Внеклассное математическое мероприятие Галерея великих математиков
материал (7 класс) на тему

Петрова Алла Наумовна

--познакомить учащихся с именами великих математиков эпохи, с их открытиями;

--развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gal_velikikh_matem.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

7 – 9 классы

2014 – 2015 уч. год

Учитель Петрова А.Н.

Цель мероприятия:

--познакомить учащихся с именами великих математиков эпохи, с их открытиями;

--развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

--прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

Оборудование: плакаты, карточки, таблицы, портреты математиков

Ход мероприятия:

I. Сообщение темы и цели мероприятия

II. Вступительное слово учителя

Математика занимает в системе наук особое место, она самая древняя из наук. Математика дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперед, в открытии новых закономерностей и правил.

III.Великие имена

1. Евклид

1 ученик – Древнегреческий математик Евклид жил в III веке до н.э. Он автор знаменитой книг «Начала» и «Элементы», посвященной геометрии.

2 ученик – Однажды правитель Египта спросил древнегреческого ученого, нельзя ли геометрию сделать проще, тот ответил, что в «науке нет царского пути»

3 ученик – Математики говорят, что учебник ученого «Элементы» оставался непревзойденным дольше, чем какая-либо другая книга, за исключением Библии.

4 ученик – В школах до сих пор изучают геометрию Евклида, биографические сведения о Евклиде крайне скудны.

Задание № 1

а) Подсчитайте, сколько различных  треугольников изображено на рисунке, назовите              В                                                         

и покажите их.

 (5 треугольников)                                                             К                                                

                                      А                                        

                              А                                                ОСС       С

                                                   О

б) Сколько в фигуре, изображенной на

рисунке, прямых углов? (14 прямых углов)

Каким способом можно доказать, что эти

углы прямые?

1а. Обобщение информации учителем

2. Пифагор

5 ученик – Пифагор едва ли не самый популярный ученый за всю историю человечества. Математик, механик, музыкант, олимпийски чемпион древности, имя ни одного ученого не повторяется так часто.

6 ученик – Пифагор родился в Древней Греции. Родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и незаурядные способности.

Он так поражал знаниями своих соотечественников, что его считали полубогом.

7 ученик – Пифагор учредил свою школу, Учеников школы называли пифагорейцами. Попасть в пифагорейскую школу было очень трудно.

8 ученик – Пифагор выработал для себя и своих учеников особый распорядок дня. Встав до восхода солнца, пифагорейцы шли на морской берег встречать рассвет, делали гимнастические упражнения, завтракали.

9 ученик – В конце дня совершали совместные прогулки, морское купание и ужинали, а после ужина – молились богам и читали.

10 ученик – Обучение в школе было двухэтапным, одни ученики назывались «математиками», т.е. познавателями, а другие – «акусматиками», т.е. слушателями. Математики изучали саму науку, акусматики получали общие знания.

11 ученик – Наиболее одаренные акусматики переводились в математики. Пифагорейцы узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику – пентаграмме.

12 ученик – В школе Пифагора было запрещено делиться своим знаниями с непифагорейцами. За нарушение этого правила выгоняли из школы.

13 ученик – Пифагорейцы верили, что в числах спрятана тайна мира и они имеют жизненный смысл. «Числа правят миром»! – восклицал Пифагор.

14 ученик – Их интересовали числа, которые соответствовали количеству точек, расположенных в виде некоторой геометрической фигуры – треугольника, квадрата и др. Такие числа называли фигурными, например, число 10 называли треугольным, число 16 – квадратным.

15 ученик – такое представление помогало пифагорейцам изучать свойства чисел. Наряду с математическими открытиями в открытиях пифагорейцев было много фантазии и мистики

16 ученик – Так, четные числа они считали несчастными, а нечетные – счастливыми. Эта традиция сохранилась и поныне в обычае дарить нечетное число цветов.

Задание № 2

Используя рисунки, скажите какие это числа, попробуйте найти еще несколько треугольных и квадратных чисел

        •                         •   •   •   •

      •      •                      •   •   •   •  

   •     •     •                   •   •   •   •

•     •     •     •                •   •   •   •

2а. Обобщение информации учителем

3. Карл Фридрих Гаусс

17 ученик – немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс родился в 1777 в Германии. Математические вычисления заменяли этому ребенку обычные детские игры.

18 ученик: – Рассказывают, что в трехлетнем возрасте Карл удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, он сложил все числа от 1 до 100 и получил правильный ответ – 5050. В 19лет Гаусс решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой ученые бились 2 тысячи лет.

19 ученик – Карл Фридрих Гаусс изучал свойства чисел, он внес большой вклад не только в математику, но и в астрономию. Гаусса называли «королем математики».

Задание № 3

Расставьте знаки действий и решите примеры:

9 9 9 9 9 = 1000                                             1 1 1 1 1 1 1 = 1000

(9:9+999=1000)                                          (1111–111=1000)

3а. Обобщение информации учителем

4. Франсуа Виет

20 ученик – Однажды вовремя франко–испанской войны в середине 16 века французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных сложной тайнописью. Вызванный математик сумел разгадать этот шифр. С тех пор французы знали планы испанцев и с успехом предупреждали их выступления.

21 ученик – Его обвинили в сговоре с дьяволом и приговорили к сожжению на костре, однако друзья его спасли.

22 ученик – В своем небольшом французском городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Назовите имя этого математик.

23 ученик – Это был французский математик Франсуа Виет. Его называли отцом буквенной современной алгебры. Алгебра – это раздел математики, изучающий различные уравнения. Виет ввел буквы в математику и правила решения буквенных выражений.

Задание № 4

Решите уравнение с объяснением (ответы показать на карточках)

125 –N = 48      235 + X = 250               C + 61 = 400                  120 : B = 4

4а. Обобщение информации учителем

5. Николай Иванович Лобачевский

(Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)

Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?

Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.

(Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)

Покупательница: Я просила четыре локтя, а здесь только три.

(Затевается спор, а затем ссора.)

24 ученик: Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.

Вместо фунтов – граммы, вместо футов, локтей, дюймов – сантиметры, вместо верст, миль – километры

25 ученик: Единая система мер впервые была введена во Франции в 1795 году. Передовые русские ученые сразу оценили ее достоинства.

26 ученик: Великий русский ученый Николай Иванович Лобачевский в 1823 году принял метр за основную единицу длины.

27 ученик: В городе Казань, в Татарии, у здания университета стоит памятник, воздвигнутый в честь великого математика.

Задание № 5

а) Отыщи лишнее слово в списке (единица, которая не является мерой длины): локоть, аршин ,верста, гривна, сажень

б) 5км = м                6дм = см           51мм = см           8756м = км          

5а. Обобщение информации учителем

6. Леонард Эйлер

28 ученик:– Леонард Эйлер родился в 19 веке, в Швейцарии, но вся его жизнь связана с Петербургской академией наук

29 ученик: – Научная продуктивность этого ученого была удивительной. Он мог работать сутками напролет в любой обстановке, даже если дети играли у него на коленях. Невероятной была и скорость, с которой он производил вычисления. Однако такое перенапряжение не прошло даром и вследствие чрезмерного переутомления Леонард Эйлер потерял зрение.

30 ученик: – После этого он стал диктовать свои труды сыновьям, затем был приглашен секретарь. И совместными усилиями они едва успевали записывать его вычисления.

31 ученик: – Достижения Эйлера казались даже математикам превосходящими человеческие возможности, за это они его восхищенно прозывали «дьяволом».

Задание № 6

а) Бревно распили на 8 частей. Сколько сделали распилов?

б) Как называется треугольник со сторонами, равными 3 , 4 и 5?

в) Можно ли при умножении получить 0?

6а. Обобщение информации учителем

7. Пьер Ферма

32 ученик: – Почему одного из самых выдающихся математиков всех времен французского математика Пьера Ферма, называли «гениальным любителем»?

33 ученик: – Потому что Пьер Ферма был одним из выдающихся любителей математики и всех своих достижений в математике он добился в свободное от основной работы время, а по профессии он был юрист.

34 ученик – Но не только математике он уделял свое свободное время, но и литературе, сочиняя стихи на латинском, французском и испанском языках.

Задание № 7

Как называли числа 3, 4, 5, 6 племена, жившие на островах Тихого океана? (известно, что они использовали только числительное «один» и «два».)

7а. Обобщение информации учителем

8. Пафнутий Львович Чебышев

35 ученик – Один из крупнейших русских математиков Пафнутий Львович Чебышев родился в начале в Калужской области, в 1821 году. Исследования по свойствам чисел выдвинули молодого математика в число первых ученых Европы.

36 ученик: – У него были работы, посвященные вычерчиванию географических карт; экономному раскрою одежды, он изготовил чехол, плотно облегающий шар; создал гребной автомат, самокатное кресло.

Задание № 8

а) без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?

б) угол, который поворачивается солдат по команде «кругом».

в) если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

8а. Обобщение информации учителем

9. Михаил Васильевич Остроградский

37 ученик: – Михаил Васильевич Остроградский, сын зажиточного помещика, собирался сделать военную карьеру, но стал ученым-математиком, академиком Петербургской академии наук.

38 ученик: – Остроградский был не только математиком, но и талантливым педагогом, инженером, конструктором, он участвовал в комиссиях по реформе календаря и водоснабжению Петербурга.

Задание № 9

а) Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?

в) Врач прописал Кате 5 таблеток, указав, что каждую надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?

9а. Обобщение информации учителем

10. Софья Васильевна Ковалевская

39 ученик – Мало было в прошлом ученых-женщин, еще меньше – женщин-математиков. Софья Васильевна Ковалевская – первая русская женщина–математик родилась в 1850году

40 ученик – Софья Ковалевская была не только выдающимся математиком, но и прекрасным литератором.

41 ученик: –10 февраля 1891 года Ковалевская простудилась и умерла.

С того человека взыщется много,

Кому было много талантов дано!

Это высказывание Софьи Ковалевской как нельзя полно характеризуют всю ее личную жизнь и творчество.

Задание № 10

а) Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час 20 минут, а обратно – 80 минут. Почему так?

в) Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше сумма или произведение?

10а. Обобщение информации учителем

IV. Подведение итогов

V. Заключительное слово учителя, оценки, награды

Математика помогает познать окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из упомянутых нами математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.

Полюбите математику!