Логопедическая помощь детям раннего возраста
консультация на тему

Бугай Наталия Георгиевна

      В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами, особенно это проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть его как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего  развития ребенка.

 

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Помощь логопеда30.94 КБ
Файл sotrydnichestvo.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая помощь детям раннего возраста

      В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Дети, воспитывающиеся в детских домах,  значительно отстают по основным линиям развития, часто имеют задержку речевого развития. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи я  ставила перед собой в этом учебном году.

       Основными направлениями коррекционно-логопедической работы  с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:

   - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

       За основу коррекционной работы  я беру методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой,   Работа с детьми раннего возраста позволяет  в дальнейшем  максимально рано выявить детей с ЗРР, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

       Коррекционно - логопедическая работа с детьми строю  поэтапно и включаю постепенно усложняющиеся упражнения.  Принимаю участие в режимных моментах, что способствует установлению контакта с детьми и повышает эффективность коррекционной работы. Использую различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания в свободных играх с детьми. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работу над дыханием провожу в игровой форме по подражанию. (Посмотри, как я делаю).

        В своей работе ежедневно применяю дыхательную гимнастику: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т.д.  

      Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста использую речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, использую слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик).

     Затем перехожу к работе над слогами, сначала отрабатываю открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК, произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

      Ежедневно совместно с воспитателями на занятиях и в свободной деятельности проводим  игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Для этого предлагаю воспитателям использовать в своей работе упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан. Мною подготовлены методические рекомендации по проведению игр для развития фонематического слуха дошкольников.  Игры  «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, кто позвал?», «Кто внимательный?» игры со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) . Цель этих игр - научить ребенка слышать и слушать.

     Самое важное  место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараюсь  вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаю игровую ситуацию и побуждаю  малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняю  игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждаю ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

     Ежедневно провожу  с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка». Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

     Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.  Ежедневно совместно с воспитателями на своих занятиях проводим    пальчиковую гимнастику.  С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух- «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др.

     Благоприятное воздействие на развитие речи оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, кнопках, крючках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами,  игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», доска Сегена, складывание матрешек. Мнем и разглаживаем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки. Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание, потряхивание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша

      В тесном контакте с музыкальным руководителем проводим  логоритмику для малышей..

      Большое внимание в своей работе уделяю массажу пальчиков и кистей рук, логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

     В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).

                                                                                                                      Логопед Н.Г.Бугай

 Веди счет словам своим

рекомендации логопеда по речевому поведению воспитателя

  • Избегайте многословия.  Около 80% информации дети воспринимают не через смысл слов, т.е. не через то, что сказано, а через то, как сказано (интонация, выражение лица, жест, поза)

  • Дети до 2-3 лет не слышат общих рекомендаций и просьб. Они понимают только те слова, которые обращены только к ним. Поэтому обращайтесь к каждому ребенку отдельно, называя его по имени и мягко касаясь рукой

  • Ни в коем случае не сравнивайте одного ребенка с другим. Запрещено аттестовать ребенка «он плохой, а ты хороший»

  • Необходимо хвалить детей за любое проявление духовности, за то, что может подбодрить ребенка

  • Похвала – при всех, критика – наедине, причем только в том случае, если она может помочь. Все критические замечания даются в форме советов, пожеланий

  • Говорите с ребенком так, словно те качества, которые вы хотите воспитать,  уже есть

  • Называйте детей только по именам. Узнайте предварительно, какой вариант имени ему больше нравится

  • Речевым поведением педагог дает образец детям.

  • Старайтесь уходить от слов «нет» и «нельзя». На уровне подсознания «НЕ» не воспринимается

  • Правила речевого поведения вырабатываются в ситуациях и ролевых играх. «Хочешь, чтобы тебя услышали, подойди ближе и говори тихо»

  • С помощью речи человек может отстоять свои права, защитить себя. Чаще разыгрывайте сценки и ситуации, когда по роли ребенку необходимо выступать в свою защиту. В таких играх дети осознают, что хамство и защита своих прав – разные вещи

  • Чаще наслаждайтесь красивой фразой – пословицей, поговоркой и «заряжайте» этим своих детей. С упоением читайте детям стихи, рассказывайте сказки.

  • Если ребенок плохо ведет себя – не наказывайте его. Плохое поведение – признак болезни, поэтому предложите ребенку как больному самое удобное место, покой и тишину

  • Чаще используйте юмор, шутку как универсальное средство от бед и обид

                                                                                                          Логопед Бугай Н.Г.



Предварительный просмотр:

Сотрудничество логопеда и воспитателя в коррекции дефектов речи  у детей дошкольного возраста

         Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное в нем участие воспитателей. Совместная работа логопеда с воспитателями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить.

        Особенно это важно у нас в детском доме, так как воспитатели должны уметь выполнять задания логопеда со всей ответственностью и повседневное их выполнение  будет способствовать формированию у детей правильной речи

     Мною предлагаются некоторые коррекционные приемы формирования правильной речи, которые применяются нами в своей работе с детьми и которые можно использовать воспитателям для занятий в свободное время или как один из элементов своих занятий.

Развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи

     Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

     Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память и связная речь.

     Многие учителя отмечают, что первоклассники  часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для развития ручной умелости дети должны:

  • Разминать пальцами глину, пластилин, тесто
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки
  • Выполнять специальные пальчиковые игры и упражнения
  • Рисовать ручкой, карандашом, мелом, гуашью, углем
  • Вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции
  • Вышивать, вязать узелки из шнурков
  • Играть с мозаикой, конструктором, палочками
  • Штриховать, раскрашивать, обводить трафареты, шаблоны

                      Учимся правильно дышать

       Развивая правильную речь, обязательно нужно учить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями.  

          Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом, начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

          Вот несколько упражнений для развития дыхания:

- вдох и выдох носом

-вдох носом, выдох ртом

-вдох ртом, выдох носом

-вдох и выдох ртом

-Упражнение «Хомячки» - пошмыгать носом, рот закрыт

-Упражнение «Собачке жарко» - почувствовать движение стенки живота

-Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-х

-Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф-ф

-Упражнение «Бабочка» - сдувать бабочку на нитке с цветка

-Упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта

-Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота

-Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды

Технология самомассажа в работе с детьми, имеющих  речевые нарушения

      Массаж –- совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами.

   Самомассаж, активирующий движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. длительность сеанса 5-10 минут, каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Вот некоторые упражнения:

      «Я хороший» - для массажа мышц  головы и шеи. Поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживания)

      «Наденем шапочку» - и.п. рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

Для лицевой мускулатуры лица

«Рисуем дорожки» - двигать пальцами от середины лба к вискам

«Рисуем елочки» - двигать пальцами от лба к вискам

«Пальцевый душ» - легко постукивать пальцами по лбу

«Глазки спят» - закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки 3-5 сек

«Нарисуем усы» - двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы

  к углам рта  

«Веселый клоун» -  двигать указательным и   средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости

«Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам

«Умоем  личико» - легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку

Для мышц языка

«Непослушный язычок» - пошлепать язык губами

«Покусывание» - легкое покусывание зубами

«Поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта.

Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук

  • Надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание пальцев другой руки. Затем менять положение рук.
  • Растирать ладонями шестигранный карандаш с постоянным увеличением усилий
  • Растирать ладони движениями вверх-вниз
  • Растирать боковые поверхности сцепленных пальцев
  • Разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек
  • Делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп
  • Надавливать не заточенным  карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандашом влево, вправо
  • Разминать кисти правой руки пальцами левой, и, наоборот, затем поочередно их растирать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

« Приёмы логопедической абилитации безречевых детей раннего возраста»

В статье отражены основные приемы формы, направления, приемы логопедической работы с детьми раннего возраста....

Комплексная помощь детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

Комплексная помощь детям раннего и дошкольного возраста с ОВЗРанний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная ...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Статья: "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики".

В ряду методик коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР логопедическая ритмика рассматривается как средство неспецифического воздействия на речевые и неречевые нарушения....