СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Театр пальчиков и языка в формировании звукопроизношения у детей
материал на тему

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley_dou.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД  «ВАСИЛЁК» Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 Театр пальчиков и языка в формировании

звукопроизношения у детей

                                                                                                 Учитель-логопед

МКДОУ «ДС КВ «Василёк»

г. Тарко – Сале Пуровского района

                                                                          Назарук М

2013г.

Одним из необходимых условий правильного произношения звуков, является определенный уровень развития речевой моторики. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

  Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными и координированными. Ребенок должен ощущать и контролировать те двигательные акты, которые он выполняет при произнесении определенных звуков. Это достигается слуховым, зрительным и кинестетическим контролем.

Поэтому в процессе нашей коррекционной работы мы уделяем столь важное  значение развитию и совершенствованию артикуляционной моторики. Прежде всего, работу начинаем  со знакомства детей с органами артикуляции.  Учим детей находить и правильно называть язык, губы, зубы, верхнюю, нижнюю челюсти, небо. Уточняем, что язык  имеет переднюю часть (кончик), спинку и корень. Вначале находим по фотографии, по рисунку, затем дети рассматривают у себя, запоминают названия.

В структуру логопедических занятий, кроме упражнений направленных на постановку того или иного звука, обязательно включаем статические и динамические общеразвивающие упражнения.

 Эти подготовительные упражнения способствуют выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Кроме того, с их помощью происходит объединение простых движений в сложные.

        Исходя из положения о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса, мы использовали в подготовительном этапе различные упражнения по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики.

 Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук. То есть у большинства детей с проблемами развития речи неверные, некоординированные движения пальцев.  Развивая пальчики ребенка, мы тем самим помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики,  головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев.         

Следовательно, с детьми-логопатами  необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.

К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику.

 Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру.

Несколько таких игр предлагаю вашему вниманию.

«Цветок»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык вытянуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз).

Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев).

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Кукушка»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Летела кукушка мимо сада.

Руки согнуть в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев.

Выполнять движения языком вверх – вниз, вверх-вниз.

Поклевала.

Руки согнуть в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «птица клюёт»

Выполнить упражнение «Лошадка» поцокать языком 4 раза.

Всю рассаду

Положение рук поменять, движения повторить

Выполнить упражнение «Лошадка» поцокать языком 4 раза.

И кричала «Ку-ку-мак!».

Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «птица раскрывает и закрывает клюв»

Округлить губы как при произнесении звука [о], закрыть рот.

Разжимай один кулак

Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать –сжимать их.

Поочередно надувать щеки.

«Лиса»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Уж как шла лиса по тропке.

Указательным и средним пальцами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед.

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз.

Нашла грамоту на тропке.

Положение рук  поменять, движения повторить.

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз.

Она села на пенёк

Сжать кулаки, один кулак поставить на другой.

Положить широкий передний край языка и на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

И читала весь денёк:

Ладони развернуть от груди

Выполнять движения языком влево - вправо.

«Мамочка, мама!

Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать.

Поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой»

Милая моя.

Те же движения выполнять безымянными пальцами.

Мамочка, мама!

Те же движения выполнять средними пальцами.

Я люблю тебя!».

Те же движения выполнять указательными пальцами.

Те же движения выполнять большими пальцами.

При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя.

«Замок»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

На двери висит замок.

Пальцы сцепить в «замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, Чтобы были видны верхние и нижние резцы.

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой

Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п.]

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони  в разные стороны

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения  влево - вправо.

Потянули

Потянуть ладони в разные стороны.

Растянуть губы в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны.

Широко открыть рот.

«Мышки»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Раз,

Два,

Три,

Четыре.

Жили

Мышки

На квартире.

Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь смотрит вправо. Правую руку согнуть в локте на уровне плеча,  пальцы сжать в кулак, упереться в ладонь правой руки.

Поочередно надувать щеки – 8 раз.

Чай пили

Ладони соединить ребрами, кисти рук собрать в «чашечку».

Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит посередине языка.

Чашки били

Резко разомкнуть ладони, развернуть вниз.

Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук [д-д-д]

По-турецки говорили:

Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения

Широким кончиком языка выполнять движения вперед-назад по верхней губе и добавить голос («Болтушка2).

Чаби, чиляби.

Чиляби, чаби, чаби».

На каждое слово поочередно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой -  с большим, указательный с указательным и т. д.

«Рыбка плавала в пруду»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла.

Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения.

 Выполнять движения языком  вверх-вниз.

Корм глотала на ходу,

ротик открывала.

Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем придвигать их к большим пальцам.

Округлить губы как при произнесении звука [о], закрыть рот.

Лягушонок мимо плыл,

Щёки раздувая.

Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения.

Поочередно надувать щеки.

Ножкой дрыгал

 Влево – вправо,

Соединить ладони: правая снизу, левая сверху. Разводить пальцы в стороны, затем соединять (4 раза)

Выполнять движения языком влево – вправо.

Устали не зная.

Положение рук поменять. Повторить движения.

Повторить движения языком

«Краб»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб,

шкряб.

Вот на пальму лезет

краб.

Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев.

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад.

Ах-ох-иех. Сверху вниз

Летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз.

Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз.

Шкряб, шкряб, шкряб,

шкряб.

На песок сползает краб.

Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю.

С напряжением тянуть язык к подбородку.

Ах-ох-иех. Краб внизу, а

где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивление.

Шкряб, шкряб, шкряб,

шкряб.

Вновь на пальму лезет

краб.

Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить.  Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев.

Широким кончиком языка гладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад.

Ах-ох-иех. Сверху вниз

Летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз.

Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз.

Шкряб, шкряб, шкряб,

шкряб.

На песок сползает краб.

Кистью правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю.

С напряжением тянуть язык к подбородку.

Ах-ох-иех. Краб внизу, а

где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивление.

Хром, хром, хром, хром.

Две мартышки под кустом

Хряп, хряп, хряп, хряп.

Подушечками  пальцев обеих рук погладить щёки.

Имитировать процесс жевания.

Ну и чудик этот краб!

Большими и указательными пальцами оттянуть уши.

Высунуть язык.

«В лес за грибами»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

За грибами в лес пошли,

Руки согнуть в локтях ладонями вниз, указательными и средними пальцами имитировать движение ног при ходьбе.

Широким языком дотронуться с наружной стороны до верхних зубов, затем до нижних зубов.

Много там грибов нашли.

Руки развести в стороны.

Прижать язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении.

Встретили косого зайку.

Руки приставить к голове («ушки»)

Закусывать то верхнюю губу, то нижнюю.

Убежал т нас зазнайка.

Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и средним пальцами правой руки «пробежаться» по ладони левой руки.

Выполнять движения языком влево - вправо (с закрытым ртом).

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Руками поглаживать живот

Имитировать процесс жевания.

Дятел тукал: тук да тук.

Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным и  пальцам правой руки касаться   ладони левой руки на каждый слог.

Широким кончиком языка постучать о нёбо, произнося звук [д-д-д]

Раздавался громкий стук.

Положение рук поменять. Повторить движения.

Повторить звук [д-д-д]

 «Осьминог»

Текст  произносит

 взрослый

Движения или статичная поза

рук

губ и языка

Много ног у осьминога.

Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой».

Все они ему нужны.

Поочередно сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Заменяют ему руки.

Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой».

Очень ловкие

Поочередно сжимать пальцы в кулак, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Они.

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, логосказки, стихотворные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей " Использование сказок и сказочных игр в развитии детей "

Цель семинара - повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс...

Семинар-практикум для родителей "Играем пальчиками"

Цель построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Семинар-практикум для родителей «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. ...

Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов ...