Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Родина Оксана Григорьевна

Тема урока: Правописание слов с корнями  – мер -, -мир-.

Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять родственные слова с ударной гласной в корне. Обогащение словаря учащихся за счет усвоения новых слов, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями .

Задачи урока.

Коррекционно-образовательные:

Продолжать знакомство учеников с корнями-омофонами.

Умение находить проверочное слова путем подбора однокоренного слова.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и мелкую моторику. Обогащать и расширять словарь учащихся за счет усвоения новых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013_konspektmer-mir.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУ   НКОШ VIII вида

Конспект логопедического группового занятия  с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.

Подготовила:

Учитель – логопед

Родина О. Г

Нижневартовск 2014

Тема урока: Правописание слов с корнями  – мер -, -мир-.

Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять родственные слова с ударной гласной в корне. Обогащение словаря учащихся за счет усвоения новых слов, формирование навыка дифференциации значений слов с корнями .

Задачи урока.

Коррекционно-образовательные:

Продолжать знакомство учеников с корнями-омофонами.

Умение находить проверочное слова путем подбора однокоренного слова.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и мелкую моторику. Обогащать и расширять словарь учащихся за счет усвоения новых слов.

Ход урока.

Сообщение цели и темы урока: правописание слов с корнями –мер-,      -мир-.

  1. Организационный момент.

Мы будем говорить красиво,

Смело и неторопливо,

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятиях.

II.Артикуляторная гимнастика.

  1. «Улыбка».Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны

передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).

  1. «Трубочка».Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.

Удерживать в таком положении под счёт(1-9).

  1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,

Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).

  1. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком

положении (1-7).

  1. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены),сделать язык узким.  

III.       Беседа с учащимися. Сообщение цели и темы урока

- Сегодня мы будем работать со словами с безударными гласными в корне. Слова эти особенные – они произносятся одинаково, а пишутся по- разному.

  Демонстрация сценки «Примерка». Перед показом сценки логопед дает задания детям:

        - Вам нужно услышать однокоренные слова к слову примерка.

Содержание сценки.

Мальчик держит сантиметр в руках, подходит к другому мальчику и говорит:

        - Будем шить тебе рубашку, только сначала надо тебя измерить, снять мерки. Измерим объем твоей груди – это первая мерка. А теперь измерим длину твоего плеча – это вторая мерка (и т.д.). Ну вот мы сняли мерки. Теперь можно кроить и шить.

Первый мальчик  сообщает мальчику:

        - Рубашку мы сшили. Теперь надо ее примерить. Ты готов примерять? После демонстрации сценки дети  называют родственные слова с корнем  –мер-:

Измерить, мерки, мерка, примерить, примерять, измерять, отмерять

выкладывают их на магнитной доске .

IV. Формирование новых знаний .

Учащиеся по очереди называют слово, конструируют из морфем, отмечают корень, произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова.

        Слова, в которых ударная гласная находится в корне (примерка, мерка), подчеркиваются, так как они  могут быть проверочными.

 Работа над семантикой слова «мера». Логопед пишет на доске: 1 см, 1 м, 1 км.

- Как назвать то, что записано на доске? (меры длины.) меры – это множественное чило. Измените это слово, поставьте его в единственном числе. (мера.) Какие вы знаете меры? (меры веса: 1 кг, 1 г и т.д.)      

 Работа над составом слова мера.

        Отмечается корень слова, выделяется в нем ударная гласная, подчеркивается все слово двумя чертами как проверочное.

 Работа с предложением и словосочетанием.

Физ. минутка.

а) Игра с мячом . логопед, бросая мяч, спрашивает ученика:

        - Что ты будешь примерять?

Ученик, возвращая мяч отвечает:

        - Я буду примерять рубашку.

Так по очереди отвечают учащиеся.

б) Анализ словосочетания- прим..рять (…) одежду.

При этом используется алгоритм проверки безударной гласной в корне:

  • Прочитать словосочетание;
  • Обозначить корень в слове с безударной гласной;
  • Выделить голосом при чтении ударную гласную, обозначить ударение при помощи знака ударения;
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне слова;
  • Прочитать слова, сконструированные на магнитной доске, выделить среди них проверочные, объяснить причины выбора;
  • Записать проверочные слова в скобках, провести стрелку от ударной гласной в проверочном слове к безударной в проверяемом;

V. Разыгрывание сценки учащимися: «Драчунов надо примирять»

        Педагог предлагает по ходу сценки выделять однокоренные слова.

Два мальчика наскакивают друг на друга, размахивают руками, готовы пустить в ход кулаки:

- А вот я тебе дам!

- А я тебе тоже как дам! Я сильнее!

К ним подходит третий и говорит:

- Ребята, давайте жить мирно. Я хочу вас помирить.

Учитель:

- Молодец! Драчунов надо примирять.

VI. Формирование новых знаний.

После демонстрации сценки дети называют родственные слова: мирно, помирить, примирить.

 Конструирование слов на азбуке - конструкторе.

        Учащиеся по очереди называют слово, конструируют его из азбуки -конструктор,  отмечают корень,  произносят слово, выделяя голосом ударную гласную, подчеркивают безударную гласную в корне слова, выделяют проверочное слово мир.

Работа со словосочетанием.

а) Игра с мячом.

Учитель бросает мяч и спрашивает:

        - Кого можно примирять?

Ученики, возвращая мяч, отвечают:

        - Примирять можно малышей, драчунов, девочек, мальчиков, шалунов и т.д.

б) Анализ словосочетания прим..рять (…) драчунов. Он проводится по алгоритму, который применялся при работе со словосочетанием примерять одежду.

Сравнение словосочетаний прим..рять (…) драчунов, прим…рять (…) одежду.

        Чтение словосочетаний. Подбор проверочных слов к словам с безударными гласными.

Учитель спрашивает:

        - Почему проверочные слова разные? (у них разные корни.)

        - На что нужно обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочные слова? (На смысл всего словосочетания.)

 VII. Закрепление новых знаний.

Самостоятельное составление словосочетаний учащимися. На каждой парте имеется конверт с карточками, на которых написаны слова: примерять примирять, одежду, шалунов, малышей, шляпу, ботинки, мальчиков.

        Взаимопроверка получившихся словосочетаний в парах.

 Самостоятельный подбор проверочных слов (мир, мера) к словам с безударной гласной: прим..рять (…) платье, прим..рять (…) подруг, прим..рять (…) шалунов, прим..рять (…) одежду.

Работа с предложением.

        Учащиеся самостоятельно работают по карточкам, на которых приведены предложения такого типа: Таня любит прим..рять (…) наряды. Ванюша будет прим..рять (…) Сашу и Петю.

        Над предложениями школьники работают по алгоритму и запись должна выглядеть таким образом:

Ванюша будет примерять (мера) новую рубашку.

VIII. «Су Джок» терапия.

Пальчиковая гимнастика после письма. (забор, окно, парус)

IХ. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация Б - Д".

Представляемый конспект группового занятия "Дифференциация б - д"  рассчитан на группу младших школьников, имеющих нарушения  чтения и письма, обусловленные  недоразвитием  зритель...

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характ...

Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"

Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...