Методические рекомендации ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
методическая разработка на тему

Павлова Ирина Миннуловна

Кружковая работа может способствовать решению многих коррекционных задач в работе с умственно отсталыми младшими школьниками. Наряду с формированием трудовых умений кружковая работа позволяет формировать интерес к деятельности, воспитывать нравственные качества, развивать индивидуальные наклонности, формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Именно возможности реализовать комплекс задач, определяют привлекательность и эффективность кружковой работы как средства для формирования трудовых умений у умственно отсталых младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня специальных (коррекционных) школ VIII  вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomend._kruzhok.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. г. Усолье - Сибирское

ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

г. Усолье – Сибирское

2013г.

Составитель: олегофренопедагог

I квалификационной категории   И.М. Павлова

Рецензенты:                                                           И.О. Позднякова, ст. преподаватель ВСГАО                                                             Р.А. Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент  ВСГАО

Введение

Кружковая работа может способствовать решению многих коррекционных задач в работе с умственно отсталыми младшими школьниками. Наряду с формированием трудовых умений кружковая работа позволяет формировать интерес к деятельности, воспитывать нравственные качества, развивать индивидуальные наклонности, формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Именно возможности реализовать комплекс задач, определяют привлекательность и эффективность кружковой работы как средства для формирования трудовых умений у умственно отсталых младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня специальных (коррекционных) школ VIII  вида.

Примерный план работы кружка

                «Умелые ручки»

Тема

Цель

Формируемые умения

1

«Осенний цветок» (аппликация из природного материала)

Учить составлять композицию из засушенных листьев.

Формировать практические умения обводить карандашом фигуру по трафарету на лист, намазывать деталь клеем и приклеивать её; учить оценивать свою работу, воспитывать аккуратность.

2

«Белка» (оригами)

Учить конструированию  из бумаги по показу учителя.

Формировать практические умения складывать бумагу точно по линиям разметки, развивать глазомер и мелкую моторику.

3

«Праздничная открытка» (аппликация + оригами цветов)

Учить конструированию цветов из бумаги; составлять композицию.

Формировать практические умения наносить и обводить фигуру по шаблону (листик); практические умения складывания бумаги  точно по линиям разметки.

4

«Разноцветные рыбки»

Учить работать с губкой и красками по трафарету.

Формировать практические навыки обмакивания в краску губки и примакивания на листок в определённой последовательности, учить работать по трафарету.

5

Изготовление закладки для книги

Учить приёмам оклеивания мелких деталей из картона, цветной бумаги.

Формировать практические навыки в складывании по линии разметки, вырезании по линии, оклеивания деталей.

6

Изготовление лебедя,                             используя яичную скорлупу.

Учить самостоятельно, ориентироваться в задании, работать по  инструкции учителя.

Формировать умения работать с трафаретом, склеивания деталей, работать с ножницами, клеем, кистью.

7

«Мы в зоопарке»

Учить работать по инструкции педагога.

Формировать практические навыки вырезания по разметке, пользования ножницами, клеем, развивать познавательный интерес и умение осуществлять самостоятельный контроль за своими действиями.

8

« Моя игрушка» (аппликация из деталей)

Учить составлять целое из частей. (Мозаика игрушки)

Формировать умения  анализировать объект, определять целое по его части, тренировать умения работать с бумагой и клеем.

9

«Старик – лесовик» (работа с природным материалом)

Формировать умения анализировать природный материал и образец изделия, соединять детали, работать с ножницами, давать оценку своей работе.

10

«Черепаха» (работа с природным материалом)

Учить соединять детали путём примазывания (грецкий орех, пластилин).

Развивать умения анализировать природный материал и образец изделия, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмного изделия, оценивать качество работы по вопросам учителя.

Конспекты занятий кружка

по ручному труду

Тема: Изготовление лебедя, используя яичную скорлупу.

Цель:

Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, работать по     инструкции учителя.

Формировать умения работать с трафаретом, склеивания деталей, работать с ножницами, клеем, кистью. Развивать творческие способности при оформлении изделия.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:  Образец изделия, заготовки изделия, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте поработаем над русской пословицей. (Пословица записана на доске). Прочитайте про себя, один вслух.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

-Как вы понимаете эту пословицу?   Чему она нас учит?

Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы продолжим работу над изготовлением «лебедя». На прошлом занятии  мы сделали заготовки, а сегодня мы оформим нашу работу

2.Ориентировка в задании.

На прошлом занятии мы уже с вами разговаривали о том, что можно приготовить из яичной скорлупы. Давайте повторим./Поросёнка, зайчика, лебедя, мышонка и т.д./    (картинки на доске).

Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка?

Почему для изготовления лебедя мы выбрали яйцо? Каким оно цветом? А лебедь? Какую форму оно имеет? К какой части тела подходит яйцо? /туловище,/. Какие детали нам нужно ещё изготовить? / хвостик,2 крыла, шею с головой/. Каким цветом бумагу мы выберем? Почему?  Каким цветом будем делать глазки, клюв? Как мы будем присоединять детали к яйцу? После того, когда мы изготовим лебедя нам нужно оформить подставку в виде  озера. В этой части работы вы ребята должны будете поработать сами, придумать, как можно оформить озеро: изобразить камыши, лилии. Каким цветом выбрать цветную бумагу, определить размеры, расположить правильно детали. При изготовлении лебедя мы будем придерживаться плана работы. Послушайте ход работы (учитель рассказывает ход работы, показывает, как правильно соединять детали). Повторите ход работы.

Ход работы.

1.Склеиваем 2 детали с головой и шеей.

2.Приклеиваем клюв и рисуем глазки чёрным карандашом.

3.Приклеиваем к туловищу.

4.Приклеиваем крылья с двух сторон по бокам, симметрично.

5.Склеиваем 2 детали хвостика и приклеиваем к туловищу симметрично шеи.

6.Оформление озера. (Можно использовать шаблоны цветка, травки, камышей), как работать с шаблонами вы знаете.

Повторим: накладываем на цветную бумагу, обводим карандашом, вырезаем, приклеиваем.

3.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?

Как необходимо правильно работать с ножницами?

4.Физминутка. «Лебеди».

-Проводит дежурный.

«Лебеди летят, летят,

Крыльями машут, машут.

Над водой склоняются,

Качают головой.

Гордо и прямо умеют держаться

И бесшумно на воду садятся».

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

7.Оформление озера.

-Лебедь у нас готов.  Приступим к оформлению озерка.

-В коробочках вы найдёте шаблоны, изготовьте детали камышей, лилий, расположите на озере и закрепите клеем.     Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

-Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно отмеряли и вырезали детали?

-Лебедь это зимующая или перелётная птица?

Поделки выставляются на полочке для выставки.

Тема: Изготовление закладки для книги

Цель: 

Учить приёмам оклеивания мелких деталей из картона, цветной бумаги.

Формировать практические навыки в складывании по линии разметки, вырезании по линии, оклеивания деталей.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование:  Образец изделия, заготовки изделия, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте    поработаем над русской пословицей.

 «Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда»

- Как вы понимаете эту пословицу?   Чему она нас учит?

2. Вводная беседа.  Педагог беседует с детьми о том, что книги очень важны для нас, они нас многому могут научить, но для того чтобы книги служили долго с ними нужно бережно обращаться, показывает примеры старых, испорченных книг.  Для того чтобы книга служила дольше и мы всегда помнили, где мы остановились нужно пользоваться закладками.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  изготовим закладку для книги.

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образцы закладок и демонстрирует их

 применение в качестве собственной закладки, указки при чтении и в качестве

 линейки для фиксирования строк при списывании.

  1. Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты  понадобятся?

Детям предлагается послушать  способа изготовления закладки. Берём полоску цветной бумаги, и складывают её пополам. Затем каждую из половинок полоски ещё раз складывают пополам. Вдоль первой линии сгиба вырезают в нескольких местах (но не близко от концов полоски) небольшие фигуры произвольной формы.

Заготавливают полоску цветной бумаги такой же длины, как основная и вдвое уже её. Изнанку основной заготовки осторожно намазывают клеем и укладывают на неё узкую полоску лицевой стороной вниз. После этого края широкой полоски заклеивают на оборотную сторону закладки. Закладка прикрывается салфеткой и тщательно протирается, чтобы обеспечить хорошее склеивание.

Один из концов закладки аккуратно обрезается, чтобы получилось остриё. В этом случае закладка сможет выполнять роль указки при чтении. Другой конец можно слегка закруглить.

Во избежание коробления изготовленные  детьми закладки следует завернуть в сухую бумагу и положить под пресс.

      2.  Последовательность в изготовлении изделия:

1.   Разметка контура закладки на картонной полоске по шаблону и вырезание картонного основания закладки, сгибание и вырезание фигур.

 2.  Наклеивание вырезанной полоски картона цветной бумагой, как основной, края широкой полоски заклеивают на оборотную сторону закладки.

3.   Высушивание готовых изделий пол прессом.

Повторим: накладываем на цветную бумагу, обводим карандашом, вырезаем, приклеиваем.

5.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?  Как необходимо правильно работать с ножницами?

Физминутка.  (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

7.  Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

 8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

-Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно отмеряли и вырезали детали? Вот… Для чего нам нужна закладка?

Поделки выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Осенний цветок» (аппликация из природного материала).

Цель:

Учить составлять композицию из засушенных листьев.

Формировать практические умения обводить карандашом фигуру по трафарету на лист, намазывать деталь клеем и приклеивать её; учить оценивать свою работу, воспитывать аккуратность.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:  Образец изделия, заготовки изделия, засушенные осенние листья, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, куда мы ходили на прошлом занятии и что собирали? 

Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  каждый из вас сделает свою картину из засушенных листьев, и мы устроим выставку в классной комнате.

2. Ориентировка в задании.

- На прошлом занятии мы с вами ходили в парк и собирали листья для поделок (педагог предлагает посмотреть на результат). Дети рассматривают листья.  Далее педагог говорит о том, что из этих листьев можно сделать много красивых картин (картинки на доске).

Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка?

Почему для изготовления картины  мы выбрали  листья? Каким они цветом? Какую форму они имеют? Сколько нам понадобиться листьев для  одного цветка? Сколько цветков на картине? (3).  Одинаковые ли цветки по размеру? (нет).

Послушайте ход работы (учитель рассказывает ход работы, показывает, как правильно соединять детали). Повторите ход работы.

Ход работы.

1.Взять лист белого картона, трафарет и обвести цветок на картон.

2.Берём сухой листок и немного намазываем клеем.

3.Приклеиваем  на лист картона, на обведённый цветок по шаблону.

Повторим: накладываем шаблон на белый картон, обводим карандашом, берём лист, намазываем, приклеиваем.

3.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?

Как необходимо правильно работать с ножницами?

4.Физминутка.  Проводит дежурный.

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что мы учились делать?

Тема: «Белка» (оригами)

Цель: 

Учить конструированию  из бумаги по показу учителя.

Формировать практические умения складывать бумагу точно по линиям разметки, развивать глазомер и мелкую моторику.

Воспитывать умения работать по инструкции педагога.

Оборудование:  Образец изделия, листы цветной бумаги, карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте    поработаем над русской пословицей.

 «Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда»

- Как вы понимаете эту пословицу?   Чему она нас учит?

2. Вводная беседа.  Педагог беседует с детьми о диких животных. Просит назвать животных, проживающих в нашей местности. Почему мы разделяем животных на домашних и диких, и чем они различаются. Игра «Звери заблудились». Раздели диких и домашних животных.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  изготовим белку (оригами).

  1. .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образцы  изделий из оригами (белку, кошку).

      1. Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты  понадобятся?

2. Ход работы.

Детям предлагается послушать  способа изготовления белки. Берём квадрат  цветной бумаги с размеченной линией сгиба. Педагог показывает, как нужно согнуть лист по этой линии. Затем следующий шаг – сгибание ушей. Дети повторяют за взрослым сгибание одного уха, а потом второго. Затем берём карандаш, рисуем глазки, усы, носик.

      2.  Последовательность в изготовлении изделия:

1.   Берём квадрат  цветной бумаги с размеченной линией сгиба.

2.  Затем следующий шаг – сгибание ушей.

3.   Рисование  карандашом, глаза, усы, носик.

5.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, цветную бумагу, карандаши.

Физминутка.  (проводит дежурный)

6.Выполнение  работы по показу педагога.

Детям раздаются квадратные листы бумаги с размеченной линией сгиба. Педагог показывает, как нужно согнуть лист по этой линии.  Затем следующий шаг – сгибание ушей. Дети повторяют за взрослым сгибание одного уха, а потом второго. Педагог осуществляет контроль, и просит тех детей у кого получилось правильно посмотреть, как получилось у его соседа по парте. Затем дети берут карандаш и рисуют глаза, усы, нос белки.

 8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

-Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно выполняли работу?

- Белка – это дикое или домашнее животное?

Тема: «Праздничная открытка» (аппликация + оригами цветов)

Цель: 

Учить конструированию цветов из бумаги; составлять композицию.

Формировать практические умения наносить и обводить фигуру по шаблону (листик); практические умения складывания бумаги  точно по линиям разметки.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:  Образец изделия, заготовки цветов выполненных в стиле оригами, шаблоны листьев, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Но прежде чем приступить к работе, давайте    поработаем над русской пословицей.

 «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Как вы понимаете эту пословицу?   Чему она нас учит?

2. Вводная беседа.  Беседа о том, какие бывают праздники, какие праздники любят дети, какие подарки можно подарить, для чего мы дарим открытки. Педагог показывает ряд открыток, они их рассматривают.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  изготовим открытку, и вы их сможете подарить, кому захотите.

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образцы открыток. Рассказывает о различных способах изготовления открытки.

- Сегодня мы поучимся составить композицию из заготовленных цветков (оригами), листьев.

  1. Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты  понадобятся? Каким цветом листья?

Детям предлагается послушать  способ изготовления открытки. Берём цветную бумагу (зелёную), накладываем на неё шаблон листа, обводим карандашом, вырезаем.

Вторым шагом будет составление композиции из наших заготовок (цветков и листьев).

Следующим шагом будет аккуратное наклеивание деталей на лист картона.

      2.  Последовательность в изготовлении изделия:

1.   Обводка по шаблону листьев, вырезание.

 2.  Составление композиции.

3.   Наклеивание деталей на картон.

Повторим: накладываем на цветную бумагу шаблон, обводим карандашом, вырезаем, составляем композицию, приклеиваем.

5.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?  Как необходимо правильно работать с ножницами?

Физминутка.  (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

7.  Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

 8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

-Как мы использовали пословицу? Всели правильно, и аккуратно отмеряли и вырезали детали? Для чего нам нужна открытка?

Открытки  выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Разноцветные рыбки»

Цель: 

Учить работать с губкой и красками по трафарету.

Формировать практические навыки обмакивания в краску губки и примакивания на листок в определённой последовательности, учить работать по трафарету.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:  Образец изделия, большие листы бумаги, трафарет рыбки, краски, губка, карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Вводная беседа.  Беседа о том, кто такие рыбки, какие они бывают, где они живут, рассматривание их на картинке.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы будем делать разноцветных рыбок.

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образцы. Рассказывает о различных способах изготовления разноцветных рыбок. Это и аппликация, оригами, рисование карандашами, кистью и красками. Сегодня мы поучимся рисовать рыбок при помощи губки.

    1.Анализ образца.

-Как выполнена работа? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты  понадобятся? Каким цветом рыбки?

Детям предлагается послушать  способ выполнения работы.

Первым шагом на листе бумаги мы обводим по трафарету 2-3 фигуры рыбок. Затем педагог показывает, как в маленький стаканчик наливается немного воды и опускается кончик губки. Затем кончик опускается в краску и потом примакивается внутри контура рыбок несколько раз. Затем через некоторое время берётся другая краска и работа повторяется. Трёх красок может быть достаточно, но если вы выполняете работу быстро, то можно взять ещё одну краску.

      2.  Последовательность в изготовлении изделия:

1.   Обводка по шаблону рыбок.

 2.  Обмакивание губки в воду, краску.

3.   Примакивания  внутри контура рыбки.

Повторим: накладываем на бумагу шаблон, обводим карандашом, обмакивание губки в воду, краску, примакивания  внутри контура рыбки.

5.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте губки, краски.

Физминутка.  (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

7.  Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

 8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили делать разноцветных рыбок. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите краски и стаканчики с водой.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?  Что мы учились делать? Какие бывают рыбки? Где они обитают?

Работы   выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Мы в зоопарке»

Цель: 

Учить работать по инструкции педагога, вырезать по разметки.

Формировать практические навыки вырезания по разметке, пользования ножницами, клеем, развивать познавательный интерес и умение осуществлять самостоятельный контроль за своими действиями.

Воспитывать умения слушать педагога.

Оборудование:  Образец изделия, фигурки животных из бумаги, полоски белого картона, цветная бумага, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня у нас будет необычное занятие, мы совершим экскурсию в зоопарк.

2. Вводная беседа.  Беседа о том, что не все дикие животные живут в лесу, иногда они живут рядом с людьми и люди о них заботятся. Называют диких животных, знакомятся со словом зоопарк, рассматривают картинки с изображением животных.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  создадим свой зоопарк.

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образцы. Рассказывает о способе изготовления.

      1.Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Какая бумага понадобиться нам для работы? Какие инструменты  понадобятся?

Детям предлагается послушать  способ выполнения работы.

Первым шагом вырезаем из бумаги размеченную полоску. Затем сгибаем её по линии сгиба. Конца скрепляем клеем. Затем на эту полоску – подставку, на одну грань приклеиваем фигурку животного и получается, что она может стоять на столе.

      2.  Последовательность в изготовлении изделия:

1.   Вырезание полоски по разметке.

2.  Сгибание по линии сгиба.

3.   Скрепляем концы полоски  клеем.

4. Наклеивание картинки животного на одну сторону.

Повторим: Повторение хода работы одним учеником.

5.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, бумагу.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?  Как необходимо правильно работать с ножницами?

Физминутка.  (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

7.  Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

 8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9. Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Игра «Мы пришли в зоопарк».

Педагог берёт куклу и говорит, что она пришла в зоопарк смотреть животных, но она их не знает. У каждого ученика своя фигурка животного на подставке. Кукла подходит к нему и спрашивает: «Как тебя зовут?» Ученик называет животного.

11.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

-Что у нас получилось, а что было трудно делать?

-Каких животных вы хотели бы сделать ещё?

Поделки животных выставляются на полочке для выставки.

Тема: « Моя игрушка» (аппликация из деталей)

Цель: 

Учить составлять целое из частей. (Мозаика игрушки)

Формировать умения  анализировать объект, определять целое по его части, тренировать умения работать с бумагой и клеем.

Воспитывать умения слушать педагога.

Оборудование:  Образец изделия, детали куклы для девочек и детали машинки для мальчиков, лист бумаги, клей, кисточка, салфетка.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Вводная беседа.  Беседа о том, какие игрушки они любят, как они с ними играют и потом огорчённо говорит, что сегодня хотел с ними поиграть, сделать картинки игрушек, но все детали перепутались. Помогите мне собрать картинки игрушек.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  изготовим  картинку игрушки.

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образцы. Рассказывает о способе изготовления.

      1.Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Что понадобиться нам для работы? Какие инструменты  нам необходимы для работы?

        Детям предлагается послушать  способ выполнения работы.

Каждому ребёнку даётся конверт с набором элементов аппликации. Нужно выложить детали на лист и собрать картинку. Затем поочерёдно приклеиваем каждую деталь на лист, слегка приподнимая её и намазывая небольшим количеством клея. Постепенно все детали должны быть приклеены.

      2.  Последовательность в изготовлении изделия:

1.   Собрать картинку.

2.  Наклеивание деталей на лист.

5.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, бумагу.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?

Физминутка.  (проводит дежурный)

6.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

7.  Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

 8. Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Что это за игрушка, какого она цвета, и каковы цвета у неё детали? Поставьте себе оценку.

9. Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите конверты.

10. Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

-Что у нас получилось, а что было трудно делать?

Посмотрите работы друг у друга?

Какие работы вам понравились, почему?

Поделки игрушек выставляются на полочке для выставки.

Тема: «Старик – лесовик» (работа с природным материалом)

Цель:

Развивать умения самостоятельно ориентироваться в задании, работать по     инструкции учителя. Учить соединять детали путём примазывания.

Формировать умения анализировать природный материал и образец изделия, соединять детали с помощью палочек вставленных в проколотые отверстия, путём примазывания пластилином, давать оценку своей работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:  Образец изделия, шишка, пластилин, каштан,  скорлупки фисташек, семена арбуза, картон.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь.

   2. Вводная беседа.  Беседа о том, что изготовлять поделки можно из разных природных материалов. Например, можно использовать шишки, веточки, орехи, семена и т.д. Показ педагогом различных поделок из природного материала, бумаги и пластилина. Детали у таких поделок соединяются при помощи палочек вставленных в проколотые  отверстия или путём примазывания пластилином.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  изготовим  «Старичка – лесовика».

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образец. Рассказывает о способе изготовления.

      1.Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Что понадобиться нам для работы? Какой природный материал мы будем использовать в работе? Какие инструменты  нам необходимы для работы?

Детям предлагается послушать  способ выполнения работы.     

   2.  Последовательность в изготовлении изделия:

К большой продолговатой шишке – туловищу прикрепляем с помощью заострённой ветки вставленной в прокол, голову из каштана. Далее из половинки грецкого ореха делаем шляпу и при помощи пластилина примазываем её к голове. Поля шляпы, вырезанные из бумаги, прикрепляем при помощи клея к грецкому ореху. На края шляпы приклеиваем соломку так, чтобы соломинки совпадали по длине. С середины поля шляпы немного надрезают, загибаем края, смазываем клеем и приклеиваем к скорлупе ореха. Шляпа готова. Теперь можно заняться лицом. Глаза делаем из семян арбуза, бороду делаем из кусочка ваты, прикрепив всё пластилином. Изогнутые веточки используются для рук и ног. Их надо плотно вставить в отверстия шишки, предварительно смазав концы веток клеем. Из половинок фисташек делаем башмачки. Набиваем их пластилином и вставляем в проколы веточки (ноги). Поделку можно поставить на картонную подставку украшенную кусочками мха.

План работы.

1. Выбор шишки для туловища.

2. Прикрепляем голову к туловищу и изготовляем шляпу.

3. Оформляем лицо.

4. Прикрепляем руки, ноги.

5. Прикрепляем башмачки и устанавливаем поделку на подставку.

6. Украшаем подставку мхом, веточками и т.д.

Повторите ход работы.

3.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте клей, кисточку, ножницы, цветную бумагу, пластилин.

-Прежде чем приступить к работе повторим правила техники безопасности при работе с ножницами, кисточкой и клеем.

-Как надо работать с клеем и кисточкой?

Как необходимо правильно работать с ножницами?

4.Физминутка.  (проводит дежурный)

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?

Поделки выставляются на полочке для выставки.

Тема: Изготовление по образцу птички из шишки ели,

пластилина и веточек.

Цель:

Показать новый приём соединения деталей  с помощью пластилина.

Формировать умения  по вопросам педагога анализировать природный материал и образец изделия, выполнять поделку с планированием ближайшей операции, отчитываться о  работе, оценивать своё изделие. Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование:  Образец изделия, ёлочная шишка, пластилин, 3 веточки,  подложка из картона.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Садитесь.

   2. Вводная беседа.  Беседа о том, что изготовлять поделки можно из разных природных материалов. Например, можно использовать шишки, веточки, орехи, семена и т.д. Показ педагогом различных поделок из природного материала, бумаги и пластилина. Детали у таких поделок соединяются путём примазывания пластилином.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня на занятии  мы  изготовим  «Птичку» из природного материала.

4 .Работа по основной теме занятия.

  Педагог показывает учащимся образец. Рассказывает о способе изготовления.

      1.Анализ образца.

- Из чего изготовлена поделка? Что понадобиться нам для работы? Какой природный материал мы будем использовать в работе? Какие инструменты  нам необходимы для работы?

Детям предлагается послушать  способ выполнения работы.     

   2.  Последовательность в изготовлении изделия:

Скатываем из белого пластилина головку, оттягиваем клюв, прокалываем глазки, надеваем голову на палочку – шейку, примеряем ножки (лишнее отламываем), в промежутках между чешуйками вставляем палочку – ножку, закрепляем пластилином, прикрепляем к тупому концу шишки шейку с помощью  пластилина и укрепляем птичку на подложке.

План работы.

1.Скатываем шарик, вытягиваем клюв, прокалываем глазки.

2. Прикрепляем голову к палочки - шейки.

3. Примеряем ножки и закрепляем их пластилином к туловищу .

4. Прикрепляем шейку к туловищу, закрепив пластилином.

5. Прикрепляем башмачки и устанавливаем поделку на подставку.

Повторите ход работы.

3.Организация рабочего места.

-Проверьте всё ли готово к работе. Разложите заготовки деталей, приготовьте пластилин, подложку, шишку, палочки.

4.Физминутка.  (проводит дежурный)

5.Повторение плана работы.

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте повторим план работы.    (Один ученик читает план вслух).

6.Самостоятельная работа.

-Приступим к самостоятельной работе.

-Придерживайтесь плана работы.   План на доске.

Индивидуальная работа: (слабые ученики)

8.Анализ выполненной работы.

Мы закончили выполнять нашу поделку. Расскажите, как вы выполняли работу. Сравните с образцом свою работу, назовите признаки сходства и различия. Поставьте себе оценку.

9.Уборка рабочего места.

Уберите своё рабочее место. Дежурные соберите мусор с парт.

10.Итог занятия.

-Что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Что мы учились делать?  Поделки выставляются на полочке для выставки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

     “Копилка игр сибирячка” .

  • С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  • Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  • О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  • М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  • А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.
  •  А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.
  • Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………......3
  2. Примерный план работы кружка «Умелые ручки»………………………………………...4
  3. Конспекты занятий кружка по ручному труду …………………………………………7
  4. Список литературы…………………………53
  5. Содердание………………………….............54