Тема занятия: «Моя семья – моё богатство».
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Киселева Элисо Раминовна

Цель: Расширить представление о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи  в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМЕАДМИНИСТРАЦИЯДОКУМЕНТЫПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫМЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Тема занятия:  «Моя семья – моё богатство».

Цель: Расширить представление о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи  в жизни человека.

Задачи:  

1.Раскрыть понятия «родительский  дом» и «счастливая семья»,  выявить их особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения у ребят, проявления активности. Способствовать сплочению и развитию  коллектива.

3. Воспитывать уважение к дому, в котором живешь, членам своей семьи, людям старшего поколения.

 Оборудование:  Магнитофон с записью  песен «Родительский дом», видеоролик, карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями;   пословицы, загадки, памятка для детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Воспитатель:  Сегодня мы  собрались поговорить на очень интересную  и важную тему для каждого из нас,  и, я надеюсь,  что вы будете активно работать, и сохранять прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия.

Вы, должны  догадаться, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

- Звучит музыка «Родительский  Дом». Видеоролик.  

Ответы детей

Слайд 1:

Воспитатель: Правильно ребята тема  нашего  занятия «Моя семья – моё богатство». Мы постараемся определить что такое « Родительский дом», что такое семья, выяснить  какая семья самая счастливая. И в  течение нашей  занятии мы с вами будем работать, и выполнять задания.

-  А как вы считаете,   почему в  песне поётся

 «Родительский дом– начало начал?»

 Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет. 

Ответы детей (мнения ребят). 

Воспитатель: Это  дом где ты родился, сделал первые шаги, сказал первое слово. Что может быть важнее уютного дома, там, где тебя всегда поймут,  там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, это твой дом.

Вы часто употребляете слова   «Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат дядя, тетя» А кто это?

Ответы детей ( члены семьи)

 Совершенно верно. Каждая семья живет в своем доме. А как вы думаете  нас можно назвать семьей?

Ответы детей (мнения детей).

Конечно, мы не родственники, и мы тоже семья. Мы вместе живем, отдыхаем, отмечаем вместе праздники, радуемся победам, огорчаемся из-за неудач. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Слайд 2: Определите  понятия  «Устами младенца»

- Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)

–Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле (мама)

– Место, где все собираются   вместе. (дом)

-  Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (ребенок)

– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение (семейные традиции)

-  Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки.  (бабушка)

- Ребята , как вы понимаете, что такое семья ?

        Слайд 3:        Ребята дают свои варианты. Что такое семья?

 Семья.

Воспитатель: Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Ученик читается стихотворение о семье

Слайд 4:                           

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Воспитатель: О чем говориться в этом стихотворении?

Ответы детей

Скажите, для чего человек нужна семья. Выполните задание  

Слайд 5        Задание: Выберите слова, характеризующие семью

-учит  любви,

-ответственности,

-заботе и уважению старших

-вера в необходимости семьи

-утверждение в ненужности

- для одиночества

-для счастья

-обуза

Воспитатель: Я хочу прочитать вам одну легенду.

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:   (Понимание, Любовь, Уважение,  Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь,  Дружба)

Воспитатель вывешивает эти качества на доске.

Слайд 6: Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости, где тебя ждут и любят

 - С чего начинается  семья?

- с Дома

 В группах на листочках  напишите, что значит для вас Дом?

 Слайд 7       Место, где тебя ждут. Дом

Задание:  На кирпичиках напишите, что значит для вас Дом

Дом – это очаг

Дом  - это крепость

Дом – это уют

Дом – это тепло

Дом – это любовь

Слайд 8    Про дом и семью в народе сложено много пословиц и поговорок

Слайд 9

Задание:   Найдите вторую половинку пословицы.

Дом без хозяйки  - сирота

Дом вести  -  не бородой трясти

Семейный горшок – всегда кипит

В гостях хорошо,  а дома лучше

Слайд 10

Счастлив тот,  кто у себя дома

Вся семья вместе, так и душа на месте

Не нужен и клад,  коли в семье лад

Согласную семью и горе не берет

 Слайд 11                            

                              Состав семьи. Родственники

Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем      пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Слайд 12

- Кого мы считаем  близкими и дальними  родственниками

Воспитатель: На карточках  пишут:  одна семья « Близких родственников», другая  «Дальних родственников».

Задание: Назовите близких и дальних родственников

Близкие родственники:            Дальние  родственники                

    мама                                                    тетя                

    папа                                                     дядя

    брат                                                     двоюродный брат                                                                                                                        

    сестра                                                  двоюродная сестра

         дедушка                                              прабабушка

         бабашка                                              прадедушка

Слайд 13

 Задание: Подобрать   определение

     Сестра папы                        дедушка

Мать мамы                           тетя

Отец папы                             прабабушка

Брат мамы                            бабушка

Бабушка мамы                      дядя

Сын брата папы                    племя

Слайд 14

Познакомимся с составом семей   учащихся 

Встаньте, у кого многодетная семья.

Встаньте, у кого есть бабушки и дедушки?

У кого есть двоюродные братья и сестры  

У кого есть старшие братья и сестры ?

Задание:  Назовите  фамилии,  имена  своих бабушек, дедушек.

Слайд 15

Самый главный  человек в семье, это мама  выполните задание

Задание: Напишите  5 ласковых слов о маме:

Добрая,   ласковая,  нежная, заботливая.

                               Семейные отношения

 Какая   семья обходится без ссор и конфликтов?  Все конфликты и ссоры в семье происходят между родителями и детьми

Слайд 16

Задание: Как поступят родители (разыграть сценку )

Сын  поздно пришел домой, как его встретили родители.

Спросить (Почему  так долг гулял?)

Кричать (Опять  пришел поздно?)

Допрашивать ( Где ты был?)

По беседовать  (Ты знаешь , что поздно гулять опасно)

 Ребята делают   анализ увиденного. С чем согласны или не согласны.

Слайд 17  

  Какими бы вы хотели видеть  идеальными  родителей   и детей.

 Задание:  Продолжи предложение

 Если б я был идеальным родителем я бы был:

Внимательным, добрым,  щедрым,

 Если б я был идеальным ребёнком, я бы был:

 Послушным,  внимательным, хорошо учился  

Слайд 18

 Семейные праздники и традиция   еще больше сплачивают  семью ?

Какие семейные праздники вы знаете?

Ответы детей

                     Семейные традиции и праздники

 

Задание: Назовите семейные праздники

Новый год

Дни рождения

Пасха

Рождество

Походы  на природу

Рыбалка

                Рассказы детей о своих  семейных праздниках

Слайд 19                        Новый год

Слайд 20                          Рождество

 Слайд 21                         Пасха

 Слайд 22                         День рождения

   

Слайд 23                                   Русская  традиция

На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой.

Что символизировал этот новогодний обычай?

Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой  и не должна разлучаться.

                                      Жизненные ситуации

 Семья тогда будет сплоченной, когда многие вопросы, особенно бюджет семьи  рассматривается сообща. Выбрать вариант и объяснить на что потратит семья  деньги  

Слайд 24

Задание: Рассмотреть жизненную  ситуацию  и объясните  свой выбор?

Папа  получил  премию  (50 тыс. руб.)

На что потратит семья  премию, если  нужно купить :

- шубу маме

-сыну велосипед

-операцию для бабушки

Слайд 25

   Мама  получила  отпускные (  60 тыс. руб. )

   На что потратит семья премию, если  нужно купить :

  • Путевку в санаторий для дедушки.
  • Компьютер для сына,  
  • Сапоги для дочери

Ребята выбирают, что деньги нужно потратить на операцию для бабушки, и путевку в санаторий для дедушки, так как  здоровье важнее всего, особенно у старшего поколения .

  Слайд 26                                  

 «Заповеди семейной жизни»

  • Свято храни честь своей семьи.
  • Люби свою семью и делай ее лучше.
  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
  • Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
  • Подари родителям радость.
  • Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
  • Доброе дело – дороже богатства.
  • Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

                        Семья – главное в жизни человека

Слайд 27

           Рефлексия

 Занятие  мне…

Я узнал  для себя …

Слайд 28                    

Вывод

         Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки – семья. Любите и берегите свою семью и тогда будете счастливы. 

        

- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады  (ребята распределяются).

- При строительстве дома необходимо  соблюдать  ряд требований:

Начало и конец работы по команде.

Согласие и несогласие движением руки.

- Правила понятны? 

(распределяем между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».    «Семья – это…   .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом. 

- Строительство дома начинается с фундамента.

 I бригада

 «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

- IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,  любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным;  выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

3. Работа по теме.

Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)

       «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». 

        «Семья – это родные друг другу люди».

        «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

- Из толкового  словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой   

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»?  «Что можно»? «Что нельзя»?,  приобретаем хозяйственные навыки;  совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку;  учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

-А как вы считаете, а какая должна быть семья?  ( мнение ребят),  (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

- Я хочу прочитать вам одну легенду.

« Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:   (Понимание, Любовь, Уважение,  Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь,  Дружба)

Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.    

- Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

- Хотелось ли вам жить в счастливой семье?  Почему? (высказывания детей).

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?   ( раздать карточки со словами)

  уютспокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добросчастье, ссора, дружбасогласие, грубость).

 4.Творческая работа.

-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Недаром существует множество народных пословиц о доме и семье.

Дети называют известные им пословицы и поговорки о семье.

- Семья в куче — не страшны и тучи.

- На что и клад — коли в доме лад.

- Когда семья вместе - так и душа на месте.

- В семье и каша гуще.

- Один в поле не воин.

- Хорошо в гостях, а дома лучше.

- Дома и стены помогают.

- Мой дом - моя крепость.  

Отлично!  Теперь закончите пословицу о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте) 

Ребята  на столе стоит сосуд, и коробочки с большими камушками, мелкими камушками и песком, сейчас я расскажу вам притчу, и мы попробуем его наполнить.

Как – то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь.

Они снова подтвердили – факт, полон. 

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. 

« Теперь» - обратился мудрец к ученикам, - « я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные  вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек,  ваше здоровье, ваши родители, дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша  работа, квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших близких, и родных, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для учебы, работы и всего остального. Следите за вашими большими камнями  - только они имеют цену, все остальное – лишь песок».

 5. Итог урока

 - Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Правильно ли мы наполнили сосуд?

- Что на свете всего дороже?     (Семья).

- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Звучит мелодия песни:  ребята давайте мы  все вместе споем  знакомую нам песню

ДОМ

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака,

Шел человек,

И нелегка была дорога.

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним

В доме одном.

ПРИПЕВ            Дом, как известно всем давно –
                            Это не стены, не окно,

                            Даже не стулья за столом -
                            Это не дом, это не дом.
                            Дом – это там, где нас поймут,

                            Там, где надеются и ждут,
                            Где ты забудешь о плохом -
                            Это твой дом.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою,

Что вам поем мы.

Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

ПРИПЕВ          Дом, как известно всем давно –
                            Это не стены, не окно,

                            Даже не стулья за столом -
                            Это не дом, это не дом.
                            Дом – это там, где нас поймут,

                            Там, где надеются и ждут,
                            Где ты забудешь о плохом -
                            Это твой дом.

Всем большое спасибо за активную работу.

Классный час «Дерево держится корнями, а человек семьей»

Цель: формирование представлений о жизненном идеале семьи; понятий о семейном воспитании и семейных ценностях.

Задачи: прививать навыки осмысления семейных ценностей, развить интерес к родословной своей семьи, к пониманию родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.


Форма проведения.  Круглый стол в 8-9 классах

Оформление:

1. Выставка нарисованных учащимися генеалогических древ.

2. Раздаточный материал (карточки с названиями семейных ценностей, пословицы, памятки)

Ход классного часа:


  • Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «
    «Дерево держится корнями, а человек семьей». Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

  • Есть одна очень интересная легенда о семье:


В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!


  • А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.


^ Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. 


  • Итак, что же у вас получилось? Как вы считаете, какие принципы должны быть в основе всего, фундаментом семьи? (сообщения учащихся)

  • Что является стенами вашего дома? (сообщения учащихся)

  • Русская пословица гласит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Какие же принципы вы оставили на крышу вашего счастливого дома? (сообщения учащихся)

  • Ребята, вы замечательно справились с заданием. Хотя моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни. В 16 веке в России даже распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Что ценно в семье, без чего семья не может существовать, что для человека семья – об этом говорят и многие русские пословицы.


^ Задание группам: Проверим, знаете ли вы пословицы о семье? У вас на столах лежат карточки с частями пословиц. Ваша задача – соединить разрезанные половинки, так чтобы получилась пословица.

(обсуждение пословиц)


  1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

  2. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

  3. Намёки да попрёки - семейные пороки.

  4. Не прячь свои неудачи от родителей.

  5. Согласие в семье - богатство.

  6. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”. Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

  • В переводе с греческого оно означает 
    “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. 


Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях, (учащиеся представляют свои генеалогические древа, подготовленные заранее).


  • – Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

    Задам сейчас задачу я.
    Послушай, вот моя семья:
    Дедуля, бабушка и брат.
    У нас порядок в доме, лад.
    И чистота, а почему?
    Две мамы есть у нас в дому,
    Два папы, два сыночка,
    Сестра, невестка, дочка,
    А самый младший – я,
    Какая же у нас семья?

    (Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

  • Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

    Вопросы учащимся:

    1.Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
    (Ответ: родители мамы или папы).

    2.Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
    (Ответ: тётя).

    3.Вопрос: А кто такой дядя?
    (Ответ: брат мамы, папы).

    4.Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
    ( сын сына или дочери; дочь сына или дочери; сын сестры или брата; дочь сестры или брата)


5.Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?

6.Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

7.Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)

8.Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)

9.Вопрос: Кто такой шурин? свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)

10.Вопрос: А как называют брата мужа? сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)

11.Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)

12.Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)

13.Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)

14.Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка)


  • Мы сегодня вам вручаем вот такую памятку, на которой названы родственные отношения. Но особенно обращаем внимание на слова Сократа 
    «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». 

  • Что вы почерпнули для себя из нашего сегодняшнего разговора?

  • Давайте еще раз назовем ценности, которые лежат в основе хорошей семьи (ребята называют – учитель прикрепляет на доску карточки с названием ценностей).

  • Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели» и «В хорошей семье хорошие дети растут».


Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно и уютно.


Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Моя семья - мое богатство".

Предлагаю презентацию классного часа на  тему "Моя семья - мое ббогатство", с помощью которой можно провести первый классный час в новом учебном году....

Открытое внеклассное занятие на тему : «Моя семья – мое богатство»

Самое ценное в жизни каждого человека - это семья. Расширить представления о семье как о родных, близких людях, которые любят, помогают и заботятся друг о друге , о важности и роли семьи в жизни челов...

Презентация к занятию «Моя семья – моё богатство».

Предназначено  для занятия по теме "Моя семья - моё богатство"....

Открытое занятие «Моя семья, моё богатство»

Тема открытого занятия «Моя семья, моё богатство»Авторы: Егорова А.Н. педагог доп. образования МБОУ ДО «ЦДОД»Егорова Г.Н. педагог доп. образования МБОУ ДО «ЦДОД»Поракудина З.И. педагог доп. образ...

3 класс внеурочная деятельность - «Доноведение». Тема занятии: «Казачья семья.»

3 класс  внеурочная деятельность - «Доноведение».Тема занятии:  «Казачья семья.»...

Конспект воспитательного занятия ( по требованиям ФГОС) Тема «Моя семья –мое богатство»

Целью данного мероприятия является воспитание любви и уважения к семье, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека....