Роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста
консультация на тему

Адрова Вера Михайловна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 98 «Ивушка»

 г. Волжского Волгоградской области

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Адрова В.М., учитель-логопед

1 квалификационной категории

г. Волжский, ноябрь 2014 г.

          Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну очень интересную игру!».  Использование занимательной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

         Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

         Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

         Они активно включаются в словесно-речевые игры. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе  применяется четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К.

         Приведу краткие характеристики каждой группы.

 

1 группа – игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»

 

2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

 

 3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

 

4 группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

 

Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

         Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать». Хотелось бы особенно отметить словесные игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Проводятся они так, начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие – врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми я применяю игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

          Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это  помогает удержать внимание ребёнка; ведь дети, как правило, невнимательны, часто отвлекаются.

Можно применять следующие виды игр с мячом:

 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь – дорога, маленький – небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

         Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление — логопедическая ритмика.

 Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические  движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пальчиковые, коммуникативные игры;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. В приложении даны примеры логоритмических упражнений.

Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:

Вот поезд наш едет, Колёса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью занимаются логоритмикой, потому что в их понятии они играют, а эффективность таких занятий не вызывает сомнений.

 Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы радости.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.

 

Приложение 1.

Логоритмические упражнения

 

1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

 

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

 

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи,                       Дети встают на носочки, поднимают

                                                                  вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.                  Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать,                 поясе.

Разведет повсюду слякоть.                     Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,         Идут по кругу, высоко поднимая                                    
Поднимай повыше ноги.                         колени

Н. Нищева

 

4. За грибами

Все зверюшки на опушке     Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                              Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали.                              мые грибы.

Лисичка бежала,                                Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала.                         грибы.

Скакали зайчатки,                         Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки.                               грибы.

Медведь проходил,                        Идут вразвалку, затем топают правой

Мухоморраздавил.               ногой.
Н. Нищева

 

5. Садовник

Мы вчера в саду гуляли,                    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.             Изображают, как копают яму и сажа 
                                                            ют в нее куст.

Яблони белили мы          Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор,                          Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:                          Стоят лицом в круг. В центр выходит

— Ты скажи,     один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду                 На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых,                             по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых,                               с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Г. Сатир

 

6. Овощи

Как-то вечером на грядке                     Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук                   центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки,              завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:               Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,           Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать.                               ищет.

 

7. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик,                    Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                                      игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,                   Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                       Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                         рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он,                     Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,                     Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,                    Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

 

8. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук!                             Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук.                        столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                                          Хватательные движения обеими руками.

Посолили                                         Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку.                 Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке!              Отряхивают руки.

Н. Нищева

 

9. За малиной

За малиной в лес пойдем,                  Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.        Идут по кругу, наклоняясь, как бы                                                              собирая ягоды.
Солнышко высоко,                              Встают лицом в круг, тянутся руками

                                                              вверх.

А в лесу тропинка.                              Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,                                 Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-малинка.

Русская народная песня

 

10. По ягоды

Мы шли-шли-шли,                                   Маршируют по кругу, держа руки на

                                                               поясе.

Много клюквы нашли.                         Наклоняются, правой рукой достают

                                                               носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,                  Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать.                         Наклоняются, левой рукой касаются

В. Волина                                              носка правой ноги, не сгибая колен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность в...

Презентация на тему "Роль праздников и развлечений в развитии детей дошкольного возраста"

Презентация на тему:"Роль праздников и развлечений в развитии детей дошкольного возраста"...

презентация на тему роль словесных и логоритмических игр в развитии детей дошкольного возраста

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действия...

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста...

«Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

В статье речь идет об  актуальности проблемы сенсомоторного развития дошкольников, которое заключается в познании ребенка окружающего мира с «живого созерцания», с ощущения и восприят...

Картотека логоритмических дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста.

Подбор логоритмических упражнений ,например : Мимика, Далеко и близко, Ах,как пахнет! и др....