Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
план-конспект урока (5 класс) на тему

Вайзерова Евгения Александровна

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             План- конспект урока.

Тема: Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок . 5 класс

Цель: обучающиеся закрепят умение образовывать слова с  помощью  суффиксов и приставок__________

Задачи :

Образовательные : обобщение знании обучающихся о частях слова, отработка  умение находить______ суффиксы и приставки и навык образования слов с помощью приставок и суффиксов;__________________

Коррекционно-развивающие: развитие устной речьи регулирующую функцию речи через объяснение____ обучающимися своих действий, выбора; коррекция произвольного внимания, слухового восприятия через  выполнение графического диктанта; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения задания с мелкими предметами;_________________________________________________________________

Воспитательные : воспитание аккуратности, старательности, усердия и усидчивости, умения выполнять начатое дело до конца; взаимовыручку, умение работать  вместе; воспитание бережного отношения к близким людям, заботу,  внимание.

Тип урока: повторительно- обобщающий________________________________________________________

Основные знания: суффиксы и приставки участвуют в образовании новых слов_______________________

Понятийные значения на уроке: суффикс, приставка, корень_______________________________________

Оборудование: мультимедийный пректор, памятки-правила , листочки для графического диктанта, индивидуальные пакетики с заданиями

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1. Организация начала урока.

Цель : организовать учащихся, настроить на урок.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить уровень выполнения работы, исправить недочёты в работе

3. Актуализация знаний.

а) Чистописание // гимнастика для пальчиков

Цель: подготовить кисть рук, пальцы к письму; прописать букву;

б) обучающиеся вспоминают изученный материал

Цель: повторить пройденный материал, вспомнить определения изученных частей слова

4. Физминутка «Вертушка» ( музыкальная видеоразминка для рук)

Цель :отдых от письма, снятие напряжения пальцев, смена деятельности

5. Закрепление знаний, выработка умений и навыков

Цель: отрабатывать умения находить изученные части слова, систематизировать знания о частях слова

Весёлая зарядка : упражнение под музыку (3 мин)

Цель :  смена деятельности, профилактика усталости у учащихся , снятие напряжения мышц спины, рук.

5. Закрепление знаний, выработка умений и навыков (продолжение работы)

Цель: отрабатывать умения находить изученные части слова, систематизировать знания о частях слова

6.Подведение итога урока, оценивание обучающихся

7. Домашнее задание

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Оформление записи на доске.

-Прочитайте вопрос, дайте ответ, назовите суффикс.

- Что называется «суффиксом»?

- Проговариваем с движением:

Мне в стакан налили чай,

И сказали: «Размешай! »

Ложку пальчиками взял,

Сахар быстро размешал.

- На чистописании вы сегодня прописываете букву С (левый полуовал)

- Что размешивали в чае?

- Придумайте и запишите однокоренные слова к слова «сахар»

- Что называем «корнем» слова?

- Дайте определение понятию «однокоренные слова».

- Измените окончание в слове «сахарный», запишите эти слова

- Что называем «окончанием»?

Запишите в тетради словосочетания с этими словами.

- Прочитайте сл/соч-я.

-Запись предложения :

Бабушка любовалась новой сахарницей.

Беседа с учащимися :

- Как вы думаете, а откуда у бабушки новая сахарница?

-Кто должен заботиться, не забывать оказывать внимание бабушкам, дедушкам?

- Положили ручки. Сделаем весёлую разминку.

1) Графический диктант:

1. Каким знаком обозначается главная часть слова?

2.Обозначение на письме изменяемой части слова.

3. Обозначение части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Обозначение части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5. Начертите схему слов ДОМ, ДОМА.

Для учащихся 1 и 2 группы задания больше объёма и сложности

6. Начертите схему слов

ЛЕС, ЛЕСНИК.

7. Обозначьте знаки частей слова, которые служат для образования новых слов.

2) Задание: сейчас вы будете образовывать слова с помощью суффиксом и приставок.

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слова «уменьшительно-ласкательные»?

- Посмотрите на суффиксы, которые имеют такое же значение

- Выполнение упражнения 88, стр.36

Выборочная проверка учителем упражнения

Отложили работу. Отступили от парт, посмотрите, чтобы всем было удобно.

Выполняем упражнения за детьми ( видеозапись)

3) Учитель раздаёт детям индивидуальные пакетики.

Задание: освободите место перед собой на парте, высыпьте содержимое  пакета на парту , распределите части слов в два столбика : приставки и суффиксы.

- Проверяем : прочитайте суффиксы, прочитайте приставки

Задание : с данными приставками образуйте и запишите в тетрадь новые слова  от слова ХОДИЛ

-О каких частях слова мы сегодня говорили?

- Какое из них главное?

-Какие части слова используют для образования новых слов?

Анализ работ по графическому диктанту, выставление оценок.

Объявление домашнего задания, объёма задания по группам; пояснения по выполнению упражнения

Настраиваются на работу.

Записывают число, день недели, классная работа.

- Кто водит трактор?

(тракторист- суффикс –ист);

- Кто играет в футбол? ( футболист – ист);

- Кто убирает двор? (дворник – ник);

Кто охраняет лес? (лесник – ник)

Обучающиеся выполняют действия за учителем, имитируют размешивания сахара, в движении задействована только кисть рука;

меняют руку.

Прописывают три строчных буквы, три заглавных, повторяют в соединении

- Сахар.

Один ученик работает у доски, записывает слова, остальные работают в тетрадях:

САХАР, САХАРОК,

САХАРНИЦА,

САХАРНЫЙ

отвечают на вопросы

Ученик записывает : сахарное, сахарный, сахарная, сахарные ; выделяет окончание; даёт ответ на вопрос учителя

работа на местах

зачитывают : сахарная вата, сахарное печенье, сахарные трубочки, сахарный домик

Комментированная запись учеником предложения на доске, делает его разбор

Отвечают, рассуждают, называют один из вариантов – подарок

Делают вывод:

- приятно получать пожилым людям подарки, особенно от близких, от внуков; знать, что о них не забывают, любят.

Обучающиеся выполняют упражнение

Обучающиеся выполняют работу :

1___________

2 ___________

3___________

4___________

5___________

усложнённое задание

6____________

7____________

Сдают на проверку.

Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя.

Разбираем со слабыми учениками более подробно задание, с Колей И. прописываем первую пару слов.

 Дети выполняют 3 столбика заданий, а Лера Г. упражнение целиком.

Обучающиеся выполняют зарядку, стараясь успевать за действиями детей в видеоролике

 Дети высыпают содержимое пакетов ( у обучающихся 1 и 2 группы элементов больше и они мельче напечатаны), выполняют работу;

 Коля И. работает с учителем

Записывают слова : подходил, походил, находил, сходил, заходил, выходил,  

приставки выделяют

Обучающиеся отвечают

Записываю задание в дневники.

Коррекция поведения, умения переключаться с отдыха на учебную работу, коррекция внимания.

Коррекция произвольного внимания через слушание ответов товарищей, дополнение.

Формирование ручной умелости, ритмичности движений, их соразмерности.

Развитие регулирующей функции  речи через объяснение написания, рассуждения-выделения суффиксов

Развитие речи через активизацию пассивного словаря

Коррекция и развитие личностных качеств, умение выражать свои чувства

Формирование ритмичности движений;

коррекция поведения, умения переключаться с учебной работы на отдых;

Коррекция произвольного внимания, мыслительных операций  ( анализ)

Коррекция и развитие личностных качеств : усидчивость, навыки самоконтроля

Формирование ритмичности движений; их плавности и соразмерностинрности

Коррекция мелкой моторики пальцев, координации движений

Развитие речи через активизацию пассивного словаря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-

Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-......

Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.

Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных....

«Образование прилагательных с помощью суффиксов - СК - , - К -»

Конспект  урока русского языка в 6 классеТема: «Образование прилагательных с помощью суффиксов  - СК - , - К -»Цели:1. Познакомить учащихся с условиями различения на письме суффи...