Главные вкладки

    Внеклассное математическое мероприятие Галерея великих математиков
    материал (7 класс) на тему

    Петрова Алла Наумовна

    --познакомить учащихся с именами великих математиков эпохи, с их открытиями;

    --развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

    --прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gal_velikikh_matem.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВНЕКЛАССНОЕ МАТЕМАТИЧЕКОЕ

    МЕРОПРИЯТИЕ

    7 – 9 классы

    2014 – 2015 уч. год

    Учитель Петрова А.Н.

    Цель мероприятия:

    --познакомить учащихся с именами великих математиков эпохи, с их открытиями;

    --развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через исторический материал;

    --прививать интерес к математике, внести разнообразие в обычную череду уроков.

    Оборудование: плакаты, карточки, таблицы, портреты математиков

    Ход мероприятия:

    I. Сообщение темы и цели мероприятия

    II. Вступительное слово учителя

    Математика занимает в системе наук особое место, она самая древняя из наук. Математика дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперед, в открытии новых закономерностей и правил.

    III.Великие имена

    1. Евклид

    1 ученик – Древнегреческий математик Евклид жил в III веке до н.э. Он автор знаменитой книг «Начала» и «Элементы», посвященной геометрии.

    2 ученик – Однажды правитель Египта спросил древнегреческого ученого, нельзя ли геометрию сделать проще, тот ответил, что в «науке нет царского пути»

    3 ученик – Математики говорят, что учебник ученого «Элементы» оставался непревзойденным дольше, чем какая-либо другая книга, за исключением Библии.

    4 ученик – В школах до сих пор изучают геометрию Евклида, биографические сведения о Евклиде крайне скудны.

    Задание № 1

    а) Подсчитайте, сколько различных  треугольников изображено на рисунке, назовите              В                                                         

    и покажите их.

     (5 треугольников)                                                             К                                                

                                          А                                        

                                  А                                                ОСС       С

                                                       О

    б) Сколько в фигуре, изображенной на

    рисунке, прямых углов? (14 прямых углов)

    Каким способом можно доказать, что эти

    углы прямые?

    1а. Обобщение информации учителем

    2. Пифагор

    5 ученик – Пифагор едва ли не самый популярный ученый за всю историю человечества. Математик, механик, музыкант, олимпийски чемпион древности, имя ни одного ученого не повторяется так часто.

    6 ученик – Пифагор родился в Древней Греции. Родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и незаурядные способности.

    Он так поражал знаниями своих соотечественников, что его считали полубогом.

    7 ученик – Пифагор учредил свою школу, Учеников школы называли пифагорейцами. Попасть в пифагорейскую школу было очень трудно.

    8 ученик – Пифагор выработал для себя и своих учеников особый распорядок дня. Встав до восхода солнца, пифагорейцы шли на морской берег встречать рассвет, делали гимнастические упражнения, завтракали.

    9 ученик – В конце дня совершали совместные прогулки, морское купание и ужинали, а после ужина – молились богам и читали.

    10 ученик – Обучение в школе было двухэтапным, одни ученики назывались «математиками», т.е. познавателями, а другие – «акусматиками», т.е. слушателями. Математики изучали саму науку, акусматики получали общие знания.

    11 ученик – Наиболее одаренные акусматики переводились в математики. Пифагорейцы узнавали друг друга по звездчатому пятиугольнику – пентаграмме.

    12 ученик – В школе Пифагора было запрещено делиться своим знаниями с непифагорейцами. За нарушение этого правила выгоняли из школы.

    13 ученик – Пифагорейцы верили, что в числах спрятана тайна мира и они имеют жизненный смысл. «Числа правят миром»! – восклицал Пифагор.

    14 ученик – Их интересовали числа, которые соответствовали количеству точек, расположенных в виде некоторой геометрической фигуры – треугольника, квадрата и др. Такие числа называли фигурными, например, число 10 называли треугольным, число 16 – квадратным.

    15 ученик – такое представление помогало пифагорейцам изучать свойства чисел. Наряду с математическими открытиями в открытиях пифагорейцев было много фантазии и мистики

    16 ученик – Так, четные числа они считали несчастными, а нечетные – счастливыми. Эта традиция сохранилась и поныне в обычае дарить нечетное число цветов.

    Задание № 2

    Используя рисунки, скажите какие это числа, попробуйте найти еще несколько треугольных и квадратных чисел

            •                         •   •   •   •

          •      •                      •   •   •   •  

       •     •     •                   •   •   •   •

    •     •     •     •                •   •   •   •

    2а. Обобщение информации учителем

    3. Карл Фридрих Гаусс

    17 ученик – немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс родился в 1777 в Германии. Математические вычисления заменяли этому ребенку обычные детские игры.

    18 ученик: – Рассказывают, что в трехлетнем возрасте Карл удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, он сложил все числа от 1 до 100 и получил правильный ответ – 5050. В 19лет Гаусс решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой ученые бились 2 тысячи лет.

    19 ученик – Карл Фридрих Гаусс изучал свойства чисел, он внес большой вклад не только в математику, но и в астрономию. Гаусса называли «королем математики».

    Задание № 3

    Расставьте знаки действий и решите примеры:

    9 9 9 9 9 = 1000                                             1 1 1 1 1 1 1 = 1000

    (9:9+999=1000)                                          (1111–111=1000)

    3а. Обобщение информации учителем

    4. Франсуа Виет

    20 ученик – Однажды вовремя франко–испанской войны в середине 16 века французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных сложной тайнописью. Вызванный математик сумел разгадать этот шифр. С тех пор французы знали планы испанцев и с успехом предупреждали их выступления.

    21 ученик – Его обвинили в сговоре с дьяволом и приговорили к сожжению на костре, однако друзья его спасли.

    22 ученик – В своем небольшом французском городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика. Назовите имя этого математик.

    23 ученик – Это был французский математик Франсуа Виет. Его называли отцом буквенной современной алгебры. Алгебра – это раздел математики, изучающий различные уравнения. Виет ввел буквы в математику и правила решения буквенных выражений.

    Задание № 4

    Решите уравнение с объяснением (ответы показать на карточках)

    125 –N = 48      235 + X = 250               C + 61 = 400                  120 : B = 4

    4а. Обобщение информации учителем

    5. Николай Иванович Лобачевский

    (Сценка. Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)

    Приказчик: Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шелк. Чего изволите?

    Покупательница: Отмерь–ка мне четыре локтя шелка.

    (Приказчик отмеривает, покупательница перемеривает на свой локоть.)

    Покупательница: Я просила четыре локтя, а здесь только три.

    (Затевается спор, а затем ссора.)

    24 ученик: Такие истории часто случались с продавцами и с покупателями, пока не была введена единая система мер.

    Вместо фунтов – граммы, вместо футов, локтей, дюймов – сантиметры, вместо верст, миль – километры

    25 ученик: Единая система мер впервые была введена во Франции в 1795 году. Передовые русские ученые сразу оценили ее достоинства.

    26 ученик: Великий русский ученый Николай Иванович Лобачевский в 1823 году принял метр за основную единицу длины.

    27 ученик: В городе Казань, в Татарии, у здания университета стоит памятник, воздвигнутый в честь великого математика.

    Задание № 5

    а) Отыщи лишнее слово в списке (единица, которая не является мерой длины): локоть, аршин ,верста, гривна, сажень

    б) 5км = м                6дм = см           51мм = см           8756м = км          

    5а. Обобщение информации учителем

    6. Леонард Эйлер

    28 ученик:– Леонард Эйлер родился в 19 веке, в Швейцарии, но вся его жизнь связана с Петербургской академией наук

    29 ученик: – Научная продуктивность этого ученого была удивительной. Он мог работать сутками напролет в любой обстановке, даже если дети играли у него на коленях. Невероятной была и скорость, с которой он производил вычисления. Однако такое перенапряжение не прошло даром и вследствие чрезмерного переутомления Леонард Эйлер потерял зрение.

    30 ученик: – После этого он стал диктовать свои труды сыновьям, затем был приглашен секретарь. И совместными усилиями они едва успевали записывать его вычисления.

    31 ученик: – Достижения Эйлера казались даже математикам превосходящими человеческие возможности, за это они его восхищенно прозывали «дьяволом».

    Задание № 6

    а) Бревно распили на 8 частей. Сколько сделали распилов?

    б) Как называется треугольник со сторонами, равными 3 , 4 и 5?

    в) Можно ли при умножении получить 0?

    6а. Обобщение информации учителем

    7. Пьер Ферма

    32 ученик: – Почему одного из самых выдающихся математиков всех времен французского математика Пьера Ферма, называли «гениальным любителем»?

    33 ученик: – Потому что Пьер Ферма был одним из выдающихся любителей математики и всех своих достижений в математике он добился в свободное от основной работы время, а по профессии он был юрист.

    34 ученик – Но не только математике он уделял свое свободное время, но и литературе, сочиняя стихи на латинском, французском и испанском языках.

    Задание № 7

    Как называли числа 3, 4, 5, 6 племена, жившие на островах Тихого океана? (известно, что они использовали только числительное «один» и «два».)

    7а. Обобщение информации учителем

    8. Пафнутий Львович Чебышев

    35 ученик – Один из крупнейших русских математиков Пафнутий Львович Чебышев родился в начале в Калужской области, в 1821 году. Исследования по свойствам чисел выдвинули молодого математика в число первых ученых Европы.

    36 ученик: – У него были работы, посвященные вычерчиванию географических карт; экономному раскрою одежды, он изготовил чехол, плотно облегающий шар; создал гребной автомат, самокатное кресло.

    Задание № 8

    а) без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?

    б) угол, который поворачивается солдат по команде «кругом».

    в) если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

    8а. Обобщение информации учителем

    9. Михаил Васильевич Остроградский

    37 ученик: – Михаил Васильевич Остроградский, сын зажиточного помещика, собирался сделать военную карьеру, но стал ученым-математиком, академиком Петербургской академии наук.

    38 ученик: – Остроградский был не только математиком, но и талантливым педагогом, инженером, конструктором, он участвовал в комиссиях по реформе календаря и водоснабжению Петербурга.

    Задание № 9

    а) Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?

    в) Врач прописал Кате 5 таблеток, указав, что каждую надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?

    9а. Обобщение информации учителем

    10. Софья Васильевна Ковалевская

    39 ученик – Мало было в прошлом ученых-женщин, еще меньше – женщин-математиков. Софья Васильевна Ковалевская – первая русская женщина–математик родилась в 1850году

    40 ученик – Софья Ковалевская была не только выдающимся математиком, но и прекрасным литератором.

    41 ученик: –10 февраля 1891 года Ковалевская простудилась и умерла.

    С того человека взыщется много,

    Кому было много талантов дано!

    Это высказывание Софьи Ковалевской как нельзя полно характеризуют всю ее личную жизнь и творчество.

    Задание № 10

    а) Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час 20 минут, а обратно – 80 минут. Почему так?

    в) Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше сумма или произведение?

    10а. Обобщение информации учителем

    IV. Подведение итогов

    V. Заключительное слово учителя, оценки, награды

    Математика помогает познать окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из упомянутых нами математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.

    Полюбите математику!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Галерея великих математиков

    Сведения о математиках...

    Галерея великого математика

    внеклассное мероприятие по математикеГалерея великого математика «Творец отечественной науки»...

    Внеклассное математическое мероприятие "Числомания. Знаете ли вы математику?"

    Данное мероприятие способствует развитию логического мышления, активизирует позновательную деятельность учащихся....

    Внеклассное математическое мероприятие "Да здравствует Математика!"

    Повторить и закрепить умения и навыки учащихся  выполнять действия с целыми и дробными числами;Развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять...

    Галерея великих математиков

    Презеньация для урока в рамках декады математики , где предстоит вспомнить великих учёных -математиков  и найти их имена в сетке кроссворда...

    "Галерея великих математиков"

    Приложение к математической игре "Звездный час"...

    Внеклассное математическое мероприятие "Суд над математикой"

    Развивать мыслительные процессы, устную речь, обогащать словарь математическими терминами; расширять кругозор через сказочный материал;Прививать интерес к математике, развивать культуру коллективного ...