Нейропсихологический подход к трудностям письма
методическая разработка по теме

Аширова Елена Васильевна

Классификация дисграфий на основе нейропсихологического подхода позволяет установить причинно-следственные связи трудностей на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход

к трудностям письма

     Актуальным вопросом в логопедии является тема изучения структуры речевого нарушения у учеников с системной речевой патологией. Общее недоразвитие речи (ОНР) может быть отягощенно детской афазией, алалией, ринолалией, дизартрией. У ребят выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Трудности учения вызваны парциальным (частичным) отставанием в развитии высших психических функций из-за различных поражений мозга. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами, она включает и отставание в формировании других высших психических функций.  Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни формируются раньше, другие – позже. Неравномерность развития  может быть выражена ярко, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, тогда педагог и близкие замечают его трудности в обучении.

     Существуют разные подходы к пониманию трудностей на письме, разные  классификации дисграфий. Т. В. Ахутина (2010) выделяет несколько вариантов  дисграфий на основе нейропсихологического подхода. С позиции данного подхода трудности в формировании письма возникают вследствие задержки созревания мозговых структур или нарушения их функционирования, которые и отвечают за развитие высших психических функций (внимание, восприятие, мышление, память).

     Приведённая ниже таблица 1, составленная автором данной статьи, поможет практикующим школьным учителям-логопедам осознать механизмы нарушений на письме, причины, приводящие к ошибкам как дисграфическим, так и орфографическим.  Всё это позволит подобрать такие методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, которые приведут к «положительным» результатам в процессе обучения письму.

Таблица 1.

Классификация дисграфий

на основе нейропсихологического подхода (по Т.В. Ахутиной)

Название

Дисгра

фий

Чем может быть

обусловлена

Проявления

Ошибки на письме

регуляторная

дисграфия

несформированность  произвольной регуляции действий: контроля   и программирования  (лобные доли)

-упрощение и инертное повторение программы или её частей;

- сложно удерживать произвольное   внимание;

-трудно включаться в задание и ориентироваться в нем;

- затруднения в переключении с одного задания на другое.

- инертное повторение букв (персеверации элементов букв и–ш,   п–т);

- повторение слогов (малилина);

- повторение слов (На берегу реки реки растет ива.);

- пропуски букв и слогов;

- антиципации, т.е. предвосхищение последующего звука/буквы (холхоз);

- контаминации, т.е. слияние частей или целых слов (Дедосип подарил внукудочку);

- проблемы языкового анализа: не начинает предложение с заглавной буквы, пишет слитно слово с предлогом;

- орфографические ошибки при знании правил

дисграфия,  обусловленная

трудностями поддержания

активного состояния

коры

уровень работоспособности не только снижен, но и меняется в течение урока, дня, месяца, четверти 

- не могут сразу включиться в задание;

- быстро устают при  выполнении задания;

- нарастание тонуса мышц, и ребенку сложно удерживать рабочую позу;

- замедляется скорость письма;

- почерк (величина букв, наклон, нажим) меняется в зависимости от утомления;

- и как итог – плохо автоматизируются навыки письма.

ошибки, аналогичные        ошибкам при нарушениях программирования и контроля  (см. выше)

зрительно-  пространственная

дисграфия  по

правополушарному  типу

проблемы функционирования  правого  полушария:

- зрительно-моторная координация;

- соотнесение движений с вертикальной и горизонтальной координатами;

- трудности восприятия целостного образа буквы, слова.

- задержка актуализации графического и двигательного образов нужной буквы;

- сложно ориентироваться на тетрадном листе;

- сложно находить начало строки и удерживать ее;

- наклон и высота букв постоянно колеблется;

-элементы букв не соответствуют по размеру;

- буквы  в слове  могут быть написаны раздельно.

- замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К-Н);

 - может присутствовать необычный способ написания букв, особенно прописных;

- проблемы с формированием идеограммного письма, т.е. непроизвольного письма  («Клосная робота», «Дамашния робота»);

- пропуски и замены гласных (в том числе  ударных  «стлик» - «стОлик»);

- тенденции к «фонетическому» письму  («умываца», «позно»);

- устойчивая зеркальность при написании букв  З,  Е, с,  э;

- устойчивые замены  У - Ч,  д - б,         д - в;

-  слитное написание слов;

- слитное написание предлогов со словами;

-отдельное  написание  приставки

дисграфия  по

левополушарному типу

 

 гностическая  левополушарная недостаточность:

 отставание в развитии функций слуховой и кинестетической переработки информации (задние отделы левого полушария)

-недостаточная сформированность фонематического   восприятия;

- затруднения при постановке ударения;

- затруднения в выделении морфем;

- затруднения в подборе проверочных слов.

- на смешения букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам звуки:

  • замены звуков, близких по звучанию (парные звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные);
  • замены звуков, близких по произношению (свистящие и шипящие,  аффрикаты и их компоненты,  т - п,  т - к,                     т - н);
  • замены букв, близких по написанию    (у - и,  щ - ш,   ж - х).

- пропуски согласных (особенно в словах со стечением согласных);

- ошибки обозначения границ слов;

- большое количество  орфографических   ошибок.

         Проанализировав ошибки на письме, установив причинно-следственные связи данных трудностей, учитель-логопед совместно с педагогом-психологом выбирают направления коррекционно-развивающей работы: это может развитие произвольного внимания, или развитие программирования и контроля, или развитие зрительно-пространственных представлений и др.  Для каждого отдельного ученика будет своя специфика в подборе методов и приёмов индивидуальной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Как помочь первоклассникам избежать трудностей при овладении письмом.

Данный методический материал поможет родителям первоклассников избежать трудностей при обучении письму. В статье рассматривается письменная речь, как она формируется у ребенка,основные напрвления проф...

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

                    ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ...

Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме

Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме...

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

Механизмы трудностей письма у младших школьников

В статье говорится о причинах, механизмах трудностей  письма у детей младшего школьного возраста. Даётся  краткая характеристика детей-дисграфиков, а также подробное описание специфических о...

Актуальность в изучении письма младших школьников с позиции нейропсихологического подхода.

Проблема обучения письму младших школьников выраженными является одной из центральных задач коррекционной педагогики.  В последние 10-15 лет во всем мире отмечаются усиление исследовательского ин...