Методическая разработка "Можно" и "нельзя" реальной жизни.
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Гусева Надежда Романовна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка30.4 КБ
Файл Презентация 821.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: «Можно» и «нельзя» реальной жизни.

Составила и провела: воспитатель Гусева Н.Р.

Форма проведения: мозговой штурм.

Цель: Тренировать учащихся в аргументации, развивать  умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире.

Приобщать  к социальному миру взаимоотношений.

Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Задача:

Развивать умение работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их.

На основе простых ситуаций и некоторых гражданских правонарушений учащиеся должны учиться определять своё отношение к ним, определять свою позицию и в соответствии с этим обоснованно аргументировать.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений, статей из периодической печати и обсуждение прочитанной информации (рассказы, притчи, легенды, стихи, в которых описываются различные жизненные ситуации). 
Подбор пословиц и поговорок.

Занятия с психологом, направленных на сплочение детского коллектива .

Проведение теста по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Тест  по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Инструкция. Ответ «да», если вы согласны, или «нет», если не согласны со следующими утверждениями:

  1. Мне  трудно  подражать другим людям.
  2. Чтобы привлечь к себе внимание, я способен на глупый поступок.
  3. Я умею быть разным в глазах других людей.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которые мне не очень нравятся.
  10. Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5 и 7  и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас можно сказать следующее:

0–3балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у вас  средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться при выборе своего поведения с позицией окружающих людей.

7-10 баллов -  у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предугадывать впечатление, производимое вами на окружающих.  

Итоги озвучить сразу после тестирования.

Процедура выполнения занятия

1. Организационный момент. (1 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим? 
– О чем? 
– О разном и о прочем. 
– О том, что хорошо. 
– И хорошо не очень. 
– Поговорим? 
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Психогимнастика.   (5 мин.)  Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение  «Один равен одному».

Цель: данная игра позволит создать атмосферу открытости и доверия, эмоциональной свободы, сплочённости – снимет коммуникативные и психологические барьеры, подчеркнув общность каждого со всеми, подымет настроение, активизирует внимание и мышление, создаст положительный настрой на дальнейшую работу.

Техника проведения: Для  того, чтобы получше узнать друг о друге,  педагог  предлагает участникам игру, которая называется «1=1». Все мы сейчас с вами равны, каждый из вас имеет своё место, свой стул. Но сейчас я встану, уберу свой стул и окажусь в неравном положении. Безусловно, мне захочется тоже занять с вами равное положение, т. е. обрести стул. Для этого я буду предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу «Поменяйтесь местами те, у кого есть сёстры» или «…у кого весёлое настроение», или «…кто любит шоколад». И все, кто отвечает данному признаку, должны будут пересесть, поменяться местами. Я же в это время постараюсь занять одно из освободившихся мест. Тот же, кто останется без места, поведёт игру. Эта игра поможет как можно больше узнать друг о друге.

Педагог.  Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы (1 мин.) 

« В пути вы узнаете не только то, что делать, но и то, чего не делать»

П. Чистхольм, английский психолог.

Педагог.  Как вы понимаете это изречение?  Важно ли для вас умение справедливо оценивать события, происходящие в реальной жизни? Можно ли научиться бесконфликтному общению? Можно научиться честно и тактично  высказывать своё мнение? Почему дружбу называют школой самовоспитания?  Открывается тема занятия: «Можно» и «нельзя» реальной жизни».

4. Обсуждение основных вопросов занятия. (9–10 мин.)

Учащимся предлагается обсудить список житейских ситуаций  гражданских правонарушений,  которые происходят повседневно и которые можно или нельзя признать уважительными. Определить те ситуации, которые нуждаются в положительном отзыве, а также требующие одобрения или общественного порицания.  

  1. Почему говорят «школьные годы, чудесные».
  2. Нужно ли быть честным?
  3. Обида на взрослого. Решение проблемы.
  4. Потеря книги из библиотеки.
  5. Оскорбление человека
  6. Кража сотового телефона из чужой куртки.
  7. Очевидец несчастного случая  (на улице, на дискотеке, в магазине). Как поступить?
  8. Как вы относитесь к телевизионной рекламе и рекламе вообще?
  9. Можно ли по внешнему виду определить, что это хороший человек и ему можно доверять?
  10. На какие темы можно говорить с незнакомыми людьми?
  11. Можно ли  испортить впечатление (мнение) о себе? Как и чем?
  12. Вызовет ли окрик в спину в вас негативную реакцию? Объясните.

Учащиеся усаживаются в круг и по одному высказывают мнение по одному из приведённых ситуаций. Если ребята  согласны с автором аргументов, они поднимают жёлтую карточку, если не согласны, то поднимают красную карточку и объясняют свою позицию, приводят свои аргументы.  Постепенно распределяют ответы на «можно» и «нельзя» реальной жизни.

5. Педагог.  Каждый человек стремится к общению с другими людьми. С детства вы усваиваете набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. Что значит это выражение? А существуют ли секреты этих правил?  Несомненно, прежде всего, необходимо осознать свои личные особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые личные открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

Чему учат эти пословицы? Подумайте и определите, какие из них можно взять в свою жизнь. Распределите  части пословицы на «можно» и «нельзя».

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За своё вступайся, за чужое не хватайся.

Труд кормит, а лень портит.

Добрый сын отцу радость, а худой – печаль.

6. Педагог.   Совместно с детьми выработать житейские правила событий, происходящих в реальной жизни:  

  1. Будь всегда честен по отношению к себе и другим людям.
  2. Быть дружелюбным и  справедливым  лучше, чем злым и раздражительным.
  3. Поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы обращались с вами.
  4. Учиться культурному времяпровождению.
  5. Уметь тактично  высказывать своё мнение.
  6. Развивай умение слушать и слышать  себя и другого человека.
  7. Оказывать поддержку  всем, кто нуждается в твоей помощи, независимо от возраста.
  8. Соблюдай сам эти правила и требуй соблюдения этих правил от других.

  1. Итог мозгового штурма. Невербальный контакт. Задача: передать сообщение партнеру невербальными средствами – «Я бы хотел с тобой еще раз встретиться», «Не сердись на меня», «Ты самый лучший мой товарищ». Каждый выбирает себе партнера произвольно.

Педагог также передаёт сообщение детям «Спасибо за общение».

Материалы для выполнения упражнения.

  • Список ситуаций.
  • Карточки с пословицами  и поговорками.
  • Сигнальные карточки красного и жёлтого цвета.

Литература.

  1. Н. И.  Дереклеева. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М. «5 за знания». 2005.
  2. А. Н. Афанасьев. Пословицы и поговорки. М. 1996.
  3. Методическое пособие «Обучение через общение».2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое образовательное учреждение « Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Составила: Надежда Романовна Гусева, воспитатель семейной группы 8 класса

Слайд 2

Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Недаром их называют летающими цветами - до того они красивы. Как только наступает лето, невысоко над землей начинают кружиться разноцветные бабочки, одна краше другой.

Слайд 3

Когда бабочка садится на цветок, то трудно отличить ее крылья от лепестков цветка. И те и другие под стать друг другу: голубые , оранжевые, розовые — очень яркие и красивые.

Слайд 4

Бабочек не стоит ловить и уж тем более трогать их за крылышки. Вы не только повредите их, но и сотрете краску. Сделать это очень легко. Кажется, что крылья у бабочек сами по себе такие разноцветные, но на самом деле они прозрачные, как у стрекозы. Окрашивают их в разные цвета плотно прилегающие друг к другу мельчайшие чешуйки, которыми покрыты крылышки.

Слайд 6

Над цветком порхает, пляшет. Веерком узорным машет Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. Порхает, крыльями шурша, Летит мне в руки без опаски. Она, как лето, хороша Всем людям строит глазки. . В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку летает, утомится — отдыхает. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 7

Бабочки и мифах и легендах Япония. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: бабочки символизируют все самое лучшее в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье. Индия . В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.

Слайд 8

Болгария. Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков». Польша . В Польше родители всегда запрещают детям убивать бабочек, поучая: «Не убивай бабочку —а может, это твои ушедшие в мир иной дедушка или бабушка». Россия. В России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электрической лампочки, поминают умерших, называя их имена.

Слайд 9

Большинство бабочек питается нектаром. Это необходимо, ведь в полете теряется много энергии. Помимо нектара, бабочки питаются и соком перезревших плодов. Бабочки утоляют жажду на рассвете росой, а другие пьют воду.

Слайд 10

Бабочки научились предчувствовать перемены погоды За несколько часов до грозового ливня спасаются под ветками, в помещениях, в дуплах деревьев. За полчаса-час до грозы ищут укрытия в лесу. Некоторые бабочки перед ненастьем не вылетают из своих общих гнёзд на ночную кормёжку.

Слайд 11

Самые-самые... Самой большой в мире дневной бабочкой является— птицекрылка Александра, встречающаяся на Новой Гвинее. Самки этого вида весят более 25 г и имеют размах крыльев, превышающий 28 см. Крупнейшей ночной бабочкой считают редкую совку Агриппину из Бразилии. В размахе крыльев достигает более 30 см. Самая крупная бабочка фауны нашей страны — это парусник Маака , встречающийся на Дальнем Востоке. Размах его крыльев достигает 13 см. Самая маленькая дневная бабочка - длина переднего крыла крохи составляет всего 6 мм . Вид распространен в Африке, на Мадагаскаре, Маврикии, в Аравии, тропическом поясе Азии и Австралии.

Слайд 12

Как бабочка защищается от врагов Бабочка защищается от своих многочисленных врагов — насекомоядных птиц — весьма оригинальным образом. В случае опасности она переворачивается, открывая для взора птиц изнанку своих крыльев. Птицы в ужасе спешат удалиться. Ведь рисунок на крыльях некоторых бабочек ( каллиго ) — точный портрет их заклятого врага совы, с большими глазами и острым клювом.

Слайд 13

На поляне у реки жили-были мотыльки. Братья разноцветные, как фантики конфетные! А второй - небесно-синий в белых брызгах, будто иней. Первый - красный, как рябина, словно капелька рубина. Третий - жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён. А четвёртый - белоснежный, лепесток ромашки нежный. В синих точках брат шестой, бело-красно-золотой. А седьмой - совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой. Брат восьмой - чуть-чуть зелёный, словно океан солёный. А девятый - в белых точках, красных ромбах и кружочках. Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети! Считалочка

Слайд 14

Самое главное, что дарят нам бабочки, — это чувство радости от любования их удивительной красотой и разнообразием. В них люди находят ту гармонию, к которой они стремятся всю жизнь. Призываем всех любителей природы беречь и охранять этих прекрасных, но хрупких и беззащитных созданий. Спасибо за внимание!

Слайд 15

Литература. http://картинки.cc Иллюстрированный энциклопедический словарь. Терра . 1998. с 52. Воспитание школьников № 7/ 92 г. Зелёная страничка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах

методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...

Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....

методическая разработка "Правила жизни"

конспект занятия по теме "Правила жизни"...

методическая разработка "Правила жизни"

конспект занятия "Правила жизни"...

Методическая разработка занятия "Жизнь прекрасна, когда безопасна"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....