Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?
статья по теме

Исаева Эльвира Габдразаковна

Материал для родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_obuchenie_chteniyu.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?

   - Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать?

Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: « А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша? Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми».

   Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в 1.5-2 года, то и в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение, к такому выводу пришли ученые в ходе исследований. Что малыш приобретает и что, возможно, теряет, учась читать и писать в столь нежном возрасте?

    В процессе работы стало ясно, что ребенок 2 лет сам, т.е.  без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Запоминание  начинается после того, как взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день, находя очертания букв в окружающих предметах: «о» - кружок, бараночка; «у» - трубочка, дудочка и т.д.

   Со временем дети сами начинают «находить» буквы в предметах: буква «П» - турник во дворе, «Т» - швабра, которой мама моет пол. Первые 2-3 буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а затем догадывается, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка – петушок, собачка, кошка. С этого момента ребенок начинает требовать, чтобы взрослые называли незнакомую букву. Но маленьким ребенком движет не желание научиться читать. Воспринимая букву как предмет, а не графическое изображение звука, малыш запоминает ее название так же, как имена своих кукол, героев сказок, близких людей. Несколько позднее  малыш начинает находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3.5 года научиться читать отдельные слова.

    И все же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малютку зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.

   В комнате можно повесить (на уровне глаз ребенка) таблички с буквами или плакат с алфавитом и назвать буквы – и только. Не надо требовать от малыша того, что несвойственно его возрасту. Запоминание алфавита и чтение – разные действия. Чтение – это не просто называние букв, а умение составлять из них слова. Дети раннего возраста должны много двигаться, манипулировать предметами (игрушками), накапливать сенсорную информацию о мире: брать в руки предметы, вкладывать их один в другой, ощупывать, бросать и т.п. Никакая книга, в которой нарисованы те же кубики и шарики, не заменит ребенку реальной действительности, предметного взаимодействия с окружающей средой.

   В настоящее время наукой доказано, что главным стимулом интеллектуального развития малыша первых лет жизни, его главным источником является именно практическая деятельность с погремушками, с пирамидками, с доступными ребенку детскими орудиями труда, наконец, игра с куклой и всем возможным ассортиментом для развертывания игрового сюжета. Предельно напряженный и из-за этого неизбежно односторонний интерес к чтению не обеспечивает гармонического развития, и в этом одна из отрицательных сторон.  К обучению грамоте родители малышей должны относиться с большой ответственностью, потому что знания эти не «понарошку», они на всю жизнь и должны преподноситься детям любого возраста методически правильно.

   Конечно, из всего сказанного вовсе не следует, что надо отобрать книги, стараться, чтобы на глаза не попадались цифры и т.п. Обязательно другое: чтобы уже на втором-третьем году жизни ребенок под руководством взрослых овладевал рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, приобщался к «трудовой» практической деятельности.

    Ну, а когда же можно начинать учить читать? В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, однако с буквами (их начертанием) можно знакомить уже в 2-3 года. Малыши, которых рано познакомили с элементами знаковой культуры общества (буквы, цифры, ноты, геометрические формы и т.п.), лучше складывают мозаику, пазлы, плоскостные фигуры, т.е. лучше выполняют задания, в которых требуется более тонкий зрительный анализ.

    Хотелось бы предостеречь, как не следует учить читать.

                                 НЕЛЬЗЯ!

  • Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных особенностей малыша.
  • Заниматься с ребенком без желания с его стороны.
  • Беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке (например, показывая букву «М», произносить не звук «м-м-м», а «эм»).
  • При знакомстве со слогом (ма, ба, пу и т.п.)  разрывать его вопросами типа: «М» и «А» - что будет?» (Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «ма»).

       В заключение подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему еще рано заниматься   несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите крохе радость общения, радость детства. Раннее детство  имеет свои особенности, оно так же неповторимо, как сама жизнь!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

Раннее обучение чтению

Статья содержит материал о систематизации проблем раннего обучения детей чтению...

Обучение детей раннего возраста чтению.

Методическая разработка предназначена для обучения чтению детей 2-4 лет. Данный вариант обучения чтению требует больших финансовых вложений, прохождения длительного обучения. Разработка может быт...

Английские идиомы.Увлекательное чтение английских идиом.В данном уроке вы познакомитесь с идиомами слов lion, dog, cat.

Дистанционное изучение английского языкаenglish-distance   Урок 1. Лев, собака, кошкаA LionThe lion's share — львина доляЛев, как принято считать, лидер среди зверей. Са...

Плюсы и минусы раннего обучения чтению.

Когда надо начмнать обучение чтению?Как правильно научить ребенка читать? Читаем весело и охотно!...

Доклад "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"

Материал будет полезен педагогам для работы над формированием читательской грамотности...

Презентация к докладу "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"

Презентация является  наглядным сопровождением доклада "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"...