Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
учебно-методическое пособие на тему

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologiches._metody_povedeniya.docx77.05 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей

младшего школьного возраста

Введение                                                Стр.2

1.        Основные теоретические и методологические подходы к проблеме         Стр.5

нарушений поведения детей младшего школьного

возраста

1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений                        Стр.5
поведения детей младшего школьного возраста

1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста                 Стр.9

1.3. Методы формы коррекции нарушений поведения детей                        Стр.15
младшего школьного возраста

2.         Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного                 Стр.19
возраста

2.1. Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей                 Стр.19
младшего возраста

2.2. Констатирующий этап педагогического эксперимента                        Стр.23

2.3. Формирующий этап - разработка и реализация методики                        Стр.29
коррекции нарушений поведения детей младшего школьного

возраста

2.4. Оценка результативности методики коррекции нарушений                        Стр.31
поведения детей младшего школьного возраста

Заключение                                                Стр.36

Список литературы                                                Стр.38

Приложение А                                                Стр.41

Приложение Б                                                Стр.41

Приложение В                                                Стр.43

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста.

Введение

Проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста - одна из серьезных проблем современного общества. Причины
нарушения поведения возникают как результат политической, социально-
экономической и экологической нестабильности общества, усиления
влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых отношений,
отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей,
эпидемий разводов.

Растет число детей с нарушением в поведении, проявляющемся в
асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных
действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных, т.е. отклоняющихся
тенденциях с уходом от реальности к неудовлетворенным потребностям

Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к росту
беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной
жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, является
нарушение поведения детей и нарушения познавательной сферы.

Общим в происхождении нарушений поведения детей главным образом
является агрессивность в различных формах ее проявления, а также
негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической
дезадаптации. В основе нарушений лежат психологические и социально-
психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной,
эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым -
негармоничное семейное воспитание, к третьим - устоявшаяся адаптация к
агрессивной среде обитания.

Актуальность исследования агрессивности в курсовой работе определяется
потребностью в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и
динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в
определении средств своевременной коррекции нарушений поведения, так
как нарушения поведения детей младшего школьного возраста влияют на
установку их личности. Неразработанность проблемы, её теоретическая и
практическая актуальность и определили выбор направления и тематику
курсовой работы.

Цель: на основе теоретического и практического исследования выявить
эффективные методы и способы коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста.

Объект: нарушения поведения детей младшего школьного возраста

Предмет: коррекция нарушений поведения детей младшего школьного
возраста.

Задачи:

1)         изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме
нарушений поведения детей младшего школьного возраста;

2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей
младшего школьного возраста;

3)         выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного
возраста

4)        разработать методику коррекции агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста и определить ее результативность.

Гипотеза исследования: коррекция агрессивного поведения детей младшего
школьного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны

индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений
поведения детей и при этом будут учтены:

-        возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста;

-        причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного
возраста.

В курсовой работе использовались следующие методы:

-        анализ научной и учебно-методической литературы;

-        наблюдение;

-        тестирование;

-        опрос;

-        педагогический эксперимент;

-        математическая обработка и интерпретация результатов

База исследования:

Детский дом №19 в п.Заневка Всеволожского района Ленинградской
области. В исследовании принимали участие 15 детей младшего школьного
возраста. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия
испытуемых.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
материалы можно использовать при составлении методических указаний,
программ в работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции
нарушений поведения детей не только детей младшего школьного возраста,
но и подростков.

1. Основные теоретические и методологические подходы к проблеме
нарушений поведения детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства
детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых
нарушения поведения занимают одно из ведущих мест /4, с.142/. Вместе с
тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить
определение понятия и типологию нарушений поведения детей.

Согласно справочной психиатрической литературе /25/, поведение
определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом
стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит
индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как
повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным
образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко
распространившейся дезадаптации поведения /25/. При этом основными
диагностическими криУериями нарушений поведения являются воровство,
побеги из дома, намеренная лживость, прогулы школьных занятий, участие в
поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой
собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокость по
отношению к людям или животным.

С точки зрения деструктивной направленности различают: нарушения
поведения - одиночный агрессивный тип; нарушения поведения - групповой
агрессивный тип и нарушения поведения в виде непокорности и
непослушания/32, с.85/.

Нарушения поведения - одиночный агрессивный тип. Кроме указанных
выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений детей

описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного в
физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно оно
направленно против взрослых и родственников или воспитателей детского
дома. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости,
непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи,
прогулам и вандализму/32, с.87/.

Дети с указанным типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое
антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в
сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики.
Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств,
физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. 8 тяжелых
случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое
насилие. В рассматриваемом детском доме ситуация не имеет ярко
выраженной окраски.

Для большинства детей отнесенных к одиночному агрессивному типу,
свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ
«жесткости». Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже
если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности
манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться
взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием
других людей.

Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное
поведение и стараются обвинить других. Эти дети не только часто
испытывают необыкновенную фрустрацию, вызванную неудачами, но и
совершенно не подчиняются никакой дисциплине. Вместе с тем,
отличительной особенностью такого агрессивного поведения является
одиночный, а не групповой характер деятельности /32с.90/.

Нарушения поведения - групповой агрессивный тип. Характерной
доминирующей особенностью является агрессивное поведение,
проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании
друзей. Такое поведение всегда проявляется вне дома, или вне стен детского
дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную
физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а
также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные
поступки /32, с.91/. В случае с детским домом проблема носит мягко
выраженные формы.

Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения
являются значительное влияние группы сверстников на поступки детей и их
чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости
быть членом группы. Поэтому дети с названными нарушениями обычно
дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию
своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или
доносить на них.

Нарушения поведение в виде непокорности и непослушания. Существенной
особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием
является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью,
конфликтностью, часто направленное против воспитателей в детском доме,
родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах
расстройств поведения, однако, не включают более серьезных проявлений в
виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для
такого типа нарушений поведения являются: импульсивность,
раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям
окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и
мстительность, конфликтность.

Дети с указанными признаками поведения, часто спорят со взрослыми,
теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются
другими. Они часто не выполняют просьб и требований других и специально
раздражают их. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и
трудностях. Нарушения почти всегда проявляется дома и в школе при
взаимодействии с родителями, другими взрослыми или сверстниками,
которых ребенок хорошо знает /32, с.92/.

Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствует
нормальным взаимоотношениям с другими и успешному обучению в школе.
У таких детей часто нет друзей, и они не довольны тем, как складываются
человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо
учатся в школе или совсем не успевают, поскольку зачастую не хотят ни в чем
участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои
задачи без посторонней помощи /32, с.95/.

Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового
человека, выделяют девиантное поведение и нарушения поведения при
нервно-психических заболеваниях.

Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено
нервно психическими заболеваниями - понятие социально-психологическое,
так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-
историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий,
поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В
связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для
оценки его выраженности /1, с.51/.

К нарушениям поведения можно отнести: психологические особенности
возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно-

личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическую
запущенность.

Патологические формы нарушений поведения - понятие, сближающее
психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения
проявляются при таких распространенных в детской психиатрии пограничных
нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-
личностные реакции, психогенные патологические формирования личности,
пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе
задержка темпа психического развития /1, с.51/. Александров А .А. выделяет
четыре основных формы нарушений поведения детей:

-        антисоциальные (антиобщественные),

-        делинквентные (противоправные),

-        антидисциплинарные,

-        аутоагрессивные.

Таким образом, анализ вышеназванных классификаций показывает, что вне
зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве
подходов агрессивность является основной качественной характеристикой
нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей
младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины
нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные
особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм
и правил поведения, начинает формироваться общественная
направленность личности.

1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные
изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к

концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными,
разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I — II
классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных
указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто
повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III
класса, помимо опыта собственного поведения и указаний старших (они
воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт
других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение
художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же
формируется и моральное поведение /27, с.190/.

Дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего
следуя прямым указаниям старших, в частности учителя; ученики III класса в
гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной
инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. Характер же в младшем
школьном возрасте только складывается /27, с.190/.

Например, настойчивость девочки — может быть временным психическим
состоянием, которое возникает только при определенных условиях: когда
она видит пример своей подруги и когда к тому же ее деятельность успешна.
Неудачи выбивают ее из колеи /19, с.168/.

В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно
проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности,
которые позднее обычно маскируются привычными формами сложившегося
в жизни поведения. Застенчивость, замкнутость могут быть
непосредственным проявлением слабости нервной системы,
импульсивность, невыдержанность — проявлением слабости тормозного
процесса, замедленность реакции и переключения с одной деятельности на
другую — проявлением малой подвижности нервных процессов.

Разумеется, это обстоятельство нисколько не снимает задачи воспитания:
нервная система, как указывал И. П. Павлов, весьма пластична и способна к
некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. К тому же, как
мы знаем, за типологическими проявлениями возможен контроль со
стороны сознания, что и необходимо воспитывать у школьников /27, с.192/.

Характер младшего школьного возраста отличается некоторыми
особенностями. Возьмем, прежде всего, импульсивность — склонность
незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов,
побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех
обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой
регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому
далеко не все случаи нарушения детьми младшего школьного возраста
правил внутреннего распорядка в школе или детском доме следует
объяснять недисциплинированностью /17, с.160/

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший
школьник (особенно 7—8 лет) еще не умеет длительно преследовать
намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может
при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера —
капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного
воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования
удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой
протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляют
школа или детский дом, против необходимости жертвовать тем, что хочется,
во имя того, что надо /17, с. 162/.

К возрастным особенностям характера младшего школьного возраста
относятся и такие положительные черты, как отзывчивость,

любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной
особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся
подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых
книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно
ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую
опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если
первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол,
то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные
манеры этого старшего /5, с.263/.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность
сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение,
умственная деятельность младших школьников обычно окрашены
эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не
умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление,
дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя,
печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие
школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой
сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным
проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность
регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст дает большие возможности для воспитания
положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость
школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный
авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, — на все это необходимо
опираться в воспитательной работе /5, с.264/.

К началу обучения в III классе, под влиянием возрастающих требований, под
влиянием правильно организованной учебно-воспитательной работы, у

младшего школьного возраста формируется трудолюбие, прилежание,
дисциплинированность, аккуратность /7, с.110/.

Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения,
появляется умение сдерживать себя и контролировать свои поступки, не
поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость, умение
преодолевать трудности. Ученики III класса обнаруживают способность в
результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву
долженствования. Но порой побеждает и мотив низшего уровня (стремление
получить удовольствие). В этой ситуации воспитатель должен проявить
твердость, в противном случае закрепляется нежелательная привычка
(например, бросать уроки и спешить к телевизору, если идет интересная, а
иногда и любая передача).

Уже в III классе у учащихся заметно начинает проявляться осознанное
чувство долга (если оно целенаправленно формировалось учителями и
родителями), пока еще недостаточно устойчивое и не совсем
самостоятельное. Согласно исследованию Н. Б. Андриановой, можно
наметить четыре типа школьников в зависимости от особенностей
проявления осознанного чувства долга /7, с.111/.

У первого типа чувство долга сравнительно устойчиво и распространяется на
широкий круг жизненных отношений.

Второй тип характеризуется неустойчивостью чувства долга, которое
проявляется лишь в отдельных нравственных поступках.

У третьих чувство долга проявляется лишь в сравнительно узкой сфере
(только по отношению к родным, товарищам).

Четвертый тип имеет слабо развитое чувство долга. Некоторые из детей,
относящихся к этому типу, послушны, но только в силу необходимости /7,
с. 112/.

Младший школьный возраст характеризуется рядом физических изменений
/13, с.25/. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе
рождение.

Для детей с нарушением поведения характерна полярность психики:

1.        Целеустремленность, настойчивость и импульсивность.

2.        Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и
желаний что-либо делать.

3.        Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро
сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

4.        Потребность в общении сменяется желанием уединиться.

5.        Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

6.        Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.

7.        Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость
ума, стремление к познанию и информации, ребенок стремится овладеть как
можно большим количеством знаний, но бессистемно. Основными
факторами нарушений поведения детей выступают уровень притязаний,
самооценка и статус, коммуникативные способности и
конфликтоустойчивость/13, с.25/.

Таким образом, для более успешной коррекционной работы необходим
поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого
отдельного ребенка с нарушением поведения. Положительные качества
формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала

сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная
коррекционная работа, совместные усилия всего педагогического
коллектива, школы, семьи, детского дома, привлечение общественных
организаций, целенаправленная работа педагога дает возможность получить
положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.

1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего
школьного возраста

Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера
педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом,
воспитательных возможностей школы, семьи или детского дома,
конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами
воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным
продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в
коррекции и в воспитании /23, с. 19/.

Организация деятельности детей на основе их интересов - одно из
направлений коррекции, получившее широкое распространение за
последние годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и
коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С.
Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка
на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными
привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических
приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей

практической индивидуальной коррекционной работе использует различные
формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию,
игротерапию, логотерапию, и др. /23, с.20/.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия,
применяемые школьным психологом в коррекции нарушений поведения
детей.

Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с ребенком,
направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное
описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний
вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком,
готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого
человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной
аргументацйи и внутреннего состояния ребенка, приводящего к
самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях,
мыслях, чувствах, желаниях/14, с.59/.

Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и
музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность,
беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое
слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит
спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые
вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать
неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе
различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры
важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции -
диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между
собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и

психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений /6,

с. 56/.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной
экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение
двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной
дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и
желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших
движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу».
Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность
выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от
индивидуальных особенностей личности ребенка /14, с. 64/.

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения,
включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические,
общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию.
При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности
ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного
поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и
социально-психологических факторов. Также учитываются возраст,
индивидуальные условия воспитания /33, с.37/.

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и
глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и
педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько
она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный

подход означает выявление природы психологических трудностей
конкретного ребенка и действительных психологических механизмов,
лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному
индивидуальному случаю способов и методов работы /14, с.38/.

Индивидуальная помощь ребенку - это специальная деятельность педагогов,
осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или
опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на
содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с
ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения.
Преимущество группы заключается о том, что группа представляет собой
своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и
других членов группы может проанализировать собственное поведение и
опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой
организации общения в группах, активного социального обучения, главной
характеристикой которого является «соответствие самой процедуры
обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его
реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном
соответствии со всеми требованиями общения-диалога»/14, с. 39/.

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм
которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к
идеям интенсивного общения К. Роджерса /4, с.149/, его принципу «здесь и
теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе,
принципу партнерства и равенства участников группы (совместного
восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и
максимального учета интересов всех участников), осознания и
эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения

ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д, Это
значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и
вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений
поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции
индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции
нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности
ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного
поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и
социально-психологических факторов. Также учитываются возраст,
индивидуальные условия воспитания.

В этой связи нельзя не упомянуть эффективную игровую модель воспитания
детей в малых группах на природе, которую предложил миру основатель
всемирного скаутского движения Роберт Баден Пауэл. Актуальность её
подтверждает 106-летний опыт развития скаутского движения и участие в
ней ныне более 50 тысяч российских детей.

2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей
младшего возраста

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что
вне зависимости от направленности и особенностей поведения в
большинстве подходов основной качественной характеристикой нарушений
поведения является агрессивность. Поэтому для коррекции нарушений
поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип
и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и
возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте
закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение

моральных норм и правил поведения, начинает формироваться
общественная направленность личности.

Для более успешной коррекционной работы необходим поиск наиболее
эффективных методов и средств воздействия на каждого отдельного ребенка
или группы детей с нарушением поведения. Индивидуальный подход
означает выявление природы психологических трудностей конкретного
ребенка и действительных психологических механизмов, выбор
соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов
работы.

Данный педагогический эксперимент должен подтвердить:

1)        полученные выводы в теоретическом исследовании;

2)        гипотезу исследования, суть которой в том, что коррекция нарушений
поведения детей младшего школьного возраста даст положительные
результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы
и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены:

-        возрастные и психолого педагогические особенностей детей младшего
школьного возраста;

-        причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Педагогический эксперимент состоит из последовательных этапов, каждый
из которых требует определенных методик.

На первом этапе, констатирующем - исследуются динамические
характеристики личности, изучаются социально-статусная структура
личности, определяются условия и факторы социально-психологических
индексов, влияющих на межличностные конфликты среди подростков.
Известно, что выявленные на этом этапе характеристики - важные

диагностические показатели для последующих этапов педагогического
эксперимента.

Задача второго этапа - формирующего, разработана и реализована
программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста.

На третьем этапе, итоговом, в результате проведенных диагностических
процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и
дается оценка результативности.

Целью педагогического эксперимента является разработка и реализация
методикипо коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста, определение её результативности.

Задачи исследования в рамках курсовой работы.

1)        провести диагностические мероприятия по определению возрастных и
психологических особенностей, условий и факторов, влияющих на
нарушения в поведении детей;

2)        на основании полученных результатов в ходе диагностических
мероприятий разработать и реализовать методику коррекции нарушений
поведения детей младшего школьного возраста.и определить
результативность данной методики.

Для решения поставленных задач использовались методы:

1)        наблюдение;

2)        социзмерения;

3)        математическая обработка и интерпретация результатов

Базой исследования послужил Детский дом 19 в пос. Заневка Всеволожского
района Ленинградской области. В исследовании принимали участие 15 детей

младшего школьного возраста. Исследование проводилось анонимно и с
полного согласия испытуемых. Отбор испытуемых проводился по личным
делам детей. У всех испытуемых детей нарушения поведения периодически
проявлялись в виде непокорности и непослушания.

Основными факторами нарушений поведения в виде непокорности и
непослушания выступают уровень притязаний, самооценка и статус,
коммуникативные способности и конфликтоустойчивость.

В нашем эксперименте для разработки методики коррекции нарушений
поведения детей определены следующие факторы:

1)        социальный статус;

2)        коммуникативные способности;

Где, оценочными критериями выступили:

1) коммуникативные способности - понимание специфики ситуаций и
уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей;

С целью обеспечения индивидуализации проводилась комплексная
диагностика показателей нарушения поведения детей, где были определены
следующие методы:

1)        метод наблюдения, включал наблюдение за детьми во время занятий и
перемен между ними;

2)        тестированием определялось понимание специфики ситуаций и уровень
проявления организаторских или коммуникативных способностей.
Определенные методы исследования позволили выявить педагогические и
психологические особенности и причины, влияющие на нарушение детей,
которые необходимо учитывать при разработке методики коррекции
нарушений поведения детей.

2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента

Наблюдение за детьми показало, что среди испытуемых есть дети, которые
любят главенствующие роли. Из анкет родителей эти дети из семей с
высоким социальным статусом. Это Саша М., Диана Ш и Алина Б. На занятиях
ведут себя активно. Во всем стремятся быть аккуратными.

Диане Ш, присущи больше характеристики Саши, по наблюдению можно
сказать что её воспитание больше подходит мальчику, нежели девочке. На
это надо особенно обратить внимание родителям и педагогу.

Алина б. наоборот, старается не конфликтовать со сверстниками, однако
свою точку зрения будет доказывать упорно и в споре ни когда не уступает.
Не легко поддается убеждению, не принимает позицию взрослого. Дети
много фантазируют и умеют привлечь на свою сторону других ребят. Со
сверстниками дружны и как правило, в их затеях принимают участие все
дети. Однако Алина Б послушна, но не покорна. А Саша М. наоборот не
послушен, но покорен.

В испытуемой группе есть «драчуны». Это Витя С. и Кирилл К., они, замкнуты,
не дружны, ведут себя обособлено, не активны. На занятиях не слушают,
крутятся, невнимательны, быстро надоедает однообразие, капризны. Не
поддаются убеждениям. Огрызаются со взрослыми, конфликтуют со всеми
детьми. Зачастую сами являются зачинщиками драк. Семьи этих детей не
благополучные. Не послушные и не покорные.

Остальные дети, можно сказать «среднего уровня». Ведут себя по-разному,
ни чем не выделяются. Работы детей в основном не аккуратные. Легко
вступают в конфликт. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые с
трудом. На занятиях активны, но некоторые могут быть и безразличны к
происходящему. Эти дети в основном из семей «среднего» социального

статуса. У большей части детей не полные семьи. В некоторых семьях
работает только один родитель.

Социальный статус семей мы вывели по оценке педагогом семьи и анкетам
родителей. Результаты наблюдения выведены в Таблице 1.

Таблица 1 - Психологические характеристики детей.

Статус

№         Ф.И.О.         Характеристика дошкольного возраста                семьи

малообщительный, спокойный,

1        Миша М.         уравновешенный, часто грубит, не послушный,         средний

покорный

шустрый, быстрый, общительный, часто

2        Никита П.         конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не         средний

покорный

спокойная, общительная, конфликтов не

3        Алина Б.         возникает, не покорная, послушная, иногда                 высокий

огрызается

всегда с мальчиками, может подраться,

4        Витя С.         никогда не попросит прощения, замкнут, не         низкий

послушный и не покорный, резок.

5        Данил Б.         общается со всеми, ябеда, покорный                        средний

очень спокойная, нет подруг, замкнута, в

6        Злата Б.                                                 средний

.                         основном одна, исполнительна, послушная

7        Ольга Е. спокойная, общительная, не покорная        средний

спокойная, общительная, играет со всеми

8        Диана Ш.                                        высокий

детьми в группе, больше не послушная

общается с кем придется, нет друзей,

9        Кирилл К       малообщителен, резкий в отношениях,                низкий

непослушный и непокорный.

всегда с мальчиками, может подраться, но

может и попросить прощение,

10        Вася К.                                        средний

малообщительный, не послушный и не

покорный, грубит взрослым

дружит с избранными, общается со всеми,

частые конфликты, обида часто перерастает в

11        Настя Н.                                        средний

слезы, более-менее послушная, иногда бывает

в гневе.

очень добрая, общительная, знает много

12        АняМ.             стихов, всегда улыбается, такой                        средний

демонстративный характер, не послушная

любознательный, но не общительный, тяжело

13        Егор П.                                        средний

идет на контакт со сверстниками, не покорен

шустрый, быстрый, общительный,

14        Сережа О.                                        средний

неусидчивый, не послушный

любознательный, общительный, все хочет

15        Саша М.                                        высокий

знать, не покорный, иногда бывает в гневе.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный статус семей не
отражается на нарушении поведения детей. Поэтому статус ребенка не
является основным фактором нарушений поведения.

Педагоги были опрошены по составленной нами анкете (Приложение А), для
выявления факторов и причин нарушений поведения детей. По результатам
опроса установлено, что основной причиной нарушений поведения является
малообщительность, а из-за отсутствия методик по развитию и
формированию коммуникативных способностей детей не развиты
коммуникативные навыки.

Следующим измерением было диагностирование коммуникативных
способностей детей.

Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум
аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит
взаимодействие (Приложение Б) и коммуникации со сверстниками были
определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили:
замкнутость -1 балл, малообщителен - 2 балла и общителен - 3 балл.
Оценка уровня коммуникаций: высокий уровень - 3 балла; средний уровень
- 2-3 балла, низкий уровень 1-2 балла. Диагностические методики выявляли
уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей
(взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия,
а также о способах адекватного поведения.

Диагностика по методике «Понимание специфики ситуации» проводилась
следующим образом, детям раздали по две пары картинок, с изображением
ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе. На одной картинке
изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с
правилом, на другой - кто-нибудь нарушает его. Дети должны были оценить
ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со
сверстниками. Результаты обследования коммуникативных способностей
детей занесены в Таблицу 2.

Таблица 2 - Коммуникативные способности детей

Понимание                 Хар-ка        Среднее                Уровень

№     Ф.И.О.             специфики                (баллы)        количество                коммуник.

ситуации (баллы)                         баллов                способностей

1        Миша М.         3                        2                2,5                средний

2        Никита П.         2                        3                2,5                средний

3        Алина Б.         3                        3                3                высокий

4        Витя С.         1                        1                1                низкий

5        Данил Б.         1                        2                1,5                низкий

6        Злата Б.         1                        2                1,5                низкий

7        Ольга Е.         2                        3                2,5                средний

8        Диана Ш.         3                        3                3                высокий

9        Кирилл К.        1                 .        2                1,5                низкий

10        Вася К.         2                        2                2                средний

11        Настя Н.         2                        3                2,5                средний

12        Аня М.         3                        3                3                высокий

13        Егор П.         1                        2                1,5                низкий

14        Сережа О.         2                        2                2                 средний

15        Саша М.         3                        3                3                высокий

Итак, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3 (20, 0%)
детей, с низким – 5 (33, 3%), и 7 (46, 6%) детей имеют средний уровень
коммуникативных способностей. Результаты диагностики коммуникативных
способностей представлены в динамике Рисунок 2.

Полученные показатели коммуникативных способностей, в ходе
констатирующего эксперимента, для детей младшего школьного возраста
очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем
обучении дети должны быть более общительны.

Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей,
нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов.
При этом были определены характеристики детей. Причиной нарушения
поведения детей в виде непослушания и непокорности является
малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого
поведения является низкий уровень коммуникативных способностей,
который проявляется в неумении детей оценить создавшуюся ситуацию и
при этом определить для себя адекватный стиль поведения. Выявленные
причины и факторы, а также особенности детей позволят построить
методику коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста.

Как видим из рисунка, в основном дети малообщительны (средний уровень),
что не может не повлиять на нарушения в поведении детей. Следовательно,
либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных
способностей, либо не правильно подобраны методики.

Основные проблемы, заключаются в неумении детей организовать и
контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с
окружающими, т. е. в конечном счете, в нарушениях общения,
представляющих реальную опасность для адекватного поведения.

2.3 Формирующий этап - разработка и реализация методики коррекции
нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям с
нарушением в поведении, устранении искажений эмоционального
реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных
контактов ребенка со сверстниками, а также в определении возможных
путей решения следующих задач:

1.        Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять,
потребности в общении.

2.        Развитие детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и
правилах поведения.

3.        Развитие навыков адекватного поведения.

4.        Формирование детей правильной самооценки и сбалансированности
эмоциональных состояний.

5.        Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях

Указанные цели и задачи достигаются входе коррекционных занятий,
проводимых раз в неделю с различным уровнем развития (группами не
более 5 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут.

Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой
своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и
других членов группы может проанализировать собственное поведение и
опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой
организации общения в группах, активного социального обучения, главной
характеристикой которого является «соответствие самой процедуры
обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его
реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном

соответствии со всеми требованиями общения диалога». Следует отметить,
что методы психологического тренинга, одной из форм которого является
групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного
общения К. Роджерса, его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу
непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и
равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей
увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех
участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого
члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его
глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на
непосредственном опыте и вовлечении в него.

При разработке занятий за основу взята программа А. Е. Рыбак «Вместе», в
которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной
отзывчивости детей на различные средства художественной
выразительности.

На занятиях и вне их обязательно созданы условия для художественного
освоения детьми окружающей действительности. К ним относятся пение,
пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность,
совместные импровизации, игра со словом и звуком. 8 этих условиях с
изменением среды и форм общения детей происходит разрушение
неадекватных стереотипов поведения.

Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых
отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого
педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения,
учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение
самостоятельно их регулировать.

Следующим этапом стало проведение работы, направленной на развитие
эмоциональной и коммуникативной сферы в игровой деятельности. Её
основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-
творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на
занятии в различной последовательности использовались:

-        коммуникативные игры,

-        беседы на различные темы,

-        разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,

-        ритмические и интонационные игры со словом,

-        музицирование, импровизации, танцы, хороводы,

-        психогимнастические упражнения,

-        психологические этюды,

-        ауторелаксация,

-        чтение и обсуждение художественных произведений;

-        обыгрывание эмоционального состояния

-        подвижные игры.

Конспект проведения занятий представлен в Приложении В.

После проведения подобных занятий на протяжении трех месяцев нами был
проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе.

2.4 Оценка результативности методики коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста

Для оценки результативности методики коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста предусмотрены диагностические срезы:
первичный, до проведения игры и вторичный, после ее окончания.

Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый.

Опрос педагогов прояснил, что дети между собой стали намного
общительнее, меньше ссорятся на переменах, у детей стали развиваться
коммуникативные навыки.

По итогам наблюдения можно сразу сговориться, что личностные
характеристики детей немного изменились, сравнительные характеристики
детей представлены в Таблице 3.

Таблица 3 - Психологические характеристики детей.

№         Ф.И.О.         Характеристика дошкольного возраста

до эксперимента                                 после эксперимента

                малообщительный, спокойный                 общительный, более
1         Миша М.         уравновешенный, не                        послушный                                                послушный, покорный

шустрый, быстрый,                                                        общительный, часто                        общительный, более

2        Паша П.

конфликтует из-за пустяков,                 покорный и послушный
неусидчивый, не покорный

спокойная, общительная, не                общительная, покорная,

3         Алина Б.

покорная, послушная                         послушная

                                всегда с мальчиками,  может                малообщительный, стал

        подраться, никогда не                        изредка общаться с

4         Витя С.

                                попросит прощения, замкнут,                девочками, более

                               не послушный и не покорный                послушный, но непокорный

                        общается со всеми, ябеда,                общается со всеми,

5         Данил Б.

                        покорный, но не послушный                 покорный

более послушный

очень спокойная, нет подруг,                малообщительная

6        Злата Б.

замкнута, в основном одна,                появились подруги,
исполнительна, послушная.                покорная, послушная

спокойная, общительная,                спокойная, общительная

7        Ольга Е.

непокорная                                        играет со всеми детьми в                                                группе, более послушная

спокойная, общительная,                общительная, послушная,

8        Диана Ш.

играет со всеми детьми в                но не покорная
группе, больше не послушная                

общается с кем придется, нет                завел друга, более

9        Кирилл К.

друзей, малообщителен,                        покорный и послушный
непослушный и непокорный.                

Всегда с мальчиками, может                общительный, реже стал

10        Вася К.

подраться, но может и                         драться, послушный и
попросить прощения,                        более покорный

малообщительный, не

послушный и не покорный

дружит с избранными,                        играет почти со всеми,

11        Настя Н.

общается со всеми, частые                 редкие конфликты,
конфликты, обида часто                        послушная, не покорная

перерастает в слезы,  

более-менее послушная.

очень добрая, общительная                общительная,

12        Аня М.

знает много стихов, всегда                 демонстративные черты

улыбается, такой                                характера проявляются

демонстративный характер,                  реже, послушная

послушная.

любознательный, но не                        малообщительный, стал

13        Егор П.

общительный, тяжело идет на                 менее конфликтен, и более контакт со светстниками, не                 послушный        

покорен

шустрый, быстрый, любознательный,  общительный, более                

14        Сережа О.

общительный, тяжело идет на                 менее конфликтен, и более контакт со светстниками, не                 послушный        

любознательный,                                 общительный, более

15        Саша М.

общительный, все хочет знать,                покорный и послушный        

не покорный

Результаты сравнительного анализа коммуникативных способностей

Представлены в Таблице 4.

Таблица 4 – Коммуникативные способности детей.

                        Понимание                        Хар-ка        Среднее

№ Ф.И.О.                  специфики ситуации        дошк.                 количество        

                        (баллы)                        (баллы)        баллов

                        до         после         до         после          до                после

1        Миша М.        3                3                2                3                2,5                3

2         Паша П.        2                3                3                3                2,5                3

3        Алина Б.        3                3                3                3                3                3

4         Витя С.        1                2                1                2                1                2

5        Даниил Б.        1                2                2                2                1,5                2

6        Злата Б.        1                2                2                2                1,5                2

7        Ольга Е.        2                3                3                3                2,5                3

8        Диана Ш.         3                3                3                3                3                3

9        Кирилл К.        1                1                2                2                1,5                1,5

10        Вася К.        2                3                2                3                2                3

11        Настя Н.        2                3                3                3                2,5                3

12        Аня М.        3                3                3                3                3                3

13        Егор П.        1                2                2                2                1,5                2

14        Сережа О.        2                3                2                3                2                3

15        Саша М.        3                3                3                3                3                3

Из таблицы видно, что показатели коммуникативных способностей и
характеристик детей улучшились.

Вследствие проведенных занятий по развитию коммуникативной и
эмоциональной сферы, заложенных в коррекционную методику нарушений
поведения детей, коммуникативные способности детей стали выше.

Итак, по полученным результатам и выводам в ходе опытно-
экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что

предложенная программа коррекции нарушений поведения детей младшего
школьного результативна.

Таким образом, если при коррекции нарушений поведения детей младшего
школьного возраста будут подобраны индивидуальные или групповые
методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут
учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей
младшего школьного возраста; причины и факторы нарушений поведения
детей младшего школьного возраста, то коррекция нарушений поведения
детей будет эффективна.

Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.
Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил
сделать ряд выводов:

1)        агрессивность является основной качественной характеристикой
нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей
младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины
нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные
особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм
и правил поведения, начинает формироваться общественная
направленность личности;

2)        для более успешной коррекционной работы необходим поиск новых
форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного
ребенка с нарушением поведения. Положительные качества формируются
постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с
отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная коррекционная работа,

совместные усилия педагогов, воспитателей, семьи, привлечение
общественных организаций, целенаправленная работа педагога дает
возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений
поведения детей.

В) коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной,
насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
Индивидуальный подход означает выявление природы психологических
трудностей конкретного ребенка и действительных психологических
механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному
индивидуальному случаю способов и методов работы.

Практическое изучение проблемы коррекции нарушений поведения детей
позволило выявить особенности детей, причины и факторы, влияющие на
нарушения в поведении детей, которые необходимы для разработки
программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного
возраста. По полученным результатам и выводам в ходе реализации
педагогического эксперимента, можно с уверенностью сказать, что
предложенная методика коррекции нарушений поведения детей младшего
школьного результативна.

Гипотеза, выдвинутая в исходном положении, если при коррекции
нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут
подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции
нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и
психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного
возраста; причины и факторы нарушений поведения детей младшего
школьного возраста, то коррекция нарушений поведения детей будет
эффективна, нашла свое подтверждение.

Практическая значимость данного исследования заключается атом, что
материалы можно использовать при составлении методических указаний,
программ в работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции
нарушений поведения детей не только детей младшего школьного возраста,
но и подростков.

Список литературы

1        Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и
акцентуациях характера / Нарушения поведения детей и подростков - М.:
2001-С. 51-59. Чебоксары 2010

2        Беличева С.А. Социально-психологические основы предупреждения
десоциализации несовершеннолетних/Автореф. дис. докт. психол. наук. -
М.: 1989.-45 С.

3        Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения
отклонений в поведении школьников /Автореф. дис. докт. пед. наук. - М.:
2003. - 36 с.

4        Варга А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без
аномалий психического развития / Психологический статус личности в
различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. - М.:
МГПИ.-2002.-С. 142-160.

5        Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В-Давыдова- М.:
Педагогика-Пресс, 2002.- С. 263-269.

6        Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондэренко, А.
И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003

7        Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. EJ3 Вераксы. - М.:
Мозаика-Синтез, 2007

8        Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./
Автореф. дис... докт. психол. наук. - М.: 2001. - 36 с.

9        Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного
поведения детей и подростков// Нарушения поведения детей и подростков -
М.: 2001. С. 11-23.

10        Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-
психологические и психиатрические аспекты. /В.Т. Кондрашенко- Минск:
Беларусь, 2005-С. 77-83.

11        Кудрявцев В.Н. и др. Социальные отклонения. - М.: Юрид. лит., 2002. -
368с.

12        Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение./А.И.
Ковалева - М.: 2002 -115 с.

13        Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм
психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании
общения с детьми // Общение и развитие психики. - М.; 2001.С. 25

14        Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и

15        методы / Брак У. Б., Лаут Г. В. - М.: Академия. 2005 - 129 с.

16        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000

17        Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие для
вузов. - М: Сфера, 2001. -160 с.

18        Левитов НД. Фрустрация как один из видов психических состояний//
Вопр. психологии, № 6, 1967.-С. 118-129.

19        Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психологии, № 6,
1972,- С. 168-173.

20        Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации 8 работах А. Маслоу//
Вопр. психологии, N 3, 2003. -С.150-158.

21        Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение./П.Ф. Лесгафт
- М.: Педагогика, 1991. - С. 10-86.

22        Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.// Вопр.
психологии, N 3, 2003. - С.116-125.

23        Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся. /Э. Натанзон -
Кишинев. Лумина, 2001. - 168 с.

24        Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. - 2002, №
1-2-С. 4-97.

25        Психологический словарь/ Под ред. В.В Давыдова и др.- М.: Педагогика,
2003.- С. 25.

26        Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной:
учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -
М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 528 с.

27        Развитие личности ребенка: Пер с англ./ Общ ред. A.M. Фонарева. - М.:
Прогресс, 2002.-С. 190-197.

28        Рудистам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы:
Теория и практика: Пер. с англ. / Общ.ред. и вступ. ст. Л. А, Петровской. - М.
2001-210 с.

29        Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции// Мир психологии и психология в мире,
№ 1, 2004.- С. 57-63.

30        Славина Л.С. Дети с аффективным ловедением./Л.С. Славина - М.:
Просвещение, 2004. -150 с.

31        Фрейд 3. Я - Тбилиси: Мерами, 2001.- С. 375.

32        Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -
Минск.: Ильин В.П., 2001. -199 с.

33        Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном
процессе// Методическое.пособие. - Минск.: БНИИО, 2003. - С. 37.

34        Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В.
Лебединский и др. - М.: Изд-во МГУ, 2004. -197 с.

Приложение А

Анкета опроса для педагогов по выявлению факторов и причин нарушений
поведения детей.

№ Bonpoc

1.        Часто ли возникают конфликты среди детей?

2.        Общение между сверстниками проходит только в школе/детском доме?

3. Имеются ли в классе/детдоме обособленные дети, с которыми остальные
общаются не охотно?

4.        Есть ли в классе «заводилы», лидеры?

5.        Имеет место среди детей разделение на группы?

6. Проводите ли Вы профилактические мероприятия по предупреждению нарушений в поведении детей?
Приложение Б

Диагностическая методика «Понимание специфики ситуации детьми»

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных
способностей (способности детей распознавать различные ситуации,
связанные с пребыванием обществе, и определять правила поведения в
них).

Материал

Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в
общественных местах (по количеству детей). На одной картинке изображена
ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на
другой - кто-нибудь нарушает его (рис. 1, 2). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все
дети ведут себя правильно.

Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок.
Оценка

3 балла - ребенок правильно отметил обе картинки.
2 балла - ребенок правильно отметил одну картинку.
1 балл - ребенок неправильно отметил обе картинки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые хорошо распознают различные
ситуации, вычленяют правило поведения в них, представляют, какое
поведение связано с соблюдением правила, а какое - с его нарушением.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации,
предполагающие действие по определенным правилам. Они могут не

замечать нарушение правила или не знать самого правила поведения в
отдельных ситуациях.

Оценку 1 балл получают дети, которые, как правило, не распознают
ситуации, в которых следует действовать по определенным правилам, не
вычленяют самого правила.

Приложение В

Коррекционная методика нарушений поведения детей младшего школьного
возраста

Занятие «Цветные карандаши»

Пособие, шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей,
которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

«Вхождение» (Дети входят в зал под песню «Добрые волшебники»)

Педагог: «Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы
отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что
Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне
возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть
которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее
настроение (улыбнулись) и, если вы будете помогать и заботится друг о
друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!»

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно
пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

А вот и первое препятствие - болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной
кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой,
смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками
показывая друг другу: «Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец
приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно
его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы
с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и
хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми
глазами!»

I. Упражнение «Волшебный сон» (Звучит релаксационная музыка)

Педагог тихим голосом читает, подходя и ласково дотрагиваясь до каждого
ребёнка:

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем....

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена...

Дышится легко, ровно, глубоко....

Пауза...

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали»

Хорошо нам отдыхать, но проз уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться! всем открыть глаза и встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью
атрибутов).

Карандаш: «Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами
выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками,
локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а
воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу
Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка,
способствуя его чудесному «превращению» - помогает надеть шапочки и
накидки.

Карандаш: «Ребята, а как Вы думаете, что можно нарисовать красным
карандашом?

(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать
красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете?
(гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке.
Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберите, кто каким
цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить,
покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок».

II. Этюд «Цветы на поляне»

Карандаш: "Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое
семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос
прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету

каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет
листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на
корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус
распрямляется, руки поднимаются в стороны - цветок расцвёл. Голова слегка
откидывается назад медленно поворачивается вслед за солнцем, руки
поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Вот цветочек красный.
Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?»

Карандаш: «Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом?»
(ответы детей)

Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой
лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния,
которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить
себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь
каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но
вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел
гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот
дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так
сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не
заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке
настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась
на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет
увидеть такую красоту.

Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по
очереди подойти к ней и со словами «уж ты лисонька-лиса, всему свету ты
краса!», своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать,
станцевать, подарить подарок и т. д.)

Карандаш: «А что можно нарисовать жёлтым карандашом?» (ответы детей).

Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы
нарисуем много солнышек. Поиграем в игру «Я - солнышко, ты – солнышко»,
для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить
такие слова:

Я - солнышко, ты - солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на
партнёра)

У меня - нос, у тебя - нос!
У меня - гладкие, у тебя - гладкие! (щёки)
У меня - сладкие, у тебя - сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей)
Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный
карандаш.

Загадка: «Ни окон, ни дверей, полна горница людей» (огурец)
Проводится речевая игра «Огуречик»

Жил был на свете Огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему
телеграмму и прочитал:

Огуречик, Огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт..

Взял Огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а
там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, Огуречик не ходи на тот конечик

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал...

Медведь из берлоги прорычал...

Сорока-белобока протараторила...

Улитка медленно-медленно произнесла...

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали...
Испугался Огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря...
Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Карандаш: "Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? " (Ответы
детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.
III. Коммуникативная игра "Клубочек".

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется,
говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

Карандаш: «Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом?» (ответы
детей)

IV. Музыкальная игра «Колокольчик».

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга),
все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а
ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик
тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: «Молодцы, ребята» вы настоящие художники! Еще никто не смог
так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете,
на что вы похожи, если вас поставить рядом?» (На радугу).

Песня «Радуга».

Карандаш. Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои
ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад.
(Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки)

Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру
«Маленькие ножки».

Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали,
скакали и т. д.)

Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые.
Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....

Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста.

В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сде...

Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психолог...

Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста.

   Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. К...

Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста"

Глава I:Агрессия как предмет исследования.1.1.Понятие и причины агрессии детей младшего школьного возраста.1.2.Современные проблемы взаимоотношение со взрослыми агрессивных детей младшего школьного во...

Доклад на тему: « Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с ОВЗ»

     Причиной агрессии может явиться отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость: «пусть лучше отчитают, отругают, чем не заметят».Если мы не обращаем вним...