Совместная деятельность педагога и психолога в работе по повышению умственной работоспособности обучающихся через внедрение кинезеологических упражнений в условиях специальной (коррекционной) школы.
статья по теме

Зарубина Мария Викторовна

В статье показана совместная работа учителя Н.В.Сидоренко и мной по повышению умтсвенной работоспособности обучающихся. Данный доклад был преставлен на областных педагогических чтениях в г. Братск, ОГОУ №27 (25.03.2015г.), опубликован в сборнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

с. ИЛИР

Совместная деятельность педагога психолога по повышению  умственной работоспособности обучающихся через внедрение кинезеологических упражнений в условиях специальной (коррекционной) школы

Зарубина Мария Викторова

Сидоренко Нина Вениаминовна

Братский район, село Илир

Слайд 1. Одним из ведущих показателей активного функционального состояния психики является умственная работоспособность. Своеобразие умственной работоспособности детей со сниженным интеллектом представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности, сформировавшейся в результате длительного процесса развития. Замедленность реакций, расстройства внимания и повышенная утомляемость учащихся коррекционной школы снижают устойчивость их умственной работоспособности и затрудняют выполнение предлагаемых им заданий. Работая с такими детьми, зачастую приходиться сталкиваться с подобными проблемами, поэтому мы решили более подробно проанализировать их и найти наиболее эффективные приёмы их коррекции.

Нами была избрана тема работы: Совместная деятельность педагога и психолога по повышению умственной работоспособности обучающихся через внедрение кинезеологических упражнений в условиях специальной (коррекционной) школы.

Целью работы  являлась поиск внедрения  кинезеологических   упражнений в условиях специальной (коррекционной) школы как средства повышения умственной работоспособности обучающихся.

Слайд 2. Задачи:

  1. изучение и анализ метода кинезеологии, развитие умственной работоспособности у детей с нарушением интеллекта;
  2. определение основных методов, приёмов, форм использования кинезеологических упражнений  в процессе работы;
  3. Обобщение результатов совместной работы.

Этапы совместной работы

Данная совместная работа проводилась с обучающимися 4 класса специальной (коррекционной) школы-интерната  с. Илир, Братского района, Иркутской области, в количестве 10 человек (10-11 лет) в 2013-2014 учебном году.

Слайд 3. Работа состояла из трёх этапов.

На 1 этапе мы проводили первичную диагностику по изучению умственной работоспособности обучающихся, которая помогла выявить исходный уровень развития  умственной работоспособности.

2 этап состоял из двух частей: методической - анализ литературы по данной теме, подбор кинезеологических упражнений, составление плана и конспектов уроков и психологических занятий с применением кинезеологических упражнений и практической – проведение кинезеологических упражнений на уроках и психологических занятий.

3 этап – контрольный – включал в себя диагностические методики по умственной работоспособности, и помогал увидеть результативность проведённой работы.

Изучение  умственной работоспособности обучающихся

В обследовании принимало участие 10 обучающихся младшего школьного возраста ОГСКОУ «Илирская школа-интернат» села Илир Братского района Иркутской области, из них 4 девочки, 6 мальчиков.

Слайд 4. Обследование состояния работоспособности обучающихся проводилось с сентября 2013г. по май 2014г. по методике Энрике Ландольта (компьютерной обработки). Тест позволил не только оценить общую работоспособность ребенка, но и выделить её составляющие: продуктивность, скорость, точность.

Слайд 5. В сентябре месяце был выявлен у 6 обучающихся низкий уровень работоспособности по всем показателям: скорости переработки информации, точности и продуктивности. Так, показатели скорости переработки информации составили Sbx=0,70±0,03; показатели средней продуктивности PTbx=72±3,03; средней точности ATbx=0,76±0,02. Было отмечено, что в начале тестирования обучающиеся работали быстро и безошибочно, но постепенно снижалась скорость и нарастали ошибки, или отмечалось и то, и другое одновременно. Это свидетельствует о быстрой утомляемости детей, а, следовательно низким уровнем работоспособности обучающихся.

Слайд 6.Чтобы выявить степень усвоения материала, нами  были проведены контрольные работы по основным предметам за 1 четверть. Полученные данные указывают на уровень усвоения учебного материала ниже среднего.

Внедрение комплекса кинезеологических упражнений

Показатели нас, конечно, удивили. Мы пришли к выводу, в настоящее время старые методы и приемы уже недостаточны, и требуют применению новых. Вот тогда мы начали изучать научно-методическую литературу по поиску новых методов и приемов в работе. Так мы натолкнулись на кинезеологию. Чтобы стало понятно, что это такое, поясню кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезеологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают когнитивную деятельность, синхронизируют работу полушарий.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие детей, мы стали применять их в своей работе. Сами комплексы упражнений нами были взяты из книг А.Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

Мы использовали упражнения: дыхательные, глазодвигательные, телесные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Слайд 7. Они  были включены в начало, середину или конец урока. Проводили ежедневно. Вводились по одному, количество повторений одного упражнения от 6 до 10 раз. Учились выполнять от простого к сложному. После того как обучающиеся научились, выполнять  давали комплекс, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Выполняли  с нами, затем по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками. При затруднениях помогали себе командами (“кулак-ребро-ладонь”), произносимыми вслух или про себя.

 Выполняли 6-8 недель. За учебный год мы реализовали весь кинезиологический цикл.

Слайд 8. В первую половину урока мы включали упражнения на активизацию всех систем организма, его настройке на работу.

Выученные упражнения были использованы между этапами урока, что способствовало снижению утомляемости.

Слайд 9. Особенно хороши для этих целей следующие упражнения:

“Перекрестно-параллельные шаги”, имеющее большое количество вариантов и сюжетных основ, “Медвежье покачивание”, “Слон” или “Ленивая восьмерка”, также имеющие много вариантов.

Слайд 10. Во вторую половину урока мы включали упражнения, обеспечивающие энергитизацию мозга, гармонизацию психических процессов. Это упражнения “Массаж ”, “Яйцо”, “Дерево”, “Думательный колпак”.

Слайд 11. Упражнение “Паровозик” включали в заключительную часть урока, либо после введения нового информационного блока, так как основная задача упражнения – интеграция нового опыта с прошлым.

Слайд 12. Повышение уровня работоспособности обучающихся с помощью кинезеологических упражнений также проводилась на занятиях с психологом.

Результаты совместной работы

Слайд 13. Анализ результатов повторного обследования умственной работоспособности обучающихся показал, что у 5 обучающихся повысились показатели скорости переработки информации, продуктивности и точности с низкого уровня на средний, и 4-х со среднего уровня на высокий уровень:

 S=1,04±0,12; средней продуктивности PT=110±3,46; точности AT=0,91±0,01.

Слайд 14. Анализ четвертных контрольных работ обучающихся показал повышение показателей качества знаний, уровня обученности и среднего балла.

Слайд 15. Решая задачи совместной деятельности, мы убедились в том, что кинезеологические упражнения можно рассматривать и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения, и как качественную характеристику повышения работоспособности обучающихся. В ходе изучения данной проблемы нами  выделены основные компоненты умственной работоспособности детей с интеллектуальной недостаточностью. Были использованы кинезеологические упражнения, которые подтвердили положительную динамику в повышении работоспособности обучающихся на уроке. В настоящее время многими авторами указывается, что повышение умственной работоспособности под влиянием кинезеологических упражнений носит не преходящий, а закономерный характер. Таким образом, задачи совместной работы решены, но работа не ограничивается данными исследованиями и будет продолжаться в дальнейшем.

Слайд 16 Спасибо за внимание

Список литературы

  1. Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995 – 147 с.
  2. Базарный В. Ф. Нервно – психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995 – 192 с.
  3. Желтухина Е. Л. Способы повышения умственной работоспособности // Школа здоровья. 2002. №4. С. 55 - 59
  4. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995. – Т.2 – 496 с.
  5. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника – М.: РОУ, 1996 – 197 с.
  6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения – М.: Сфера, 2003– 288 с.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.: Сфера, 2002 – 152 с.