Статья "Этическое воспитание, как необходимое условие формирования личности"
статья по теме

Гомза Лилия Николаевна

Содержит материалы по этическому воспитанию, об особенностях жизни детей в Детском доме, материалы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskoe_vospitanie.docx67.08 КБ

Предварительный просмотр:

        

Этическое воспитание как необходимое условие формирования личности ребенка

  1. Значение  этического воспитания.

ДоброКрасотаИстина – формула педагогики:

что должен делать человек? – творить Добро,

через Красоту стремясь к Истине.

В этом – этика и принцип педагогики.

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Именно с этим связано то, что в обществе появилось такое количество неблагополучных семей и как следствие множество детей – социальных сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Масштабы проблемы огромны, и надо понимать, что решить ее за короткий период не удастся а, следовательно, еще не одно поколение детей будет воспитываться в государственных учреждениях. В связи с этим именно на воспитательные и образовательные государственные учреждения ложится вся ответственность за воспитание современного человека - всесторонне развитой личности.  Именно поэтому педагогика, решая, сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания  детей, органически вплетённого в воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
При этом этика, как наука о нравственной жизни человека, о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека, только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный этический диалог с детьми о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.

 Воспитательный процесс в детском доме – сложный многогранный процесс организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание является одним из обязательных компонентов данного процесса. Ведь детский дом как социальный организм может и должен стать для ребёнка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами   жизни ребенка, но и обеспечивала их этическим содержанием.
Ведь этика, по словам А. Швейцера, область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни. 
Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать содержанием курса этики в детском доме, закладывающего основу этической культуры в подрастающем поколении.

 А.С. Макаренко писал: «Этика - одна из интересных и пока ещё мало освоенных страниц нашей духовной истории»

Ж.Ж. Руссо призывал оберегать детское сердце от пороков зла и ум от заблуждений. Он ставил три основные задачи нравственного воспитания добрых чувств, суждений, доброй воли. На первый план он выдвигал - развитие положительных эмоций, на второй - воспитание доброты; третий - воспитание положительных поступков.

 Н.И. Новиков в своей книге «мысли о воспитании» писал, что нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием: необходимый результат дадут ласковые слова, краткое внушение.

К.Д. Ушинский высоко оценивал значение хорошего тона, положительные взаимоотношения.

В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что учение - это, прежде всего живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность - азбука культуры»

Педагогическая этика имеет богатые, но, к сожалению, ещё малоизученные традиции. В наше время она развивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новые требования, предъявляемые к современным образовательным учреждениям  и педагогам, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области педагогической этики. В некоторых школах введены уроки этики, что повышает возможности учителей в этическом образовании и нравственном просвещении учащихся. А.С. Макаренко подчеркивал, что между сознанием и поведением есть «канавка, которую надо заполнить опытом практикой поведения. Эта мысль как нельзя лучше нацеливает педагога на то, чтобы не ограничивать воспитание детей нравственным просвещением, а целенаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствовать накоплению нравственного опыта.

Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость.

2.Влияние семьи на формирование этических  норм.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников.

Парадокс в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший  родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Особенностью семейного воспитания также является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

- отсутствие нормального психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его проявлениях;

- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

- противоправное поведение взрослых.

Социальные сироты', 'дети, оставшиеся без попечения родителей' воспитываются  в  большинстве случаев   именно в условиях негативного семейного воспитания. 

Социальные сироты это особая группа детей.  Это  дети которые  как правило с детства  являются свидетелями и невольными участниками того аморального образа жизни, который ведут их родители. Учитывая что родители это, безусловно любимые люди для ребенка то и то что они делаю, может длительное время оцениваться как безусловно правильное поведение и является сильнейшим примером для подражания. Таким образом, у ребенка наблюдается полное или частичное отсутствие знания о морально-этических нормах и правилах поведения в обществе. Детские дома в которые попадают дети призваны заменить ребенку институт семьи, утраченный им, и благодаря наличию высоко квалифицированных педагогов не только вести работу по формированию личности ребенка, но и проводить коррекционную работу по изменению уже сложившихся негативных черт личности при этом вся работа должна строится на основе принципов семейного воспитания.

- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

- педагоги должны понять и принять ребенка таким, каков он есть ,и способствовать развитию в нем лучшего;

- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

- личность самих педагогов– идеальная модель для подражания детей;

- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

- все виды деятельности, организуемые в детском учреждении с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми .

Эти принципы могут быть расширены, дополнены и видоизменены. Главное, чтобы они были. И были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.

3. Нравственные отношения воспитателя и воспитанника в педагогической этике.

В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения воспитателя с воспитанником. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде детского дома является  воспитатель. Будучи основным звеном в воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с воспитанниками, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения  воспитателя с воспитанником возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между воспитателем и воспитанником, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Так, как объектом  воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности, то к воспитателю предъявляются повышенные моральные требования. Воспитатель общается с воспитанником  в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Важнейшее условие положительного воздействия воспитателя на воспитанника  это сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему - признак высокой эмоциональной культуры педагога. Эмоционально воспитанный педагог не проронит грубого слова в обращении с детьми, не передаст доверенную ему детскую тайну. Руководствуясь нормами педагогической морали, воспитатель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение воспитанников, их взаимоотношения. Строгость и требовательность воспитателя - необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения воспитателя и воспитанника являются требование справедливой оценки нравственного поступка ребенка. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Воспитатель  постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ребенка, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.

Таким образом, взаимоотношения педагога с воспитанником должно основываться на соблюдении определенных моральных норм, что способствует воспитанию у детей  этической культуры.

И так, только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между педагогом и ребенком Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляется во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные минуты их жизни - одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителями и учащимися. Непримиримое отношение воспитателя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельностью, всем образом жизни. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека он формирует у детей нравственные ориентации, используя для этого справедливый подход к оценке явлений, факторов, поступков, и на этой основе воспитывает нетерпимое отношение к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужный тон, исходя из их индивидуальных особенностей, побуждать воспитанников отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. «Только глубокий интерес педагога к детям изучение их индивидуальных особенностей, гуманитарное отношение к ним, забота об их духовном и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс этической культуры сознательным и целенаправленным».

4. Из опыта работы

В своей педагогической деятельности я всегда руководствуюсь именно принципами семейного воспитания. В процессе общения с выпускниками я узнала что самым значимым для них было наблюдение со стороны за тем как я отношусь к своим детям, к мужу, к родителям, как строю отношения с коллегами ,с руководством .Ценнейшем опытом они признавали возможность дискуссии со взрослым человеком , дающим им возможность высказываться , аргументировать свою точку зрения, умеющим признавать свои ошибки. Именно это не прямое воздействие оказалось для детей наиболее значимым. Исходя из своего собственного жизненного опыта и опыта моих воспитанников,  считаю, что наиболее полно и благотворно  усваивается та информация которая исходит от авторитетного для тебя человека – человека с большой буквы. Именно таким человеком я и стараюсь стать для своих детей и  детей детского дома.

На протяжении всего периода моей работы вопросы этического воспитания являются для меня первостепенными, так как соблюдение этических норм - залог успешного воспитательного процесса.   Организация педагогической работы с группой начинается  с установления доброжелательной, эмоционально-привлекательной атмосферы в коллективе. Эти отношения строятся с учетом индивидуальных особенностей сотрудников и детей при этом четко распределяются и соблюдаются функциональные обязанности каждого. Наряду с воспитателями  помощники всегда активно участвуют  в жизни группы, и их деятельность никогда не принижается  в глазах детей, а наоборот выделяется  как необходимая и заслуживающая глубокого уважения.

Важнейшим условием организации работы в группе является неукоснительное выполнение условия, не дающего право никому из членов коллектива критически отзываться о семье воспитанника; обсуждать, осуждать, критиковать, насмехаться, упрекать и попрекать родителями. Наши дети любят своих родителей вопреки всему - это их вера, надежда и опора и мы не вправе очернять то единственное родное, что у них есть. В процессе взросления  при условии терпимого  тактичного отношения дети сами придут к осознанию всей безнравственности того или иного поведения родителей и уже сами определятся в отношении к ним. При  нарушении данного условия мы сталкиваемся с тем, что ребенок полностью закрывается, встает на защиту родителя, становится агрессивным по отношению к педагогу, к воспитаннику, к  учителю, к любому кто посягнул на честь его семьи – его честь. В дальнейшем возвратить доверие такого ребенка крайне сложно, тем более воздействовать на него с педагогической целью. К сожалению, сами дети достаточно жестоки по отношению друг к другу и не редко в бессильной злобе прибегают именно к оскорблению матери или отца товарища, стараясь как можно сильнее ранить собеседника. Такие выпады мы стараемся пресекать незамедлительно и обязательно беседуем, стараясь примерить ребят и объяснить всю серьезность нанесенной обиды. В процессе таких бесед мы акцентируем внимание ребят на  том, что они имеют  право защищать свою семью, испытывать чувства по отношению к ней, и понимать чувства и права других людей. Соблюдение данного условия приводит к тому,  что наши дети сами постепенно начинают  рассказывать о своих семьях не боясь осуждения. Дети вспоминают все хорошее, что было в их жизни, описывают свои чувства, раскрепощаются, освобождаются от своих страхов. Все это способствует снятию эмоционального напряжения и дает ребенку силы более полно анализировать окружающую его действительность. В нашей группе также ведется постоянная работа с родственниками детей и эта работа не менее трудная и значимая. В случае  отсутствия родственников мы ведем работу по подготовке ребенка  в приемную семью.

Обязательным условием мы также считаем то, что никто из детей и взрослых не имеет права входить в комнату, где проживает ребенок без спросу, без стука.  Это условие  вполне естественно для человека имеющего врожденное чувство такта, внутреннюю культуру, но, как показывает практика ,современный человек в значительной мере утратил и первое и второе. Каждому взрослому  было бы неприятно, если бы к нему в комнату врывались без предупреждения, но точно также ворваться к ребенку он считает вполне естественным. Казалось бы, мелочь, но именно из этих мелочей и складывается  культура поведения.

Соблюдение права ребенка на личное пространство является неукоснительным. Очень часто взрослые позволяют себе «наводить порядок в личных вещах ребенка» тем самым вторгаясь в личное пространство, и впоследствии удивляются тому, что ребенок «закрывается», не идет на контакт. В условиях воспитания детей в детском доме у педагога нет права на такой риск потерять контакт с ребенком, но именно эту ошибку совершают многие. У нас в группе принято требовать соблюдения порядка в личных вещах, но выполнять это требование должен сам ребенок, под руководством взрослого, который советует, как это можно сделать более успешно.

Таким же жестким для исполнения является правило не дающее право никому наносить физический вред друг другу. Наши дети в своем большинстве уже столкнулись с проявлениями насилия как физического, так и психического и в результате этого психика многих уже надломлена. Педагог не при каких обстоятельствах не имеет права применять физическое насилие . В противном случае это приведет к полной потере авторитета и не позволит ему выполнять свою воспитательную функцию. На сегодняшний день эта проблема актуальна, так как современный педагог зачастую не в силах  доступными для него методами «справляться» с  детьми степень педагогической запущенности, которых граничит с проявлениями психиатрических отклонений. Именно бессилие женщины - педагога порождает проявление агрессии к ребенку. Для того чтобы не попасть в данную ситуацию педагогу тоже нужна помощь. Если данная проблема возникает необходимо привлекать специалистов;  психолога, социального педагога, врача.

Очень важно чтобы у детей был четко очерчен круг взрослых, которые «живут с ним». В детском доме, почему то каждый считает себя в праве «командовать ребенком» ; попросить его что-то отнести в другую группу; отчитать его за какой то проступок; предъявить к нему какие то требования и т. д. Таким образом ребенок становится уязвимым и теряет чувство защищенности. Мне не раз приходилось объяснять недопустимость такого поведения и требовать, чтобы все вопросы, связанные с ребенком решались только на уровне взрослых, так как это бывает в нормальной семье. В своей группе мы сами с учетом всего объема знаний о ребенке и с учетом его психологических особенностей сможем решить те или иные проблемы при этом сам ребенок  будет психологически защищен.

Выполнение всех этих не хитрых условий дает нам возможность в значительной степени снизить тревожность детей, предотвратить агрессивные проявления, создать ощущение защищенности, повысить самооценку. Все это в свою очередь благоприятно влияет на общее состояние психического и физического здоровья ребенка.

 Таким образом, при соблюдении всех перечисленных условий, формируется  первое правило необходимое для жизни человека в будущей семье, в обществе: уважение к личности каждого члена этого общества. Ни для кого не секрет что и среди взрослых, претендующих на право воспитания детей, возможны расхождения во мнениях по тем или иным вопросам, и здесь самым главным является терпимость по отношению друг к другу, и искреннее желание найти правильное решение проблемы, при этом удержаться от взаимных оскорблений и упреков. Категорически запрещается вовлекать в конфликт детей. Во избежание возникновения конфликтных ситуаций проблемы решаются по мере их поступления, безотлагательно. Благодаря такому подходу, у каждого члена группы формируется чувство собственной значимости, возникает желание проявлять себя с лучших сторон, участвовать в жизни коллектива, испытывать чувство ответственности за общий результат, пытаться самосовершенствоваться. Показателем успешности данного построения педагогического процесса является то, что все коллеги и дети с которыми мне доводилось работать с теплотой и благодарностью вспоминают годы совместной деятельности. Благоприятная атмосфера среди взрослых окружающих детей не может не отразиться на эмоциональном состоянии этих детей. Социальные сироты - это дети, перенесшие сильнейшие эмоциональные стрессы, и для таких детей особенно важно создать эмоциональный комфорт. Я глубоко убеждена, что проведение работы по этическому воспитанию в детских учреждениях возможно только в атмосфере эмоционального комфорта всех членов этого воспитательного процесса.  В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что учение - это прежде всего живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность - азбука культуры»

                Параллельно с работой по созданию эмоционально привлекательной среды для работы с детьми ведется тщательное изучение истории жизни каждого ребенка группы. Используя методы наблюдения, исследования выявляются  особенности его поведения, изучаются  медицинские документы дающие возможность целиком проанализировать причины тех или иных отклонений поведения, особенностей характера.  Именно с учетом полученной информации (обязательно мнение специалистов) с каждым конкретным ребенком планируется  проведение индивидуальной коррекционной работы имеющей свое отражение в индивидуальном дневнике наблюдений. Обязательным условием работы является  обустройство личного пространства ребенка, выделение ему свободного времени для удовлетворения личных потребностей,  четкая организация занятости с учетом особенностей здоровья, и т.д. Вся эта кропотливая работа является базой для проведения дальнейшей работы по формированию у ребенка предпосылок к усвоению этических норм и правил, установленных в обществе.

                 Этическое воспитание не является простым заучиванием, каких бы то не было правил поведения. Современные дети  вряд ли будут беспрекословно исполнять правила, им всегда нужно знать что, почему и как. Удовлетворение познавательных потребностей является необходимым условием в данной работе. В нашей группе нет закрытых тем и каждый ребенок знает что с любым вопросом он всегда может обратиться к взрослому , который обязательно постарается ему помочь. Именно это неоднократно помогало нам предотвращать множество недоразумений, и оказывать своевременную помощь.

Такая готовность к открытому диалоговому общению дает нам возможность в кротчайшие сроки  и наиболее эффективно выявлять какие именно этические нормы и правила ребенок не усвоил. Опыт показывает, что формирование у воспитанников этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому нам так важно, прежде всего, выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. При выявлении тех или иных проблем мы обязательно консультируемся со специалистами (психологом, логопедом, социальным педагогом,  врачом) и планируем  корректирующие действия, опираясь на полученные рекомендации, учитывая при этом то, что уровень  сформированности нравственных понятий в определённые возрастные периоды различны.

Формирование зрелой личностной позиции в подростковом возрасте возможно лишь в том случае, если ребенку с раннего возраста предоставлен автономный путь развития; если  он развивается в среде, где отношения строятся на основе свободы и ответственности; если ребенок овладевает механизмом эмоционально-личностного развития и занимает действенную жизненную позицию, основанную на активности и осознанности.

Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими, деятельность педагога определяет характер воспитания и является ведущей в развитии личности ребенка; процесс воспитания строится на основе личностного взаимодействия ребенка и педагога; взаимодействие это осуществляется в совместной деятельности и общении, является источником развития ребенка. Педагог устанавливает эмоционально-личностные отношения, и реализует их на практике

- проявляет любовь, искренность, заботу, давая возможность поверить и в педагога и в себя;

- сознательно подчеркивает достоинства ребенка с целью укрепить его самооценку и собственную значимость;

- создает положительное эмоциональное пространство для ребенка, снимая страх совершать ошибки;

- относится с юмором (а не с сарказмом) к неудачам ребенка, не концентрируя на них внимания, определяет совместно пути преодоления;

- не воспитывает ребенка, а «ведет его», решая вместе с ним его  проблемы.

Именно взрослый выступает источником развития личности воспитанника, принимая на себя ответственность за условия, характер и перспективы его развития.

Для ребенка очень важно чтобы все, что окружает его, было наполнено этической культурой. Дети очень чувствуют не искренность, не заинтересованность, фальшь. Эту способность мы стараемся развивать, проводя с детьми обсуждения тех или иных событий.

В своей работе мы используем такие методы как рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Необходимо разъяснить ребенку, что именно от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. С помощью этого  метода ребятам разъясняются нормы поведения. Рассказы взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагают накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают отличать  хорошее от плохого, справедливое от  несправедливого. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры воспитанника  является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств, способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Мы стараемся видеть каждого воспитанника, чтобы мимо нашего  внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушение детьми общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей тот или иной фильм. Просмотр кинофильмов, телепередач мы стараемся организовать  так, чтобы минимизировать негативное воздействие и привить вкус к развивающим программам. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры  оказывает искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку, поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Наши ребята участвуют в концертах самодеятельности, поют русские народные песни, частушки. С огромным удовольствием исполняют песни под руководством  музыкального руководителя, с легкостью подхватывают и подпевают современные мелодии. Вечером мы нередко прослушиваем аудиозаписи  произведений  в исполнении известных актеров.  На занятиях в изостудии дети раскрывают в себе множество скрытых способностей , реализуют свой  творческий потенциал. Благодаря тому что в детском доме прекрасно организована культурно массовая работа наши воспитанники имеют возможности увидеть другие города, театры, музеи, парки отдыха и еще множество исторических и культурных памятников, отражающих все грани человеческих способностей, все величие культурного наследия Наша задача помочь детям осмыслить увиденное проанализировать, наполнить чувственными переживаниями. Помимо специально организованных поездок огромную ценность для ребят имеют наблюдения за поведением людей во время прогулок. То как мать на прогулке обращается со своим ребенком, то, как дети общаются со своими родителями, как ведут себя подростки и люди старшего поколения, все это мы обсуждаем с ребятами и делаем определенные выводы.

В своей группе мы в течение нескольких лет ведем работу направленную на формирование у детей чувства ответственности за красоту своего дома ,бережливое отношение к тому что нам удалось создать, накопить. Так мы совместно с детьми продумываем, что нам необходимо приобрести, чтобы жить более комфортно. Ребята считают себя полноправными хозяевами, у них есть СВОЯ отличная от других посуда, есть все, что необходимо для реализации своих кулинарных способностей, они легко могут красиво сервировать стол и с огромным удовольствием приглашают гостей на чай. Уже много лет мы обучаем детей самостоятельно делать покупки в магазинах. Дети прекрасно ориентируются в ценах на товары, умеют правильно расставить приоритеты в выборе покупки, умеют копить. экономить, рассчитывать, и рассчитываться на кассах. Параллельно с этим дети усваивают правила поведения в общественных местах.  Множество правил усваивается детьми в процессе совместной деятельности, где результат зависит от четкости выполнения этих правил. Очень важно на практике показать ребятам, что соблюдение определенных правил в значительной степени упростит и улучшит их жизнь, даст возможность более эффективно распределять свое время

Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, мы корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также.

Важным средством воспитания этической культуры является похвала,  выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором - у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому в своей работе мы стараемся предоставлять  детям больше самостоятельности, организуя их деятельность на доверии к ним. Считаем, что это один из правильных приемов воспитания этической культуры детей.

Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры поощрение развивающихся интересов детей. Поощрением здесь может быть, что то, что поможет ему развить свой талант. Такое поощрение способствует воспитанию ребенка, развитию фантазии, наблюдательности.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

“Каким хотели бы видеть тебя твои родители, каким бы ты сам хотел быть. Выбери те слова, которые в таком случае охарактеризовали бы тебя, подчеркни характеристики родителей – красным карандашом, свои характеристики – синим. Подумай над значением этих слов и проверь по словарю:

аккуратный, балованный, безнравственный, безобидный, безответный, безответственный, безотказный, безразличный, безропотный, бескультурный, бессовестный, благожелательный, благородный, болтливый, вежливый, великодушный, вздорный, говорливый, гостеприимный, грубый, деликатный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, ехидный, жадный, жалкий, жизнерадостный, завистливый, задиристый, занудный, застенчивый, злопамятный, злорадный, избалованный, инициативный, интеллигентный, истеричный, кокетливый, коммуникабельный, корректный, культурный, легкомысленный. Ленивый, лицемерный, милосердный, мнительный, многословный, молчаливый, мягкотелый, наглый, надоедливый, назойливый, нахальный, невежливый, невоспитанный, несерьёзный, неугомонный, обидчивый, озорной, оригинальный, остроумный, отважный, ответственный, отзывчивый, плаксивый, порядочный, послушный, придирчивый, простосердечный, простофиля, пунктуальный, пустомеля, работоспособный, работящий, равнодушный, разгильдяй, раздражительный, размазня, разумный, растяпа, решительный, рисковый, робкий, ротозей, самостоятельный, самоуверенный, себялюбивый, серьёзный, скромный, скучный, слабонервный, справедливый, трудолюбивый, упорный, упрямый, усердный, усидчивый, хитроумный, хитрый, эгоистичный”.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Законы жизни»

  • Делай добро!
  • Люби и прощай людей!
  • Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе!
  • Бойся обидеть человека!
  • Найди свою цель в жизни!
  • Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись!
  • Познай себя и мир!
  • Лучше отдай своё, чем возьми чужое!
  • Не теряй веры в себя!
  • Умей дарить радость людям!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формирование этической культуры.

Цель данной работы: формировать у детей способности анализировать поступки других и свои собственные; учить приумножать свои положительные качества и избавляться от отрицательных; формировать устойчивое нравственное поведение.

Задачи работы: пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему миру; ознакомить с возможностями управления собственным поведением; создавать у учащихся первый опыт самоанализа и саморегуляции поведения; формировать положительную эмоциональную Я – концепцию: “Я – нравлюсь”, “Я – способен”, “Я – защищён”.

Программа курса содержит четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала:

I раздел. Этика. Этическая сущность этикета.

II раздел. Этика общения. Этические нормы отношений с окружающими.

III раздел. Этика отношений в коллективе, познание себя и другого через общение.

IV раздел. Гигиена и культура поведения. Культура внешнего вида.

Каждый раздел имеет свои задачи и понятия, с которыми знакомятся дети. На каждом уроке

предусматривается практическая работа: тренинги, игры, совместные занятия, иллюстрирование понятий и своего отношения к теме.

Раздел I. Этикет

Задачи: углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни, практические формы работы с учащимися по усвоению этикета, его норм жизни.

Понятия: этикетные нормы поведения, речевой этикет, повседневный этикет, хорошие и дурные манеры, человечность.

Тема

Цель

Практическая работа

1

Человек – мера всему

Познакомить с основами этикета, правилами поведения, предписывающими безусловное уважение человека

Предложить помощь другу (подруге), извиниться за опоздание и т.д.

2

Человек в школе

Рассказать о правилах поведения на уроках и на переменах, акцентировать внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, товарищам

Извиниться и перебить разговор беседующих, обратиться с просьбой к учителю

3

Человек в семье

Поговорить с детьми об их поведении по отношению к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям; о режиме жизни семьи. Объяснить, как важно соблюдать культуру устройства рабочего места (освещение, личная библиотека); поговорить о месте игрушек в доме, об уходе за ними

Выразить почтение старшему, успокоить малыша

4

Человек в гостях

Познакомить с правилами поведения при появлении гостя в доме; рассказать о том, как надо угощать гостя, о формах благодарности, времени визита

Пригласить товарищей на вечерний чай; появиться в доме в качестве гостя

5.

Человек за столом

Познакомить детей с правилами поведения за столом, общения во время трапезы; с тем как пользоваться приборами и салфетками

Угостить сидящего рядом гостя; накрыть стол для ужина и т.д.

6.

Человек на улице

Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки, перехода через улицу и дорогу, поведением на улице при чрезвычайных обстоятельствах, падениях, потерях, ссорах, драках, нападениях, катастрофах

Обратиться к прохожему с просьбой; оказать внимание и помощь пассажиру в транспорте, пешеходу на улице

7.

Человек в культурных зрелищных учреждениях

Объяснить правила поведения в культурно – зрелищных учреждениях, рассказать о культуре театральной одежды, об определении времени выхода и маршрута

В “зрительном зале”: войти в зал, пройти по ряду, занять своё место в середине ряда; ты пришёл в театр после третьего звонка

8.

Самовоспитание. Самоконтроль. Самооценка.

Учить анализировать свои поступки, формировать умение составлять “План на будущее” и работать над собой

“Я буду”, “Я не буду”, “Я горжусь собой за…”

Раздел II. Этика общения и человеческих отношений

Задачи: расширять этический кругозор в логике этики отношений учащихся, совершенствовать практику этического поведения детей в отношениях к людям, природе, окружающей действительности.

Понятия: душевность, духовность, бездуховность, доверие, доверительность, симпатия, антипатия.

Тема

Цель

Практическая работа

1

Душа – это наше творение.

Акцентировать внимание детей на том, что духовность – это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на всё истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души

Остановить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, незнакомому человеку

2

Человек расширяет знакомства.

Объяснить правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своём доме; как продолжить знакомство, как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому

Познакомить родителей со своими друзьями, товарищей с новым другом

3

Человек общается с книгой

Развивать культуру чтения книги, относиться к книге, как к источнику знаний

Обратиться к библиотекарю в момент затруднения относительно поиска нужной книги; заинтересовать товарищей прочитанной книгой

4

Человек на даче, на природе

Учить детей слушать природу, объяснить важность огородной работы

Игры на лоне природы

5

Человек в магазине

Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине по отношению друг к другу; рассказать о культуре оплаты товара, об упаковке покупки

Попросить продавца упаковать товар. Обратиться в магазине с просьбой выбрать нужную книгу

6

Вглядись в себя. Сравни с другими

Научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделить с человеком радость; возражать и оценивать другого человека

Поздравить с торжественным днём всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью

Раздел III. Этика отношений в коллективе

Задачи: расширить и углубить понятия коллективизма, совершенствовать знание учащихся в области коллективных отношений, создать условия для применения этих знаний.

Понятия: коллективизм, единомыслие, рыцарство, высокомерие, естественность, великодушие, зависть.

Тема

Цель

Практическая работа

1

Коллектив начинается с тебя

Воспитывать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказывать им внимание и помощь

Правильно общаться с соседом по парте; повести телефонный разговор с другом

2

Дружеские встречи

Воспитать чувство коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников

Правильно преподнести и принять подарок; подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника

3

Если товарищ заболел

Объяснить правила поведения человека у больного

Выразить сочувствие человеку; встать на защиту обиженного

4

Дружба как духовная ценность

Научить различать понятия “знакомый – приятель – товарищ – друг”, доверять другу, уважать его достоинство, прощать мелкие недостатки, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости

Правильно повести себя, если при тебе неуважительно отзываются о твоём друге; правильно вести себя, если к тебе пришёл друг, а у тебя срочное дело.

 

Юмор и дружба

Акцентировать внимание на том,что юмор, смех – это элемент дружеских отношений

Конкурс весёлых анекдотов

6

Секретные советы мальчикам

Разъяснить, что благородство – это неотъемлемое качество мальчика, воспитывать отношение к тайнам взрослой жизни (к влюблённым, скабрезным анекдотам и т.д.)

Как поступить, если на твоих глазах отнимают деньги у малыша; если одноклассница жалуется на плохое самочувствие

7

Секретные советы девочкам

Объяснить девочкам роль этикета в формировании женственности, поведение при нарушении мужского этикета.

Хозяйка разливает чай гостям; к имениннице приходит гость и вручает подарок.

8

Скажи сам себе

Уметь применять правила этики общения на уровне навыка и привычки; соблюдать интересы человека и интересы окружающих его людей, этику общения с незнакомыми людьми: приветливость, доброжелательность, великодушие

Сочинение по этике “Скажи сам себе”.

9

Благодарность – моральное требование платить добром за добро

Усвоение золотого правила: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе

Игра “Кресло откровенности”

10

Авторитет. Лидер в детском коллективе

Разъяснение сути авторитета. Авторитет – пример каждому в учёбе, поведении

Игра “Узнай по голосу”

Раздел IV. Гигиена. Этикет и внешний вид

Задачи: формировать отношение к здоровью человека, как к ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.

Понятия: красота, грациозность, манерность, сдержанность, собранность, эстетика.

Тема

Цель

Практическая работа

1

Мой внешний вид

Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности

Игра “Свет мой, зеркальце, скажи…”

2

Культура моей одежды

Научить различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде

 

3

Культура движений человека

Воспитывать сдержанность, спокойствие; уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожность движения

 

4

Культура режима и распорядка дня

Объяснить, как важно помнить об обещании, режиме дня и ночи, работы и отдыха; научить уважать режим работы и отдыха других людей

Коллективные игры: Разведчики, Движения по руке

5

Мода. Мещанство

Разъяснить, что такое мода. Что значит модно одеваться. Выбирать одежду соответственно лицу и фигуре

 

6

Посоветуемся с зеркалом

Формировать представление о внешнем виде воспитанного человека, об уместном использовании украшений

Игра “Свиток”

Заключение

Итак, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Список используемой литературы:

1 Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете, М., 1999.

2 Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.

3 Золотухина- Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.

4 Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

6. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

7.  Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.

8. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374 с

10. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Изб. пед соч.: в 7 т. - М., 1959 - Т.4.

12. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М., 1991.

13. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений. - М., 1999.

14. Писаренко В.И. Педагогическая этика. - Л., 1994.

15. Харламов И.Ф. Этические беседы с учащимися. - М., 1989.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения». Вопросы психологии № 2, 1993 г.
  2. Матюша И. «Зрительная память». Москва 1993г.
  3. Родари Дж. «Грамматика, фантазии», Москва 1978г.
  4. Шумакова Н.Б. «Возраст вопросов». 1990г.
  5. Домашняя школа. «Книжка для талантливых детей и заботливых родителей», СПб 1994г.
  6. М.И. Нагибина, «Природные дары для поделок и игры». Ярославль, Академия развития 1998г.
  7. А.Э. Симановский, «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, Академия развития 1997г.

Лекция Осориной М.В. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Факультет психологии от 18.02.1998г. «Творческое мышление и методы его развития».  10. Лихачева И.А. Рабочая тетрадь по этикету. - М., 1999.

11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Изб. пед соч.: в 7 т. - М., 1959 - Т.4.

12. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М., 1991.

13. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений. - М., 1999.

14. Огородникова И.Т. Педагогика школы. - М., 1987.

15. Почему у Ильина читают все? / Под ред. В.В. Ивахнина. - М., 1990.

16. Писаренко В.И. Педагогическая этика. - Л., 1994.

17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1994.

18. Смирнов С.А. Педагогика. - М., 1999.

19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1975.

20. Траймак Д.И. Как сделать внеклассную работу интересной. - М., 1999.

21. Ушинский К.Д. История педагогики/ под ред. Шабаева М.Ф. - М., 1981.

22. Харламов И.Ф. Этические беседы с учащимися. - М., 1989.

23. Яновский М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

Реализация воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» как необходимое условие формирования личности

 Процесс преподавания иностранного языка имеет потенциальные возможности развития личности. Иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, а главная цель его изучения – развитие ин...

"Единство воспитания и обучения - необходимое условие развития личности учащегося"

                 Когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается систем...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

В данной методической разработке описан опыт, который включает в себя систему гражданско-патриотического  воспитания школьников в рамках молодежного клуба «Собеседник», как части воспитательного ...