Развитие артикуляционного аппарата
консультация по теме

Паншина Татьяна Сергеевна

Артикуляционная гимнастика,  развитие речевого дыхания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnogo_apparata.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

 Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:

  • Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
  • Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
  • Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
  • Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
  • Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

  • рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
  • намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
  • поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Развитие речевого дыхания

     Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

 Запомните параметры правильного ротового выдоха:

  • - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
  • - выдох происходит плавно, а не толчками;
  • - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • - выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Можно предложить ребенку:

  • подуть на вертушку;
  • надувать мыльные пузыри; воздушные шарики;
  • подуть на бумажные кораблики, плавающие по воде;
  • сдувать листочки с ладони…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Буклет для родителей "Развитие подвижности артикуляционного аппарата"

Буклет можно использовать как дополнительный раздаточный материал на родительских собраниях, конференциях...

Развитие артикуляционного аппарата при помощи английских скороговорок.

Отличные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, работаем с дикцией, правильным и четким произношением....

Развитие артикуляционного аппарата

Логопедическая гимнастика.Учимся правильно произносить звуки....

Игровые приемы для развития артикуляционного аппарата

МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка» Учитель-логопед: Рогалёва Н.А. Использование игровых приемовдля развития артикуляционного аппарата Первым и важнейшим этапом в системе всей ко...

Сборник упражнений «Развитие артикуляционного аппарата у дошкольников при обучении английскому языку"

Данное методическое пособие предназначено для формирования навыков и развития речевого (фонематического и интонационного) слуха и произносительных навыков у учащихся дошкольных образовательных учрежде...