ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья по теме
Статья о необходимости применения презентаций для эффективного обучения математике обучающихся в коррекционной школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на уроках математики | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Морозова Ольга Владимировна - учитель математики
ГБОУ школы-интерната №16 Пушкинского района СПб
Пояснительная записка
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся с отклонениями в развитии, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение современных форм организации учебного процесса. Внедрение информационных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования.
Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корригирующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математических знаний. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Кроме того, современное образование выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Внедрение информационных технологий в процессы изучения математики является одним из ключевых моментов. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Актуальность применения мультимедиа технологий на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, облегчает процесс обучения через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Использование новых технологий, в качестве наглядного пособия, позволяет оптимально задействовать и зрение, и слух. При использовании информационных технологий осуществляется деятельностный подход.
При этом перед учителем встает ряд вопросов:
- какие информационные технологии способствуют повышению качества обучения математике;
- какие способы и методы информатизации обучения математике способствуют интенсификации процесса обучения математике;
- использование каких программ позволяет более наглядно и красочно изучать математику?
Встает проблема – оптимального отбора и использования информационных ресурсов. Возникла необходимость формирования знаний, умений, навыков с помощью информационных технологий.
Цель: повышение качества изучения математики посредством интенсивного внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Задачи:
1. знакомство с формами и методами работы с ИКТ при изучении математики;
2. распространение опыта работы с ИКТ.
Данная работа может использоваться на МО учителей математики и начальной школы, МО воспитателей, педагогических советах образовательных учреждения и дошкольных образовательных учреждений, на районных МО учителей математики и начальной школы.
- Роль презентаций в повышении эффективности обучения математике.
Обучая математике учащихся вспомогательных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического - заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для обучающихся с отклонениями в развитии косность мышления, стереотипность использования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе.
Преобладают три основных способа (или подхода) преподнесения информации с помощью ИКТ:
- Иллюстративный (традиционный). Подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики следят за меняющимися „картинками“, часто при этом „забывая“ воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие „картинок“ тоже притупляется.
- Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же „картинками“.
- Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и „картинки“ должны быть яркими, создавать определенный образ, должны отличаться определенной „символичностью“. Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению всех задач, которые мы ставим на уроках математики:
учебных:
- ознакомление учащихся с учебным материалом;
- отработка навыков по данной теме;
- контроль усвоения;
развивающих:
- развитие пространственного воображения учащихся, образного мышления;
- развитие логического мышления учащихся;
- формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли
воспитательных:
- совершенствование графической культуры;
- воспитание таких черт характера, как точность, четкость, внимательность, честность;
- привитие интереса к предмету и учебе в целом.
Презентации могут применяться на различных этапах урока: устном счете, при изложении нового материала, решении примеров и задач, закреплении, контроле, проверке и даче домашнего задания.
- Применение презентаций на разных этапах уроков математики.
- Устный счет.
Устное решение примеров – это лучше всего решение примеров по готовым схемам. Их можно создавать самостоятельно в программе PowerPoint. Работа по готовым схемам способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения примеров и задач различной сложности.
- Решение задач.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. При решении задач обучающего характера презентация помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
- Закрепление изученного материала.
После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания представлены на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению.
- Повторение изученного материала.
Повторять материал удобно с помощью слайдов «вопрос – ответ». Причем, первые два слайда предназначены для иллюстрированного повторения материала, а следующие для опроса с моментальной проверкой правильности ответа. С помощью подобных слайдов можно проводить повторение и проверку знания формул другого материала.
- Контроль и проверка знаний
Используя различные компьютерные программы (доступные контингенту класса), провожу различные тренинги и проверочные работы. Они выполняют тренировочную и контролирующую функции, а компьютер ведет подсчет баллов. Это нацеливает ребенка на внимательную работу и получение хорошего конечного результата. Значительно увеличивается объем выполненных заданий, так как нет необходимости записывать их в тетрадь, правильность выполнения «контролируется» компьютером, учащийся имеет возможность подумать и исправить ошибку.
Выводы:
- на уроке компьютер выполняет несколько ролей:
- заменяет записи на доске (тема урока, план, домашнее задание, определение и т.д.);
- предъявляет наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);
- осуществляет контроль (первичный, закрепление, проверка домашнего задания в виде тестов и др.)
- дополняет учебник; - и т.д.
- с помощью использования информационных технологий обучающиеся в школах VIII вида достигают следующих результатов:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
- тренируется внимание и память;
- дети раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.
Использованные интернет-рессурсы
- festival.1september.ru
- www.menobr.ru
- wap.eidos.borda.ru
- ronorakit.narod.ru
- www.sapanet.ru
- 76204s007.edusite.ru
- https://sites.google.com
- ext.spb.ru
- cronao.ru
- http://pandia.org/text/77/328/8302.php
- http://festival.1september.ru/articles/577925/
- http://xn----dtbqybamjef.xn--p1ai/2012/section/206/94931/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.
Билет №1 1. Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2. Виды закрепок и их применение.3. Подобрать ...
Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Презентация к уроку математики в коррекционной школе VIII вида
Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: "Нахождение 1% числа". Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Презентации к урокам по математике в коррекционной школе VIII вида
Презентации к урокам геометрии в 5, 6, 8 классах...
«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...
Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.
Методический материал на тему: "Особенности использования методов обучения на уроках математики в коррекционной школе VIII вида....