программа коррекционной работы (ФН, ФФН, ОНР)
рабочая программа

Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам (разработано с использованием материала Алены Трофимовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma.docx79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приаргунская средняя общеобразовательная школа

Приаргунского района Забайкальского края

Рассмотрено и принято на МО

Протокол№ ___  от _____________

Руководитель МО            

Утверждаю

Директор школы

_______   Золотовская Г.И

Рабочая программа

коррекции недостатков

устной и письменной речи

учащихся 1 – 4 классов,

имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

  Составила

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Н.В. Мироманова

Приаргунск, 2020г

Пояснительная записка

      Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам,  разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой,Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ

Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи

Рабочая программа  рассчитананаподготовительный этап-27 часов (1 класс),

I этап- 96, 64 часа (2 класс),

II этап - 34 часа, III этап- 30 часов (3 класс),

коррекцию дизорфографии - 64 часа (4 класс)

коррекцию звукопроизношения 21 и более часов ( по необходимости)

Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2  «Учусь не путать буквы», «Учусь работать стекстом»,« Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция  дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

Программа составлена для обучащиюхся 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи

УМК учителя -  методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка,  участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для её реализации комплекта дидактического и

раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

  • возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,

педагогами, родителями;

  • возможность использования данных пособий полностью или

частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной  и

совместной деятельности учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

  • - групповая
  • - работа в парах
  • - индивидуальная

Направление работы:

  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками  образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

Задачи:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

  • Ученик  с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Проведение диагностик речи и письма

1

1 (промежуточная)

1

3

Количество плановых проверочных работ

1

1

1

3

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

Этапы реализации программы:

Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:

  • Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

  • Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР IIIур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР IIIур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.

  • Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

  • Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
  • Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1 класс - НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;
  • представления о звуко-буквенном составе слова;
  • навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.

3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала.системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.

Фронтальные занятия  по формированию фонематического восприятия проводятся с III четверти после промежуточного обследования первоклассников

1 этап: Подготовительный (20ч.).

Цель работы:  Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.  Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      

 2.   Выработка умения узнавать и различать фонемы.

 3.  Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

4.   Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе

систематических тренировок.

         5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап:Формирование первичных  произносительных умений и  навыков (10ч.).

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

1.   Постановка звука.

2.   Автоматизация звука в словах и предложениях.

3.   Формирование умения не смешивать звуки.

  4.   Формирование и развитие мелкой  моторики.

Постановка звуков в последовательности:

- свистящие: с, з, ц;

- шипящий: ш;

- сонорный: л;

- шипящий: ж;

- сонорные: р, рь;

- шипящие: ч, щ.

Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

  1.  Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие  

внимания, памяти.

           2.  Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой  

моторики. Развитие  мышления.

Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические

задания. Графомоторные упражнения.  Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный (2ч.).

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

  1. Оценка результативности коррекционной работы.
  2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Итоговая контрольная работа.

Праздник  «Говорим правильно и красиво!»

Формы и средства контроля

Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.

Заканчивается коррекционная работа в середине мая итоговой контрольной  работой (Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания) и праздником  «Говорим правильно и красиво!». На празднике подводится итог всей логопедической работы.  В подарок дети получают  Фонетический дневник. Фонетический дневник (рабочая тетрадь по коррекции звукопроизношения)  стимулировал  родителей на протяжении всего учебного процесса, что позволяло качественно и своевременно выполнять домашние задания с ребенком.  

Методы отслеживания результативности:

  •  наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом

на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

  •  открытые занятия на основе пройденного материала;
  •  обсуждение с детьми результатов деятельности;

 беседы с родителями, анкеты помогают  составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;

 оценка динамики работы с логопатами;

  •   количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.

Учебно-методические средства обучения:

Литература для учащихся:

1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.

2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.

2 . Ткаченко  Т.А.   Логопедическая   тетрадь.   Развитие   фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

        3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.

Литература для учителя:

Основная:

  1.  Елецкая О.В.  Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической работы в школе. М., 2001.
  2.   Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М., 2001.

        3.  Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.

4..  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о  работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений  речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

       Дополнительная:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
  2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
  3. Волкова  Л.С.  Логопедия.  М., Просвещение, 1995.
  4. Выгодский Л.С. Мышление и речь.  М.; Просвещение, 1982.
  5. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
  6. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
  7. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
  8. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно. М.;  Просвещение. 1996.
  9. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
  10.  Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной  к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

 Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Недостатки произношения фонем /р/, /р /.

№п/п

Дата

Тема

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

2

Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция.

3-8

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.

9

Воспитание правильного произношения звука /р/.

10-11

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

12

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

13

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.

14

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

15

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

16

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.

17-20

Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация.

21-22

Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях.

23-24

Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.

25-26

Дифференциация звуков /р /- /л  / в слогах, в словах, в предложениях.

27

Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.

28-29

Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи.

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Недостатки произношения фонем /л/, /л /.

№п/п

Дата

Тема

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

2-6

Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/.

7

Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

8

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

9

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге.

10

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

11

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

12

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи.

13-15

Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах.

16

Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях.

17-19

Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.

20-21

Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Свистящие звуки.

№п/п

Дата

Тема

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

2

Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.

3-7

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/.

8

Воспитание правильного произношения звука /с/.

9

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

10

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

11

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге.

12

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

13

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

14

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи.

15-17

Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах.

18

Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи.

19

Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

20-21

Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

22

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

23

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

24

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

25

Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи.

26-27

Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах.

28

Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи.

29

Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях.

30-31

Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях.

32-33

Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

34-35

Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге.

36

Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге.

37

Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных.

38

Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях.

39-40

Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

41-42

Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Шипящие звуки.

№п/п

Дата

Тема

1

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

2

Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.

3-7

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/.

8

Воспитание правильного произношения звука /ш/.

9

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

10

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

11

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге.

12

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

13

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

14

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи.

20-21

Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

22

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.

23

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

24

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

25

Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи.

26-27

Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях.

28-29

Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах.

30

Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах.

31

Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.

32-33

Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях.

34-35

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

36-37

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

38-39

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях.

40-41

Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах.

42

Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах.

43

Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.

44

Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях

45-46

Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

47-48

Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

49-50

Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях.

51-52

Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях.

План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов, имеющих фонематическое недоразвитие речи

Дата

Темы групповых занятий

Кол-во часов

Гласные звуки и пройденные в классе буквы.

1

Дифференциация  «ы» - «и» и букв,  их обозначающих.

1

Дифференциация  «а» - «я» и букв,  их обозначающих.

1

Дифференциация  «о» - «ё» и букв,  их обозначающих.

1

Дифференциация  «у» - «ю» и букв,  их обозначающих.

1

Дифференциация  «э» - «е» и букв,  их обозначающих.

1

Дифференциация  «ё» - «ю» и букв,  их обозначающих.

1

Закрепление знаний о гласных 1 ряда.

1

Закрепление знаний о гласных 2 ряда.

1

Обозначение мягкости согласного гласными 2 ряда.

1

Согласные звуки и пройденные в классе буквы.

1

Различение гласных и согласных звуков.

1

Слог-слияние. Деление слов на слоги.

1

Перенос слов по слогам

1

Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными.

1

Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове.

1

Слого- звуковой анализ слов с открытым слогом.

1

Слого- звуковой анализ слов с закрытым слогом.

1

Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая).

1

Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая).(закреплен)

1

Слуховое восприятие твердого и мягкого звучания согласных звуков. Мягкий знак- показатель мягкости.

1

Согласные «ш, ж, ц»  и  «ч, щ, й».

1

Звонкие и глухие согласные.

1

Списывание.

1

Диктант слогов.

1

Диктант слов.

1

Слуховой диктант.

1

Всего: 27 ч.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

  • замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

-        нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Ключевые предметные результаты, которые приобретут учащиеся за учебный период :

Знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;

- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

- как дифференцировать оппозиционные звуки;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.

Уметь:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с   использованием оппозиционных звуков.

Iэтап коррекционно-развивающего обучения учащихся

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Название темы

2

часа

3 часа

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ,6 ч.)

1

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2

3

4

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

 ( 45 часов)

ЗВУКИ И БУКВЫ (9, 12 ч.)

5

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

3

4

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

6

Согласные звуки и буквы

2

2

Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем

7

Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

4

6

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова,  в середине и в конце слова после гласной.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7, 8 ч.)

8

 Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

9

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

1

10

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

1

11

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

1

1

12

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных

1

1

13

Буква «ь» в конце  слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова

2

3

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (17, 27 ч.)

14

Звонкие и глухие парные согласные

1

2

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

15

Дифференциация звуков  Б-П

2

3

16

Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'

2

3

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

17

Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т'

2

3

18

Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X'

2

3

19

Дифференциация звуков 3 — 3', С - С'

2

3

20

Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш

2

3

21

Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть

2

3

22

Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль

2

3

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12, 18ч.)

23

Буквы а-о

2

3

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки. Развитие зрительно-пространственных представлений.

24

Буквы у-и

2

3

25

Буквы б – д – в

2

3

26

Буквы п – т

2

3

27

Буквы  ш – щ – ц

2

3

28

Буквы л – м

2

3

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(14, 21 ч.)

29

Слово-предмет

2

3

Согласование существительного и глаголов наст.и прош. времени.

Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.

30

Слово-действие

2

3

31

Слово-признак

2

3

32

Диффернциация изученных частей речи

1

1

33

Слоговой анализ и синтез

2

4

Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса

34

Ударение

2

2

Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

35

Ударные и безударные гласные

1

2

Схемы слого-ритмической структуры слова.

36

Безударные гласные А-О в корне

1

2

Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.

37

Безударные гласные И-Е-Я в корне

1

2

4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 ч.)

38

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

39

40

41

Итого: 64,  96 часов

II, III        этапы коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные  общим недоразвитием речи.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,

Количество

часов

Темы групповых занятий

Наглядно-дидактический материал

4

Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

1

Предложение и его признаки. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Схема предложения

Таблица с буквами «Найди слова», схемы предложений

1

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных, побудительных предложений

Таблицы знаков препинания, названий предложений, схемы предложений

1

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений.

Непунктированные тексты

1

Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных

Таблица гласных букв, предметные картинки

1

Анализ и синтез слов разного слогового состава

Слоговые схемы, набор картинок, игра «Подбери к схеме слово»

1

Деление слов на слоги для переноса

Тренировочные упражнения на карточках^ памятка «Переноси  правильно»

1

Проверочная работа по разделу: «Слово. Слоговой анализ слов». Анализ проверочных работ

Тест

1

Родственные, однокоренные слова. Корень слова

Плакат с изображением чудо-дерева; карточки-яблоки с однокоренными словами; карточки-ребусы

2

Графическое выделение корня в словах. Родственные слова

Карточки, лото  «Корень слова»

2

Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е

Игры «Доскажи слово», лото «Сложные слова»

1

Приставка. Роль в словообразовании. Графическое выделение

Игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида)

1

Смысловая нагрузка приставок. Приставка, в однокоренных гнёздах

Игра «Ромашка», карточки

1

Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями

Дидактический материал на доске, раздаточный материал

1

Приставки с гласной о

Таблица-памятка «Приставки с гласной о»

1

Приставки с гласной а

Таблица-памятка «Приставки с гласной а»

2

Предлоги

3

Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения

Схема-таблица предлогов, карточки

1

Разделительный твёрдый знак. Правописание

Игра «Сложи слово»

1

Разделительный Ъ и Ь. Правописание

Игра «Доскажи словечко»

1

Разделительный Ъ и Ь. Выборочный диктант

Карточки, таблица-памятка

1

Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение

Карточки-ребусы

1

Смысловая нагрузка суффиксов. Суффикс в однокоренных словах

Схемы слов

1

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание

Набор картинок, таблица-памятка, схемы слов

1

Суффиксы, указывающие на профессиональные занятия людей. Словообразование. Правописание

Набор картинок «Профессии людей», загадки

1

Суффиксы глаголов. Словообразование. Графическое выделение

Таблица-памятка

1

Окончание. Грамматическая форма имён существительных единственного, множественного числа. Графическое выделение

Набор картинок, схемы слов

   1

Окончание. Грамматическая форма имён существительных множественного числа Р.п. Графическое выделение

Игра «Скажи правильно»

1

Окончание. Роль в предложении при согласовании слов

Деформированные предложения. Игра «Исправь ошибки»

1

Тренировочные упражнения на разбор слов по составу

Система упражнений на индивидуальных карточках

1

Проверочная работа по разделу: «Морфемный анализ и синтез слов». Анализ проверочных работ. Работа над ошибками

Тест

1

Ударение. Ударные и безударные гласные

Ритмизированные задания. Игра «Послушай и повтори»

1

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Тренировочные упражнения

Слоговые, звукобуквенные схемы. Картинный материал

1

Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант

Кроссворды. Раздаточный

материал

1

Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами

Зрительные опорные схемы для запоминания правописания словарных слов. Загадки

2

Словарные слова

Кроссворды. Ребусы.  Изографы.  Игра «Доскажи словечко»

1

Проверочная работа по разделу: «Безударные гласные». Работа над ошибками

Слуховой диктант. Тест

1

Средства связи. Семантический анализ предложения.

2

Согласование. Связь подлежащего и сказуемого.

2

Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

2

Изменение существительного по падежам (склонение).

2

Составление предложений из слов. Грамматическое оформление. Объединение их в связный текст. Выделение признаков связного текста

1

 Текст. Существенные признаки текста.

1

 Сравнение текста и его искаженных вариантов:

  • работа над рассказом с пропущенным началом,
  • работа над рассказом с пропущенной серединой,
  • работа над рассказом, не  имеющим окончания.

1

Практические упражнения в распространении текста.

1

Развитие умений и навыков анализировать текст.

1

Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.

4

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ(4 класс)

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.         

Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.

Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

общее недоразвитие речи (ОНР);

фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);

дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

различную неврологическую симптоматику(минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;

пренатальную и постнатальную патологию.

Цель программы : научить детей  слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу.

Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование по коррекции дизорфографии.

Задачи программы:

 выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

• развить логическое и образное мышление;

• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

2 раза в неделю

(68 часов)

1 раз в неделю

(34  часа)

1.

Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

4

2

.

Однокоренные слова.

2

1

3.

Правописание гласных в корне слова.

3

1

4.

Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.

1

1

5.

Образование слов при помощи суффиксов

3

1

6.

Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок.

2

1

7.

Однокоренные слова. Части слова. Окончание.

2

1

8.

Диктант. Работа над ошибками.

2

1

9.

Работа с текстом.

1

1

10.

Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.

2

1

11.

Работа с текстом.

1

1

12.

Удвоенные согласные.

2

1

13.

Работа с текстом.

1

1

14.

Непроизносимые согласные в корне слова.

3

1

15.

Работа с текстом.

1

1

16.

Контрольное списывание «Любовь к маме»

1

1

17.

Однородные члены предложения.

2

1

18.

Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.

2

1

19.

Имя существительное.

3

1

20.

Правописание имен существительных 3-го склонения

1

21.

Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.

2

1

22.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

4

1

23.

Работа с текстом.

1

1

24.

Диктант. Работа над ошибками.

2

1

25.

Обучающее изложение «Орел»

2

1

26.

Имя прилагательное.

2

1

27.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

3

1

28.

Работа с текстом.

1

1

29.

Глагол.

1

1

30.

Правописание глаголов разных времен.

2

1

31.

Работа с текстом.

1

1

32.

Местоимение.

1

1

33.

Работа с текстом.

1

1

34.

Диктант. Работа над ошибками.

1

1

35.

Обучающее изложение.

1

1

36.

Диагностика результатов обучения

2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

  1. Л.Н. Ефименкова
  • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
  • Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.

Часть 1. Дифференциация гласных.

  • Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.

  1. Л.М. Козарева
  • Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные.
  • Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
  1. Е.В. Романова
  • Пишу правильно буквы Ии У.
  • Пишу правильно буквы Б и Д.
  1. Е.Д. Бурина
  • Такие похожие и разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
  1. О.В. Чистякова
  • 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.
  • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс
  1. И.Милосердов В.Ульянов        Сборник диктантов и упражнений для начальной школы
  2. .И Лалаева        Логопедическая работа в коррекционных классах

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи.

Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам.

Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.

  1. Л.Г. Кобзарева
  • Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.
  1. Л.М. Козарева
  • Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей.
  1. О.В. Чистякова
  • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс.
  1. Н.Г. Андреева
  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко         Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа школьников.

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур.

В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.

  1. Н.С. Жукова
  • Уроки логопеда.
  1. Т.С. Перегудова, Г.А. Османова
  • Вводим звуки в речь Л, Л.
  • Вводим звуки в речь С, З, Ц.
  • Вводим звуки в речь Р, Р.
  • Вводим звуки в речь Ч, Щ.
  • Вводим звуки в речь Ш, Ж.
  1. Е.С. Онищенкова
  • Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.
  1. А.П. Успенская, М.Б. Успенский
  • Учись правильно говорить.

В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

В книгах представлены следующие тематические разделы:

  • Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков.
  • Изолированное произношение звуков.
  • Произношение звуков в слоговых сочетаниях.
  • Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения.
  • Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Ноутбук. Телевизор.

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Электронная игра «Игры с Логошей»

Экранно-звуковые пособия

Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч).

Разработаны презентации к урокам по темам:

  • «Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»;
  • «Лексико – грамматический строй речи»;
  • «Многозначные слова»;
  • «Однокоренные слова. Корень слова»;
  • «Дифференциация предлогов и приставок»;
  • «Амонимы»;
  • «Синонимы»
  • «Фразеологизмы»;
  • «Состав слова»;
  • «Что такое скороговорка»;
  • «Части речи»;
  • «Имя существительное»;
  • «Имя прилагательное»;
  • «Тайны твердых и мягких согласных»;
  • «Правописание твердого и мягкого знака»;
  • «Многозначные слова»;
  • «Обследование объема словарного запаса» и др.

Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д.

Оборудование кабинета

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский .

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Настенное зеркало

Сенсорные панно

Фибродуш

 

Коррекция дизорфографии ( 1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

дата

1-3.

Однокоренные слова.

3

4-8.

Правописание гласных в корне слова.

5

9.

Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.

1

10-13.

Образование слов при помощи суффиксов

3

14-16.

Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок.

3

17-18.

Однокоренные слова. Части слова. Окончание.

2

19-20.

Диктант. Работа над ошибками.

2

21.

Работа с текстом.

1

22-24.

Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.

2

25.

Работа с текстом.

1

26-27.

Удвоенные согласные.

2

28.

Работа с текстом.

1

29-31.

Непроизносимые согласные в корне слова.

3

32.

Работа с текстом.

1

33.

Контрольное списывание «Любовь к маме»

1

34-36.

Однородные члены предложения.

2

37-38.

Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.

2

39-31.

Имя существительное.

3

32-34.

Правописание имен существительных 3-го склонения

35-36.

Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.

2

37-40.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

4

41.

Работа с текстом.

1

42-43.

Диктант. Работа над ошибками.

2

44-46.

Обучающее изложение «Орел»

2

47-48.

Имя прилагательное.

2

49-51.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

3

52.

Работа с текстом.

1

53.

Глагол.

1

54-56.

Правописание глаголов разных времен.

2

57.

Работа с текстом.

1

58-59.

Местоимение.

1

60.

Работа с текстом.

1

61-62.

Диктант. Работа над ошибками.

2

63-64.

Обучающее изложение.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы...

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

программа коррекционной работы в основной школе

программа коррекционной работы...

Программа коррекционной работы

Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков  психическом развитии...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...