Игры для развития фонематического слуха.
учебно-методический материал по теме

Кравченко Виктория Евгеньевна

Материал предназначен для закрепления навыков восприятия и правильного произношения звуков в собственной речи, умения различать звуки на слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_slukha.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха

1. Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Познакомить детей со звуком [ч].

Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.

Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.

Ход игры

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч] .

- Давайте вспомним, какой звук [ч] -гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).

- Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата.

- Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному). В Р А Г – В Р А Ч

 Т К А Н Ь – Т К А Ч

 Г Р А М М – Г Р А Ч

 М Е Л – М Е Ч

 М А С Т Ь – Ч А С Т Ь         К Л Ю В – К Л Ю Ч

 К У Л И К – К У Л И Ч

 К А Ш А – Ч А Ш А

 Г А Й К А – Ч А Й К А

 Х У Д О – Ч У Д О

- Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).

Лексическое значение слов

Грамм - мера веса веществ.

Кулик - птица.

Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.

2. «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Познакомить детей со звуком [Р,].

Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]

Ход игры

Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.ФОНА...[Рь]

 СНЕГИ...[Рь]

 ЯНТА...[Рь]

 БУКВА...[Рь]

 СЛОВА...[Рь]

 ГЛАВА...[Рь]        ЯКО...[Рь]

  УГО...[Рь]

 РЫЦА...[Рь]

 ЛОДЫ...[Рь]

 КОЗЫ...[Рь]

 ЛАГЕ...[Рь]        ХО...[Рь]

 КО...[Рь]

 ХВО...[Рь]

 ЦА...[Рь]

 ЛА...[Рь]

 ЗВЕ...[Рь]

3. «Замени первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].

Следить за четким произношением звука [л ’].

Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Ход игры

Логопед: Мёд.

Дети: Лёд.

Логопед: Рейка.

Дети: Лейка.

Логопед: Пень.

Дети: Лень.

Логопед: Вес.

Дети: Лес.

Логопед: Зев.

Дети: Лев.

Логопед: Пекарь.

Дети: Лекарь.

Логопед: Репка.

Дети: Лепка.

Логопед: Печенье.

Дети: Леченье.

Логопед: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах .Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.

4. «Придумай слово»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].

Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].

Ход игры

Логопед: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .

Дети: [р], [л].

Логопед: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.

Логопед: Пуд.

Дети: Пруд.

Логопед: Кот.

Дети: Крот.

Логопед: Бак.

Дети: Брак.

Логопед: Бык.

Дети: Брык.

Логопед: Кошка.

Дети: Крошка.

Логопед: Тон.

Дети: Трон.

Логопед: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].

Логопед: Газ.

Дети: Глаз.

Логопед: Бок.

Дети: Блок.

Логопед: Пан.

Дети: План.

Логопед: Сон.

Дети: Слон.

Логопед: Пот.

Дети: Плот.

Логопед: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.

Логопед: Сон.

Дети: Слон.

Логопед: Пот.

Дети: Плот.

Логопед: Тон.

Дети: Трон.

Логопед: Газ.

Дети: Глаз.

Логопед: Кот.

Дети: Крот.

Логопед: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?

Дети: [р], [л].

Логопед: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].

Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.

5. «Измени слово»

Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].

Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.

Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото), логопедическое пособие «Логопедия 550».

Ход занятия

Дети с логопедом рассматривают картинки.

Логопед: Ребята, я сейчас буду называть предмет и показывать их на картинке.

- А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].

- Например: я буду говорить – «окно», а вы ласково «оконце».

Логопед: Дерево.

Дети: Деревце.

Логопед: Блюдо.

Дети: Блюдце.

Логопед: Зеркало.

Дети: Зеркальц. е

Логопед: Болото.

Дети: Болотце.

Логопед хвалит детей и предлагает им повторить все слова.

Логопед: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.

Дети: Звук [ц].

Логопед: Молодцы ребята!

6. «Доскажи словечко»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Продолжать знакомить со звуком [ж].

Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].

Ход игры

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].

Дети: [ж].

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.

Логопед:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

Дети: Живот

Логопед:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (жираф).

Дети: Жираф

Логопед: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.

Дети: Жираф, живот.

Логопед: На какой звук начинаются эти слова?

Дети: На звук [ж].

Логопед: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Звук [ж] твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Логопед: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?

Дети: Звук [ж] – звонкий

7. «Узнай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки восприятия и правильного употребления в речи звука [р].

Ход игры

Логопед: Здравствуйте дети. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком [р]. Давайте все вместе произнесем звук [р]. (Дети произносят звук).

- Давайте вспомним, что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [р]?

Дети: Когда мы произносим звук [р] , наши губы улыбаются, между зубами есть небольшая щель, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Логопед: А звук [р] – согласный или гласный?

Дети: Звук[р] согласный.

Логопед: Звук [р] твердый или мягкий?

Дети: Звук [р] твердый.

Логопед: Звук [р] звонкий или глухой?

Дети: Звук [р] звонкий.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте поиграем со звуком [р]. Наша игра называется «Узнай звук».

Логопед: Я буду произносить слова. Когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз (кровать, самолет, ковер, шуба, шлем, сервант, пушка, картинка).

Логопед: Молодцы дети. Скажите мне, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Сегодня на занятии мы познакомились со звуком [р] .

Логопед: Молодцы, на этом наша игра закончена.

8. «Хлопни в ладоши»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки восприятия правильного произношения в собственной речи звука [ш].

Ход игры

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем со звуком [ш]. Давайте вместе со мной пошипим, как это делает змея.

Логопед: Молодцы ребята!

Логопед: Теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши».

- Приготовим наши с вами ладошки. Я буду вам называть слоги, а вы будете должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слог со звуком [ш].

СА-ША-ЖУ-ШИ-ИЩ-МА-СЫ-ЩА-ШУ-ЧИ-ЖИ

Логопед: Теперь я буду вам называть слова, а вы, ребята, должны будете хлопать в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш].

КУШЕТКА-ПЛОЩАДЬ-ПОЛУШУБОК-ШУРШАТЬ-СКОВОРОДА-ЛЯГУШКА

Логопед: Молодцы!

9. «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].

Ход игры

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?

Дети: Да.

Логопед: Кит, а получится?

Дети: Щит.

Логопед: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?

Дети: Щучка.

Логопед: Тетка.

Дети: Щетка.

Логопед: Река.

Дети: Щека.

Логопед: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?

Дети: Со звуком [щ].

10. «Узнай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Познакомить детей со звуком [с].

Закрепить навыки восприятия на слух и правильного употребления в речи звука [с].

Ход игры

Логопед: Дети, сегодня мы поиграем со звуком [с]. Давайте произнесем его. Звук [с] – согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: Дети повторяют звук [с].

Логопед: Ребята, сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Пес тоскует на цепи

На попробуй отцепи.

Логопед: Я рассказала вам стихотворение, где в словах слышится звук [с]. Ребята, кто услышал звук [с] в стихотворении, поднимите руки.

Дети: Дети поднимают руки.

Логопед: А сейчас я вам еще раз расскажу стихотворение, а вы, если услышите в словах стихотворения звук [с] поднимите правую руку.

Дети поднимают правую руку.

Логопед: Ребята, кто мне скажет, с каким звуком мы сегодня играли?

Дети: Мы играли со звуком [с].

11. «Угадай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Познакомить детей со звуком [з].

Закрепить навык распознания на слух звук [з].

Закрепить навык правильного употребления в речи звука [з].

Оборудование: Картинный материал (заяц, зонт, зуб, зима).

Ход игры

Логопед: Дети, сегодня на нашем занятии мы поиграем со звуком [з]. Давайте все вместе его произнесем.

Дети: [З...З...З...]

Логопед: А теперь попоем как комарики.

Дети: [З...З...З...]

Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай звук». Для этого рассмотрим картинки и все вместе проговорим, что на них изображено.

Дети: Заяц, зонт, зуб, замок.

Логопед: Кто очень внимательный, тот назовет на какой звук начинаются названия картинок?

Дети: Все слова начинаются на звук [з].

Логопед: Произнесем еще раз звук [з].

Дети: [З...З...З...]

Логопед: Теперь вспомним, какой у нас звук [з] согласный или гласный?

Дети: Звук [з] – согласный.

Логопед: Звук [з] – звонкий или глухой?

Дети: Звук [з] – звонкий.

Логопед: Звук [з] -- мягкий или твердый?

Дети: Звук [з] твердый.

Логопед: Молодцы ребята! Еще раз вспомним, с каким звуком мы сегодня играли на занятии?

Дети: Со звуком [з].

12. «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи:

Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.

Учить определять позицию звука в словах.

Закрепить навыки деления слова на слоги.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].

Ход игры

Логопед: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал:ЗА...

 СТУ...

 СТО...        ПЕНА...

 ЩЕГО...

 ВОКЗА...        ЗАСНУ...

 ЗАБЫ...

 ПЕЛ...

Повторение с детьми характеристики звука [л] Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...

игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет

фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем  его нужно развивать и чем  опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...

игры на развитие фонематического слуха

К старшему дошкольному возрасту ребенок  уже вполне может определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове.Он способен  самостоятельно подобрать слова на заданные звуки...

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...