Конспект открытого занятия "Богатырский турнир"
план-конспект занятия на тему

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна

Обобщающее занятие для детей логопатов с поставленными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._bogatyrskiy_turnir.docx150.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:              Богатырский турнир.

Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях.

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки правильного произнесения звука Р в словах и предложениях.
  • Пополнить словарный запас новыми словами - трофей, турнир. 

Коррекционные:

  • Развитие творческих способностей посредством загадок и упражнений.
  • Развитие связной речи. Добиваться от детей полного ответа на поставленный вопрос.
  • Развитие мыслительных операций: логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
  • Развитие самоконтроля за произнесением звука Р.
  • Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственной ориентировки (схемы).
  • Развитие лексико-грамматических категорий посредством слов – трофей, трофеи, трофеем, трофеями.

Воспитательные:

  • Привитие любви к сказкам; расширение кругозора детей.
  • Формирование навыков общения, работы в группе, в паре и индивидуально.

Методы и приёмы:                                                                                                                                       Словесные: вопрос, объяснение, эвристическая беседа, художественное слово;                                                          Практические:  упражнение, схемы, карточки;                                                                                       Наглядные: показ, мультимедийная демонстрация, иллюстрация.                                                            Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Метапредметные связи: музыкальные заставки

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint,  карточки для артикуляционной и дыхательной гимнастики, клубок ниток, зеркало, стрела, золотой ключик, медали 6 шт., предметные картинки, цветные магниты, раздаточный материал (схемы, карточки для групповой работы 6 шт., фломастеры,  карточки  для рефлексии)  

Предварительная подготовка: изготовление схем, карточек, стрелы, золотого ключика, заучивание девиза каждым ребёнком.

                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ:                                                                Организационный момент:  (Дети входят в класс и останавливаются перед стульчиками полукругом). Ребята, давайте подарим улыбку всем присутствующим, мне и друг другу (упр. «Улыбка»).

Сообщение темы: В Великой России, в городе Пыть-Яхе, в средней школе №2 объявили богатырский турнир. СЛАЙД № 1.

- Ребята! Кто знает, что обозначает слово турнир?

- Турнир - это соревнования, состязания.

- Собрались выступить на турнире богатыри и девицы русские, решили силушку богатырскую испытать, удаль да смекалку показать. 

Автоматизация в чистоговорках:

Первым прибыл богатырь  Илья его девиз:  - РА -  РА – РА – на турнир идти пора. 

За Ильёй подъехал Талгат, слушаем его девиз:  - РО – РО – РО - на турнире здорово.

Среди богатырей оказались и девицы - красавицы, первой добралась  Диана, её девиз:

- РУ – РУ – РУ -  все призы заберу.

Верхом на своём скакуне добрался Вячеслав, его девиз: -  РЫ – РЫ – РЫ  – круче всех метну шары.

Следом подошёл Богдан: - АР – АР – АР – я силён, я супер-стар.

Ну и Елена Прекрасная решила турнир не пропускать, её девиз:  - ИР – ИР – ИР – красота спасёт мир.

      Наши испытания будут проходить под общим девизом, мы с вами его уже знаем:

Мы звук Р говорить будем,

Про него мы не забудем.

Рот открыт, язык дрожит,

Звонкий Р – р – р,  уж говорит.

Главным и строгим жюри будут: я – Татьяна Леонидовна,  психолог  - Лилия Николаевна и ваш классный руководитель - Ольга Александровна. Слово предоставляется членам жюри.

Кто звук Р не сказал

Убираем один бал.

- И так, готовы ли вы богатыри и девицы к испытаниям?

- ДА!

 - Богатырский турнир объявляю открытым  (звучит музыка, фанфары).  

- Для начала разминка.

Артикуляционная гимнастика: Слайд 2

- Вскочили участники на богатырских коней (дети усаживаются на стулья) и сделали круг почёта (упражнение  «Вкусное варенье»).

- По дорожке гладкой цокают лошадки - (упражнение «Лошадка»).  

- Остановили они коней у трибуны:  Т - р – р (упражнение «Трещотка») и заняли свои почётные места.

- Объявляется первое состязание!  Для его оглашения на трибуну поднимается Баба-Яга.

Дыхательная гимнастика:  - Вдохнула Баба-Яга глубоко и сказала на выдохе:  ФУ-ФУ-ФУ - «русским духом пахнет» (дети по карточке (приложение 3) выполняют упражнение: глубокий вдох носом и на длительном выдохе произносят фразу  «- фу»).

Загадаю вам загадки.

Коли знаете отгадки,

Отвечай без проволочек,

Дам за это вам клубочек.

Слайд 3.   Он любитель чистоты.

                 Умывался ль утром ты?

                 Если – нет, тогда приказ

                Даст мочалкам он тотчас,

                Грозный строгий командир

                Умывальник….  Мойдодыр.

Слайд 4 . Жили братья – толстячки,

                Все три носа – пятачки.

                Старший братец - всех умней,

                Дом построил из камней.

                Отвечайте-ка, ребята,

                Кто те братья? … Поросята

Слайд 5 . Он играет на гармошке,

                У прохожих на виду.

                Он поёт про день рожденья,

                Что бывает раз в году.  …Крокодил Гена

Слайд 6.  Просто по дороге шла,

                 И копеечку нашла.

                На неё она купила, то,

                 В чём чай, всем кипятила. …Самовар

Слайд 7.  Дед и бабка вместе жили

                Дочку из снежка слепили,

                Но костра горячий жар

                Превратил дочурку в пар.

                Дед и бабушка в печали,

                Как же их дочурку звали? … Снегурочка     (закрыть крышку проектора)

- Молодцы ребята!  Все загадки разгадали, за это получаете первый трофей – волшебный клубочек. Богатыри и девицы, кто знает, что обозначает слово трофей?

- Предмет???

- Трофей – это предмет или предметы, захваченные у противника. Так как мы с заданием Бабы – Яги справились, она отдает нам волшебный клубочек.

Клубочек этот не простой,

С ним на месте ты не стой,

Путь тебе укажет твой,

Увлекая за собой.

Ребята, клубочек указывает вам дорогу к следующему состязанию. Для того, чтобы справится с заданием необходимо соблюдать одно условие: клубочек правильно укажет путь, если вы будете называть имена сказочных героев, а в имени обязательно должен быть звук Р. (Дети переходят к стульям,  игра «Паутинка». Ребята передают клубочек друг другу называя имя сказочного персонажа, при этом фиксируя клубочек на ножках или спинке стула, обматывая их).

- Красная Шапочка, Конёк Горбунок, Карлсон, Чебурашка, Смурфы, Снегурочка, Иван-дурак, Снежная Королева и т.д.

- Докатился клубочек до камня указательного (снять крышку проектора). Слайд 8.

Богатыри и девицы, как вы думаете, что обозначает слово – указательный?

- Указывает на что-нибудь, показывает направление.

- Молодцы, правильно думаете. Посмотрите, камень очень старый и некоторые буквы на нём стёрлись. Попробуйте каждый самостоятельно восстановить текст и догадаться, какие буквы стёрлись? (Самостоятельная работа).

- Кто готов ответить? Какая буква стёрлась в словах?

- В словах стёрлась буква Р.

- Все согласны с мнением? Может кто-то думает по-другому?

(выслушиваем мнения каждого).

- Давайте прочтём надпись, но для начала вспомним наш девиз:

Мы звук Р говорить будем,

Про него мы не забудем.

- Первую строчку читает Славик       Нап …аво пойдешь,   

                               вторую Богдан      Налево свенёшь,

                                 третью Диана      Пямо отпавишься

                                             Талгат      П…едмет найдёшь.

- Илюша, прочти, пожалуйста, всю надпись (Илья читает). Настоящий богатырь, молодец! (крышку проектора закрыть).

 А сейчас, разбейтесь по парам (дети выбирают себе пару, при затруднении логопед помогает). Каждая пара получает камень – указательный. С обратной его стороны есть карта, одна клеточка на карте равна одному вашему шагу. Движение начинаем от моего стола (Приложение 1). Задание: отыщите предметы,  потерянные главными героями сказок.

Отправляйтесь в разные стороны, как указывает камень, добывайте трофеи.  (Логопед держит в поле зрения все пары, в случае затруднения, оказывает помощь. При правильном выполнении задания, каждая пара находит предметы, которые до начала занятия спрятаны логопедом: золотой ключик, стрела, зеркальце).

- Молодцы! Все справились с заданием, а задание было непростое, под силу только богатырям.

- Наше жюри строго следит за каждым участником.

  - Илья и Диана, какой трофей вы раздобыли?

 – Наш трофей зеркальце.

- Какому сказочному герою принадлежит этот трофей?

- Этот трофей принадлежит царице.

- А кто знает, как называется эта сказка?

- Сказка называется «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Какие молодцы! 

- Талгат и Богдан, какой трофей у вас?

 – Наш трофей – золотой ключик.

- Какому сказочному герою принадлежит этот трофей?

- Этот трофей принадлежит Буратино.

- Как называется эта сказка?

- Сказка называется «Золотой ключик или приключения Буратино».                                                     (При затруднении логопед помогает детям).

- Молодцы! Слава и Елена, ваш трофей?

Наш трофей – стрела.

- Какому сказочному герою принадлежит ваш трофей?

- Наш трофей принадлежит Царевне – лягушке.

- Как называется эта сказка?

- Сказка называется «Царевна-лягушка».                                                                      

- Богатыри, вы довольны добытыми трофеями?

- Да! Мы довольны трофеями.

- А вы, девицы-красавицы, довольны трофеями?

- Да! Мы довольны трофеями.

- Молодцы! Вам было трудно выполнить задание?           - Да! \ Нет!

- Вы, наверное, устали? Хотите отдохнуть?          - Да!

Динамическая пауза:  (Играет минусовка «Богатырская наша сила»).

Богатырь вдруг потянулся,     (дети выполняют движения, соответствующие словам)

Раз – нагнулся, распрямился,

 Два – нагнулся, распрямился,

С ноги на ногу скачок,                  (с правой на левую, с левой на правую)

Собрал силу в кулачок.                 (показать силушку богатырскую)

- Сели они на коней верных (дети усаживаются на стульчики) и приготовились к следующему состязанию. На трибуне Соловей – разбойник (вывешивается плакат на магнитной доске).

- Дунул я, нечаянно, свистнул, и названия сказок смешались с волшебными заклинаниями. Соберите их правильно.  

- Прошу всех участников турнира пройти к месту испытаний. (Логопед приглашает ребят пройти к столу, на котором разложены карточки жёлтого и розового цвета). Сейчас я каждому раздам жёлтую карточку (логопед учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка и определяет уровень сложности задания). На этих карточках начало сказки или волшебного заклинания, а их конец, вы найдёте на карточках розового цвета. Соединив их вместе, правильно, вы узнаете заклинание или название сказки (дети выполняют задание самостоятельно, оказывают помощь друг другу).

 - Кто готов, потихонечку усаживайтесь на своих коней и проверьте, что же у вас получилось (дети зачитывают ответы).

Лена: «- Сивка – Бурка, вещий каурка!» 

Илья:  «Кликнул он золотую рыбку, приплыла к нему рыбка…»

Талгат: «- Ловись рыбка большая, да маленькая!»

Диана:  «Илья Муромец и Соловей - разбойник».

Богдан:  «- Козлятушки – ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мама пришла, молока принесла».

Славик: «  - Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!»

- Молодцы! Справились и с этим заданием. Поблагодарил Соловей - разбойник богатырей да девиц-красных.

 Итог:  А наш турнир подошёл к завершению. Скажите  ребята, с какими новыми словами мы познакомились сегодня?

- Мы познакомились со словами турнир и трофей. 

- Что такое турнир?  

 – Турнир - это соревнования, состязания.

- Что такое трофей?    

– Трофей – это предмет или предметы, захваченные у противника. 

- Молодцы!

 

Домашнее задание.      

- И, конечно же, задание на дом. В ваших тетрадях записаны слова для закрепления.

 Слова со звуком Р читайте,

Про этот звук – не забывайте.

Везде себя вы поправляйте,

Красивым звуком удивляйте.

- Пока жюри подведёт итоги и подготовится к награждению, выберите фломастер любимого цвета  и на карточках напишите то, что вам понравилось на занятии больше всего, а что нет, что бы вы хотели изменить (логопеду для анализа, для изучения мнения детей, для планирования занятий).

Выступление жюри и награждение (каждый ребёнок получает медаль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "Кубок Чернобыля 2013"

27 лет прошло со времени аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Эта катастрофа нанесла огромный ущерб экономике, окружающей среде, отняла жизнь и здоровье у тысяч людей.  Сегодня...

Сценарий открытия Шахматного турнира

Сценарий открытия и закрытия шахматного турнира...

Открытие шахматного турнира "Своя игра"

Шахматы — это интересно,И для головы полезно,Шахматы — это обучение,Шахматы — это развлечение,Это множество друзей,Вместе с другом веселей....

Сценарный план XXI-го открытого межрегионального турнира по каратэномичи "КУБОК БАЙКАЛА"

Сценарный план XXI-го межрегионального турнира по каратэномичи "КУБОК БАЙКАЛА"...

Сценарий открытия Республиканского турнира по мини-футболу на призы КСШИ и МО «Кижингинский сомон».

Сценарий открытия Республиканского турнира по мини-футболу на призы КСШИ и МО «Кижингинский сомон»....

Сценарий открытия Республиканского турнира по мини-футболу на призы КСШИ и МО «Кижингинский сомон».

Сценарий открытия Республиканского турнира по мини-футболу на призы КСШИ и МО «Кижингинский сомон»....