Использование элементов здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
статья на тему

Белоусова Ольга Викторовна

Из опыта работы. "Использование  элементов здоровьесберегающих  технологий на  индивидуальных  занятиях  по развитию  слухового  восприятия  и  формированию  произношения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_op.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  элементов здоровьесберегающих  технологий на  индивидуальных  занятиях  по развитию  слухового  восприятия  и  формированию  произношения.

Вступительная  статья.

    В  процессе своей деятельности я,  так же как все педагоги школы, решаю задачи формирования и укрепления здоровья детей с недостатками слуха. Учебно–воспитательный процесс на индивидуальных занятиях осуществляется мной по здоровьесберегающим  технологиям, т.е. реализуются основные приоритеты педагогики оздоровления.                   

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности мое приобщение к здоровьесберегающим   технологиям   выглядит   так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2) признание мной и педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с коллегами, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

   По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

  Здоровье — процесс динамический, так как человек от момента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии.  Исходя  из  этого:

  • оздоровление – не совокупность лечебно–профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей школьников;
  • индивидуально–дифференцированный подход – основное средство оздоровительно–развивающей работы с учащимися.

       Цели  применения на  индивидуальных занятиях  по  развитию слухового  восприятия и  формированию  произношения здоровьесберегающих  образовательных технологий, которые я  ставлю перед  собой  – обеспечение неслышащему школьнику возможности развития сохранных анализаторов, укрепление физического здоровья, приобретение знаний, умений и навыков  здорового образа жизни.

      Задачи,  которые  я  решаю  в  процессе  своей  работы, следующие:

  • организация занятия на основе закономерностей учебного процесса с использованием достижений передовой педагогической практики, с учётом вопросов здоровьесбережения;
  • реализация на занятии в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических так и специфических;
  • обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом состояния их здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;
  • установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученным материалом;
  • активизация развития всех сфер личности обучающихся;
  • логичность и эмоциональность проведения занятия;
  • эффективность использования педагогических средств здоровьесберегающих технологий;
  • формирование практических умений и навыков, рациональных приёмов самоконтроля произносительных умений;
  • смена видов деятельности;
  • формирование основных мыслительных процессов;
  • формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье;
  • тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование каждого занятия с учётом особенностей развития каждого ученика.

      Цели и  задачи определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.  Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические  принципы и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики здоровьесбережения. В  своей  работе  я  руководствуюсь  следующими   принципами:

      Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание и методы учебного процесса на индивидуальных занятиях в соответствии с общими целями здоровьесберегающих  образовательных технологий. Систематическое воздействие на организм и психику обучающихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

1. Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения  к познавательной деятельности.

2. Принцип наглядности обязывает строить процесс с максимальным  использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего более сложного материала.

4. Принцип повторения умений и навыков позволяет выработать динамические стереотипы. Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности, который предполагает преемственность в обучении от одной ступени к другой.

5. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей с опорой на индивидуальные особенности ребёнка. Сурдопедагог всесторонне исследует, развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальных возможностей ученика, его здоровья и учебной подготовки намечаются пути совершенствования умений и навыков. Используя природные данные ребёнка учитель РСВ и ФП направляет и стабилизирует его развитие.

6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения учебного процесса на индивидуальных занятиях как целостного процесса, без отрыва от общеобразовательных уроков и внеклассных занятий. Этот принцип тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Упорядочению процесса педагогики здоровьесбережения  способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности индивидуальных занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому этапу обучения.

7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению неслышащих школьников предполагает тесное взаимодействие сурдопедагогов, педагогов, психологов и медицинских работников.

8. Принцип активного обучения заключается в постоянной смене видов деятельности обучающихся, в использовании активных форм и методов обучения (игровые технологии).

     Для достижения  поставленных целей  на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я  использую следующие группы средств:

  • реабилитационные;
  • двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические.

     К средствам реабилитации неслышащих школьников относятся: звукоусиливающая аппаратура, специальные программы, учебники, индивидуальные карты развития, профили произношения каждого ребёнка, логопедические зонды, дневники наблюдений за развитием слуха и речи обучающихся.

     К средствам двигательной активности, используемых мной на индивидуальных занятиях, относятся: физминутки, фонетическая ритмика, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, психогимнастика, работа с офтальмотренажерами, артикуляционные упражнения,  расслабляющие упражнения.

      Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесбережения. На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП я использую элементы ароматерапии, арттерапии, которые способствуют снятию негативного воздействия обучения, росту уровня работоспособности, профилактике простудных заболеваний.

     К гигиеническим средствам здоровьесбережения, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма ребёнка, относятся: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение расписания занятий, ограничение уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

     Одним из главных требований к использованию перечисленных средств является их системное и комплексное применение на занятиях.

      Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики обусловила переход от традиционного обучения, существенную особенность которого составляет «авторитарная педагогика», к развивающему обучению.

      В развивающей технологии весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога  и ученика. Основные характеристики развивающего обучения отвечают принципам здоровьесберегающих технологий.

     Практикуя  развивающее  обучение в  своей работе,  я применяю следующие методы и приёмы, способствующие решению задач здоровьесбережения:

  • учет состояния слуха, произношения речи обучающихся;
  • слуховая тренировка с использованием слухового аппарата;
  • аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный;
  • демонстрационный,
  • практический,
  • наблюдение,
  • дидактическая игра,
  • сюжетно-ролевые игры;
  • артметоды,
  • куклотерапия,
  • сказкотерапия,
  • драматизация и т.д.

      Успешная реабилитация, учебная деятельность и  состояние здоровья обучающихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию неслышащих детей, способствует их адаптации в мире слышащих.

      Обобщение  опыта – это  серьезная,  глубоко  продуманная  деятельность.   Обобщая  опыт, каждый  педагог  надеется,  что  заслужит  внимания  со  стороны  коллег.  Мой  опыт  может быть внедрен  на  уроках  любых  общеобразовательных предметов и  внеклассных  занятиях  коррекционных  школ I и II видов.  Я  считаю, что задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить школьника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

      Результат  моей  деятельности  представлен  в  виде  теоретического  и  практического  материала.

      Теоретический  материал:

  • Доклад: «Речь  и  ее  функции.  Развитие речи в  норме».
  • Доклад: «Формирование  произношения  у  детей  со  сложным  дефектом.  Клиническая  характеристика глухих  детей  со  сложным  дефектом. Индивидуальный подход в  обучении».
  • Доклад: «Комплексное  педагогическое  обследование  слуховой  функции, состояния  устной  речи  слабослышащих  учащихся».
  • Доклад: «Основы  логопедического  массажа».
  • Доклад: «Преемственность  в  работе  специальных  детских садов и  школ для  глухих детей  по развитию слухового  восприятия».
  • Доклад: «Методы  исследования  слуха у детей в различные возрастные  периоды».
  • Доклад: «Сенсорная  база для усвоения устной речи глухими и слабослышащими  учащимися».
  • Доклад: «Специфические  формы организации  обучения  детей  с  недостатками  слуха».
  • Доклад: «Комплексный  подход  к  решению  проблем  коррекции  речи у детей  с  нарушениями слуха  на индивидуальных  занятиях  по  РСВ  и  ФП  с  использованием  нетрадиционных  методов».
  • Доклад: «Развитие  познавательных  способностей у  детей  с  недостатками  слуха  в  процессе  формирования  речи  на  индивидуальных  занятиях  по  РСВ и ФП».
  • Методические  рекомендации  для  молодых  специалистов: «Развитие  слухового  восприятия  на  общеобразовательных  уроках  и  внеклассных  занятиях». «Организация работы  над  произношением  на уроке  и  во внеурочное  время».  «Фонетические  зарядки».

      Практический  материал:

  • Брошюра: «Самомассаж».
  • Брошюра: «Преемственность  в работе  детских  садов  и  школ для  детей  с  нарушениями слуха».
  • Брошюра: «Работа  над  речью  слабослышащего ребенка дома».
  • Брошюра: «Исследование  слуха  у детей.  Первый  год  жизни».
  • Брошюра: «Исследование  слуха  у детей.  Второй-третий  годы жизни».
  • Брошюра: «Исследование  слуха  у  детей  дошкольного  и школьного  возраста.  Обследование  неговорящих  дошкольников».
  • Уроки  по теме: «Использование  здоровьесберегающих  технологий  на  уроке  по  РСВ и ФП»
  1. Звуки  Р-Л.   Тема «Гигиена».
  2. Звуки Ш, С.  Тема «Кухня».
  3. Звук Р.   Тема: «Семья».