ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ.
статья по теме

В материале приводится пояснительная записка к  программе развития эмоцинальной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_emotsionalnoy_sfery1.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Прохорук Ольга Борисовна.

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида)  №487 Выборгского района  Санкт- Петербурга  (ГС(к)ОУ школа №487)

Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологических механизмов: когнитивного, эмоционального, практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой.

Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л. С. Выготский). Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна (С. Д. Забрамная). Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу  детей с интеллектуальной недостаточностью. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, вызывает потребность к эмоциональному общению. Таким образом, ее значение расширяется до понятия социальная адаптация.

С целью гармонизации эмоционального состояния учащихся и формирования эмоционально благополучной личности была разработана Программа развития эмоциональной сферы с элементами сказкотерапии.

 Адресатами программы по эмоциональному развитию являются учащихся 1-5 классов (VIII вид II вариант). Занятия в 1-2 классах  проводятся 2 раза в неделю, в 3-6 классах 1 раз в неделю; форма работы подгрупповая.          

Задачи программы можно выделить следующие:

  • Формировать представления детей об эмоциональных состояниях (своих и чужих), умение их различать и понимать;
  • Учить детей осознавать, вербально и невербально  передавать собственные эмоциональные состояния;
  • Обогащать словарный запас детей (научить называть  различные эмоциональные состояния);
  • Создать условия для переживания в рамках занятия тех чувств, которые ребенок часто испытывает в реальной жизни;
  • Научить  детей некоторым приемам и способам мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения (релаксацией);
  • Формировать умение адекватно проявлять эмоциональное состояние в социуме.

На диагностическом этапе применялась  “Психолого-педагогическая диагностика “Карта - наблюдений” Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л.А. Нисневич (модификация Е.А. Петровой)”. Для диагностики были выбраны подшкалы 7.1 Тревожность – спокойствие и 7.2 Агрессивность-миролюбие.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоциональных состояний,
  • развитие словаря эмоций,
  • повышение уровня понимания детьми эмоциональных состояний,  что выражается в умении адекватно реагировать на эмоциональные состояния окружающих.

Структура занятий.

Каждое из тематических занятий строится по схеме, которая включает в себя следующие части:

  • Ритуал входа в сказку - коллективное упражнение (создает настрой на совместную работу).

Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершают, иное “сплачивающее”  действие.

  • Упражнения и игры со сказкой.
  • Упражнения для релаксации (глубокого мышечного расслабления, сопровождающегося снятием психического напряжения).
  • Ритуал выхода из сказки (подготавливает учащихся к привычной для них социальной среде.)

Методические приемы: психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная тренировка), использование эмоционально - символических методов (рисование, аппликация), релаксационные методы, коммуникативные упражнения, подвижные игры, игры – драматизации.

Психогимнастические упражнения. Цель: учить различать эмоции, чувствовать состояние другого человека, учить различать пиктограммы с изображением чувств. Примерные упражнения:

  • Цветок (этюд на выражение радости). Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка  проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.
  • После дождя (этюд на выражение радости). Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
  • Собачка принюхивается (этюд на выражение интереса).

Собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед.

  • Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания). У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе),  и т. п.

Подвижные игры. Сюжетные подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Цель: учить действовать по правилам, передавать знакомые простые движения знакомых.

 Ролевая игра, проигрывание эпизодов сказки  - это игра в кого-то, т.е.  воспроизведение действий, отношений, чувств, эмоций взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной, сказки, целью которой является. Цель: вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в играх и упражнениях, активно играть вместе с взрослым; учить по примеру взрослого передавать в играх – имитациях движения и звукоподражания;

Учить, слушая текст  с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, воспроизводить игровые действия. Импровизировать движения под музыку;

Вызывать желание проявлять добрые чувства по отношению к игрушкам.

Релаксационные методы. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Цель: учить детей расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр. Учить снимать мышечные зажимы мышц лица, кистей рук, шеи, туловища (Примерные упражнения: полет над морем, ковер – самолет, котенок спит, пчелка, облака, воздушные шарики, волшебный сон, солнечный зайчик).

Коммуникативные упражнения. Цель: формировать  у детей умения увидеть в другом человеке достоинства, и давать другому человеку вербальное или невербальное «поглаживание».  Дети учатся совместно с взрослым, по подражанию говорить ласковые,  вежливые слова, подражать мимике и жестам, учить согласовывать движения с началом речи (безречевые дети).

Используются  упражнения такие как: ласковое слово, волшебный стульчик, давайте здороваться по-новому, передай мячик тому, кто тебе нравиться, позови ласково.

Программа вариативна. Учитывая особенности детей, занятия могут проходить в подгруппах и индивидуально. Для каждого занятия используется  большое количество упражнений и игр, что позволяет осуществить дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности детей.

Литература.

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб: Речь, 2006. – 208

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб: Речь, 2006. – 240с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: Речь, 2002. – 310с.

5. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006. – 144с.

6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 160с.

7.Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. —  СПб. Речь. 2008 – 128 с.

8. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб: Речь, 2006. – 144с.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психокоррекционная программа на развитие эмоциональной сферы

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску э...

Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (индивидуальная форма)"...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста (групповая форма)"...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии «СКАЗОЧНЫЙ МИР» (Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся)

Цель программы гармонизировать эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста, испытывающих внутреннюю дисгармонию.Разработана на основе работ Т. Зинкевич-Евстигневой и Ткач Р.М....