Модифицированная комплексная коррекционно-развивающая программа для подростков «ФАРВАТЕР»
рабочая программа на тему

В основе составления данной программы лежит комплексная коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер», направленная на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ под ред. Е. В. Емельяновой.

«Фарватер» — это комплексная коррекционно-развивающая программа(ККРП) для подростков. Вначале она задумывалась для очень узкого круга подростков, а именно для тех, кто имеет опыт употребления психоактивных веществ, то есть наркотиков, алкоголя, токсических препаратов. Но в результате получилась универсальная программа — для всех тинейджеров от 13 до 18 лет. Хотя на самом деле верхней возрастной границы «Фарватер» не имеет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство образования Саратовской области

государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

с. Родничок Балашовского района»

                                                                                                                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                                                              приказом  и.о. директора 

                                                                                                                                                                            ГК С (К)ОУ"С(К)ОШИ VIII  вида

                                                                                                                                                                          с. Родничок Балашовского района»

                                                                                                                                                                                                           С.В. Гузеевой

 

Модифицированная

комплексная коррекционно-развивающая

программа для подростков

«ФАРВАТЕР»

                                                                                                                                           Автор: под редакцией

                                                                                                                                               Е. В. Емельяновой

                                                                                                                    Ответственный за реализацию программы

                                                                                                                                                педагог-психолог ГК С (К)ОУ"С(К)ОШИ VIII  вида

                                                                                                                                            с. Родничок Балашовского района»

                                                                                                                                                                М.Т. Коваленко

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

В основе составления данной программы лежит комплексная коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер», направленная на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ под ред. Е. В. Емельяновой.

«Фарватер» — это комплексная коррекционно-развивающая программа(ККРП) для подростков. Вначале она задумывалась для очень узкого круга подростков, а именно для тех, кто имеет опыт употребления психоактивных веществ, то есть наркотиков, алкоголя, токсических препаратов. Но в результате получилась универсальная программа — для всех тинейджеров от 13 до 18 лет. Хотя на самом деле верхней возрастной границы «Фарватер» не имеет.

Программа «Фарватер» предполагает параллельное, и после последовательное прохождение модулей. Параллельное прохождение модулей бывает необходимо потому, что подростки легче переносят чередование трудной для них

глубоко личностной работы («Я — это Я», «Окна», «Властелин эмоций»), впитывание большого количества информации, если эти занятия чередуются с живыми, подвижными и при этом не менее полезными занятиями. Все как в школе — сегодня урок физики, завтра урок истории, а послезавтра урок физкультуры. Все параллельно, но ничего не перепутывается. Если же по каким-то причинам оказывается удобнее проводить модуль за модулем, — это тоже возможный вариант. Главное — та сумма личностного, социального опыта и информации, которую получает каждый участник на занятиях «Фарватера».

Полезно сообщать подросткам название модулей и их цели. Тогда у нихтоже постепенно складывается структура того, чем они занимаются. Можно

даже вывесить схему программы на стену. Все люди любят знать, что их ожидает. А вот само содержание модулей заранее раскрывать не надо. Некоторая интрига все-таки должна присутствовать. При построении программы была тщательно выстроена логика реализации и использовались «технологии» (просто не поворачивается язык их так называть, насколько это живые методики), многократно проверенные на практике. И все-таки надо признать правду: некоторые из наших подростков никогда не будут вести общественно приемлемый образ жизни. Они уже

приняли свое глубокое, скорее даже бессознательное, чем осознанное решение о том, какой будет, их жизнь и каким ценностям они будут следовать. И нам эти решения не дано изменить. Но вот в чем дело: нам также не дано и заранее знать, кто из них будет меняться, а кто нет.«Отпетые хулиганы», не оставляющие воспитателям никаких надежд, вдруг разворачиваются на сто восемьдесят градусов, начинают личностно развиваться, и меняются на глазах. А рядом сидит вполне «взрослый»подросток, который умно рассуждает, ведет себя «солидно», сдержанно, ноне только не развивается сам, но и всячески препятствует этому в других, буквально провоцируя негативные реакции.«Мы не боги и не можем «откорректировать» всех. Но мы можем помочь многим или некоторым молодым людям понимать себя и делать лучший выбор, отказавшись от саморазрушительного пути»

Целью программы «Фарватер» является –

Развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни.

Задачи программы «Фарватер»:

развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации;

1.развитие социальных умений и социальной активности под

ростков;

2.развитие жизненных умений;

3.развитие адаптационных способностей;

4.развитие познавательных способностей и креативности;

5.позитивное программирование будущего;

6.творческое структурирование свободного времени;

7.создание альтернативного круга общения и интересов;

  8.удовлетворение ведущих психологических потребностей подростка.

Участники программы: подростки от 13 до 18 лет.

Форма работы: индивидуальная, групповая работа

Срок реализации программы: октябрь 2014г. - апрель 2015г. 

Занятия построены на использовании интерактивных методов обучения и воспитания. Помимо рассказа, беседы, объяснения, широко используются рефлексия, наводящие вопросы. Обсуждение пройденного материала, мозговой штурм, игры, упражнения, диспуты, практические задания и другие техники, способствующие активизации участников.

Занятия содержат:

- обучающий компонент (теоретический и диагностический материалы, рубрики «Советы специалистов», «Это интересно»);

- нравственно-целевой компонент (притчи, философские сказки, мудрые изречения нравственной тематики, примеры из жизни известных людей);

- интерактивный компонент (игры-разминки, упражнения, игра-аукцион, ролевые игры, дискуссии, практические задания, выездные практические

занятия);

-рефлексивный компонент (предусматривает возможность задать вопросы, сделать комментарии, проанализировать полученные результаты работы, поставить контрольные или проверочные вопросы участникам)

Структура занятия включает в себя:

1.Вводную часть: разминка, постановка проблемы, актуализация имеющегося опыта и знаний у участников.

2.Основную часть: знакомство с новым материалом, поиск решения проблемы, формирование поведенческого опыта через упражнения,

игры, работу с практическими пособиями, справочниками.

3.Заключительная часть: подведение итогов занятия, обобщение пройденного материала, тренировка навыков и применение полученных знаний и умений в реальной жизни, комментарии и замечания к занятию, отзывы участников.

Мониторинг эффективности программы «Фарватер».

Эффективность программы оценивается на основании сравнения стартовой и итоговой психодиагностики участников. В батарею диагностических

методик включены:

1.Тест по агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

2.Тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич)

3.Методика оценки актуального психофизического состояния участника(цветовой тест Люшера);

4.Методики выявления, степени тревожности, других особенностей личности участника: уровень развития коммуникативных навыков,социометрия Я. Морено; «Несуществующее животное».

ТОЧКИ РИСКА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ

И РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Необходимо учитывать, что причин отклоняющегося поведения, в том числе употребления ПАВ, так много, что практически любое жизненное затруднение подростка может быть рассмотрено как «точка отсчета»негативного вектора его развития. Таким образом, мы говорим о причинах только для удобства структурирования и обоснования направлений коррекционно - развивающей работы с подростками. На самом деле причина отклоняющегося поведения только в том, что подросток не знает, не умеет или почему-то не хочет решать свое затруднение другим способом. Так что в дальнейшем мы будем говорить о потребностях подростков, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивно

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из возрастных задач подростков — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые

формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1)Организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

2)Снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей.

3.Переживание «драйва».

Подростки любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Это проявляется и в отношении к наркотикам, и в особенностях подросткового суицидального поведения. Подростки весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем, что у них могут рождаться дети-уроды, если они будут употреблять алкоголь или наркотики, и т. д. Ведь это может быть когда-то, очень в далеком будущем, а может быть, не будет никогда. Подросток ориентирован на конкретное «сегодня». К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Это свойственно и детям. Наверное, каждый помнит, как дети любят рассказывать друг другу разные страшилки, обязательно с неожиданными жуткими концовками. Дети при этом испуганно и радостно визжат, глаза возбужденно округлены. Они радостно переживают мгновения страха, зная при этом, что находятся в абсолютной безопасности. В подростковом возрасте такие страшилки уже не пугают. Им на смену приходят фильмы ужасов. Но это все «не по правде». Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по настоящему.

Профилактические меры:

1) Организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т. д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска(так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Подростки должны получать опыт проживания экстремальных ситуаций, причем задача взрослых  максимально уменьшить возможные риски. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение, выражение гнева принимает четкие формы, ограниченные правилами, выбрасывается адреналин. Подросток имеет возможность самореализоваться. Для тех, кому трудно найти внутренние границы и ориентиры, в спорте всегда есть определенные четкие правила, дисциплина и порядок. В общем, действительно, спорт — это настоящая панацея от множества вероятных опасностей и бед. Именно поэтому развитие работы спортивных организаций, доступность участия, разветвленность и разносторонность по видам спорта в каждом городе и районе является важнейшим направлением профилактики отклоняющегося поведения. Проблема в том, что не каждый подросток идет в спорт. Поэтому от взрослых требуется немало творчества и желания, чтобы организовать и другие формы работы для создания возможности переживать настоящий «полезный драйв»

2)Яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения («драйва»)темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности или саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение

3.Получение удовольствия.

Стремление к наслаждению присуще любому человеку. Однако зрелые люди знают, что для достижения настоящего

удовольствия нужно проделать определенный путь. Чтобы его получить, нужно приложить усилия. Зрелый человек может отложить получение любого удовольствия, если этого требуют обстоятельства, тем больше будет наслаждение, когда он сможет его себе позволить. Удовлетворение от того, что удовольствие заслужено, делает его особенно глубоким.

К сожалению, многим подросткам свойственно стремиться получить все и сразу без усилий. Это желание часто сочетается со стремлением разрушать запреты, которые в детстве воспринимались спокойно и принимались как устоявшиеся правила жизни. Раздвигая границы своей свободы, подросток стремится в том числе раздвинуть их и в сфере удовольствия. Так может быть сделан шаг к получению удовольствия через наркотики. Большое значение имеет подростковая сексуальность. Это время, когда онанизм — нормальный способ сбросить сексуальное напряжение. Однако многие родители вступают в активную борьбу с мастурбацией своего ребенка. Они мажут ему руки перцем или горчицей, привязывают руки,

подкарауливают момент мастурбации и наказывают подростка, стыдят, пугают последствиями. Так сексуальное удовольствие сливается у подростка с чувством стыда и вины. В таком случае сексуальная разрядка не приносит разрядки эмоциональной. Замещением сексуального удовольствия могут стать наркотики. «90% наших пациентов описывают, что главное удовольствие от различных наркотиков —тепло, ощущение набухания астей тела и последующее расслабление. Причем похожие описания дают даже ребята, употребляющие не героин, а наркотики, которые таких ощущений теоретически вызывать не должны («винт», экстази, марихуана ит. д.). Обратите внимание! Такие описания как бы повторяют ощущения, которые должен испытывать человек во время полового акта»

Профилактические меры:

1)Обязательный и серьезный подход к обучению подростков получать удовольствие и наслаждение без наркотиков. Обучение наслаждаться

ощущениями (например, массаж, упругий душ, уход за телом — в отличие от поспешных гигиенических процедур). Обучение наслаждаться эмоциональными состояниями (например, при слушании трансовой и релаксационной музыки, визуализации, медитации,ритмичных танцах и т. д.).

2)Сексуальное просвещение педагогов,  родителей и подростков.

3)Демонстрация и детальное описание болезненных состояний наркомана.Обращать внимание на то, что быстро наступает полное отсутствие

удовольствия при приеме дозы. Наркотик воспринимается уже как необходимое лекарство для избавления от мучений, а не как источник

наслаждения.

4. Поиск способов избавления от скуки.

Скука— это тяжелое эмоциональное состояние. И к такому состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Никто не хочет переживать скуку, однако часто люди не могут самостоятельно избавиться от этого чувства. Особенно свойственно переживание скуки подросткам. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука — это следствие какой-либо из перечисленных ниже причин.

1)Отсутствие смысла жизни: нет желаний, все представляется бессмысленным, отсутствие интересов, стремлений — такое состояние называется

ноогенным неврозом; как правило, он является следствием деструктивного опыта:

•полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

•тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

•чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть — у него всегда всего слишком много;

•чрезмерной критичности взрослых — хотеть чего-то или к чему-то стремиться опасно и болезненно, потому что за это могут высмеять или унизить; тем более опасно чего- то достигать, добиваться — малейшая ошибка приводит к жесткому осуждению.

2)Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: на фоне гормонального всплеска подросток томится в ожидании «настоящей

любви»; при общении с друзьями не происходит ничего интересного(именно для того, чтобы как-то избежать скуки подростки часто совершают рискованные поступки или даже правонарушения); подросток хочет, чтобы его уважали, но если он не обладает лидерскими качествами

и не является «вожаком стаи», он может считать это для себя недоступным, и неудовлетворенность может переживаться им как скука;

многие подростки склонны мечтать о недоступном: совершить какой-то подвиг (но не подворачивается случай), стать звездой экрана (но не хватает

способностей или возможностей), получить редкую роман

романтическую профессию (но не хватает усидчивости в учебе, не верит в собственные силы, считает такую профессию уделом редких счастливцев), встретить инопланетную цивилизацию и вступить с ней в контакт (но не везет — не встречается); все остальное кажется мелким, серым, скучным.

3)Жизнь «пока»:все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет; ожидание всегда томительно и скучно. Многие подростки более или менее систематически переживают чувство скуки. К неумению отчетливо сознавать свои потребности и предпринимать

Последовательные шаги к их удовлетворению, примешивается«сексуальная тоска» — как говорится, гормоны «кипят», и на осознанном уровне подросток мечтает о любви (которая в этом возрасте всегда сопряжена с большими проблемами). Потребность «взрослой» любви так велика (особенно это свойственно девушкам), что на какой то период все остальное может восприниматься как нечто не главное, второстепенное, не дающее настоящего удовлетворения своей жизнью. Все это в комплексе может переживаться как время «покa еще не...». Многие юноши живут «пока», если знают о неизбежности своей службы в армии: стоит ли относиться к чему-то слишком серьезно, если все равно все изменится после службы?

4)Неразвитость творческих способностей— творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время Он заполняет с

интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных

обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

5)Неумение выстраивать цели для всей жизни и для временного периода: подросток может испытывать различные желания, но они сменяют друг друга в хаотическом порядке, никогда не реализуясь; когда нельзя просто протянуть руку и взять то, что хочешь, подросток не видит пути между желанием и его получением; это похоже на ребенка, который может решать задачки только в одно или два действия — более сложное

решение ему недоступно; подросток, не умея сложную задачу разделить на небольшие шаги, просто отказывается от осуществления желаемого; это приводит к неудовлетворенности и скуке. День за днем переживая скуку, подросток стремится избавиться от нее наиболее простым путем.

Профилактические меры:

1)Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми в семье.

2)Создание в семье условий, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний,

принимать необходимость ожидать возможности для получения чего-либо, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

3)Позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, вместо того чтобы ругать и критиковать за неудачи.

4)Развивать лидерские качества, уверенность в себе.

5)Развивать творческие способности. Учесть, что все дети рождаются с творческими способностями. Их отсутствие — результат их

блокирования чрезмерной критичностью, чрезмерным контролем, гиперопекой или отсутствием возможности для их развития. Плюс в том,

что творческие способности могут развиваться в любом возрасте.

6)Придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее

наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя.

7)Придерживаться и говорить об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но

то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня.

8)Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги

4.Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья») или страха перед физической и моральной расправой за сопротивление влиянию.

В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его соседи по дому или одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого- нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т. д.  Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него — потерять их расположение. Даже когда друзья приглашают подростка участвовать в правонарушениях или употребить наркотик «за компанию», он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников и тем менее он способен

мыслить и действовать вопреки их мнению. В других случаях подростки не просто боятся потерять расположение, но и опасается мщения со

стороны сверстников за открытое противостояние. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор ,принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы

Профилактические меры:

1)Развитие уверенности в себе.

2)Развитие положительного отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

3)Обучение выстраиванию независимых отношений.

4)Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

5)Развитие физической силы, а как следствие смелости при угрозах. Физическое развитие подростка значительно снижает желание сверстников воздействовать на него силовыми методами.

6)Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогает подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.

6. Протест против родителей.

Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против родителей, их правил, установок, но на самом деле его зависимость от семьи еще очень велика. Правда, это проявляется со знаком минус. «Я не буду жить так, как вы!» — заявляет подросток родителям. Но как жить по-другому, он еще не знает. Часто тинейджеры совершают тот или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. Их могут привлекать люди, которые не нравятся родителям, или они просто сильно отличаются по своим убеждениям и образу жизни. Подросток часто делает именно то, что ему запрещают. Иногда, заведомо зная, что вредит себе, он делает что- либо, следуя формуле: «Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!» В той или иной степени такое поведение свойственно всем подросткам, независимо от благополучия семьи, но особенно ярко джеры совершают тот или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. когда между родителями и детьми нет взаимопонимания, отношения выясняются через скандалы, оскорбления. Отклоняющееся поведение становится вызовом, крайней формой протеста.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется комплекс саморазрушения. Отклоняющееся поведение в таком случае становится одновременно формой протеста и выполнением бессознательного предписания уничтожить себя.

Профилактические меры:

1)В социальных играх и тренингах через создание условий, метафорически воссоздающих жизненные ситуации, обращать внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Эта тема имеет одну особенность. Ее слишком «замылили» и

родители, и учителя: каждый раз ругая или критикуя, они взывают к ответственности. В результате слово «ответственность» и осуждение

прочно связаны в голове подростка. Любые стандартные беседы на тему ответственности раздражают и молчаливо отвергаются. Вот почему тема

ответственности должна подниматься именно в игровой форме, когда подросток САМ ПЕРЕЖИВАЕТ ее необходимость.

2)Обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания

противоречить и что-то доказывать?»

3)Обучение подростка ассертивному (то есть неагрессивному и в то же время уверенному) отстаиванию своего мнения, умению сказать

нет.

4)Обучение родителей эффективному взаимодействию с подростком

7. Стремление снизить тревожность, вызванную не уверенностью в себе.

Подросткам свойственна неуверенность в себе. Это вызвано тем, что он примеривает на себя образ жизни взрослого человека (так, как он ее

понимает). Соответственно он предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала: супермен, суперталант,

суперпривлекательность, суперуспешность, суперсмелость и т. д. Этим требованиям труд но соответствовать даже взрослым людям. Так что разница между идеальным образом себя и тем, что подросток представляет собой в реальности, велика и очень его расстраивает. С одной стороны, он стремится показать себя лучше, чем есть на самом деле, с другой — чувство «несоответствия» держит его в постоянном напряжении.

Профилактические меры:

1)Развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя.

2)Обучение ставить перед собой реалистичные цели личного развития и пошагового их достижения.

3)Постоянная поддержка при достижении поставленных целей и развитие веры в себя через подчеркивание достижений и спокойного отношения к

временным неудачам.

4)Обучения приемам и методам снятия стрессового напряжения.

8. Стремление уйти от осознания несправедливости мира,разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты(смерти любимых людей).

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Он особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его высоким идеалам. Он может восхищаться «киношными» героями и глубоко презирать бытовую суету. Часто его требования справедливости и категоричные оценки вызывают откровенные насмешки взрослых. При этом подросток уже многое понимает, многое видит. Будучи не в силах преодолеть равнодушие и/или погруженность в себя взрослых, он бессознательно формирует психологические защиты от остроты переживаний. Он может стать циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать. Внутренний конфликт между стремлением к справедливости, чистоте и демон страцией цинизма и равнодушия тревожит подростка. Он ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Для этого может служить отклоняющееся поведение. Разочарование в первой любви может казаться подростку катастрофой. Ему кажется, что жизнь кончена и уже больше ни когда он не будет счастлив. А раз так, зачем заботиться о своем здоровье?! С мрачным удовольствием он позволяет себе выйти за сознательные ограничения, действуя по принципу «Чемхуже, тем лучше». Это может привести его к отклоняющемуся поведению. Примерно такие

Же реакции сопровождают переживание подростком смерти любимых людей. Горе кажется бесконечным, душеная боль непереносимой. Любой способ хорош, чтобы, пусть на время, уйти от тяжелых переживаний. Наиболее подходящим и простым может показаться наркотик.

Профилактические меры:

1)Обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится

позитивное зерно (предпосылка к позитивным изменениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу.

2)Обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений.

3)Психологическое сопровождение подростка при переживании им горя, разочарования в любви. Распространение информации о работе

телефонов доверия и кабинетов психолога. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу? какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу? Профилактика отклоняющегося поведения подростков и их социальное и личностное развитие действительно может быть весьма эффективным и при этом интересным и веселым способом общения с поколением «next». А все разнообразие методов сводятся к четырем стратегическим направлениям:

1)информирование о влиянии отклоняющегося (агрессивного, противоправного или аддиктивного поведения) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека;

2)развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений;

3)развитие умения строить межличностные отношения и обучение

моделям конструктивной коммуникации;

4)организация различных «мероприятий», позволяющих подросткам на практике удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и

навыки (соревнования, походы, работа в различных молодежных организациях, волонтерство в организациях, работающих по развитию

подростков и т. п.).

http://ddom20.ippk.ru/resource/farvater.pdf

СОДЕРЖАНИЕ

КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Наименование

направления

модуля

Общее содержание, целевое предназначение и наполнение модуля

Диагностический

блок

Психодиагностика с применением специальных методик, необходимых для индивидуального планирования коррекционных мероприятий и объективной оценки эффективности участия в программе

Модуль

«Команда»

Тренинги знакомства, мероприятия, нацеленные на развитие группового доверия, игры взаимодействия, тренинг командообразования

Модуль

«Властелин

эмоций»

Развитие эмоциональной грамотности, коррекция повышенной тревожности, агрессивности, обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, сеансы снятия сенсомоторного напряжения

Модуль «Я — это Я»

Развитие самосознавания, принятия себя, позитивного самоотношения

Модуль «Окна»

Коррекция личностных установок, социальных позиций, моделей социального взаимодействия, построение партнерских отношений, развитие ответственности

Модуль «Красный квадрат»

Стимуляция выбора здорового образа жизни с отказом от употребления ПАВ (наркотики, алкоголь, никотин, токсические вещества).

Модуль «В поисках затерянного мира»

Развитие толерантности в отношении разнообразия свойств и проявлений окружающих людей. Определение границ толерантности (насилие, дискриминация). Основы эмпатии, эффективной коммуникации, мотивации и неагрессивной  защиты.

Модуль «Суд присяжных»

Практическое ознакомление с норами уголовной, гражданской, административной ответственности при совершении правонарушений различной тяжести

Модуль «Фьючервэй» (дорога в будущее)

Позитивное  программирование будущего. Обучение построению  программ для преодоления жизненных затруднений. Определение личных параметров успешности. Стимуляция опыта организации здорового образа жизни. Виртуальное программирование позитивного будущего.

Модуль «Идеальный портал»

Развитие латерального мышления, то есть мышления, направленного на создание новых творческих идей.

План реализации программы «Фарватер» на 2014-2015 гг.

Месяц

Название модулей

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Общее количество мероприятий по модулям

Диагностика

1 (входная диагностика)

1(заключительная диагностика)

2

Модуль «Команда»

1

1

Модуль «Красный квадрат»

1

1

2

Модуль «Властелин эмоций»

1 (проводится по усмотрению)

1

Модуль «Я-это я»

1

1

2

Модуль «Окна»

 2

2

Модуль «В поисках затерянного мира»

2

2

Модуль «Суд присяжных»

1

1

Модуль «Фьючервэй»

1

1

Модуль «Идеальный портал»

1

1

Модуль «Воздух свободы» и общие мероприятия

1профилактическое занятие: Ток шоу «Преступление и наказание»

1(интеллектуальная  игра «Что? Где? Когда?»)

Спортивное мероприятие

Заключительное мероприятие «Мои достижения»

Поездка наиболее активных участников в музей Боевой Славы

5

Модуль «Реальный мир»

Участие в социальных акциях в качестве добровольцев (в течение года по желанию)

Работа с родителями

Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания детей (по запросу родителей)

1 тренинговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Занятия по психомоторной коррекции в системе комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога"

Презентация направлений работы учителя-дефектолога по психомоторной коррекции учащихся...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием наглядного моделирования

Конспект предназначен для использования в работе логопедов, дифектологов и воспитателей коррекционных учреждений....

Комплексное коррекционно-развивающее занятие по теме: « День Защитника Отечества»

Конспект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов и дефектологов....

Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС О у/о (интеллектуальные нарушения), вариант 9.2, 8.4, СИПР, 4-ый год обучения

Адаптированная комплексная коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир» разработана для обучающихся в 4-ого года обучения  с умственной отсталостью (ТМНР и РАС) с учетом специфик...