Занятие "Звук Ш"
план-конспект занятия на тему

Плотницкая Людмила Анатольевна

Занятие направлено не только на автоматизацию звука -Ш- , но и на развитие воображения детей, словесно-логическог мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znkomstvo_s_bukvoy_-sh-_fr.zan_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие для детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня.

Учитель – логопед: Плотницкая Л.А.

Республика Тыва, г. Кызыл, МБДОУ №39.

                          Тема: «Знакомство с буквой –Ш-»

Коррекционные задачи:

   1.Воспитание слухового внимания и слухоречевой памяти;

   2.Автоматизация правильного произношения звука –Ш- в словах и

      предложениях;

   3.Дифференциация понятий: «звук» - «буква», «слог» - «слово» -

      «предложение»;

   4.Укрепление глазодвигательных мышц и преодоление двигательного

      автоматизма.

Образовательные задачи:

   1.Знакомство и закрепление абриса буквы  –Ш-;

   2.Чтение слогов, одно, двух, трех –составных слов и анализ 2-составного

       слова;

   3.Привлечение внимания к  правописанию сочетания: -ШИ;

   4.Практиковать в составлении  распространенных предложений;

   5.Анализ простого предложения.

Воспитательные задачи:

   1.Учить детей обращать внимание на поведение на занятии, во время игр и

       во время общения друг с другом.

Оборудование:

 -таблица Звук – буква»;

 -схемы на  расположение звука в слове;

 -демонстрационная буква –Ш-, буквы для составления слов;

 -пособие для чтения слогов и развития глазодвигательных мышц «Стрельба

  глазами»;

 -лист бумаги и 2 белых листа меньшего размера для выкладывания буквы

  -Ш- на каждого ребенка;

 -красные и синие магниты для проведения звукового анализа слов;

 -символы для характеристики звука –Ш-;

 -авторское пособие «Измени слово «шут».

                                     Ход занятия:

1.Организационный момент:

   -Проверили посадку и вспомнили  правило:

   «Наши глаза внимательно смотрят,

    Наши уши внимательно слушают,

    Наши руки нам не мешают, а помогают».

2.Постановка цели занятия:

   Логопед читает стихотворение:

  «Шорох, шептанье,

    Шумок под окном,

    Шлепенье легкое …

    Что это? –ш-ш-ш-…

    Там за шторами, возле окна

    Шустрым мышонком шуршит тишина».

-Ребята, какой звук часто повторяется в этом стихотворении? (-Ш-)

 Сегодня мы повторим все, что знаем про звук –Ш- и познакомимся с  

 буквой –Ш-, будем читать слоги и слова.

3.Повторение:

 

 -Что такое звук (работа с таблицей).

 -Составьте рассказ о звуке –Ш- при помощи сигналов (сигналы помещены

  на доске).

4.Автоматизация звука в словах:

   -в словесно- дидактической игре «Найди место звука в слове»:

« Звук –Ш-  может находиться в начале, в середине и в конце слова. Назовите слова, в которых звук –Ш- находится в начале слова , в конце, в середине; слова, где два звука –Ш-» –( зрительная опора на схемы расположения звука в слове).

   -в словесно-дидактической игре «Прятки»:

«Звук может играть в прятки. Послушайте, в слове «солнце» этого звука нет, но слово можно изменить так, чтобы оно появилось, например, «солнышко»:

рубаха,  гармонь,  муха,  скворец,  мальчик,  девочка,  ухо,  ладонь,  горох, брат,  окно.

5.Знакомство с буквой.

-Что мы называем буквой? (таблица).

-Какой предмет напоминает буква? (расческа, забор, щетка).

-Какие главные, информативные места в этой букве?

-Сколько нужно взять палочек, чтобы выложить букву?

-А сейчас будем выкладывать букву –Ш- при  помощи большого листа бумаги и двух маленьких.

6.Гимнастика для глаз и чтение слогов при помощи таблицы «Стрельба

   глазами»:

  «Глазами находим букву –Ш-, ведем взгляд вверх и читаем: –ша.

   Возвращаем взгляд в центр, ведем его вправо и читаем : -шу.

   Вновь находим букву –ш-, ведем взгляд влево: - шо.

   Ведем взгляд от центра вниз: -ши».

7. Знакомство с правилом: -ши- пишем с гласной –и.

    «Эта история произошла со звуком –Ш- давно. Он рос в семье один и был    

      избалованным и сердитым. Даже гласный звук – и- не смягчал его

      сурового характера, хотя с другими звуками это получалось. Вот поэтому

     в слоге –ши мы слышим –ы, а пишем –и».

8. Чтение слов.

    Слова: «шум», «тишина».

    -В каком из этих слов «спряталось» наше правило?

    -Подумайте, шум – это хорошо или плохо? ( шум на празднике и шум

     на занятии).

-Как бы вы нарисовали «шум», а «тишину»?

9.Трансформация слов:

   «Это шут (демонстрация картинки). Он жил при дворе и  веселил

     придворных и самого царя. При этом он создавал шум и веселье.

     Отсюда и название его должности».

   Задания: 1).« Подумайте, как слово «шум» превратить в слово «шут»,

                          заменив одну букву?».

                   2). «Какой слог мы прибавим к слову «шут», чтобы у нас

                          получилось новое слово?» (шутка).

 10. Звукослоговой анализ слова «шутка»:

       «Шутка – это орудие шута. Мы с вами  его «зашифруем».

                                       

             

                     

                                                   О  О  О     О  О

                                                    с   к   с      с    к

11.Динамическая пауза:

     «Дети, руки на пояс поставьте в начале,

       Левой рукой закройте свой нос

       Правой рукой потрогайте лоб.

       Руки на пояс, руки на плечи,

       Руки вдоль тела и снова на плечи.

      А теперь потянулись,

      Приветливо всем улыбнулись,

      Сели на стульчики тихо и прямо,

      Нам заниматься усердно надо!».

     

12. Работа над предложением.

     Дети по указке логопеда  читают слово «тишина» и составляют с ним предложения. Выбирают самое удачное и производят его анализ:

-Сколько слов в предложении?

-Как  пишутся слова  в предложении (каждое слово отдельно).

-Какое слово первое в предложении? Как оно пишется (с заглавной буквы).

-Какое слово последнее? Что ставиться в конце предложения?

13.Итог в форме короткого опроса.

     -Ш- это…   (звук).

     -Читаем: ша, шо, шу, ши. Это -….(слоги).

     -Читаем: шум, тишина. Это -…   (слова).

     -Вспомните, что мы говорили про «тишину»? Это -…   (предложение).

     -Работали мы с вами хорошо. Мы (читают новое слово) …МОЛОДЦЫ!