не делай во гневе!

   2. Упражнение «Шире  круг».

        Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:

  1. Любую проблему можно решить.
  2. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
  3.  В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
  5. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
  6. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  7.  Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
  8. Уважай чувства других людей.
  9. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  10.  Не сердись, улыбнись.
  11. Начни свой день с улыбки.

     После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.

IV.  Подведение  итогов.

      А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о  классном часе. Я  прошу  вас  закончить  предложения.

Сегодня я узнал (-а), что…

Сегодня я научился (-лась) …

На классном часе мне понравилось …

       Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные способы: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе своей  позиции, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

       И в завершение  мне хотелось бы прочесть вам стихотворение  восточного  поэта :

- Других  не  зли  и  сам  не  злись

  Мы  гости  в  этом  бренном  мире

  И  если  что  не   так  смирись,

  Умнее  будь  и  улыбнись.

  Холодной  думай  головой

  Ведь  в  мире  всё  закономерно

  Зло,  излучённое  тобой

  К  тебе  вернётся  непременно.

          Омар  Хайям

    Спасибо за  мероприятия.

Список  использованной  литературы:

1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.

2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.

3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.

4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.

5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.

6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.

7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007.