СТАВИМ ЗВУКИ «Р», «Л», «С», «Ш», «Ж»
учебно-методический материал на тему
Пособие для логопедов, учителей, воспитателей дошкольных учреждений, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavim_zvuki.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАВИМ ЗВУКИ
«Р», «Л», «С», «Ш», «Ж»
Пособие для логопедов, учителей, воспитателей дошкольных учреждений, родителей
Составитель
учитель-логопед
I квалификационной категории
Л.Н. Охотникова
г. Красноуфимск
2012 год
Виды нарушений звукопроизношения
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например «м», «н», «т», «п».
Чаще всего отмечается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих («с», «з», «ц»), шипящих («ш», «ж», «ч», «шь»), сонорных («р», «л»).
Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения (в пределах одного слова):
-отсутствие звука;
-искажение звука;
-замена звука;
-смешение звуков.
Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо роза ребенок говорит «оза»), в середине (корова – «коова») или в конце (комар – «кома»).
При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:
-вместо звука «р» произносится велярный «р», образующийся при колебании разных участков мягкого неба, или увулярный «р», при образовании которого вибрирует маленький
1
язычок (продолжение мягкого нёба);
-вместо звука «с» произносится межзубный «с» (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
-вместо звука «л» произносится двугубный «л» (происходит сближение или смыкание обеих губ).
Звук может заменяться другим звуком. Замены эти могут быть самыми разнообразными, например:
-«томок» вместо комок, «дубы» вместо губы (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);
-«това» вместо сова, «тон» вместо сон (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но разных по способу образования);
-«фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);
-«томик» вместо домик, «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);
-«бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);
-«рядуга» вместо радуга, «Сона» вместо Соня (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).
Смешение звуков – это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить
2
те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит «шанки»); смешение звуков – признак незаконченности процесса овладения системой фонем; нормально этот процесс полностью завершается у ребенка к 4-5 годам, когда все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С»
При произнесении звука «с» язык упирается в нижние зубы и образует желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. По бокам желобок закрыт боковыми краями языка. Струя воздуха холодная, ребенок может это ощутить, если поднесет ко рту руку (тыльной стороной кисти). Если ребенок не сразу усваивает правильную артикуляцию этого звука и пытается поднять язык к верхним зубам, можно взять чистую тоненькую палочку и с ее помощью опустить язык к нижним зубам.
Изолированный звук «с» закрепляют с помощью звукоподражания (воздух выходит из насоса и свистит: «с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с»). Хорошо усвоенный звук необходимо автоматизировать: сначала в закрытых слогах: ас,
3
ос, ус, ыс; словах: ус, нос, мыс, квас, овес, рис, миска, леска, пляска, коляска; затем в открытых слогах: са, со, су, сы; словах оса, коса, лиса, весы, косы, волосы, песок, кусок.
После этого можно переходить к работе с предложениями, чистоговорками, потешками, скороговорками, пословицами, загадками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
У сосны – сук. Сова сидит на суку. У Сони синяя сумка. Борис сломал самокат. У Алисы толстая коса, У Славы русые волосы. Мама поставила на стол суп и салат. Самолет летит высоко над лесом. На столе стоит стакан. Собака ест вкусный суп. Лиса поселилась в лесу. В песочницу насыпали песок. Настя и Саня купили пылесос. В саду поспели сладкие сливы. Стас носит спортивный костюм. Борис привез вкусные абрикосы. Света, Соня и Слава пьют сок. Скворец сидит в скворечнике.
ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
У маленькой Сани санки едут сами. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Сам с вершок, а ума с горшок. Свои люди – сочтемся. Свято место пусто
4
не бывает. Сегодня густо, а завтра пусто. Сказано – сделано. Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит. Сколько голов, столько и умов. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. С одной ягоды сыт не будешь. Спелое яблоко само с дерева валится. Сын у меня мой, а ум у него свой.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Р»
Звук «р» часто отсутствует у детей, поскольку он является наиболее сложным по образованию и требует более точных движений языка. Необходимо научить ребенка удерживать «широкий» язык за верхними зубами. Для этого нужно сделать следующее:
- указательные пальцы рук «приклеить» к дальним нижним зубам;
- как можно шире развести локти;
- произнося звук «д», напряженным кончиком языка постучать за верхними зубами: сначала медленно, а затем постепенно ускорять темп.
Освоив это упражнение, можно перейти к следующему: при том же положении речевых органов при произнесении звука «д» указательным пальцем производить частые движения из стороны в сторону под кончиком языка.
5
Упражнение следует повторять до тех пор, пока кончик языка не начнет вибрировать самостоятельно (без помощи указательного пальца).
Если самостоятельная вибрация не вырабатывается очень долго, нужно постараться автоматизировать звук «р» в слогах и в словах, добиваясь раската с помощью указательного пальца. Для автоматизации звука «р» используются закрытые слоги: ар, ор, ир, ур, ыр, эр; слова: сыр, мир, пир, вар, дар, пар, жар, забор, катер, сахар, комар, топор, помидор, мухомор, горка, норка, дырка, Егорка, корка и т. п. Затем следует перейти к отработке произношения звука «р» в открытых слогах: ра, ро, ру, ры; словах кора, нора, дыра, жара, детвора, перо, ведро, добро, бедро, куры, горы, норы, рама, рыба, роза, рука и т.п. После этого произношение звука «р» отрабатывается в предложениях, чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, считалках.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Это - мой двор. Соню укусил комар. Света любит сыр. Это вкусный помидор. Сегодня сильный ветер. Егор пьет кефир. Макар метет двор. Захар любит сахар. Егор поставил самовар. Федор взял топор. У Кати есть Мурка. У Мурки маленькие котята. Мышка живет в норке. Она любит сухие
6
корки. В моем кармане дырка. У Тамары красные маки. Рая получила телеграмму. У Егора красивый корабль. Корова и телята щиплют травку. У Ромы старый утюг. У Тимура черная ручка. Маруся кормит кур. Марта играет с Муркой. Рая и Тамара любят персиковый компот. По дороге едет красная машина. Рыбаки вытащили сети с рыбой. У Мары
есть разноцветные кубики. Из красной трубы идет
дым. Рома и Тарас любят фрукты. Лара сорвала красную розу. У каравая румяная корка. Маруся и Тамара увидели радугу. Виноград и груши – это фрукты. На стройке нужен подъемный кран. Рома и рая несут ведро. У вороны маленькие воронята. В зоопарке есть красивый белый кролик. Трое трубачей затрубили в трубы.
ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
До города дорога в гору, от города с горы. Трое трубачей трубят в трубы. Рыбак рыбака видит издалека. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба. Все бобры добры до своих бобрят. Тары-бары, растабары – у Варвары куры стары.
На дворе трава, на траве дрова;
не руби дрова на траве двора!
На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой.
7
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
– Вы слыхали про покупку?
– про какую про покупку?
– Про покупку, про покупку,
Про покупочку мою.
Пришел Прокоп, кипел укроп.
Ушел Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ж»
После автоматизации звука «ш» в словах можно переходить к работе по постановке звука «ж». Звук «ж» произносится так же, как и звук «ш», только с участием голоса.
Ребенку дается возможность осязать вибрацию гортани взрослого в момент произношения этого звука. Для этого необходимо приложить тыльной стороной его руку к шее взрослого спереди. Далее взрослый вместе с ребенком произносит звук «ш» и добавляет голос.
В следующий момент ребенок, приложив другую руку к своей шее, должен ощутить вибрацию голосовых складок у взрослого и у себя.
8
Изолированный звук «ж» закрепляют с помощью звукоподражания (жужжания жука, пчелы, шмеля и др.). Хорошо усвоенный звук необходимо автоматизировать в слогах (жа, жо, жу, жи) и в отдельных словах, где звук «ж» находится в начале и в середине (жук, жаба, жало, желудь; ножи, лужи, ужи, ежик, флажок, снежинка). Слов, заканчивающихся на звук «ж», в русском языке нет, так как в этой позиции он звучит, как звук «ш».
С отработанными словами ребенок может придумать предложения (целесообразно предложить ему соответствующие картинки). Речевой материал для автоматизации звука «ж» приведен ниже.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
У Жени есть ежи. На улице дождик. Папа купил ножи. У Жанны желтая пижама. Лыжник бежит по лыжне. В лесу живут дикие животные. Художник пишет пейзажи. Жабы прыгают по лужам. В траве жужжат жуки. Жанна вяжет жакет. Мама пожарила рыбу на ужин. Женя ждет, когда перестанет дождик. Пальцы сжать, потом разжать. Маленькие ножки бежали по дорожке. Мама купила Жанне свежее пирожное. На нижней полке лежат журналы. Жанна и Женя увидели медвежонка и ежей. В книжном магазине можно
9
найти нужную книгу. Женя живет в желтом доме на нижнем этаже.
ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
Жук жуку жужжал: «Ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу…» Лежебока, рыжий кот, отлежал
себе живот. В огороде свежий лук, на траве усатый жук. Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. Жизнь прожить – не поле перейти. Жили люди до нас, будут жить и после нас. Ждать плохо, а догонять еще хуже. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.
ЗАГАДКА
Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»
При произношении звука «ш» губы вытянуты вперед, а зубы почти сомкнуты (расстояние между
ними примерно 1 мм), широкий язык поднят вверх. При произношении звука «ш» выдыхаемая струя должна быть теплой.
10
Выработка правильного звука «ш» требует многократного повторения и использования различных образов (шипит гусь, шумит ветер, и т. д.) Закрепив произношение звука «ш» изолированно, можно переходить к автоматизации звука в закрытых слогах: аш, ош, уш, ыш,; словах: наш, ваш, мышь, камыш, кошка, плошка, кашка, мошка; в открытых слогах: ша, шо, шу, ши; словах: Маша, Миша, Даша, каша. Ношу, пишу,
мыши, камыши, шапка, шуба и т.п.
После этого переходят к работе с предложениями, чистоговорками, пословицами, скороговорками, загадками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
У бабушки шаль. У Даши ландыш. Маша любит кашу. Школьник идет в школу. В машине пшеница. В лукошке шишки. Наташа вешает шубу. В шкафу стоят книжки. У Алеши клюшка и шайба. Кошка на окошке рубашку шьет. На вешалке шуба и шапка. Кошка поймала мышку. Дедушка сидит на кушетке. Миша под душем моет
шею и уши. Алеша кушает кашу большой ложкой. Дедушка купил Алеше шахматы и пушку.
11
ЧИСТОГОВОРКИ
Аш-аш-аш-, строим мы шалаш.
Ош-ош-ош, у нас много калош.
Уш- уш-уш, мама принимает душ.
Иш-иш-иш, так шумит камыш.
Шка-шка-шка, пришла кошка.
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши.
Ши-ши-ши, Маша с Мишей – малыши.
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Ша-ша-ша, наша Саша хороша.
Шо-шо-шо, я пою хорошо.
Шу-шу-шу, я письмо пишу.
Шу-шу-шу, я шубу ношу.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л»
Звук «л» является трудным в произношении, поэтому дети не всегда овладевают им самостоятельно. Для постановки звука «л» можно предложить следующий прием. Сначала ребенок должен произнести звук «ы», затем зажать язык между зубами и произнести звук «ы» еще раз. При этом положении речевых органов может получиться протяжный «л».
Этот длительный звук «л», его можно закрепить, применяя игровую форму (пароход гудит), и продолжать отрабатывать звук «л» изолированно
12
(губы улыбаются, язык находится между зубами).
Хорошо усвоенный звук следует автоматизировать в закрытых слогах: ал, ол, ул, ыл, ил, а затем в словах: бол, дал, пол, вол, стол, стул, дал, упал, копал, спал, белка, палка, вилка, елка, полка. Закрепив автоматизацию звука «л» в закрытых слогах, в конце слов и в середине слов со стечением согласных, можно перейти к работе с открытыми слогами: ла, ло, лу, лы, а потом и в
словах, например: пила, юла, мала, вела, Мила,
пела, мыла, видела, читала, носила, мыло, дупло, весло, тепло, одеяло, пеналы, каникулы и т.п.
После закрепления звука в словах следует предложить ребенку составить предложения с этими словами, а затем автоматизировать звук в предложениях, чистоговорках, загадках, потешках, скороговорках. Подробный речевой материал приведен ниже.
Как правило, после длительной и регулярной работы над звуком «л» язык начинает занимать правильное положение за верхними резцами. Если этого не происходит, нужно предложить ребенку поднять язык за верхние резцы и в таком положении языка повторить речевой материал.
13
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Михаил сел. Павел пел. Дятел стучал. Петя мыл пол. Нил поймал пчел. Папа купил елку. Михаил купил стол. Павел сел на стул. Нил уехал на футбол. Дятел искал паучков. Михаил взял пенал. Павел забил гол. Володя повесил полку. Петя купил булку. Павел надел футболку. Павел и Михаил уехали на вокзал. Дядя Михаил коня напоил. Павел повязал галстук. Алла увидела на елке белку. Мила поставила тарелку на полку.
Стул упал на пол. Володя опоздал в класс. В лодке два весла. Клава испекла булки. Ласточка свила гнездо. Клубок упал на пол. Катя гладит платок. Мила полола лук и свеклу. Алла надела голубое платье. Павел кладет на полку блокнот. Мама сварила молочный суп. Лада посадила куклу на стул. Володя и Николай плывут на лодке. Слава писал слова белым мелом. Алла долго подметала пол метлой. Володя ел булку и пил молоко.
СКОРОГОВОРКА
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
14
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...
"Ставим условие:Долой сквернословие"
На сегодняшний день очень остро стоитпроблема сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности, старались передать потомкам эту гл...
Школьникам, желающих учиться победно! Как ставить цели и достигать их.
В статье содержатся полезные рекомендации о том, КАК СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОСТИГАТЬ ИХ...
Школьникам. Как ставить цели и достигать их.
Что такое успех для школьника? Каковы критерии правильной постановки целей? Ресурсы. Препятствия. Работа над достижением цели....
За что ставят на учет в полицию?
Вроде, ничего страшного нет в том, что ребенок может попасть на учет в полицию, но приятного в этом тоже мало. Например, на сегодняшний день, с наступлением вступительных экзаменов в учебные учреждени...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Ставим условие: долой сквернословие!»
Классный час в 9 классе...