Рабочая тетрадь для дополнительных занятий на дифференциацию букв имеющих кинетическое сходство. а - о
учебно-методическое пособие по теме

Рысаева Нурия Ямилевна

Смешение букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических мер тормозят развитие речемыслительной деятельности учащихся.

Рабочая тетрадь для дополнительных занятий по дифференциации смешиваемых букв состоит из V частей:

І часть.    Выделение звука  из слова.

ІІ часть.   Соотнесения звука с буквой.

IIІ часть.  Сопоставление звуков по артикуляции.

IV часть. Сравнение смешиваемых букв имеющих кинетическое сходство (или анализ букв).

V часть.  Тренировочные упражнения на различение букв, имеющих кинетическое сходство.

В результате такой целенаправленной работы повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети умеют «видеть» , «слышать», рассуждать, развивается способность к переносу полученных навыков на не знакомый материал; формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания; испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_o_inna.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Рабочая тетрадь

для дополнительных занятий

на дифференциацию букв имеющих

кинетическое сходство.

а - о

             

                   


I. Звук [А]. Буква а.

  1. Рассмотри картинку.

АИСТ

Что нарисовано на картинке?

Скажи слово АИСТ так, чтобы первый звук слышался дольше других:

АААИСТ.

Какой звук слышался дольше других?

Произнеси его отдельно.

  1. Рассмотри картинки.

Что нарисовано на картинках?

(На первой картинке нарисован МАК, на второй – ЛАНДЫШ, на третьей – ТЮЛЬПАН)

Повтори каждое слово так, чтобы звук [А] слышался дольше других: МАК, ЛАНДЫШ, ТЮЛЬПАН.

Произнеси звук [А]– вот так: АААААА.

С голосом или без голоса произноситься звук [А]?

Создают ли преграду губы, зубы или язык выдыхаемому воздуху?

Широко ли открыт рот когда  произноситься звук [А]?

Обрати внимание:

  • звук [А] произноситься с голосом; губы и язык не создают никакой преграды;
  • звук [А] – гласный звук; рот раскрыт на два пальца, губы свободно раскрыты.

  1. Рассмотри картинки.

                  ВАЗА МАЙКА

 Что нарисовано на картинках?

Назови каждый предмет.

Выдели звук [А] в середине слова ВАЗА, МАЙКА.

Произнеси звук [А].

С голосом или без голоса произноситься звук [А]?

Создают ли преграду губы, зубы или язык выдыхаемому воздуху?

Широко ли открыт рот когда произноситься звук [А]?

ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ артикуляцию:

Звук [А] произноситься с голосом. Выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. Звук [А] гласный звук. Рот раскрыт на два пальца; губы свободно раскрыты.

  1. Знакомство с буквами А, а – А, а.

Гласный звук [А] обозначается буквами А, а – А, а.

А, а – печатные буквы.

А, а – письменные буквы.

А – письменная, заглавная, большая.

а – письменная, строчная, маленькая.

II. Звук [О]. Буква о.

  1. Рассмотри картинку.

ОСЫ

Что нарисовано на картинке?

Скажи слово ОСЫ так, чтобы первый звук слышался дольше других: ОООсы.

Произнеси его отдельно.

     2. Рассмотри картинки.

                 ДОМ СОМ

Что нарисовано на картинках?

Произнеси каждое слово так, чтобы звук [О] слышался в словах дольше других: ДОМ, СОМ.

Произнеси звук - [О] вот так: ОООООО.

С голосом или без голоса произноситься звук [О]?

Создают ли преграду губы, зубы или язык?

Широко ли открыт рот при произнесении звука [О]?

Обрати внимание:

  • звук [О] произноситься с голосом; зубы, губы и язык не создают никакой преграды;
  • звук [О] – гласный звук; рот раскрыт на один палец: губы округлены, губы как бы «пишут» сами букву О.

3. Рассмотри картинки.

                      КОЛЕСО ВЕДРО

     

Что нарисовано на картинках?

Назови каждый предмет.

Произнеси слова так, чтобы последний звук слышался дольше других.

Произнеси звук, который ты слышишь в конце слов КОЛЕСО, ВЕДРО.

С голосом или без голоса произноситься звук [О]?

Создают ли преграду губы, зубы и язык выдыхаемому воздуху?

Широко ли открыт рот, когда произноситься звук [О]?

     ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ артикуляцию:

Звук [О] произноситься с голосом. Выходящая воздушная струя не встречает в ротовой полости преграду. Звук [О] – гласный звук. Рот раскрыт на один палец; губы округлены, как бы сами пишут букву О.


4. Знакомство с буквами О, о – О, о.

Гласный звук [О] обозначается буквами О, о – О, о.

О,о – печатные буквы.

О,о – письменные буквы.

О – письменная, заглавная, большая.

о – письменная, строчная, маленькая.

III. Сопоставление звуков по артикуляции.

Что общего у звуков [а], [о]?

ОБЩЕЕ: гласные, выходящая воздушная струя не встречает в ротовой плоскости преграду.

Что различное у звуков [а], [о]?

РАЗЛИЧНОЕ: положение губ.

[а]– губы свободно раскрыты, рот раскрыт на два пальца.

Условное обозначение –

[о] – губы округлены, как бы «ПИШУТ» сами букву О.

Условное обозначение –


IV. Анализ письменных букв а, о.

Задание 1.

План анализа буквы.

1) Из каких элементов состоит буква.

2) Способ соединения элементов.

3) Размер элементов.

4) Чем написана буква.

Задание 2.

Выдели главное в букве а, затем в букве о

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ.

Буква а состоит из двух элементов, овала и прямой линии с закруглением внизу. (о,  )

Буква о состоит из одного элемента – овала. (о)

Несущественное в буквах а, о является высота буквы, ширина, толщина элементов.

Задание 3.

Найди общее и различное у букв а, о и нарисуй их.

ОБЩЕЕ:________________________________

РАЗЛИЧНОЕ:___________________________

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ.

ОБЩЕЕ форма элементов: в букве а первый элемент овал (о), и в букве о первый элемент овал (о).

РАЗЛИЧНОЕ количество элементов: буква а состоит из двух элементов (второй элемент буквы а – прямая линия с закруглением внизу); буква о состоит из одного элемента.

IV. Соотнесение звука с буквой.

Сравни букву а с очертаниями арфы, который состоит из двух основных элементов (струн и стойки)

Буква а вписывается в силуэт арфы.

Арфа – многострунный щипковый музыкальный инструмент.

                                       АРФА

Сравни букву о с очертаниями обруча, который состоит из одного элемента.

Буква о вписывается в силуэт обруча.

ОБРУЧ

ВЫВОД: запомни «ОПОРЫ»

Звук [а]– губы свободно раскрыты; буква а  состоит из двух элементов: овал и прямая линия с закруглением внизу. ( Струны и стойка - арфа)

Условное обозначение -

Звук [о]– губы округлены; буква о состоит из одного элемента: овал.

Буква о – обруч

Условное обозначение –

IV. Тренировочные задания на дифференциацию букв а, о.

  1. Напиши строчку овалов.

__________________________________________________________________________________________

  1. Напиши прямую линию с закруглением внизу.

__________________________________________________________________________________________

  1. Обведи строчную букву а по образцу проговаривая – овал, прямая линия с закруглением внизу (арфа – струны, стойка).

__________________________________________________________________________________________

Обведи строчную букву о по образцу проговаривая – овал (обруч).

__________________________________________________________________________________________

  1. Напиши букву а в воздухе.

           Напиши букву о в воздухе.

  1. Придумай сам, во что можно превратить букву а

а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а     а    

   Придумай сам, во что можно превратить букву о.

о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о     о

  1. В каждой строке, две одинаковые буквы. Одна из них находиться слева, найди вторую.

      а

     и

     л

     а

      о

      о

     с

     о

    е

     ю

Обведи одинаковые буквы в верхней строке красным карандашом, а в нижней синим.

  1. Зачеркни в каждой строчке «лишнюю букву».

      о

      о

      а

     о

      о

      о

      а

       а

      о

     а

      а

      а

  1. Прочитай слова. Выбери только гласный звук [а] и обозначь его соответствующей буквой.

сад                рука                 рак                     сани

град               сало                Маша                 сажа

__________________________________________________________________________________________

_____________________________________________

  1. Прочитай слова. Выбери только гласный звук [а] и обозначь соответствующей буквой.

каша            Мила               мама                 март

жара            марка              карта                 капли

вата             рак                   масло                мак

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Выбери только гласный звук [о] и обозначь соответствующей букой.

Оля               рот                 поле

кот                кол                крот

осень            воин              остров

__________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Выбери только гласный звук [о] и обозначь соответствующей буквой.

ком                 окна          мост                     обруч

пол                 овод           Волга                   корка

сор                 осы             точка                   кошка

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Обозначь буквой только ударный гласный звук [а].

1. мальчик - ________

2.Нина - ___________

3. лиса - ___________

4. кукла - __________

5. корова - __________

  1. Прочитай слова. Обозначь буквой только ударный гласный звук [о].

1. девочка - _________

2. собака - __________

3. самолет - _________

4. лошади - _________

5. зерно - __________

  1. Озвучить слоги, составленные из данных согласных и указанных схем.

Условные обозначения звуков:

    -  буква а

    - буква о 

   - м                                 – н

   – т         - б

   – с         - ш

   – р         - т

   – х         - ф

   - л         - д

  1. Под условными обозначениями напиши буквы которые они обозначают (проговаривая)

                                                                                                   

  1. Прочитай слоговые таблицы, и запиши заменяя условные обозначения букв письменными буквами.

М        Р         Т      Д          К     Ж

___________________________

 М      Р        Т       Д         К        Ж

___________________________

  1. Зашифруй слоги.

Условные обозначения :              – а,       – о.

МА    ТА    РО    КА    ЛО    ПА    ОП    АЗ

МО    ТО    РА    КО    ЛА    ПО    АП    ОЗ

  1. Расшифруй слова и запиши.

М    сл                ф    рт    чк            в     г    н

с    п     ги           п    г    д                м     рк

п    льт                к     мп     т            к    шк

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зашифруй слова.

луковка ___________    картошка__________

морковка __________   лошадка___________

смородина _________   подушка__________

  1. Назови картинки и запиши их названия.

КАСКА СЛОН ФАСОЛЬ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Спиши предложения, расшифруй слова.

    К     ля   н     пис     л   письм        В    ве.   Он   п    л    жил   письм        в    к    нверт.  К     ля      пустил   письм       в    п    чт    вый  ящик.

 В    в        п    лучил   письм       и      бр    д    в    лся.

  1. Спиши предложения. Расшифруй слова.

Шк    ф  ст    ит  у  стены. У к    т            стрые  

к    гти.   У стул             тл     мил    сь   н    жк    .        У  дев     чки    кр    сный    б    нт.    Ры б  

 пл    в    ет.

  1. Зашифруй слова в предложениях.

По дороге едет автобус. На дереве свил гнездо аист. В океане плавает акула. В саду расцвели астры.

  1. Зашифруй слова в предложениях.

ШКОЛА

Миша идет в школу. В руках у Миши сумка. Там книги и тетради. Вот и школа. Миша снимает шубу и шапку. Скоро звонок. Миша идет на урок.

  1. Обозначь цифрой количество элементов в каждой букве.

о   о   о   а   а   о   о   а   о   а   о   о   о   о  а   о   а   а   а  

  1. Запиши цифры под диктовку.

1     2     2     1     1     1     2     1     2     2     1     2     2    

Под цифрами запиши соответствующую букву, проговаривая вслух: о – овал,

а – овал, прямая линия с закруглением внизу.

  1. Добавь по одному элементу к каждой букве о, чтобы из них получились буквы а.

о   о   о   о   о   о   о   о   о   о   о   о   о   о   о   о  

  1. Скопируй с образца. Запиши под своим рисунком буквы, которые в нем нашел.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделай рисунок с секретом, в котором были бы «спрятаны» буквы а, о.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Среди букв а, с, о найди «чужую» и запиши.

  1. Найди буквы, которые являются общими для всех слов и запиши эти буквы.

дочка          вагон

кнопка        погода

кошка         пальто

  1. Запиши слова в два столбика. Подчеркни буквы, которыми они различаются. Объясни значения слов – паронимов по смыслу и значению.

Сом – сам, дом – дам, мой – май, вор – вар, бок – бак, мох – мах, мок – мак, стол – стал, вол – вал, Соня – Саня, зол – зал, почка _ пачка, рок – рак , том – там, полка – палка, может – мажет, кок – как, кротко – кратко, кочка – кочка, род – рад, ток – так, полки – палки.

33.Игра «Шифровка».

Расшифруй слоги. Вместо цифры 1 – написать букву о, цифры 2 – букву а.

с1 – с2           н1 – н2           2т1 – 2с1

р2 – р1          1ш – 2ш         2л1 – 2м1

в2 – в1          1м – 2м          1н1 – 2р2

  1. Зашифруй слоги.

ал                азо                   ало

по                ова                   аро

мо                дра                  фла

  1. Игра «Шифровка». Расшифруй слова.

л1сь                              зим2

п2лец                           ч2шки

м1х                               н1ры

м2ть                             м2рк2

п2рки                           м1ре

36. Игра «Шифровка». Расшифруй слова.

сур1к                            л1жки

в2рит                            весн2

кр1шки                        1сень

н1ги                              ск1рый

  1. Зашифруй слова.

сок                                    палец

сказка                               лампа

кони                                  ранка

плакса                               кошка

галки                                 камни

  1. Зашифруй слова.

ослик                                 ломтик

просит                               чайка

краски                               сахар

помню                               тайна

39. Спиши слова. Букву а подчеркни красным карандашом, букву о - синим.

     Ранец, станок, павлин, глазок, пальма, салют, лоток, заказ, желток, сироп, тепло, платок, тапки, аптека.

40. Спиши слова. Букву а подчеркни двумя черточками, букву о – одной черточкой.

Пар, таракан, ток, поляна, тарелка, порошок, парус, пуговица, телевизор, троллейбус, программа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из продиктованных слов запиши только буквы а или о

Слон, фронт, старт, столб, страх, ствол, строй, штраф, бант, спрос, стал, кросс,, сноп, град.

_________________________________________________________________________________________

  1. Найди среди слов «чужое» и запиши его.

а) кот, мак, сом, дом, дао.

б) банк, стол, лок, шар.

  1. Составь из слова активность другие слова и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь слова из набора букв и запиши.

нкоо                         тмпоко

игопас                      льбмоа

ылом                        чодак

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          

         45. . Составь и запиши слова из «рассыпушек».

о, м, с           а, к, р          о, и, к, и         щ, р, о, б

о, л, в           к, а, б          о, с, т, л          ж, м, о, р

к, о, б           р, а, б           н, о, к, о         и, р, а, в

о, м, д          м, г, а           п, р, о, т          и, о, л, с

Подчеркни в словах буквы а, о.

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы а или о.

Р – к, с – к, л – к, р – т, с – д, ш – г, к – м, р – г, м – к, к – т, т – з, г – з, к – к, м – х, с – н, с – рт, к – рм, м – рт, т – нк, з – нт, кр – т.

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

47.Составь пропущенные буквы а или о в слова. Составь и запиши из слов двух столбиков словосочетания.

зап - мнил           к - нь

пл – чет               к – шки

ск – чет               ск – зку

ск – рый              п – езд

сп – ли                 пл – кса

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

48.Найди в слове понедельник другие слова и запиши их.

__________________________________________________________________________________________

49.В каждое буквосочетание добавь гласные буквы а или о чтобы получились слова.

ск- зк-                                  л – мп –

- слик                                   к –ни

т – йн -                                м – ре

50.Убери лишнюю букву из каждого буквосочетания.

а) стрекооза

б) шоколаадка

51.Восстанови словарные слова.

М –скв -                            к –мп – т

- вт – бус                          ур – ж – й

к – ртин -                         тр – кт – р

к – мб – йн                        п – г – д –

м – рк – вь                         п – т – м

- динн – дц – ть                д – р – г –

библии – тек –                  - ллея

прекр – сный                     здр – вствуйте

п – сс – жир                      к – ллектив

52.Восстанови словарные слова.

х – з – йств -                     - вт – м – билль

вчер -                                 ш – ссе

с – м – лет                         - гр – н –м

г – риз – нт                        - к – л –

к – ленд – рь                      изд – ле к –

шестн – дц – ть                тр – ллейбус

в – кз – л                            директ – р

кил – гр – мм                     электр – ст – нция

53.Что общего и различного в словах?

сказка                и                сказочник

Общее: а)____________________________________

              б)____________________________________

              в)____________________________________

              г)____________________________________

              д)____________________________________

Разное: а)____________________________________

              б)____________________________________

              в)____________________________________

              г)____________________________________

              д)____________________________________

54.Диктант.

Осень, стол, пальто, ослик, аист, азбука, море, пальма, розы, крот, картон, альбом, ручка, банка, кот, бабушка, метро, окунь, письмо, ракета, вагон, мак, вагон, роща, парта, каток, халва, зима, глобус, зерно, палец.

55.Придумай как можно больше слов, используя буквы а, о и запиши эти слова.

56.Зашифруй предложения, записывая только гласные а – о.

Образец: Скоро     сказка     сказывается.

                  О – о      а – а             а – а.

Астры      зацветут     осенью.

_____________________________________________

Ровный     асфальт    радует     людей.

_____________________________________________

Смолк     соловей     в     лесной     чаще.

_____________________________________________

Лампа     погасла     внезапно.

_____________________________________________

Старая    лодка     ушла     на     дно.

_____________________________________________

57.Спиши предложения. Расшифруй слова.

Б2 б1чк2

В1л1дя  п1йм2л б2  б1чку. Б2 б1чк2  бил2сь  в рук2х  у  В1л1ди. Прибеж2л2  Лид2.  1н2  пр1сил2  В1л1дю пустить  б2 б1чку.  В1л1дя  1тпустил  б2 -     б1чку.  Б2б1чк2  сел2  н2  дерев1,  2   п1т1м  п1летел  д2льше.  Лид2  и  В1л1дя  д1лг1  люб1в2лись  б2б1чк1й.

58.Спиши предложения. Расшифруй слова.

Зимой.

У шк1лы г1р2. Весь день н2 г1ре мн1г1 детей. В1т Митя и с1б2к2 П1ш1к сели н2 с2нки. С2нки быстр1 едут с г1ры. Пушку стр2 шн1, 2  Мите весел1.

59.Спиши предложения. Зашифруй слова.

Жили – были  дед  и  баба.  Была  у  них  курочка ряба. Снесла  курочка  яичко. Дед  бил – бил – не разбил. Баба  била – била – не разбила. Мышка  бежала, хвостиком  махнула,  яичко  упало  и  разбилось.

60.Спиши предложения. Зашифруй слова.

Стадо.

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

61.Спиши предложения. Буквы а, о подчеркни разными карандашами.

Лето.

Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром.

62.Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы а, о. Обозначь ударение.

Вишня

В ясный п-лдень на исх-де лет-

Шел ст-рик д-р-г-й  п-лев-й;

Вырыл вишню м-л-дую  где-то

И, д-в-льный, нес  ее  д-м-й.

Он глядел веселыми глазами

На  п-ля, на  д-льную  межу

И п-дум-л: «Д-йка   я  на п-мять

У д-р-ги  вишню  п-с-жу».

63.Напиши по памяти.

НАШ  КРАЙ.

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

                            (А. Пришелец)

64.Вставь пропущенные буквы а – о и прочитай стихотворение В.И. Жуковского. Поставь в словах ударение.

Т – м   к – тик   ус – тый

П -    с – дику   бр – дит,

А   к – злик   р – г – тый

З -    к – тик – м    х – дит.

И   л – п - чк – й    к – тик    ум – ет    св –о й    р – тик,

А    к – злик    сед – о ю    трясет   б – р – д – ю.

65.Поставь сначала столько черточек, сколько в предложении слов. Потом поставь столько черточек, сколько в словах слогов. Потом поставь столько точек, сколько в слоге букв. Потом запиши только буквы а или о.

Образец.

Зина        мыла        пол.

__ __       __ __        _

. .  . .        . .  . .         . . .

       а             а          о

Зина любит лето.

Луша надела шаль.

Лида купила лимон.

Вера купила хлеба.

Маша купила санки.

Тома кормит козу.

Наша гора высока.

Пришла кошка Мурка.

66.Спиши эти предложения, вставляя пропущенные слова. Поставь в словах ударение.

Лиса ___________ зайца.

Кошка __________ мышку.

Почтальон принес _____________ .

Волк унес _____________ .

Коля решает ______________ .

___________ пил молоко

___________ снесла яичко.

Дети _____________ на коньках.

Щука _____________ в реке.

Слова для справок:

поймала, ловит, овцу, письмо, задачу, курочка, котенок, плавают, катаются.

67.Диктант.

Зима.

Мы слепили из снега бабу. Нос – морковка, на голове ведро, глаза из угля и в руке метла.

68.Диктант.

ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ.

У дедушки был удивительный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш. Дедушка был художником.

(По М. Ильину.)

69.Придумай и напиши сочинение по теме «Буква а и буква о.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для практических занятий

Рабочая тетрадь для практических занятий   по дисциплине  «Налоги и налогообложение»   для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине "Анатомия и физиология животных"

Данная рабочая тетрадь предусмотрена для проведения практических занятий по анатомии животных для СПО....

Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе

Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе, углубляющего характера...

Рабочая программа к дополнительным занятиям "Занимательный английский" 3 класс

Рабочая программа к дополнительным занятиям  "Занимательный английский" 3 класс...

Рабочая тетрадь к дополнительной образовательной программе "Вещи. Смеси. Вещества"

Рабочая тетраль для каждого обучающегося к дополнительной образовательной программе "Вещи. Смеси. Вещества"...

Рабочая тетрадь для логопедических занятий (2 класс) Раздел "Гласные 1 и 2 ряда"

Листы рабочей программы для логопедических занятий по различению использования гласных О - Ё, У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях. Эти пары гласных наиболее часто смешивают учащиеся, затрудняющиеся ...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ЕН.03.Экология

Разработана для специальности  23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов....