Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
статья по теме

Калинина Евгения Викторовна

Комплекс статических и динамических упражнений для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Статические упражнения.

1. «Улыбочка» или «Заборчик»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.

Губы следует удерживать в таком положении 10-15 секунд.

2. «Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

3. «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

4. «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

5. «Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

6. «Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

7. «Чашечка»

Рот широко раскрыть, язык высунуть. Кончик и боковые края поднять вверх. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3 - 4  раза.

8. «Грибок».

Открыть рот, присосать широкий язык к небу. Губы слегка растянуты, видна подъязычная уздечка. Удерживать в таком положении язык на счет от 1 до 15.

Динамические упражнения.

9. «Улыбка-дудочка».

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком, затем губы складываются в трубочку. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.

  1. «Помыть нижний заборчик»

Губы растянуты в улыбке. Рот приоткрыт. Кончиком языка «моем» нижние зубы (корневую шейку зубов). Внимание, нижняя челюсть не двигается!

  1. «Помыть верхний заборчик»

Губы растянуты в улыбке. Рот приоткрыт. Кончиком языка «моем» верхние зубы (корневую шейку зубов).

  1. «Трубочку влево, вправо и по кругу»

Сделать губы трубочкой. Поворачиваем трубочку налево, затем направо. Делаем таким образом 5-7 раз. Нижняя челюсть не двигается!

  1. «Утиный клювик»

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуты, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

  1. «Шторки»

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Лошадка»

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкать им с разным темпом (медленно-быстро-очень быстро). Выполнить 10-15 раз.

  1. «Лошадка – улыбка - дудочка»

Пощелкивание языком производится с изменением положения губ. Выполнить 10-15 раз.

  1. «Гармошка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык присосать к небу и не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка вперед-назад.

  1. «Дятел»

Широко раскрыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произносить звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д (15-20 секунд).

  1. «Покусывание языка» (самомассаж)

Губы в улыбке. Покусывать язык от кончика до середины и обратно до кончика.

  1. «Катание шарика»

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов), потом против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

22. «Конфетка»

Рот закрыт, челюсти разомкнуты. Кончик языка упирается в одну щеку, затем в другу. Делать 5-7 раз. Челюсть не ходит.

23. «Часики»

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так. Время выполнения 20 секунд.

24. «Мясорубка»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

25. «Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Выполнять 10 раз.

26. «Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики для детей

·         Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;·         Артикуляционную гимнастику следует проводить...

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.2. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики...

Упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнения для органов артикуляционного аппарата рекомендован всем детям, имеющим те или иные речевых нарушения. ...

Базовые упражнения артикуляционной гимнастики

Базовые упражнения проводятся в начале артикуляционной гимнастики. Статические упражнения выполняются не менее 5 секунд 3-4 раза. Материал содержит иллюстрации и стихотворения для поддержания интереса...

Памятка "Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для формирования правильной дикции в пении в классе эстрадного вокала"

Для подготовки певческого голоса к пению в классе и выступлению на сцене необходимы не только вокальные упражнения, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без таких упржнений невозможна полноц...

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики №1

Комплекс упражнений артикуляционной гинастики №1 - это консультационные материалы для родителей. Развитие общей артикуляционной моторики ребенка,  подготовительный этап для постановки звуков....