программа коррекционной работы (ФН, ФФН, ОНР)
рабочая программа
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам (разработано с использованием материала Алены Трофимовой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma.docx | 79.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приаргунская средняя общеобразовательная школа
Приаргунского района Забайкальского края
Рассмотрено и принято на МО Протокол№ ___ от _____________ Руководитель МО | Утверждаю Директор школы _______ Золотовская Г.И |
Рабочая программа
коррекции недостатков
устной и письменной речи
учащихся 1 – 4 классов,
имеющих ФНР, ФФНР и ОНР
Составила
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Н.В. Мироманова
Приаргунск, 2020г
Пояснительная записка
Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой,Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ
Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи
Рабочая программа рассчитананаподготовительный этап-27 часов (1 класс),
I этап- 96, 64 часа (2 класс),
II этап - 34 часа, III этап- 30 часов (3 класс),
коррекцию дизорфографии - 64 часа (4 класс)
коррекцию звукопроизношения 21 и более часов ( по необходимости)
Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2 «Учусь не путать буквы», «Учусь работать стекстом»,« Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
Программа составлена для обучащиюхся 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)
УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):
- Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
- Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
- Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- наличие для её реализации комплекта дидактического и
раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
- возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,
педагогами, родителями;
- возможность использования данных пособий полностью или
частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
- создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и
совместной деятельности учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
- - групповая
- - работа в парах
- - индивидуальная
Направление работы:
- Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
- Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
- Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
- Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.
Задачи:
- Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
- Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
- Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
- Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.
Ожидаемые результаты:
- Ученик с положительной мотивацией к изучению русского языка;
- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Сводная таблица по видам контроля во 2, 3 ,4 классах
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Проведение диагностик речи и письма | 1 | 1 (промежуточная) | 1 | 3 | ||
Количество плановых проверочных работ | 1 | 1 | 1 | 3 |
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.
Коррекционно – развивающая работа включает:
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
- Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.
Консультативная работа включает:
- Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.
Информационно – просветительская работа предусматривает:
- Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов связанных с особенностью логопедической работы.
- Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.
Этапы реализации программы:
Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:
- Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.
- Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР IIIур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР IIIур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.
- Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.
Требования к условиям реализации программы:
Психолого – педагогическое обеспечение
- Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
- Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
- Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
- Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1 класс - НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:
- полноценные фонематические процессы;
- представления о звуко-буквенном составе слова;
- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала.системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.
Фронтальные занятия по формированию фонематического восприятия проводятся с III четверти после промежуточного обследования первоклассников
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап:Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Постановка звуков в последовательности:
- свистящие: с, з, ц;
- шипящий: ш;
- сонорный: л;
- шипящий: ж;
- сонорные: р, рь;
- шипящие: ч, щ.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические
задания. Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
- Оценка результативности коррекционной работы.
- Определение перспективы дальнейшей деятельности.
Итоговая контрольная работа.
Праздник «Говорим правильно и красиво!»
Формы и средства контроля
Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.
Заканчивается коррекционная работа в середине мая итоговой контрольной работой (Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания) и праздником «Говорим правильно и красиво!». На празднике подводится итог всей логопедической работы. В подарок дети получают Фонетический дневник. Фонетический дневник (рабочая тетрадь по коррекции звукопроизношения) стимулировал родителей на протяжении всего учебного процесса, что позволяло качественно и своевременно выполнять домашние задания с ребенком.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
- открытые занятия на основе пройденного материала;
- обсуждение с детьми результатов деятельности;
беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
оценка динамики работы с логопатами;
- количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
Литература для учащихся:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
2 . Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
Литература для учителя:
Основная:
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.
4.. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Дополнительная:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
- Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
- Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
- Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
- Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2 | Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция. | |
3-8 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/. | |
9 | Воспитание правильного произношения звука /р/. | |
10-11 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
15 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
16 | Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи. | |
17-20 | Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация. | |
21-22 | Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях. | |
23-24 | Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
25-26 | Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
27 | Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
28-29 | Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2-6 | Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/. | |
7 | Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. | |
8 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова | |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи. | |
13-15 | Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах. | |
16 | Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях. | |
17-19 | Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях. | |
20-21 | Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2 | Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция. | |
3-7 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/. | |
8 | Воспитание правильного произношения звука /с/. | |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова | |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи. | |
15-17 | Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах. | |
18 | Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи. | |
19 | Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
20-21 | Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
22 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. | |
23 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
24 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
25 | Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи. | |
26-27 | Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах. | |
28 | Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи. | |
29 | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях. | |
30-31 | Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
32-33 | Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
34-35 | Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге. | |
36 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге. | |
37 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных. | |
38 | Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. | |
39-40 | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
41-42 | Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. |
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п | Дата | Тема |
1 | Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке» | |
2 | Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция. | |
3-7 | Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/. | |
8 | Воспитание правильного произношения звука /ш/. | |
9 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
10 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова | |
11 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге. | |
12 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
13 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
14 | Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи. | |
20-21 | Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова. | |
22 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова. | |
23 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными. | |
24 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. | |
25 | Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи. | |
26-27 | Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
28-29 | Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах. | |
30 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах. | |
31 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. | |
32-33 | Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях. | |
34-35 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
36-37 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
38-39 | Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
40-41 | Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах. | |
42 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах. | |
43 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных. | |
44 | Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях | |
45-46 | Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях. | |
47-48 | Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях. | |
49-50 | Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях. | |
51-52 | Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях. |
План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов, имеющих фонематическое недоразвитие речи
Дата | Темы групповых занятий | Кол-во часов | ||
Гласные звуки и пройденные в классе буквы. | 1 | |||
Дифференциация «ы» - «и» и букв, их обозначающих. | 1 | |||
Дифференциация «а» - «я» и букв, их обозначающих. | 1 | |||
Дифференциация «о» - «ё» и букв, их обозначающих. | 1 | |||
Дифференциация «у» - «ю» и букв, их обозначающих. | 1 | |||
Дифференциация «э» - «е» и букв, их обозначающих. | 1 | |||
Дифференциация «ё» - «ю» и букв, их обозначающих. | 1 | |||
Закрепление знаний о гласных 1 ряда. | 1 | |||
Закрепление знаний о гласных 2 ряда. | 1 | |||
Обозначение мягкости согласного гласными 2 ряда. | 1 | |||
Согласные звуки и пройденные в классе буквы. | 1 | |||
Различение гласных и согласных звуков. | 1 | |||
Слог-слияние. Деление слов на слоги. | 1 | |||
Перенос слов по слогам | 1 | |||
Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными. | 1 | |||
Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове. | 1 | |||
Слого- звуковой анализ слов с открытым слогом. | 1 | |||
Слого- звуковой анализ слов с закрытым слогом. | 1 | |||
Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая). | 1 | |||
Слого- звуковой анализ слов с «бегающей согласной» (буква вне слияния или примыкающая).(закреплен) | 1 | |||
Слуховое восприятие твердого и мягкого звучания согласных звуков. Мягкий знак- показатель мягкости. | 1 | |||
Согласные «ш, ж, ц» и «ч, щ, й». | 1 | |||
Звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
Списывание. | 1 | |||
Диктант слогов. | 1 | |||
Диктант слов. | 1 | |||
Слуховой диктант. | 1 Всего: 27 ч. |
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Ключевые предметные результаты, которые приобретут учащиеся за учебный период :
Знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить фонетический разбор слова;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Iэтап коррекционно-развивающего обучения учащихся
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
№ | Название темы | 2 часа | 3 часа | Коррекционная работа | ||
1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ,6 ч.) | ||||||
1 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | |||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ( 45 часов) | ||||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (9, 12 ч.) | ||||||
5 | Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | 3 | 4 | Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | ||
6 | Согласные звуки и буквы | 2 | 2 | Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем | ||
7 | Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё | 4 | 6 | Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной. | ||
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7, 8 ч.) | ||||||
8 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | 1 | Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова. | ||
9 | Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
10 | Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
11 | Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
12 | Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных | 1 | 1 | |||
13 | Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова | 2 | 3 | |||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (17, 27 ч.) | ||||||
14 | Звонкие и глухие парные согласные | 1 | 2 | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | ||
15 | Дифференциация звуков Б-П | 2 | 3 | |||
16 | Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф' | 2 | 3 | Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте. | ||
17 | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' | 2 | 3 | |||
18 | Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X' | 2 | 3 | |||
19 | Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' | 2 | 3 | |||
20 | Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш | 2 | 3 | |||
21 | Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть | 2 | 3 | |||
22 | Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль | 2 | 3 | |||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12, 18ч.) | ||||||
23 | Буквы а-о | 2 | 3 | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки. Развитие зрительно-пространственных представлений. | ||
24 | Буквы у-и | 2 | 3 | |||
25 | Буквы б – д – в | 2 | 3 | |||
26 | Буквы п – т | 2 | 3 | |||
27 | Буквы ш – щ – ц | 2 | 3 | |||
28 | Буквы л – м | 2 | 3 | |||
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (14, 21 ч.) | ||||||
29 | Слово-предмет | 2 | 3 | Согласование существительного и глаголов наст.и прош. времени. Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода. | ||
30 | Слово-действие | 2 | 3 | |||
31 | Слово-признак | 2 | 3 | |||
32 | Диффернциация изученных частей речи | 1 | 1 | |||
33 | Слоговой анализ и синтез | 2 | 4 | Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса | ||
34 | Ударение | 2 | 2 | Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы) | ||
35 | Ударные и безударные гласные | 1 | 2 | Схемы слого-ритмической структуры слова. | ||
36 | Безударные гласные А-О в корне | 1 | 2 | Проверка безударной гласной путём изменения формы слова. | ||
37 | Безударные гласные И-Е-Я в корне | 1 | 2 | |||
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 ч.) | ||||||
38 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | |||||
39 | ||||||
40 | ||||||
41 | ||||||
Итого: 64, 96 часов |
II, III этапы коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,
№ | Количество часов | Темы групповых занятий | Наглядно-дидактический материал |
4 | Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | ||
1 | Предложение и его признаки. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Схема предложения | Таблица с буквами «Найди слова», схемы предложений | |
1 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных, побудительных предложений | Таблицы знаков препинания, названий предложений, схемы предложений | |
1 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений. | Непунктированные тексты | |
1 | Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных | Таблица гласных букв, предметные картинки | |
1 | Анализ и синтез слов разного слогового состава | Слоговые схемы, набор картинок, игра «Подбери к схеме слово» | |
1 | Деление слов на слоги для переноса | Тренировочные упражнения на карточках^ памятка «Переноси правильно» | |
1 | Проверочная работа по разделу: «Слово. Слоговой анализ слов». Анализ проверочных работ | Тест | |
1 | Родственные, однокоренные слова. Корень слова | Плакат с изображением чудо-дерева; карточки-яблоки с однокоренными словами; карточки-ребусы | |
2 | Графическое выделение корня в словах. Родственные слова | Карточки, лото «Корень слова» | |
2 | Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е | Игры «Доскажи слово», лото «Сложные слова» | |
1 | Приставка. Роль в словообразовании. Графическое выделение | Игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида) | |
1 | Смысловая нагрузка приставок. Приставка, в однокоренных гнёздах | Игра «Ромашка», карточки | |
1 | Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями | Дидактический материал на доске, раздаточный материал | |
1 | Приставки с гласной о | Таблица-памятка «Приставки с гласной о» | |
1 | Приставки с гласной а | Таблица-памятка «Приставки с гласной а» | |
2 | Предлоги | ||
3 | Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения | Схема-таблица предлогов, карточки | |
1 | Разделительный твёрдый знак. Правописание | Игра «Сложи слово» | |
1 | Разделительный Ъ и Ь. Правописание | Игра «Доскажи словечко» | |
1 | Разделительный Ъ и Ь. Выборочный диктант | Карточки, таблица-памятка | |
1 | Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение | Карточки-ребусы | |
1 | Смысловая нагрузка суффиксов. Суффикс в однокоренных словах | Схемы слов | |
1 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание | Набор картинок, таблица-памятка, схемы слов | |
1 | Суффиксы, указывающие на профессиональные занятия людей. Словообразование. Правописание | Набор картинок «Профессии людей», загадки | |
1 | Суффиксы глаголов. Словообразование. Графическое выделение | Таблица-памятка | |
1 | Окончание. Грамматическая форма имён существительных единственного, множественного числа. Графическое выделение | Набор картинок, схемы слов | |
1 | Окончание. Грамматическая форма имён существительных множественного числа Р.п. Графическое выделение | Игра «Скажи правильно» | |
1 | Окончание. Роль в предложении при согласовании слов | Деформированные предложения. Игра «Исправь ошибки» | |
1 | Тренировочные упражнения на разбор слов по составу | Система упражнений на индивидуальных карточках | |
1 | Проверочная работа по разделу: «Морфемный анализ и синтез слов». Анализ проверочных работ. Работа над ошибками | Тест | |
1 | Ударение. Ударные и безударные гласные | Ритмизированные задания. Игра «Послушай и повтори» | |
1 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Подбор проверочных слов. Тренировочные упражнения | Слоговые, звукобуквенные схемы. Картинный материал | |
1 | Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант | Кроссворды. Раздаточный материал | |
1 | Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами | Зрительные опорные схемы для запоминания правописания словарных слов. Загадки | |
2 | Словарные слова | Кроссворды. Ребусы. Изографы. Игра «Доскажи словечко» | |
1 | Проверочная работа по разделу: «Безударные гласные». Работа над ошибками | Слуховой диктант. Тест | |
1 | Средства связи. Семантический анализ предложения. | ||
2 | Согласование. Связь подлежащего и сказуемого. | ||
2 | Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. | ||
2 | Изменение существительного по падежам (склонение). | ||
2 | Составление предложений из слов. Грамматическое оформление. Объединение их в связный текст. Выделение признаков связного текста | ||
1 | Текст. Существенные признаки текста. | ||
1 | Сравнение текста и его искаженных вариантов:
| ||
1 | Практические упражнения в распространении текста. | ||
1 | Развитие умений и навыков анализировать текст. | ||
1 | Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания. | ||
4 | Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ(4 класс)
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.
Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);
дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
различную неврологическую симптоматику(минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
пренатальную и постнатальную патологию.
Цель программы : научить детей слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу.
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование по коррекции дизорфографии.
Задачи программы:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | ||
2 раза в неделю (68 часов) | 1 раз в неделю (34 часа) | ||||
1. | Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | 4 | |||
2 . | Однокоренные слова. | 2 | 1 | ||
3. | Правописание гласных в корне слова. | 3 | 1 | ||
4. | Однокоренные слова. Части слова. Суффикс. | 1 | 1 | ||
5. | Образование слов при помощи суффиксов | 3 | 1 | ||
6. | Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок. | 2 | 1 | ||
7. | Однокоренные слова. Части слова. Окончание. | 2 | 1 | ||
8. | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 1 | ||
9. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
10. | Парные звонкие-глухие согласные в корне слове. | 2 | 1 | ||
11. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
12. | Удвоенные согласные. | 2 | 1 | ||
13. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
14. | Непроизносимые согласные в корне слова. | 3 | 1 | ||
15. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
16. | Контрольное списывание «Любовь к маме» | 1 | 1 | ||
17. | Однородные члены предложения. | 2 | 1 | ||
18. | Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками. | 2 | 1 | ||
19. | Имя существительное. | 3 | 1 | ||
20. | Правописание имен существительных 3-го склонения | 1 | |||
21. | Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей. | 2 | 1 | ||
22. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 4 | 1 | ||
23. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
24. | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | 1 | ||
25. | Обучающее изложение «Орел» | 2 | 1 | ||
26. | Имя прилагательное. | 2 | 1 | ||
27. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 3 | 1 | ||
28. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
29. | Глагол. | 1 | 1 | ||
30. | Правописание глаголов разных времен. | 2 | 1 | ||
31. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
32. | Местоимение. | 1 | 1 | ||
33. | Работа с текстом. | 1 | 1 | ||
34. | Диктант. Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||
35. | Обучающее изложение. | 1 | 1 | ||
36. | Диагностика результатов обучения | 2 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
Часть 1. Дифференциация гласных.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур., фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи. Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. |
| В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур. В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом. |
| В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста. В книгах представлены следующие тематические разделы:
|
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Ноутбук. Телевизор. Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Электронная игра «Игры с Логошей» | |
Экранно-звуковые пособия | |
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий для детей, имеющих недостатки звукопроизношения. | Разработанные упражнения успешно применяются в работе для автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч – с; р – л; щ – ч). |
Разработаны презентации к урокам по темам:
| Электронное приложение содержит дополнительные задания на закрепление изученного материала. Задания, представленные в игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей развиваются внимание, память, самостоятельность, сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних условиях для самостоятельной работы |
Игры и игрушки | |
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры (речевое лото) и т.д. | |
Оборудование кабинета | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Настенное зеркало Сенсорные панно Фибродуш |
Коррекция дизорфографии ( 1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата |
1-3. | Однокоренные слова. | 3 | |
4-8. | Правописание гласных в корне слова. | 5 | |
9. | Однокоренные слова. Части слова. Суффикс. | 1 | |
10-13. | Образование слов при помощи суффиксов | 3 | |
14-16. | Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок. | 3 | |
17-18. | Однокоренные слова. Части слова. Окончание. | 2 | |
19-20. | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | |
21. | Работа с текстом. | 1 | |
22-24. | Парные звонкие-глухие согласные в корне слове. | 2 | |
25. | Работа с текстом. | 1 | |
26-27. | Удвоенные согласные. | 2 | |
28. | Работа с текстом. | 1 | |
29-31. | Непроизносимые согласные в корне слова. | 3 | |
32. | Работа с текстом. | 1 | |
33. | Контрольное списывание «Любовь к маме» | 1 | |
34-36. | Однородные члены предложения. | 2 | |
37-38. | Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками. | 2 | |
39-31. | Имя существительное. | 3 | |
32-34. | Правописание имен существительных 3-го склонения | ||
35-36. | Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей. | 2 | |
37-40. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 4 | |
41. | Работа с текстом. | 1 | |
42-43. | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | |
44-46. | Обучающее изложение «Орел» | 2 | |
47-48. | Имя прилагательное. | 2 | |
49-51. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 3 | |
52. | Работа с текстом. | 1 | |
53. | Глагол. | 1 | |
54-56. | Правописание глаголов разных времен. | 2 | |
57. | Работа с текстом. | 1 | |
58-59. | Местоимение. | 1 | |
60. | Работа с текстом. | 1 | |
61-62. | Диктант. Работа над ошибками. | 2 | |
63-64. | Обучающее изложение. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы...
Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...
программа коррекционной работы в основной школе
программа коррекционной работы...
программа коррекционной работы в основной школе
выступление...
Программа коррекционной работы
Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков психическом развитии...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...
Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...