Авторская логопедическая программа "Готовим руку к письму".
рабочая программа на тему

Булгакова Анастасия Сергеевна

Программа адресована ученикам 1 класса, проходящим адаптационный период. Будет полезна как самостоятельный курс по развитию графо - моторных навыков, можетвходить в состав комплексных занятий для детей с заключением:общее недоразвитие речи (III уровня).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская логопедическая программа

«Готовим руку к письму».

Пояснительная записка.

Цель: сформировать графомоторные и сенсорные навыки у детей в условиях школьного логопункта.

Задачи: корригировать мелкую и общую моторику, развивать сенсорное и зрительное восприятие, внимание, пространственную ориентировку, слухомоторную координацию; формировать базовые графические навыки.

Актуальность: целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей к обучению в школе. Качество процесса письма в значительной мере обусловливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Конкретными недостатками  психомоторной сферы являются:

- несформированность зрительно – двигательной координации;

- недостаточный уровень мышечных усилий руки;

- недостатки в развитии микромоторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону элементов букв и цифр);

- отсутствие связных движений при письме, «печатание» элементов букв;

- неустойчивый почерк, сильный тремор, проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

- повышенное напряжение руки при письме.

Характерными методами и приемами являются: пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, динамические и настольные игры, беседы, работа с природными и сыпучими материалами, игровые задания по расстегиванию и застегиванию различных видов застежек и шнурков.

Структура занятий разработана мной самостоятельно с опорой на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма и повышения пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

В ходе апробации данной программы мною было замечено положительное влияние занятий на улучшение конструктивного праксиса,  звуко – буквенного и цифрового гнозиса, на развитие общей и мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы. Стабилизировалась четкость кинестетических движений и четкость произносительных навыков, увеличился объем словарного запаса учащихся, которые стали более коммуникабельными и уместно используют жесты и мимику.

Заметно повысилось качество изобразительной и трудовой деятельности, письма. Наблюдаются понижение уровня ошибок ( которые связаны с  оптической дисграфией), совершенствование фонематического слуха.

 В результате освоения предметного содержания курса «Готовим руку к письму» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

Личностные: обучение  письму  организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.

Регулятивные: Учащимся первого класса (особенно в первом полугодии)  свойственна не критичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля.  Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется  в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

Познавательные: на занятиях курса «Готовим руку к письму» в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении письму  играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

Коммуникативные: в процессе занятий курса «Готовим руку к письму»  развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В результате освоения предметного содержания курса  «Готовим рук к письму» у учащихся  должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может  эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на занятиях  знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.  

Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2.Мобилизующий момент:

а) артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения;

б) коррекция высших психических функций.

3.Изучение нового материала.

4.Динамическая пауза.

5.Закрепление. Продуктивная обработка образца.

6.Итог.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны уметь:

- выделять каждый палец на руках и называть его;

- выполнять упражнения с карандашом;

- захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы;

- выполнять специфические  ручные действия с мелкими предметами (нанизывание, кручение, вращение);

- выкладывать предметы из палочек, бусинок, косточек, крупы, макаронных изделий по образцу;

- подбирать и сравнивать парные картинки;

- выполнять определенные действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал;

- правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради;

- правильно писать элементы букв;

- сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров;

- выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.

 Логопедическая программа  «Готовим руку к письму» предназначена для детей 1 класса и может использоваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 60 занятий – первое полугодие (адаптационный период) первого класса, с учетом того, что занятия будут проходить 3 раза в неделю, а так же может  входить в состав программы для детей первого класса с заключением: общее недоразвитие речи  III уровня.

Используемая литература.

1.Букварь: Мой первый учебник: для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Авторы:  М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др. г.Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год.

2.Прописи (на печатной основе) «Хочу хорошо писать» в 4 частях. Авторы: Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова. г.Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год.

3. 100 уроков для обучения письму.  Автор -  составитель  Л. Маврина. Москва, издательство «стрекоза», 2010 год.

Тематическое планирование по программе «Готовим руку к письму».

Дата

Тема

количество занятий

1

 Ориентировка на листе бумаги. Знакомство с тетрадным листом.

1

2

Ориентировка на листе в клетку.

Нахождение углов клетки.

1

3

Написание квадратов.

1

4

Написание кругов.

1

5

Написание треугольников.

1

6

В гостях у веселого карандаша (проведение различных линий в горизонтальном направлении).

1

7

В гостях у веселого карандаша (проведение различных линий в вертикальном направлении).

1

8

В гостях у веселого карандаша (проведение различных наклонных линий).

1

9

В гостях у веселого карандаша (проведение волнистых линий).

1

10

В гостях у веселого карандаша (проведение наклонных волнистых линий).

1

11

Волшебное путешествие: проведение различных линий (прямых и волнистых) в горизонтальном, вертикальном и наклонном (в право, в лево)  направлениях.

1

12

Упражнение в зарисовке и штриховке овощей (горизонтальная штриховка).

1

13

Упражнение в зарисовке и штриховке овощей (вертикальная штриховка).

1

14

Упражнение в зарисовке и штриховке фруктов (штриховка с наклоном в право).

1

15

Упражнение в зарисовке и штриховке фруктов (штриховка с наклоном в лево).

1

16

Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

1

17

Выкладывание геометрических фигур из фасоли.

1

18

 Выкладывание геометрических фигур из крупных макаронных изделий.

1

19

Прописывание геометрических фигур указательным пальцем на крупе (равномерно распределенной на разносе).

1

20

Прописывание геометрических фигур палочкой на крупе (равномерно распределенной на разносе).

1

21

Игра с линиями (использование готовых линий при дорисовывании предмета).

1

22

Игра с линиями (использование готовых линий при дорисовывании предмета).

1

23

 Рисование по точкам и клеточкам.

1

24

Дорисовывание предмета по точкам и клеточкам.

1

25

 Дорисовывание предмета по точкам и клеточкам.

1

26

Выполнение узора по образцу.

1

27

 Выполнение узора по образцу.

1

28

Рисование по пунктиру.

1

29

 Рисование с соблюдением закономерности.

1

30

Различные виды шнурования.

1

31

Застегивание и расстегивание пуговиц.

1

32

Ориентировка на листе в узкую косую линейку.

1

33

Упражнения в написании элементов различной величины.

1

34

Упражнения в написании элементов различной величины.

1

35

Упражнение в прописывании элементов букв и написании  букв «А,а; О,о». соединение этих букв.

1

36

Упражнение в прописывании элементов и написании букв « И,и; ы». Соединение этих букв.

1

37

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв « У,у; Э,э  ». соединение этих букв.

1

38

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Л,л; М,м ». соединение этих букв.

1

39

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Н,н  ». Соединение этих букв.

1

40

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Р,р  ». Соединение этих букв.

1

41

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв « С,с ». Соединение этих букв.

1

42

 Упражнение в прописывании элементов  и написании букв « К,к  ». Соединение этих букв.

1

43

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Т,т ». Соединение этих букв.

1

44

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « В,в  ». Соединение этих букв.

1

45

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « П,п  ».  Соединение этих букв.

1

46

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Ш,ш  ». Соединение этих букв.

1

 47

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Е,е; Ю,ю  ». Соединение этих букв.

1

48

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Й,й  ». Соединение этих букв.

1

49

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « З,з;С,с  ». Соединение этих букв.

1

50

Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Б,б;П,п  ».  Соединение этих букв.

1

51

Упражнение в прописывании элементов  и написании букв  « Г,г;К,к  ». Соединение этих букв.

1

52

 Упражнение в прописывании элементов  и написании букв  « Дд; Т,т  ». Соединение этих букв.

1

53

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Ж,ж  ». Соединение этих букв.

1

54

 Упражнение в прописывании элементов  и написании букв  « Ф,ф ».  Соединение этих букв.

1

55

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Х,х  ». Соединение этих букв.

1

56

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Ц,ц  ». Соединение этих букв.

1

57

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв  « Ч,ч  ». соединение этих букв.

1

58

 Упражнение в прописывании элементов и написании букв « Щ,щ  ». Соединение этих букв.

1

59

 Упражнение в прописывании элементов и написании буквы « ь  ». Соединение этих букв.

1

60

 Упражнение в прописывании элементов и написании буквы « ъ ». Соединение этих букв.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки к письму-каллиграфические бордюры.

В этом сборнике предлагаются образцы каллиграфических бордюров (при желании их можно модифицировать, как подскажет ваша фантазия) для рисования п...

готовим руку к письму

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники...

Некоторые приемы подготовки руки к письму

В статье содержатся рекомендации для родителей по подготовке руки к письму детей дошкольного возраста....

Комплекс гимнастических упражнений по подготовке руки к письму

Материал представлен упражнениями, направленными на тренировку движений рук, изолированности движений рук, развитие движений пальцев рук...

Учебно-методическое пособие «Последовательность в работе по подготовке руки к письму» (для педагогов, родителей воспитанников от 3-х до 7 лет)

Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа широкого спектра современных печатных изданий по проблеме. Данная работа адресована в первую очередь родителям детей с ослабленной мелкой ...

подготовка руки к письму

консультация для родителей дошкольников"Подготовка руки к письму"...

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР...