Коррекция минимальных дизартрических расстройств (кинезотерапия).
статья на тему

Кривцова Ирина Евгеньевна

Коррекция минимальных дизартрических расстройств (кинезотерапия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_minimalnykh_dizartricheskikh_rasstroystv.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция минимальных дизартрических расстройств (кинезотерапия).

Ежегодно проводя обследование детей, я обратила внимание на то, что стало встречаться всё больше детей, имеющих полиморфную дислалию. Далее, работая с этими детьми индивидуально, проявилась закономерность: звуки ставятся с трудом и очень трудно вводятся в речь.

Изучив различную логопедическую литературу, я нашла ответ на интересующий меня вопрос.

Опираясь на данные обобщенного опыта логопедов, я выяснила, что среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В литературе встречается этот вид нарушения речи ещё и под таким названием, как минимальные дизартрические расстройства (МДР). Это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи.

Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией.

Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме.

Основной симптом МДР - стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения и формирование интонационной структуры предложения.

Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими порезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи.

У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.

В основе звукопроизносительных расстройств, при МДР, лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов: моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами.

Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушение звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации лексико-грамматической стороны речи.

Дети этой категории представляют собой неоднородную группу, как по проявлению неврологической симптоматики, так и по уровню речевого развития.

В зависимости от проявления неврологических симптомов и состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции можно выделить 3 группы детей с МДФ:

1 - с правосторонним гемипарезом;

2 - с левосторонним гемипарезом;

3 - с легким двухсторонним парезом.

По уровню развития лексико-грамматического строя и связности речи детей можно условно разделить на две группы:

1 - МДР, сочетающиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием;

2 - МДР, сочетающиеся с общим недоразвитием речи.

Выделение различной структуры дефекта при МДР является важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с данной категорией детей.

Специфика коррекционной работы - нормализация общей и артикуляционной моторики и речи детей с МДР при помощи кинезотерапии (лечение движением) и специально организованного коррекционного обучения.

Рассмотрим конкретное содержание этапов коррекционной работы:

1. Пропедевтический:

  • обследование;
  • массаж органов артикуляционного аппарата;
  • коррекция общей и артикуляционной моторики.

2. Коррекция фонетической стороны речи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • закрепление правильного голосоведения и дыхания;
  • коррекция звукопроизношения.

3. Коррекция лексико-грамматической стороны речи:

  • активизация и расширение словаря;
  • коррекция грамматических расстройств.

Пропедевтический этап и этап коррекции фонетической стороны речи необходимы для детей с МДР, имеющих как фонетико-фонематическое, так и общее недоразвитие речи.

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Рассмотрим немного подробнее этапы обследования и коррекции общей и артикуляционной моторики, поскольку, последний этап, и является тем направлением, которым мы активно занимаемся с детьми.

Обследование. 

Обучению детей, страдающих МДР, должно предшествовать подробное и тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития.

Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. Отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания, устанавливается наличие гиперкинезов мимической мускулатуры. У ребенка проверяют умение держать рот закрытым, закрывать глаза, нахмуривать брови, отмечают появление содружественных движений. Перед тем, как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, нужно отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера. Затем обследуют произношение звуков по общепринятой методике. При этом отмечаются особенности артикуляции, четкость движений, входящих в артикуляционную установку звуков, плавность перехода от одного звука к другому в стечении согласных, появление призвуков. Кроме дефектов произношения важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова. Затем проверяется фонематический слух, и отмечаются особенности различения речевых звуков.

Уровень развития лексико-грамматической стороны речи обследуют с помощью приёмов, разработанных для детей с общим недоразвитием речи.

Хочется обратить внимание, что диагностика минимальных дизартрических нарушений представляет особую сложность.

Для диагностики МДР используют функциональные пробы:

1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимися в боковых направлениях предметами.

Проба является положительной, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в сторону.

2. Ребенка просят выполнить артикуляционные движения языком, положив при этом руки на шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы.

Основные критерии диагностики МДР.

1. Наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объёма наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений: недостаточность загибания кончика языка, его тремор, ассиметричное положение вытянутого вперед языка, беспокойство в этом положении, изменение конфигурации

2. Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движение пальцев рук при движении языка).

3. Замедленный темп артикуляционных движений.

4. Трудность удержания артикуляционной позы.

5. Трудность в переключении артикуляционных движений.

6. Наличие периодических нарушений.

7. Стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков.

Итак, случаи расстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушением дыхания и голоса, нельзя рассматривать как сложную дислалию или задержку речевого развития.

В этих случаях необходимо ставить общее заключение: минимальные дизартрические расстройства и вести специальную комплексную коррекционную работу, сочетающуюся с массажем, ЛФК, специальной артикуляционной гимнастикой, направленной на развитие и укрепление артикуляционной мускулатуры, массажем артикуляционного аппарата. Только после проведения курса лечебных мероприятий, массажа и гимнастики для артикуляционного аппарата можно приступать к коррекции звукопроизношения, а затем проявления общего недоразвития речи и фонематического восприятия.

Массаж органов артикуляционного аппарата.

При МДР в комплекс коррекционной логопедической работы в качестве важного компонента входят различные виды массажа.

Массаж проводится в спокойной обстановке, можно в сопровождении тихой музыки, чтобы вызвать у пациента положительные эмоции. Руки массирующего должны быть чистыми, теплыми, с коротко постриженными ногтями, без украшений.

Существуют противопоказания. Это соматические или инфекционные заболевания в остром периоде; острые и хронические заболевания кожных покровов.

Основные приемы массажа:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- вибрация.

Поглаживание снижает мышечный тонус, успокаивает нервную систему. Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи.

Растирание нормализует тонус мышц и усиливает их сократительную способность. Прилагаемое усилие больше, чем при поглаживании, что вызывает смещение и растяжение массирующих тканей. Прием проводится подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью.

Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания и разминания тканей одной или двумя руками одновременно.

Вибрация. Эффект зависит от интенсивности воздействия: слабое раздражение повышает тонус мышц и возбудимость нервов.

Вибрация осуществляется одним, двумя или всеми пальцами придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды.

Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры. При сниженном тонусе используются приемы поглаживания, разминания, растирания, похлопывания, легкой вибрации, а при гипертонусе - поверхностное поглаживание и сильная вибрация.

Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространяется только на те области, где имеется повышение мышечного тонуса. В группах мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж.

Закрепление правильного голосоведения и дыхания.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономичный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих дошкольников, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.

Научить детей с МДР управлять своим дыханием удается в процессе специальной тренировки.

Управление на развитие дыхания целесообразно включать в содержание занятий фонетической ритмики. А направлены они на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук, туловища, головы.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Ф __________             Ф _____ С _____

С __________              С _____ Ш _____

Ш __________             Ф _____ С _____ Ш _____

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произношения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении может меняться ритм и темп речи.

Главным требованием к навыкам голосоведения является соблюдение нормальной его силы и высоты.

Работа по формированию и коррекции голоса предлагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Этому способствуют различные упражнения на изменение силы и высоты голоса.

К этому разделу можно отнести и работу над темпом, ритмом и интонацией речи.

Коррекция звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи ведется традиционными методами.

Развитие фонематического восприятия.

Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности:

- выделение звука на фоне слога и слова;

- выделение первого, последнего звука слова;

- выделение звука в середине слова;

- определение последовательности и количества звуков;

- определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

Подробное описание упражнений прилагается.

Коррекция общей и артикуляционной моторики.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта в реально воспроизведенным. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием.

С учетом вышесказанного работа по развитию ручной и артикуляционной моторики осуществляется по двум направлениям.

1. Формирование кинестетической основы движения.

Основными задачами этого направления логопедической работы являются:

- организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;

- развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций, ручных и артикуляторных движений.

В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами. При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетических ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.

2. Формирование кинетической основы движения.

Основными задачами второго направления логопедической работы являются:

- объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;

- развитие статической и динамической координации движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.

В процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно.

Комплексы упражнений прилагаются.

Как один из приемов работы, в данном разделе, можно использовать кинезотерапию - это лечение движением.

Сюда можно отнести логоритмику, фонетическую ритмику, пальчиковую и артикуляционную гимнастики.

Цели этих занятий:

  • соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствование формированию речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по кинезотерапии направлены на:

  • на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолировано, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

1.     У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....

Технология коррекции звукопроизношения дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

      В презентации  раскрыто понятие "минимальные дизартрические расстройства",  причины, вызывающие данное состояние, виды, основные нарушения, перечислены ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ...

Презентация по теме: "Дизартрические расстройства речи у детей с мышечными дистрофиями". Олейник С.Н., Кирсанова Е.П. 2018 г.

Представлен материал по исследованию дизартрических нарушений речи у детей с мышечными дистрофиями, предложен термин для квалификации данных нарушений логопедом, его обоснование....