Неделя трудового обучения.
методическая разработка на тему

Неделя трудового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Неделя трудового обучения.33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя трудового обучения.

Цель: развитие познавательных интересов и закрепление, повторение изученного материала.

Задачи:  расширить и закрепить знания  учащихся по предмету;

развивать логическое, наглядно-   образное, художественное  воображение, память, умение  переключать внимание с одной  деятельности на другую;

        обогащать словарный запас, развивать  речь учащихся;

воспитывать интерес к окружающим  предметам, уважительному отношению чужому              

мнению, умение слушать и слышать.

Планируя внеклассную работу, я стараюсь организовывать разнообразные формы детского досуга. Это конкурсы, тематические вечера, интеллектуально- развлекательные мероприятия, викторины. Такие интеллектуально – развлекательные мероприятия такие как «Все дело в шляпе», «Волшебный мир чувашской вышивки», «Эта знакомая и незнакомая пуговица», «Волшебный лоскуток», «Путешествие в страну ситца».  Также использую в старших классах элементы проектно – исследовательские  занятия, уроки диспуты и уроки конференции, такие как «История школьной формы» «Чувашская вышивка» « Мода и время» «История швейной машины».   Которые стимулируют познавательные интересы учащихся, дают навыки поиска информации, позволяют оценить свои возможности, проявлять инициативу. На  таких занятиях учащиеся проводят заочное путешествие в пошлое предметов, где видят, как человек изменял предметы, делая их более удобными и современными.  Как обогащались  функции и назначения  предметов. Учащиеся охотно знакомятся прошлым и настоящим одежды, пуговицы, производством текстильных материалов, головных уборов, швейной машины. Для оживления мероприятий постоянно использую загадки, пословицы, поговорки, кроссворды связанные данной темой.

При поведении внеклассных мероприятий кроме образовательных целей ставлю еще коррекционно-развивающие цели. Такие занятие способствуют развитию у детей с ОВЗ коммукативные способности, умение держаться, и выступать  перед  товарищами. Развивает навыки совместной групповой деятельности, склонность импровизации, чувство юмора.

План недели трудового обучения.

  • Выпуск стенгазеты.-(10 март)
  • Решение кроссвордов  и головоломок, ответы на вопросы викторины.(10- 19 март)
  • Диспут на тему «Нужна ли школе школьная форма» -9 «а» класс.(13 март)
  • Конкурс – викторина «Путешествие город Мастеров» 6 класс (14 Март)
  • Мастер – класс «Мудреный стежок» 8 «б» класс
  •   Ремонт одежды для всех ребят, (постоянно)
  • Встреча гостей  и проведения открытых мероприятий.(19 март)
  • День открытых дверей.

Мастер- класс.

Тема занятия. «Мудреный шов»

8 «б» класс.

Цель: познакомить учащихся техникой выполнения чувашской счетной вышивки  «мудреного

  шва»

Задачи:  формировать представление у учащихся о технике выполнения чувашской счетной

        вышивки;

развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление, память, внимание, аккуратность, точность, через выполнения вышивки;

        воспитывать интерес и любовь к родной культуре и своему народу.

Оборудование: Коллекция изделий украшенных национальной вышивкой (салфетки, полотенце, платье, фартук, прихватки и.т.д )

Материал для работы: ткань-канва для выполнения практической работы, мулине.

Инструменты и приспособления: иголка, ножницы, пяльцы.

Презентация «Волшебный мир чувашской вышивки».

План занятия.

  1. Организационный момент. (Оформить выставки изделий украшенных чувашской вышивкой).
  2. Вступительное слово.
  3. История названия шва.
  4. Демонстрация техники выполнения  мудреного шва.
  5. Практическое выполнение шва учащимися.
  6. Подведение итога занятия.
  7. Уборка рабочих мест.

Ход занятия.

1.Знакомство выставкой изделий, где в качестве отделки используется  узоры национальной чувашской вышивки.

2. Вступительное слово. Наш край называют краем сто тысяч песен и вышивок. Это оттого, что мы в старину все делали с песней, с музыкой, добрым сердцем. Поэтому все так у них хорошо и  получалось, так повелось издавна. Перед любым важным делом сначала пели песни, а потом, уже засучив рукава,  работали и не знали устали, потому, что песня в работе – главная помощница.

        Еще в далекие годы (древние времена) чувашские женщины  украшали вышивкой одежду, предметы быта. Домашний холст в руках чувашской женщины превращался подлинное произведение искусства. Слайд 1.

        Чувашская вышивка отличается разнообразием приемов шитья по счету ниток. Каждая вышивальщица искала свой неповторимый почерк, свои приемы вышивки. Известно, что вышивку вложена душа вышивальщицы, значит, в народную вышивку вложена душа народа. Чувашская женщина обязательно должна была владеть секретом вышивки, и все свое свободное время заниматься рукоделием, изготовлением одежды и украшением ткани. Слайд 2.

        Искусством вышивать чувашских девочек начинали обучать с 6-7 лет, а повзрослев, они готовили себе приданое. А выйдя замуж, должны были обеспечивать семью всеми видами одежды. В комплект приданого молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней, свадеб, религиозных и трудовых праздников. Еще в приданное входило покрывало невесты, платок, жениха, свадебная подушка, множество сурбанов, полотенец, головных уборов - масмаков, надбедерных украшений. И все это было украшено узорами вышивки. Кроме этого каждая девушка готовила свадебные подарки родственникам жениха и почетным гостям. Слайд 3.

        По качеству и количеству приданного определяли,  насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Даже на изнаночной стороне изделия нельзя было оставлять узелки или концы ниток.

        Рукоделие дело хлопотное  и долгое, требует  от рукодельницы терпения и усидчивости, аккуратности, внимательности, и умение доводить начатое дело до конца. Чувашская женщина трудилась с раннего утра до поздней ночи. А в праздники сидеть за рукоделием не полагалось. Девушки брали рукоделие даже на жатву и в минуты отдыха вышивали.

В наши дни много внимания уделяется истории родного края и народа. Чувашскую вышивку изучают, осваивают искусства вышивания. И мы с вами тоже попробуем, прикоснутся чувашской народной вышивке. Научится вышивать, это непростая работа, она требует усидчивости, много времени, внимательности при работе. А вот когда освоите, даже элементарные азы вышивки, тогда сам процесс вышивания принесет  большое удовольствие и удовлетворение от работы.

Вещь, сделанная своими руками, приносит: радость, удовлетворение, а рукоделие час досуга занимает ум, положительно влияет на людей, снимает стресс, нервное напряжение. Занятие чувашской вышивкой способствует воспитанию характера.

        Сегодня мы с вами будем учиться выполнять шов,  который называется мудреный (син пельмен тере) А именно одним из видов этого шва лошадиное копыто (ут пахи). Послушайте, пожалуйста, история этого шва. Слайд 4.

3. История шва.

Возницы недовольны: уже пропеты все песни и высказаны все пожелания, уже невеста давным-давно на коне верхом, а свадебный поезд все не трогается с места – жених не вышел из дому. Словно чувствуя настроение хозяев и гостей, нетерпеливо бьют копытами кони. С каждой минутой все больше нарастает ропот. И тогда кто-то высказывает догадку, что жених потому не выходит из дому, что невеста не успела приготовить подарка жениху – суллых, жениховский платок.

Тихо сразу стало – нет в чувашской деревне более страшного обвинения и позора: кто же возьмет в дом неумеху?.. Побледнела невеста, но ничем не показала возмущения. Достала из походной сумы швейку с холстом и ловко пустила по белому полю черные стежки. Показала вышивку сначала с лицевой стороны, потом с изнанки. Гнетущую тишину разорвали радостные крики удивления и восторга – откуда ни смотри, ясно видно, что стежки эти до удивления похожи на лошадиный след. Говорят, с той поры в народе этот шов называют «укмак тере» - мудреный шов.

Мудреный шов относится к декоративным швам. Шов двухсторонний, одинаковый с лицевой и изнаночной сторон ткани. Основным швом является шов лошадиное копыто. Выполняется в один прием слева на право. Шов напоминает лошадиное копыто. Из копытцев состоит шов и получается затейливый узор. Слайд 5.

4. Демонстрация выполнения шва.

  • Инструктаж по ТБ работы с ручными инструментами.
  • Демонстрация техники выполнения шва, с объяснением.

5.Практическое выполнение шва учащимися под наблюдением учителя.

6.Рефлексия.

  • Было ли интересно вам на занятии?
  • Что интересного узнали для себя?
  • Трудно было усвоить прием выполнения шва?
  • Пригодится ли полученные знания вам в повседневной жизни?
  • Не возникло ли желание изготовить для себя или для дома изделие, украшенное с этим швом?

7.Подведение итога занятия. Конкурс, чей образец выполнен аккуратно, четко, правильно.

8.Уборка рабочих мест.

День открытых дверей.

Цель: заинтересовать учащихся предметом швейное дело, положительное отношение                              

        трудовому обучению, уважение к людям труда.

Задачи: дать представление о предмете швейного дела, его значение в жизни человека;

        развивать наглядно – образное мышление, логическое мышление, память, речь учащихся;

        воспитывать любовь к труду, уважение людям труда.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся, презентация «Уроки швейного дела». Ножницы, клей, кусочки ткани для выполнения аппликации, картон для закладки.

Ход занятия.

1.Организатционный момент. Оформление выставки  творческих работ учащихся.                         

2.Встреча учащихся четвертого класса. Знакомства учащихся.

3.Знакомство учащихся четвертого класса выставкой творческих работ учащихся.

4. Знакомство учащихся предметом швейного дела. Беседа с учащимися.

  • Как вы думаете, что изучает швейное дело?
  • Как вы понимаете продукция швейной промышленности?
  • Какое значение имеет швейная промышленность в жизни людей?
  • Как вы думаете, знания, полученные на уроках швейного дела, пригодятся ли в жизни? Давайте спросим у старшеклассников.

5. Рассказ учащихся 9 класса о предмете швейное дело с использованием презентации. Рассказ старшеклассников,  чему они  научились за годы занятий в мастерской. О том пригодятся ли им знания, полученные на уроках трудового обучения.

6. Совместная работа учащихся. Изготовление закладки и отделка ее аппликацией.

  • Инструкция по ТБ при работе с ножницами.
  • Инструкция по ТБ при работе с клеем.
  • Изготовление закладки.
  • Выбор элементов аппликации из коллекции тканей.
  • Раскрой элементов для аппликации.
  • Заклеивание элементов аппликации.

7.Подведение итога совместной работы.

8.Рефлексия.

  • Понравилось ли им в швейной мастерской?
  • Было ли интересно?
  • Что больше всего понравилось?
  • Хотелось бы вам заниматься швейным делом?
  • Как вы думаете, знания  полученные девочками девятого класса на уроках трудового обучения  пригодятся ли им в жизни
  1. Вручение подарков.

 

        

Конкурс – викторина. 6 класс.

Путешествие в  город Мастеров.

Цель: проверить и закрепить знания учащихся по швейному делу.

Задачи: закрепить и расширить знания учащихся по предмету;

        развивать логическое мышление, память, умение работать в паре, речь;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительно относится к мнению других.

Оборудование. Ножницы, игольница с иголкой, куски ткани, пуговицы, набор ниток, бумага,  карандаш. Презентация «Путешествие  в город  Мастеров». Пословицы.

План занятия.

  1. Организационный момент. Оформление музея прикладного искусства.
  2. Ведение в игру.
  3. Путешествие по станциям.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итога.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к игре.

2. Введение в игру.

        Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие необычный город. Город, где живут мастера своего дела. Отправимся мы в путешествие на транспорте, который называется как? Слайд 1.

Это у нас виртуальный автобус, которого мы видим на экране. На этом автобусе можно совершить любое путешествие. Для посадки в автобус необходимо приобрести посадочный талон. А для того чтобы получить талон необходимо отгадать  загадку.  

Экскурсовод. Добрый день, дорогие пассажиры.  Наш экскурсионный автобус отправляется в город  Мастеров. Это необычный город, необычными станциями. На каждой станции автобус будет останавливаться. А для дальнейшего следования вам будет необходимо выполнить задания.

 Добрый путь дорогие  друзья!

1. Остановка «Загадочная». Слайд 2.

2. Остановка «Эрудитов». Слайд 3.

3. Остановка « Музей народного творчества» Слайд 4.

4. Остановка «Безопасность трудовых дел». Слайд 5.

5. Остановка «Пословицы». Слайд 6.

6. Остановки «Музей забытых вещей» .Слайд 7.

7. Подведение итога викторины.

8. Рефлексия. Слайд 7.

  • Понравилось ли вам путешествие в город «Мастеров»?
  • Было ли интересно?
  • Узнали ли вы, чего – то нового?
  • Хотели ли бы вы совершить такие путешествия?
  • На какой станции было интересно, почему?

9.Награждение победителей конкурса – викторины.

Диспут с учащимися 9 класса.

Тема: «Нужна ли школе, школьная форма»

Цель: привить учащимся  умение искать информацию, высказывать свое мнение, мысли,

        отстаивать ее. Интересоваться историей окружающих нас предметов.

Задачи: формировать навыки поиска информации, умение слушать и слышать;

развивать логическое мышление, память, умение публично выступать, высказывать свое мнение;

воспитывать интерес к истории предмета, умение общаться между собой.

Оборудование. Презентация «История школьной формы» образец школьной формы. Вопросы

                дискуссии.

План проведения занятия.

1.Организатционный момент.  (Звучит песня  «Загляните семейный альбом»)

2.Ведение (вступительное слово).

3.Диспут. «Нужна ли школе школьная форма»

4.Знакомство историей школьной формы в России. Просмотр презентации.

5.Голосование, за и против.

6.Подведение итога занятия.

Ход занятия

1.Организатционный момент. Звучит песня «Загляните семейный альбом»

2.Введение. У вас у всех дома есть семейный альбом с фотографиями. Наверное, там есть фотографии ваших родителей, бабушек и дедушек, ваших сестер и братьев на которых они запечатлены в школьных ученических формах. Вы видели эти фотографии дома? Какой же форменной одежде они изображены на этих фотографиях. Это было время, когда ношение школьной формы было обязательным. Все учащиеся школы носили одинаковые школьные формы. Говорят, в школе была железная дисциплина. Может, это школьная форма заставляли учащихся быть, дисциплинированным.

3. Диспут. Обсуждение темы  «Нужна ли школе школьная форма»

Слайд 1.

Ребята,  давайте обсудим следующие вопросы и попытаемся дать на них ответ.

  • Дисциплинирует ли школьная форма ученика?
  • Влияет ли на дисциплину  в школе ношение школьной формы?
  • Влияет ли на процесс обучения ношение школьной формы?
  • Какое ощущение вы испытаете, школьную форму?
  • Способствует ли школьная форма сплочению классного коллектива?
  • Облегчает ли  наличие единой школьной формы к каждодневной подготовке к школе?
  • Вам нравиться ваша школьная форма?
  • Нужна ли единая школьная форма в школе, в классе?

4.Просмотр презентации «История школьной формы»

У школьной формы в России богатая история.

Слайд 2

     Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

     До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
   Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Слайд 3

    Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

     Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девичья форма была утверждена почти на 60 лет позже мальчиковой – в 1886 году, и в результате появился первый наряд для учениц.

Слайд 4.

     Это был строгий и скромный наряд. Форма для девочек будет еще долго радовать нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

Слайд 5

     Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.

Слайд 6.

      Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».

Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.

Слайд 7

      Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Однако вскоре после революции, в "рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима" в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.

     После Октябрьской Революции прежняя форма была заклеймена, признана буржуазной и как следствие отменена. Отчасти это было сделано из-за того, что форма ассоциировалась с «высшими» сословиями, отчасти из-за того, что она ограничивала свободу учеников. Отчасти на форму у государства тогда не было средств. И дети ходили школу кто, в чем мог.

Слайд 8.

      Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.

5.Голосование за и против.

6.Подведение итога.

Конкурс – викторина. (6 класс)

Путешествие в  город Мастеров.

Цель: проверить и закрепить знания учащихся по швейному делу.

Задачи: закрепить и расширить знания учащихся по предмету;

        развивать логическое мышление, память, умение работать в паре, речь;

воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительно относится к мнению других.

Оборудование. Ножницы, игольница с иголкой, куски ткани, пуговицы, набор ниток, бумага,  

                карандаш. Презентация «Путешествие  в город  Мастеров». Пословицы.

План занятия.

  1. Организационный момент. Оформление музея прикладного искусства.
  2. Ведение в игру.
  3. Путешествие по станциям.
  4. Подведение итога.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к игре.
  2. Введение в игру.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие необычный город, город, где живут мастера своего дела. Путешествие мы с вами отправимся на автобусе. Для посадки в автобус необходимо приобрести талон. У нас это часть пословицы, которое нужно собрать. Садимся по трое. Это команды для соревнования. Теперь остается дать название нашим командам.

3.Экскурсовод. Добрый день дорогие пассажиры. Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в  город Мастеров. В этом городе необычные станции, на каждой станции  автобус будет делать остановку. Для дальнейшего следования вам необходимо будет выполнить задание.  Слайд 1

1.Остановка «Загадочная». Слайд  2

2.Остановка «Эрудитов». Слайд  3

3.Остановка «Безопасность трудовых дел». Слайд 4

4.Остановка  «Музей народного творчества». Слайд 5

5.Остановка «Пословицы». Слайд 6.

6.Остановка «Музей забытых вещей». Слайд 7.

4. Подведение итога.

5 Рефлексия.  Слайд 8.

  • Было ли интересно  в путешествии?
  • Узнали  что - то новое для себя?
  • Какая станция больше всего понравилось?

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заключительного мероприятия недели трудового обучения и СБО «Ваш выбор….»

Конспект заключительного мероприятия недели трудового обучения и СБО   «Ваш выбор….» ЦЕЛЬ: Способствовать развитию учебной мотивации и мотивации к получению профессии.Задачи мероп...

Дидактический материал недели трудового обучения

Данный дидактический материал поможет учителю технологии и швейного дела для проведения недели труда. Предлагаю кроссворды, ребусы, загадки, стихи, всеразличные интересные задания....

Неделя трудового обучения «С мастерством не родятся, а мастером становятся!»

Неделя по трудовому обучению, проведенная с целью всесторонеенго образования, нравственного развития личности ученика, повышения уровня эстетической культуры, развития творческих способностей учащихся...

Анализ недели трудового обучения

план работы трудовой недели...

Неделя трудового обучения «Землю красит солнце, а человека - труд». План

План работы для учителей-предметников школьного методического объединения учителей математики и трудового обучения...

«Слёт Василис». Заключительное увеселительно - шуточное мероприятие недели трудового обучения.

Внеклассное мероприятие для девочек, изучающих швейное дело. Материал подобран для детей с ОВЗ....

"Переменный марафон по СБО" в рамках недели "Трудового обучения"

18.12.2017 в МКОУ "Чернухинская школа-интернат" в рамках недели "Трудовогго обучения" учителем СБО Быковой Н.В. проведены следующие мероприятия:1) оформление стенда;2) конкурс важн...