Организация общения неслышащих детей со слышащими как средство социальной адаптации в общесте.
статья (5 класс) на тему

Недикова Вера Ефимовна

Формы и методы работы по организации общения  детей с нарушением слуха  со слышащими сверсниками  в условиях щколы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Еще в 16 веке     известный французский философ-гуманист Мишель Монтель  писал: «Глухота- более  тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток  социальный».

          Но с потерей слуха еще не все в жизни потеряно. Многие из десятков тысяч глухих, успешно овладев знаниями, умениями и навыками, полученными в школе, трудятся на разных предприятиях города и занимают различные должности. Дефект глухоты и тугоухости – проблема социальная. В процессе социализации, т.е. усвоении человеком социального  опыта, личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, и такой опыт может передаваться через систему обучения и воспитания, а также через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

         Мы сейчас   много говорим об интеграции  людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инвалидов по слуху) в общество, их социальной адаптации в нем. Но возможности  полноценной  коммуникации, социального развития во многом зависят от готовности самого общества жить наравне с инвалидами, понимать их и принимать такими, какие они есть

Людям с ограниченными возможностями здоровья нужна не жалость ,а наши внимание, дружелюбие и поддержка. Наше общество  должно стать обществом  равных возможностей.

             Наша задача - научить детей с проблемами слуха жить наравне со всеми,  жить как все. Когда неслышащие дети научены  всему, многое знают и умеют - они вооружены, они придут в мир обычных людей не с протянутой рукой, а с открытой ладонью для рукопожатия. Такой подход  к обучению и воспитанию неслышащих детей  предполагает максимальную открытость специальной школы внешнему миру, чтобы обеспечить своим воспитанникам непосредственное общение со  слышащими людьми, потому что именно  общение и является  главным  звеном в социальном развитии  глухих.

        В нашей школе проводится большая и целенаправленная работа по подготовке наших воспитанников к общению со слышащими при помощи совместной деятельности.

       .Формы и методы этой работы разнообразны, но все они направлены на формирование коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной адаптации обучаемых  нами воспитанников в социальной среде.

Одной из таких форм, способствующей развитию монологической и диалогической форм речи, активному усвоению словаря, накоплению речевого опыта и овладению словесной речью, как надежным средством общения со слышащими, являются специальные внеурочные занятия «Час речевого общения».

Эти занятия проходят в форме бесед, деловых игр, экскурсий. Ребята на практике отрабатывают диалоги с педагогом, друг с другом, с приглашенными слышащими детьми или взрослыми, со специалистами различных профессий. Темами таких занятий могут быть: «Здоровый образ жизни», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Из истории моды», «Польза и вред компьютера», «В мире профессий»   и т.п.

       Во время проведения экскурсий педагогами также ставятся  задачи, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков. Каждой экскурсии предшествует большая подготовительная работа.Актуализируются знания по предмету экскурсии, речевой материал, планируются вопросы, обыгрываются предполагаемые диалоги. Посещая мебельную фабрику, станцию технического обслуживания автомобилей, зубопротезный кабинет, кондитерскую фабрику и т.д., воспитанники закрепляют коммуникативные навыки, учатся общению с разными людьми в различных ситуациях.

Хорошей традицией в школе стало проведение информационно-образовательных часов, которые готовятся совместно классным руководителем, воспитателем и учащимися с привлечением  различных специалистов и гостей: врачей, юристов, спортсменов, работников Центральной  городской библиотеки.

       Нашим ребятам запомнилась встреча с  известным не только у нас в городе, но и во всем мире,заслуженным мастером спорта по плаванию, неоднократным призером и рекордсменом мира и Европы, чемпионом Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне Денисом Тарасовым.

Ребята смогли не только задать мужественному спортсмену  интересующие их вопросы, но увидеть и потрогать золотую  паралимпийскую медаль Дениса и взять у него автограф на память. А он, в свою очередь, явился для них примером для подражания, человеком, для которого нет преград  в достижении  цели, к которой стремишься.

         Проведение  таких мероприятий позволяет решать образовательные, воспитательные, информационные задачи, а участие  в них специалистов различных областей  не только расширяет кругозор ребят  об окружающем мире, дает практические знания в той или иной области, но и обогащает опыт общения неслышащих детей со слышащими.

Кроме этого, с каждым годом расширяется круг общения наших воспитанников с учащимися различных школ города, учащимися школ искусств и студентами саратовских  вузов. Встречи с ними стали уже традиционными.

    Со слышащими ребятами мы проводим такие совместные мероприятия, как   театрализованные игры, инсценировки русских народных сказок и басен И.А. Крылова, конкурсы, праздники и просто дружеские встречи . Наши  воспитанники также выезжают в эти школы с концертными номерами. Слышащие ребята тепло принимают наших артистов,  всегда горячо поддерживают их  дружными аплодисментами  и с удовольствием ждут новых встреч с ними.

    Студенты СГУ  представляли  нам свою развлекательную программу «Русские посиделки», которая включала в себя совместные игры, конкурсы , танцы.

Кроме того,большую роль в обогащении социального опыта неслышащих детей играют посещения  ими театров,  кино, парков, храмов, музеев, где  наши дети  принимают  непосредственное  участие в  праздничных программах.

Также наши дети принимают  активное участие в конкурсах различных уровней и часто занимают  в них призовые места. Мы приняли активное участие в районном фестивале «Добрый волшебник» в рамках проекта «МИР  ОДИН ДЛЯ  ВСЕХ», организованном  коллективом СОШ № 24 и Энгельсским  центром социальной  помощи «Семья». В этом  фестивале детского творчества, запланированном на  весь  учебный год, принимали  участие как здоровые дети ,так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники нашей школы  стали  на этом фестивале победителями сразу в нескольких номинациях.

        Ребята из нашего школьного Театра моды принимали участие во Всероссийских и международных конкурсах   художественного детского творчества  среди слышащих школьников  и  заняли там призовые места .

Такие мероприятия и успехи  в них являются  для  детей большим стимулом  к совершенствованию своих знаний, умений и навыков, вселяют в них уверенность в своих силах и возможностях.

      Встречи  наших воспитанников со слышащими ребятами всегда проходят очень интересно, эмоционально, к большому удовольствию  обеих сторон. Процесс такого взаимодействия  дает большие результаты  и  в воспитании  слышащих: формирование у них таких качеств   как  толерантность, доброжелательность, готовность к сотрудничеству  с инвалидами, что способствует  духовному совершенствованию  всего общества  в целом , общей взаимной человечности и уверенности в том, что у людей с ограниченными возможностями здоровья- безграничные способности.

                                                                                                                                                                                                                








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социальной адаптации «особых» детей

В данной статье представлены игры, методы и приемы игровых технологий, которые можно использовать в работе с «особыми» детьми....

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личност...

Презентация Организация общения неслышащих детй со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе.

Презентация по организации общения  неслышащих детей со слышащими во внеурочное время как средство социальной адаптации в обществе....

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.

В душе каждого ребёнка   таится желание театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует  память и образное воспр...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.

Актуальность  и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи.  виды  и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....